Первым храмом Лебедяни, получившей в 1613/1614 г. статус города и первого воеводу Л.А. Кологривова, стала церковь, построенная вскоре после этого в пределах лебедянской крепости. До этого времени в Лебедяни храма не было, т. к. с первого упоминания в документах 1605 г. и вплоть до 1613 г. Лебедянское городище называлось сельцом и, следовательно, как владельческое поселение располагало усадьбой вотчинника и, возможно, часовней.
После разорения Лебедяни в 1613 г. город был восстановлен, но в 1618 г. во время нападения войска запорожского гетмана Сагайдачного вновь выжжен дотла. После этого на высокой горе, над Доном, строятся новые укрепления: у самой кручи правого берега – небольшая крепость со стенами из вертикально врытых брёвен – «малый острог», а вокруг него – вторая линия стен – «большой острог». Одновременно в малом остроге строятся административные здания и соборная церковь, по всей видимости, сменившая прежнюю, о точном времени построения и храмонаименовании которой, к сожалению, нам пока ничего не известно. Можно лишь предположить, что новый собор был освящён в прежнее храмонаименование и именно он упоминается среди построек малого острога Лебедяни в писцовых книгах 1627-1628 гг.: «…соборная церковь древяна клецки с папертью во имя Николы Чудотворца, а в церкви Божие Милосердие образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение государя царя и великого князя Михаила Федоровича…» [1]
Как известно, деревянные постройки недолговечны – время постепенно разрушает их, отводя таким строениям недолгий век жизни – около 100 лет. Но самая серьёзная опасность грозила деревянным храмам от частых в те времена пожаров. Сгорела 25 апреля 1662 г. и соборная церковь во имя святителя Николая Чудотворца, о чём лебедянский воевода Пётр Камынин докладывал государю: «… в 170-м году апреля в 25 день гневам Божиим, как горел город Лебедянь, и в то… число на Лебедяни внутре городе в Малом острошке згорела… соборноя опостольская церковь во имя Николы Чюдотворца, да тое же соборныя церкви месныя образы, книги и ризы и колокола и всякоя церьковная утварь вся погорела без остатку. Ато… церковь строения было… блаженныя памяти государя царя и великого князя Михаила Фёдоровича всеа Руси. И после… того пожару на Лебедяни соборноя апостольской церковь вновь не строено. А на Лебедяни, государь, без соборныя церкви быть не возможно, потому что на Лебедяни в городе и в остроге иных церквей нет». Но лишь через три года последовал царский указ воеводе о постройке соборной церкви в Лебедяни: «Великий государь указал тое соборную церковь построить всем городом… И как к тебе (лебедянскому воеводе Петру Камынину. – Прим. авт.) ся наша, великого государя, грамота придет, и ты б лебедянцом служилым и жилецким и всяких чинов людем всем городом велел соборною церковь построить вновь… Писана на Москве лета 7173-го июня в 20 день (20 июня 1665 г. – Прим. авт.)» [2]. Следует предположить, что в отсутствии в Лебедяни соборной церкви жители молились в слободских храмах и посещали Троицкий мужской монастырь.
В 1671-1674 гг. причт Никольской соборной церкви бил челом о пожаловании храму колоколов вместо прежних, расплавившихся в пожаре 1662 г. [3]
Вот как описывает соборную церковь и причт «Окладная книга Рязанской митрополии» 1676 г.: «Церковь иже во святых отца нашего Николы Чюдатворца саборная внутре городе на Лебедяни. Двор попа Ивана. Двор дияканов. Десять дворов бобыльских. Церковной земли пятнатцать чети. Сена десять копен. А рыбных ловлей нет. И всего адиннатцать дворов. А прежния дани была с тое церкви пятнатцать алтын две денги. И по скаски за рукою тое церкви попа Ивана против прежнего убыла два алтына чатыре денги. И всея дани двенатцать алтын чатыре денги» [4].
Новый Никольский собор был построен на территории «большого острога», что зафиксировано в писцовой книге Лебедянского уезда 1685-1686 гг. «письма и межевания» стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного: «В городе Лебедяни в Большом остроге церковь соборная древяная во имя Святаго великаго чюдотворца Николая… И к той соборной церкви и к церковному месту на кладбища земли в длину от Малово острогу сорок сажен, з другую сторону подле двора Гаврила да Давыда да Федора Кузминых и по проезжей улице тритцать девять сажен, поперешнику от житного двора и по проезжей улице дватцать три сажени, другова поперешнику подле двора боярина князь Ивана Борисовича Троекурова тринатцать сажен. Огорожено забором. Да за острогом в Пушкарской слободе на церковной земле двор той соборные церкви Николаевского попа Ивана, двор дьякона Федора, место дьячково, место пономарево. Да за ними ж на церковной земле бобыли: во дворе Ефремко Савельев сын Михайлов и Калашников он же з детми с Сергушкою да с Васкою да с Ывашком да Кирилком, во дворе Якушка да Ярмилка Семеновы дети Михайловы Калашниковы они ж, у Якушки» [5].
Следующий по времени документ, составленный в 1702 г., позволяет наглядно представить себе не только внешний вид соборного Никольского храма, но и его внутреннее убранство. В остроге «Соборная церковь Николая Чюдотворца древянна об одной главе, ветха. В ней месных святых икон: Образ Всемилостиваго Спаса, венец и гривенка серебреные резные вызолочены. Образ Казанские Пресвятыя Богородицы, венец з городами и гривенка серебреные резные вызолочены, убрус низан жемчюгом с каменьи. На полях и на цке оклад серебреной глаткой вызолочен. Образ Николая Чюдотворца, три венца з гривенки серебреные резные вызолочены. На цке и по полям оклад серебреной басемной вызолочен. В привесе три креста серебреных, два золотых. Серебреных денег тритцать алтын. Образ Пророка Божии Илии.
Царские двери с евангелисты, с прописью золотом. Деисусов три пояса. Один пояс ветх.
В олатри на престоле Святое Евангелие, в десть. Распятие и евангелисты серебреные резные, местами вызолочены. Крыто зеленым бархатом. Защепки и на исподней цке средник и наугольники серебреные. Запрестольной Образ Пресвятыя Богородицы Владимерские, венец и гривенка серебреные резные с каменьи, вызолочены. В привесе серебреных денег и золоченых копеек два рубли четыре денги.
Сосуды оловянные. Благословенной крест, обложен серебром, оклад басемной глаткой, вызолочен. Чаша водосвятная, шесть ломпад, паникадило небольшое, медные… Евангелие толковое недельное, две Треоди посная да тветная, восмь книг Миней месных, два Октая, Пролог сентябрской половины, Ермологии, Апостол, Псалтырь в полдесть, Чесослов, Требник, Служебник. Кадило, укропник, четыре ломпады, медныя.
На колокольне два колокола, весу в них пять пуд шеснатцать фунтов» [6].
В 1703 г. страшный пожар практически полностью уничтожил Лебедянь. Сгорела и крепость, впоследствии не восстановленная, и все строения, находящиеся в ней. В том числе и обветшавшая к тому времени соборная церковь святителя Николая Чудотворца. Лебедянцами была выстроена новая соборная церковь, освящённая теперь «во имя Пресвятые Богородицы Казанские». Именно она упоминается в переписных книгах Лебедяни и Лебедянского уезда 1710 г. «переписи лебедянского комендата Ивана Антоновича Домагацкого». На Лебедяни же «…на посаде соборные церкви за попом Федором Ивановым три двора бобыльских… деревни Крутой соборные церкви за попом Федором Евтевьевым двор скотской, а в нем скотник… Той же соборной церкви за попом Дмитрием построен двор для приезду во время пашни, а людей в нем нет. Соборные ж церкви за попом Фёдором Ивановым двор скотской, а в нем скотник по записи на урочные годы…» [7]
Спустя десятилетие после возведения новой соборной Казанской церкви что-то подвигло жителей города построить ещё один деревянный храм и освятить его в память прежнего собора – во имя святителя Николая Чудотворца. Произошло это около 1715 г., поскольку в «Переписной книге дворов церковников и подьячих города Лебедяни и слобод» 1714 г. упоминается одна лишь Казанская соборная церковь [8], а в документах 1716 г. значатся уже оба храма: «Казанские Пречистые Богородици, да после переписи построена другая церковь — во имя Святого чудотворца Николая. У тех церквей во дворе поп Фёдор Евсеев сын 65 лет» [9]. С этого времени оба отдельно стоящих храма – Казанский и Никольский, имевшие один общий причт, именовались соборными храмами города Лебедяни.
К 1768 г. обе церкви пришли в такую ветхость, что «в зимнее время от мятели и в летнее время от дождя происходила немалая течь; почему вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанския Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием», которая и была освящена в 1771 г. [10] Старые деревянные соборные храмы были разобраны.
Так завершилась полуторавековая история первого лебедянского собора во имя святителя Николая Чудотворца, уступившего своё место в церковной истории города соборному храму Казанской иконы Божией Матери.
СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ СОБОРНОГО ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Священники:
Евсевий – 1662-1665
Евсевьев Иоанн – 1690-1702
Иванов Феодор – 1702-1703
Евсевьев Феодор – 1711-1716
Стефан – уп. 1747
Примечания:
1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Д. 229. Л. 28.
2. РГАДА. Ф. 210. Стб. 563. Л. 1-4.
3. Там же. Стб. 729. Л. 107-110.
4. ГАРО. Ф. 627. Оп. Доп. 1707-1914. Д. 328. Л. 569.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 392. Л. 441-441 об.
6. РГАДА. Ф. 237. Oп. 1. Ч. 1. Кн. 54. Л. 63-65.
7. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 1041. Л. 180-184 об.
8. РГАДА. Ф. 1137. Оп. 1.Д. 25, 89. Л. 1.
9. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Ч. 1. Д. 1042. Л. 1.
10. ТГВ. 1856. № 25. С. 133-134.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»