Храм святителя Николая Чудотворца — Воргол.Ру

Храм святителя Николая Чудотворца

Храм святителя Николая Чудотворца
Храм святителя Николая Чудотворца. Фото 2008 г.

При въезде в Лебедянь с западной стороны по старой дороге, сразу же за железнодорожным переездом и старым элеватором, в глаза бросаются новые большие корпуса Лебедянского экспериментального завода, славящегося на всю страну своей продукцией, а напротив него – маленький храм с полуразрушенными колоннами и осыпавшейся штукатуркой. Это Никольская церковь – единственный в Лебедяни храм, расположенный на левом берегу Дона, в бывшей Покрово-Казацкой слободе!

Каменная холодная церковь святителя Николая Чудотворца начата была постройкой в 1825 г. лебедянскими купцами Корчагиным и Плешковым с помощью различных «доброхотнодателей» и попечением мещанина Филиппа Ивановича Проскурина. Закладку храма освятил настоятель Казанского собора протоиерей Аристарх Казмин. В 1831 г. храм был окончен постройкой и освящён 15 сентября того же года Преосвященным Евгением (Баженовым), епископом Тамбовским и Шацким [1].

Архитектурной особенностью небольшого, крестовидного в плане храма, построенного в стиле позднего классицизма, стали четырёхколонные портики по сторонам света и главки, установленные не на углах четверика, как обычно, а на коньках фронтонов.

Никольская церковь строилась как кладбищенская и почти тридцать лет не имела ни самостоятельного причта, ни прихода [2]. Лишь в 1859 г. по прошению жителей города, живущих на левой стороне Дона и посещающих приходской храм Покрова Пресвятой Богородицы на противоположном берегу, Никольский храм был обращён в приходской [3]. Первым настоятелем его был назначен о. Василий Филиппович Рождественский. Кроме священника, причт Никольской церкви составляли диакон и псаломщик.

Со временем количество прихожан Никольской церкви увеличилось, и было принято решение о его расширении за счёт строительства новой трапезной. 18 марта 1877 г. в Тамбовскую духовную консисторию поступил на утверждение «План распространения в пригородной слободе г. Лебедяни каменной церкви», а 11 апреля т. г. проект был утверждён. В соответствии с ним предполагалось трёхнефную трапезную пристроить к западному торцу храма так, чтобы западная часть храма стала продолжением центрального нефа трапезной. Полная ширина трапезной должна была стать равной максимальной ширине крестовидного в плане храма. Колокольня соединялась с трапезной узким переходом по ширине, равной центральному нефу трапезной.

Своды центральной части трапезной должны были опираться на четыре колонны. С юга и севера, по проекту, к ней примыкали паперти [4].

Но по какой-то неизвестной пока причине от первоначального проекта отказались, и к 1880 г. был подготовлен новый проект и вместе со старым 13 февраля 1880 г. направлен в строительный комитет Тамбовского губернского правления и техническо-строительный комитет МВД. 29 мая 1880 г. новый проект распространения Никольской церкви был утверждён [5], и в соответствии с ним трапезную часть храма построили по всей её длине, равной максимальной ширине храмовой части. Строительство трапезной было выполнено в два этапа. Изначально к западному фасаду храма приложили восточную стену трапезной, состоящую из трёх арок. Центральная служила входом в храмовую часть, две других примыкали к западной стене храма, образуя ниши. Одновременно возведена была часть существующей трапезной в четыре окна. После небольшого перерыва в строительстве западная стена трапезной была разобрана, и трапезную продлили до колокольни. После сооружения обширной тёплой трапезной в ней был освящён придельный престол во имя святителя Тихона Задонского6. На рубеже XIX – XX вв. к колокольне с южной стороны пристроен не выступающий за линию южной стены трапезной притвор.

Чугунная доска в память освящения храма
Чугунная доска в память освящения Никольского храма

Согласно страховой оценке 1910 г., Никольская церковь имела длину с колокольней 58,5 арш., ширину 16 арш., а высоту до верха карниза 8,5 арш. В церкви 21 большое окно и 4 малых. Снаружи она была оштукатурена и побелена, внутри – оштукатурена и покрашена масляной краской, одна большая глава и четыре малых с четырёх сторон, все пять глав снаружи оштукатурены и побелены, большая глава внутри оштукатурена и окрашена масляной краской, потолок трапезной деревянный, бревенчатый, оштукатурен и окрашен клеевой краской. Высота трёхъярусной колокольни до верхнего карниза составляла 33 арш. Иконостас главного алтаря: длина 14,5 арш., высота 9,75 арш., иконостас придельного алтаря: длина 12,5 арш., высота 6,5 арш. Тёплый храм отапливали две голландских печи [7].

Земли у Никольского храма не было, а ближайшей к храму постройкой в начале XX в. был жилой деревянный дом священника В.И. Херувимова, находившийся в 30 саж. к западу от храма [8].

В приходе Никольской церкви на 1889 г. насчитывалось 418 дворов, в которых проживало мужчин 1 247, а женщин 1 3249. В 1911 г. в приход храма кроме 585 дворов с 1784 жителями мужского пола и 1 746 жителями женского пола в Покрово-Казацкой слободе числились жители трёх других слобод: Покровской с 304 дворами, в которых проживали 991 мужчина и 987 женщин; Пушкарской с 134 дворами, 385 мужчинами и 389 женщинами; Стрелецкой с 95 дворами, 282 мужчинами и 257 женщинами [10].

Проект распространения Никольского храма
Проект распространения Никольского храма. 1877 г.

Для прихожан огромным событием становились посещения Никольского храма их архипастырем – епископом Тамбовским и Шацким. Так, 12 июня 1895 г. при обозрении епархии в Никольской церкви побывал епископ Александр (Богданов). Осмотрев храм, Владыка Александр побывал и в церковно-приходской школе при Никольской церкви, которая действовала с 1891 г. и находилась «в приличном помещении». Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, убедился, что «школьное дело ведётся исправно: ученики отвечали по Закону Божию и пели удовлетворительно». Всем ученикам школы Владыка раздал книжки, которые принимались учениками с видимым восторженным удовольствием [11]. Другой Тамбовский Владыка – епископ Георгий (Орлов) – посетил Никольский храм 14 августа 1899 г. [12] «Николаевский храм, благоприличный снаружи и благоукрашенный внутри, был переполнен желающими принять архипастырское благословение, каковое и было преподано всем бывшим в храме… Школа имеет особое небольшое помещение, тесноватое для числа учащихся, в ней 33 человек, учащиеся отвечали и пели хорошо» [13].

План храма святителя Николая Чудотворца
План храма святителя Николая Чудотворца. Чертёж Г.И. Гунькина, 1984 г.

Отметим, что Никольская церковно-приходская школа первое время располагалась в церковной караулке, а в 1906 г. для неё было построено кирпичное одноэтажное здание, снаружи и внутри оштукатуренное, покрашенное клеевой краской. Длина здания составляла 19 арш., ширина 7 арш., высота 4 арш., окон в нём 11, сени размером 7×4 арш., высо-той 2,5 арш. [14] В начале XX столетия учителями школы, в которой обучались 56 мальчиков и 37 девочек, состояли Павел Алексеевич Павлов и Семён Михайлович Попов. Заведующим и законоучителем школы при Никольской церкви был её настоятель – о. Василий Иоаннович Херувимов, прослуживший на этом приходе почти тридцать лет. Родился он в 1848 г. в семье священника с. Липовка Козловского уезда Тамбовской губернии, в 1870 г. окончил курс в Тамбовской духовной семинарии и до 1873 г. преподавал в земском училище в с. Жидиловка Козловского уезда, после чего был определён на должность псаломщика к Крестовоздвиженской церкви Тамбова. В 1874 г. он рукоположен в священника к церкви с. Монаенки Лебедянского уезда, откуда в 1890 г. переведён на должность настоятеля Никольской церкви Лебедяни. В этой должности от с 1892 по 1900 г. состоял членом-делопроизводителем Лебедянского отделения Тамбовского епархиального училищного совета, с 1900 по 1911 г. – его председателем, с 1911 по 1917 г. – постоянным членом совета, с 1899 по 1908 г. был помощником благочинного Лебедянского городского округа, многие годы был членом правления епархиального приюта для престарелого духовенства в Лебедяни, с 1892 по 1908 г. состоял членом-делопроизводителем Лебедянского отделения совета Тамбовского миссионерского Казанско-Богородичного братства. Священник Никольской церкви Василий Херувимов имел следующие награды: набедренник (1880 г.), фиолетовую скуфью (1893 г.), камилавку (1897 г.), золотой наперсный крест (1903 г.), орден святой Анны IV степени (1914 г.), медали в память царствования императора Александра III и 25-летия церковно-приходских школ, а также крест в память 300-летия Дома Романовых [15].

На посту настоятеля Никольского храма о. Василия Херувимова в 1917 г. сменил о. Александр Александрович Гроздов, который около 1923 г. уклонился в обновленческий раскол и в сане протоиерея состоял в должности секретаря обновленческого Лебедянского викариального церковного управления, по крайней мере, в 1924 г. [16] При нём в том же 1924 г. был проведён последний ремонт храма [17]. После отъезда А.А. Гроздова на постоянное место жительства в Москву [18] настоятелем Никольского храма стал Пётр Сергеевич Васильев. Родился он 23 июня 1891 г. в с. Тёплом Лебедянского уезда в крестьянской семье. С 1910 по 1919 г. служил псаломщиком в с. Кузьминка Липецкого уезда, затем диаконом в Никольской церкви Лебедяни. В 1929 г. рукоположен в священника этого храма и прослужил в Никольской церкви до своего ареста в 1933 г. Священник Пётр Васильев вернул храм в лоно патриаршей Церкви. Свидетельством тому служит организация им торжеств в сентябре 1931 г. по случаю 100-летнего юбилея со дня освящения Никольского храма, которые посетил епископ Липецкий Уар (Шмарин), известный своей активной борьбой с обновленческим движением ещё с тех пор, когда он был священником с. Тютчево Лебедянского уезда.

Вид с Тяпкиной горы на задонскую часть Лебедяни
Вид с Тяпкиной горы на задонскую часть города. На заднем плане – Никольская церковь. Фото 1910-х гг.

Владыка Уар прибыл в Никольский храм по приглашению о. Петра Васильева и церковного совета в пять часов вечера 26 сентября. Там его ожидали многочисленные прихожане и многие лебедянские священнослужители «тихоновской ориентации» – Вениамин Константинович Романовский, Николай Павлович Индолев, Павел Васильевич Бобров, Иван Григорьевич Волченский, Владимир Иванович Бредихин, Андрей Николаевич Черменский, Иоанн Васильевич Голубев и настоятель Никольского храма Пётр Сергеевич Васильев [19].

По окончании всенощной епископ Уар остался в Лебедяни, чтобы на следующий день совершить в Никольской церкви праздничную литургию, после которой духовенство было приглашено на обед в дом к о. Петру Васильеву, во время которого Владыка Уар наградил о. Петра Васильева набедренником и скуфьей, о. Павла Боброва саном протоиерея, а о. Иоанна Волченского палицей [20].

Епископ Липецкий Уар (Шмарин)
Епископ Липецкий Уар (Шмарин). Фото 1930-х гг.

После того как в марте 1933 г. о. Петра Васильева арестовали и приговорили за антисоветскую агитацию по статье 58-10-2 к 5 годам ссылки в Северный край, Никольский храм вновь перешёл к обновленцам. С 1933 и по 1938 г. в нём служил протоиерей Андрей Михайлович Коренев, уроженец Украины, перешедший в обновленчество ещё в 1923 г. Судя по его докладу в епархиальное управление Елецкой обновленческой епархии, в 1936 г. Никольский храм посещали около 2 000 человек, что кажется весьма сомнительным, поскольку священники других обновленческих храмов Лебедяни – Покровского и Ново-Казанского собора – в это время приводили в своих докладах куда более скромные цифры [21].

Но и Кореневу, несмотря на его обновленчество и более чем лояльное отношение к советской власти, не удалось избежать маховика репрессий. В 1938 г. он арестован за то, что «во время религиозных праздников делал обходы по селу с различными богослужениями и тем самым разлагал массу колхозников», и приговорён к расстрелу [22].

Священник Никольского храма Пётр Васильев
Священник Никольского храма о. Пётр Васильев. Фото около 1930 г.

После его ареста, с 3 февраля 1938 г., Никольская церковь, которая к этому времени оставалась последним действующим храмом в Лебедяни, оказалась фактически закрытой.

Весной того же года староста храма Павел Матвеевич Соболев и несколько прихожан при поддержке обновленческого священника Ивана Павловича Вишневского попытались собрать среди жителей Лебедяни подписи под обращением к властям с просьбой открыть Никольскую церковь для богослужений: «…в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводятся служения. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам кладбищенскую церковь…» [23]

Но в храме, половину которого местные власти и так уже несколько лет занимали под ссыпку хлеба, больше богослужения не возобновлялись. Впоследствии в здании разместились склады райпотребсоюза, затем службы автобазы. Новые хозяева уничтожили каменную ограду вокруг храма, здания церковно-приходской школы и сторожки. Да и сама церковь, лишённая кровли, постепенно пришла в аварийное состояние. В 1992 г. здание Никольской церкви было поставлено на охрану государства как памятник архитектуры регионального значения.

Никольский храм в 1970 г.
Никольский храм. Фото 1970 г.

Только в 2004 г. Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а в 2005 г. создан приход храма святителя Николая Чудотворца города Лебедяни. В том же году в трапезной части храма, приспособленной для богослужений, состоялась первая пасхальная служба. В 2006 г. лишенные кровли главки храма украсили новые купола из оцинкованного железа. В настоящее время в Никольском храме постоянно совершаются богослужения и силами прихожан продолжаются ремонтно-восстановительные работы.

Никольский храм в 2008 г.
Никольский храм. Фото 2008 г.

СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Священники:

Рождественский Василий Филиппович – 1858-1860
Смирнов Пётр Васильевич – 1864-1885
Каменский Павел Иоаннович – 1876-1880
Архангельский Владимир – 1880-1883
Смирнов Сергий Егорович – 1883-1890
Симонов Василий Михайлович – 1886
Херувимов Василий Иоаннович – 1890-1917
Гроздов Александр Александрович – 1917-1929 (с 1923 в обновленческом расколе)
Васильев Пётр Сергеевич – 1929-1933
Коренев Андрей Михайлович – 1933-1938 (с 1923 в обновленческом расколе)
Конев Александр Димитриевич – 2005-2007
Ермолаев Михаил Леонидович – 2007 – по настоящее время

Диаконы:

Москалёв Иоанн Никитич – 1864-1878
Песков Василий Анисимович – 1885-1897
Остроумов Пётр Александрович – 1897-1901
Милотов Леонтий Симеонович – 1902-1904
Богоявленский Александр Яковлевич – 1905-1908
Вальданов Пётр Симеонович – 1909-1918
Вознесенский Григорий Александрович – 1912-1914
Васильев Пётр Сергеевич – 1919-1929 (с 1923 по 1929 в обновленческом расколе)
Калинин Иоанн Фёдорович – 1930-1933

Дьячки:

Песков Василий Анисимович – 1862-1885

Пономари:

Димитриевский Василий Васильевич – 1860-1876

Псаломщики:

Димитриевский Василий Васильевич – 1877-1905
Лакедемонский Иван – 1907-1908
Вознесенский Григорий Александрович – 1909-1911
Добронравов Михаил – 1915
Колоколов Александр – 1915
Лебедев Владимир Фёдорович – 1915


Примечания:

1. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 45 об.
2. ТГВ. 1856. № 27. С. 140.
3. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2237. Л. 315-317.
4. ГАТО. Ф. 46. Oп. 1. Д. 678. Л. 1-2.
5. Там же. Д.923. Л. 1-14.
6. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 315-317.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 7.
8. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 315 — 321.
9. Там же. Д. 1766. Л. 46 об. — 48 об.
10. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 481.
11. ТЕВ. 1895. № 31. С. 671-672.
12. ТЕВ. 1899. № 39. С. 999.
13. Там же. С. 999-1000.
14. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 7-7 об.
15. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 317 об. — 318 об.
16. ГАЛО. Ф. Р-23. Oп. 1. Д. 151. Л. 42 об.
17. Там же. Л. 25.
18. Гроздова О.И., Мозговая ВТ. Гроздовы // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Вып. VI. Липецк, 2008. С. 114-115.
19. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 17851. Л. 103.
20.Там же. Л. 104.
21. ГАВО. Ф. 3-2565. Oп. 1. Д. 23. Л. 14-14 об.
22. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 24564. Л. 7.
23. Там же. Д. 17654. Л. 13.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 08.07.2022
Поделиться в социальных сетях: