Величественная каменная Христорождественская церковь, возвышавшаяся в XIX – первой половине XX в. на вершине Тяпкиной горы, была подлинным украшением Лебедяни. Вместе со стоящим рядом Старо-Казанским собором этот храм встречал всех гостей города, подъезжающих к нему с восточной стороны. К сожалению, в настоящее время силуэт храма Рождества Христова в панораме центральной части города отсутствует. Христорождественская церковь разрушена в годы советской власти, и наш долг – сохранить память об этом приходском храме, в котором были крещены, повенчаны и отпеты тысячи и тысячи лебедянцев.
Как уже было сказано в статье о Георгиевском храме, первая деревянная церковь во имя Рождества Христова была построена во второй четверти XVIII в., а вместо неё в 1780-х гг. и была сооружена каменная Христорождественская церковь. В самом конце XVIII столетия к ней была пристроена «каменная тёплая церковь с колокольней как придельная на месте старой Егорьевской». Придел Христорождественского храма освятили во имя прежнего приходского храма святого Георгия Победоносца [1].
В 1836 г. храм Рождества Христова был обнесён каменной оградой с воротами и шестью башнями, а в 1881 г. к притвору церкви пристроены караулка и кладовая. В 1878 г. на храмовой части была заменена кровля, а в 1882 г. – на трапезной [2].
Длина всего храма с колокольней составляла 60 арш., ширина – 16 арш., наибольшая высота до верха карниза – 20 арш. [3] Храмовая часть построена в виде двусветного куба с высоким ненарушенным куполом и восьмигранным барабаном. Стены украшены угловыми рустованными пилястрами и барочными наличниками. «По углам стен четыре небольшие главки… больших окон 19 и 4 малых в куполе. Тёплая часть (трапезная): стены построены из кирпича весом 13 фунтов, середина засыпана бутом, снаружи стены украшены рустом… Кровля из белой жести на церкви дуговая (на трапезной без конька). У спусков кровли подзоры железные. Фонарь на сводах глухой, цельный, восьмигранный с колоннами, устроен прямо над сводами, на нём один поясок вверху. Глав 5, они имеют форму маковиц …железные, вызолочены. Кресты на главах четырёхконечные, железные, вызолочены, без цепей. Паперть устроена с западной стороны. С востока к храму примыкает полукруглая алтарная апсида длиной, 11 аршин, шириной 13 аршин. В алтаре три окна. Наличники на окнах из кирпича с гранями… Решётки железные» [4]. Снаружи храм был окрашен масляной краской [5].
Трёхъярусная колокольня, крытая белой жестью, была увенчана крестом, вызолоченным червонным золотом. Высота колокольни составляла 16 саж. 2 арш., длина – 11 саж. 1 арш., ширина – 16 арш. Углы колокольни были украшены гладкими парными полуколонками, венчал её карниз «из кирпича в виде зубчиков». В первом ярусе колокольни, над дверью, располагалось круглое окно. На третьем ярусе, над вертикальными проёмами звонов с полуциркульным завер-шением также были выполнены круглые, как и в первом ярусе, проёмы. Всех колоколов на колокольне Христорождествен- ской церкви насчитывалось шесть штук. Один был перелит и прибавлен в объёме 20 декабря 1868 г. На нём изображены иконы Спасителя, святителя Николая Чудотворца, Святой Троицы, святого Георгия Победоносца и Скорбящей Божией Матери. Остальные пять колоколов изготовлены в 1800 г. [6]
Внутри храмовая часть выглядела как квадратная палата, алтарь в ней отделялся деревянной стеной с тремя пролётами. Трапезная внутри устроена была также в виде палаты, от которой притвор отделялся глухой стеной. «В настоящей своды крестовые, в трапезной – стрельчатые. В трапезной один столб четырёхгранный. Полы везде деревянные. Отопление в церкви духовое».
По свидетельству очевидцев, в середине XIX столетия Христорождественская церковь «…по внутреннему благолепию есть одна из лучших и богатейших церквей в городе». Подтверждают это и описания внутреннего убранства храма конца XIX – начала XX в.
Трёхъярусный иконостас главного престола «о четырёх ставах в старинном вкусе, резной, вызолочен сплошь червонным золотом. Местные образа древней живописи в богатых серебряных ризах. Все они и некоторые другие над ними писаны в 1681 г. лебедянским посадским человеком Иваном Константиновым». Длина его и ширина составляла 18 арш. Оценён иконостас в 1910 г. в 8000 руб. В трапезной иконостас Георгиевского придела был двусторонним. Длина лицевой стороны составляла 8 арш., высота – 5,5 арш., длина боковой стороны – 7 арш., высота – 5,5 аршина. Оценён в 1910 г. в 2000 руб. [7] Придельный иконостас был переделан в 1889 г. на средства, пожертвованные старостой храма купцом П.И. Стрельниковым [8].
В правом предалтарии храма располагалась ризница, в левом – жертвенник. «Пол алтарной части выше пола храма на две ступени. Престол в главном алтаре сделан из дубового дерева, длина и ширина его 1 арш. 11 вершков, вышина – 1 аршин 6,5 вершка. Над престолом раскинута прекрасная из дерева вызолоченная сень на 4 вызолоченных колоннах с изображением Господа Саваофа. Вся церковь расписана масляными красками и представляет события Ветхого и Нового Завета.
Царские двери резной работы, позолоченные с образами Благовещения Богородицы и четырёх евангелистов. По правую сторону образ Спасителя в серебряной вызолоченной ризе, украшенной камнями и стразами. Южная дверь с изображением архангела Михаила. По левую сторону образ Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряной чеканной работы ризе, позолоченной и украшенной камнями и стразами. Северная дверь с изображением архистратига Гавриила. Форма верхушек Царских врат дугообразная.
Солея деревянная на 2 ступени выше, без решёток, амвон деревянный, без сени. Клиросы отделены дощатой перего-родкой, покрашенной розовой краской с позолоченной резьбой. У правого клироса помещается хоругвь на зелёном сукне под золотом с изображением Крещения Господня с одной стороны и Божией Матери с другой. У левого – хоругвь с изображением Воскресения Господня и святого Николая» [9].
К достопримечательностям Христорождественского храма относились местночтимая и почитаемая чудотворной икона Божией Матери «Всех скорбящих радости» с серебряным крестом, в котором хранились частицы мощей св. Нестора, святого Арсения Трудолюбивого и святого Паисия, а также Казанская икона Божией Матери, спасённая из пожара в упразднённом Преображенском девичьем монастыре. Эту икону весьма почитали старообрядцы, которые служили перед ней молебны во время своих приездов в Лебедянь по торговым делам [10]. На другую почитаемую икону – Святой Живоначальной Троицы – в 1874 г. была устроена на пожертвованные старостой храма купцом второй гильдии Павлом Ивановичем Стрельниковым 1151 руб. серебром серебряная риза весом 26 фунтов [11]. Вся же серебряная утварь и ризы на иконах в Христорождественском храме весили около 7 пудов.
Благолепный внутренний вид и многочисленные святыни, украшенные серебряными ризами, были плодом любви к своему приходскому храму многих горожан, среди которых были и состоятельные лебедянские купцы. Всего, по данным на 1889 г., в приходе храма Рождества Христова насчитывалось 306 домов, в которых проживали 1228 мужчин и 1267 женщин [12]. В 1911 г. в приход Христорождественской церкви кроме 300 городских дворов с 1255 жителями мужского пола и 1348 жителями женского пола входили три слободы: Стрелецкая с 133 дворами, 569 жителями мужского пола и 590 женского; Подмонастырская с 53 дворами, 246 жителями мужского пола и 262 женского; Кузнецкая с 58 дворами, 231 жителем мужского пола и 246 женского [13]. Прихожанами Христорождественской церкви являлись и государственные крестьяне Стрелецкой слободы Поликарп Васильевич и Екатерина Максимовна Зайцевы, у которых 1 ноября 1890 г. родилась дочь Матрона – будущая известная подвижница схимонахиня Серафима (Белоусова) [14]. Крестил Матрону Зайцеву священник храма Рождества Христова Иоанн Златоверховников, а через двадцать лет другой священник этого храма – о. Иоанн Бредихин – венчал её с лебедянцем Кириллом Петровичем Белоусовым. Ещё до революции 1917 г. семья Белоусовых переехала на постоянное жительство в Козлов (ныне Мичуринск Тамбовской области. – Прим. авт.), затем в Воронеж, откуда Белоусовы снова переехали в Мичуринск. Духовная жизнь Матроны Белоусовой, принявшей в 1923 г. монашеский постриг с именем Мария-Магдалина, а в 1962 г. великую схиму с именем Серафима, была связана с Оптиной пустынью, старцы которой Анатолий (Потапов) и Нектарий (Тихонов) были её духовными отцами. Впоследствии она тесным образом была связана с известным подвижником игуменом Серафимом (Мякининым). Матушка Серафима была отмечена даром прозорливости, по её молитвам происходило много чудес. К ней в Мичуринск приезжали многочисленные духовные чада, а народ почитал её старицей. Со дня кончины подвижницы прошло уже более 40 лет, но память о ней продолжает жить в людских сердцах. Так, Христорождественский храм Лебедяни стал местом крещения известной подвижницы веры и благочестия.
В 1889 г. храму Рождества Христова принадлежало 46 дес. 1800 саж. пахотной земли, сенокосной – 8 дес. 600 саж.15 В 1911 г. земли «в одном поле» насчитывалось 49 дес. 38 кв. саж. [16]
При храме с 1897 г. действовала церковно-приходская школа в кирпичном одноэтажном здании размером 12,5 х 16 х 5 арш. с 7 окнами и 4 дверями [17]. Заведующим и законоучителем школы был настоятель, а учителем в 1910-х гг. – Евгения Ионовна Вознесенская [18]. Посетивший в 1899 г. Христорождественскую церковно-приходскую школу епископ Тамбовский Георгий (Орлов) отметил, что она имеет «…приличное и удобное помещение и учебное дело поставлено хорошо: учащиеся отвечали по всем предметам хорошо, а пели очень стройно и смело разные песнопения из литургии и всенощной» [19]. В 1911 г. сопровождавший епископа Тамбовского Кирилла (Смирнова) в поездке в Лебедянь протоиерей Тихон Поспелов оставил следующие впечатления о школе при Христорождественском храме: «Церковная школа Христорождественской церкви помещается в небольшом каменном доме, построенном нарочито для школы. В школе обучается 25 детей обоего пола; успехи их найдены удовлетворительными» [20].
Первое время в Христорождественской церкви было два штата священно- и церковнослужителей, но в 1836 г. один штат был переведён к Старо-Казанскому собору и с того времени в причт храма Рождества Христова входили священник, диакон и два псаломщика. В 1908 г. последним настоятелем храма стал о. Владимир Иоаннович Бредихин. Родился он в 1865 г. в семье диакона, в 1887 г. окончил Тамбовскую духовную семинарии и тогда же был определён на должность псаломщика Рождество-Богородицкой церкви Лебедяни. В 1890 г. был рукоположен в священника к церкви с. Хрущёво Лебедянского уезда, где состоял также в должностях законоучителя церковно-приходской школы и двух земских училищ в соседних деревнях, духовно-судебного следователя 2-го благочиннического округа и Лебедянского уезда и уездного наблюдателя церковно-приходских школ. В 1908 г. о. Владимир Бредихин перемещён к Христорождественской церкви Лебедяни. С этого же года он исполнял обязанности помощника благочинного Лебедянского городского округа, законоучителя в Христорождественской церковно-приходской школе, мужской и женской частной гимназиях, а с 1910 г. и женской гимназии города. За свои пастырские труды, а особенно за усердие и заслуги по учебному ведомству, о. Владимир Бредихин был награждён: в 1896 г. – набедренником; в 1899 г. – Библией от Святейшего Синода, в 1900 г. – скуфьей, в 1905 г. – камилавкой, в 1913 г. – золотым наперсным крестом, в августе 1917 г. – саном протоиерея [21].
На плечи о. Владимира Бредихина легли заботы о сохранении Христорождественского храма и его общины в трагические для Русской Православной Церкви 1920-е гг. Он упоминается как настоятель храма в 1926 г.22 и, вероятно, оставался в этой должности до самого закрытия церкви Рождества Христова, которое произошло в начале 1930-х гг. По сведениям на 1935 г., протоирей Владимир Бредихин проживал в приходе Ново-Казанского собора, занятого обновленцами, и, как сообщал в Елецкое епархиальное управление обновленческий настоятель собора М.Д. Мелахроно, принадлежал к так называемой «староцерковной ориентации». Из доноса, а по-другому назвать отчёт Мелахроно о деятельности «тихоновских» священников в его приходе нельзя, о. Владимир хотя и вёл агитацию против обновленчества, но так скрытно, что добыть точные сведения об этом обновленцам не удавалось; по слухам он совершал и некоторые требы по домам, но также тщательно это скрывал, и от властей, и от «живоцерковников» [23].
По воспоминаниям старожилов, в 1946 г. Христорождественский храм – краса и гордость Лебедяни – был взорван. Затем в течение нескольких лет церковные руины ломали на кирпич, который использовался для строительства нового Дома культуры, возводимого по соседству [24].
Сегодня на месте храма Рождества Христова стоит неказистый памятник Ленину, а севернее – обелиск воинам-лебедянцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Хочется надеяться, что когда-нибудь Христорождественский храм будет возрождён, а пока на его месте можно было бы поставить памятную часовню, которая напоминала бы людям о подлинной истории этого святого для лебедянцев места.
СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Священники:
Родионов Андрей – 1764-1775
Иванов Герасим – 1768-1786
Саввин Стефан – 1772-1794
Стефанов Гавриил – 1796-1814
Ильин Тимофей – 1787-1796
Аехницкий Исидор – 1796-1818
Иванов Филипп – 1818
Щепотинский Иоанн Амплиевич – 1815-1835
Марков Тимофей Маркович – 1819-1852
Филиппов Гавриил – 1853
Чернеевский Василий Феодорович – 1853-1856
Оболенский Иоанн Макарович – 1856-1859
Доброхотов Борис Александрович – 1857-1886
Рождественский Василий Филиппович – 1860-1875
Златоверховников Иоанн Иоаннович – 1886-1908
Бредихин Владимир Иоаннович – 1909-1926
Диаконы:
Родионов Гавриил – 1803
Иванов Филипп – 1805-1808
Родионов Василий – 1809-1842
Яковлев Иоанн – 1843-1849
Романов Василий – 1843-1858
Успенский Александр Иоаннович – 1858-1889
Песков Василий Анисимович – 1874-1885
Серебряков Алексий – 1890-1892
Лебедев Иоанн Андреевич – 1893-1898
Ястребцев Иоанн Тихонович – 1899-1900
Алёшинский Александр Константинович – 1901-1907
Цветков Василий Иоаннович – 1908-1918
Иванов Игнатий Иоаннович – 1908-1917
Дьячки:
Тимофеев Иван – 1805-1823
Иванов Александр – 1826-1835
Родионов Пётр – 1808-1819
Родионов Василий – 1809-1839
Николаев Пётр – 1829-1834
Иванов Иван Яковлевич – 1833-1864
Песков Василий Анисимович – 1858-1862
Сокольский Иван Матвеевич – 1863-1871
Иванов Игнатий Иванович – 1867-1885
Пономари:
Глаголев Василий Яковлевич – 1805-1830
Ефимов Андрей – 1830-1835
Антонов Афанасий – 1832-1835
Данилов Иван Иванович – 1837-1862
Виноградов Иван Васильевич – 1858-1862
Белов Стефан – 1864
Иванов Пётр Васильевич – 1869-1876
Люстров Садок – 1865-1884
Виряев Николай —1877
Псаломщики:
Люстров Садок – 1885-1893
Иванов Игнатий Иванович – 1886-1907
Ялтуновский Николай Антонович – 1893-1906
Кременецкий Александр – 1906-1909
Автономов Николай Петрович – 1909-1913
Суренский Сергей – 1913-1917
Крылов Николай – 1913-1917
Примечания:
1. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1740. Л. 15 об. — 16; ТГВ. 1856. № 25. С. 134.
2. Там же. Д. 2237. Л. 268-269.
3. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 15-15 об.
4. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6053. Л. 3-5 об.
5. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 15-15 об.
6. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6053. Л. 9 об.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 15-15 об.
8. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 21 об. — 22.
9. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6053. Л. 7-8.
10. Черменский П.Н. Старинные храмы г. Лебедяни // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 50. СПб., 1913. С. 141.
11. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 20 об.
12. Там же. Л. 22 об.
13. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 482.
14. ГАЛО. Ф. 273. Оп. 5. Д. 167. Л. 118 об. — 119.
15. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 14-15.
16. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 482.
17. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 15-16.
18. ПКТГ на 1915 г. Тамбов, 1915. С. 412.
19. ТЕВ. 1899. № 39. С. 995.
20. ТЕВ. 1911. № 15-16. С. 914.
21. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 270 об. — 271 об.
22. ГАЛО. Ф. Р-23. Oп. 1. Д. 184. Л. 717.
23. ГАВО. Ф. 3-2565. Oп. 1. Д. 23. Л. 15 об.
24. Акимов В.В. Лебедянь от А до Я. Из блокнота краеведа. Липецк, 2005. С. 288.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»