Воскресенская соборная церковь была построена одновременно с возрождённой Елецкой крепостью. Деревянный соборный храм Воскресения Христова и его причт впервые упоминаются в документах 1593 г. в связи с отводом в пользование земель Дикого поля. [1]
12 февраля 1593 г. причт упомянут в грамоте воеводе И.Н. Мясному о выдаче денежного жалования «соборному Воскресенскому попу большому два рубли, другому попу да диакону по рублю человеку. Дьячку да пономарю, да проскурници по полтине человеку». [2]
В документах 16 января 1618 г. значатся «Елецкой соборной протопоп Левонтей, да соборной поп Савелей, да соборной дьякон Яков» и «соборной Воскресенской дьячёк Игнашко Власов сын Олексинец». [3]
Однако в середине XVII в. Воскресенская соборная церковь «пропадает» из документов, что зафиксировано переписной книгой 1646 г. [4] Возможно, она сгорела в одном из частых в то время пожаров и некоторое время функцию соборного храма Ельца выполняла Успенская церковь, названная в писцовых и межевых книгах 1691-1693 гг. «первым собором». [5]
Первое более подробное описание самого Воскресенского собора можно найти в писцовой книге 1691-1693 гг.: «Соборная церковь Воскресенье Христово да придел Преподобного отца Михаила Малеина да Олексея, человека Божия. Церковь и колокольня деревянная, в церкви Царские Двери, иконы, и книги, и ризы, и церковная утварь, и на колокольне колокола. Строено по указу великих государей грацкими людьми о прошлых недавних годах. И той церкви в длину с алтарем и с трапезой и с папертью девять сажен, поперёк пять сажен без трети и вокруг той церкви огорожено вновь кладбище. Да на церковной земле на западной стороне живет поп Иван, поп Григорий, поп Михайло, дьякон Василей, пономарь Пронка Степанов, а те их дворы от церковного кладбища в девяти саженях, да за городом место гуменное…»
Из писцовой книги Тихона Камынина следует, что эта церковь построена по указу царей Ивана и Петра Алексеевичей взамен первого соборного храм, строившегося ещё вместе с крепостью и, видимо, сгоревшего в середине столетия. Храм, по всей видимости, был шатровым, при ширине 10 метров имел высоту свыше 20 метров и являлся доминантой в центре Елецкой крепости.
В 1703 г. соборный Воскресенский храм сгорел в одном из пожаров и престол его был перенесён в Архангельскую церковь, стоявшую рядом на Красной площади. Для этого на средства елецкого помещика, стольника Евсевия Бехтеева в 1703 г. был построен каменно-деревянный храм, на втором деревянном этаже которого освящён Воскресенский престол. [8] В двухэтажной Архангельско-Воскресенской церкви после этого стало 2 причта, которые долгое время были самостоятельными.
Существует легенда, что будучи проездом через Елец, в Воскресенском соборе бывал государь Пётр I, лично читавший во время службы Апостол. [9]
Около 1720 г. на средства помещика Алексея Дмитриевича Свишинского второй деревянный этаж Архангельско-Воскресенской церкви был заменён каменным. После этого, возможно в 1726 г., Воскресенский престол был вновь освящён, т. к. в 1922 г. из Воскресенской церкви в елецкий музей передали антиминс, выданный, как следовало из надписи на нём, в 1726 г. [10]
С 1748 г. по распоряжению Преосвященного Феофилакта, епископа Воронежского, церковь стала именоваться Воскресенской с Архангельским приделом, а в 1772 г. указом Воронежской духовной консистории на имя Елецкого духовного правления предписано было «Архангельскую церковь отныне и впредь именовать и писать Воскресенскою». [11] После передачи функции соборного храма Вознесенской церкви, храм Воскресения Христова стал одним из приходских, но навсегда остался для ельчан «старым собором».
В 1781 г. церковь была частично перестроена с расширением на юг и начата перестройка колокольни, которая в июне 1786 г. окончилась её обрушением. После этого прихожане храма просили Преосвященного Тихона III, епископа Воронежского, о дозволении им построить вновь каменную колокольню и распространить храм с левой стороны, аналогично сделанному ранее расширению с правой. Между тем, елецкий городничий Нестеров докладывал в 1787 г. орловскому наместнику С.А. Неплюеву, что Воскресенский храм также весьма ветх и угрожает падением, как и строившаяся колокольня. Было произведено следствие, в результате которого выяснилось, что храм совершенно не представляет опасности для совершения в нём богослужений, зданием крепок и существуют всего лишь две трещины в трапезной части, образовавшиеся в результате падения колокольни. [12]
В 1788 г. Воскресенскую церковь лично освидетельствовал при посещении Ельца Преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ Орловский и Севский, после чего прихожане получили разрешение на возведение новой каменной колокольни в три яруса, высотой 17 саж. 1 арш. [13]
В 1797 г. елецкий купец Яков Ростовцев пожертвовал средства на колокол весом 187 пудов на новую колокольню. [14] По бытовавшему в то время в Ельце мнению, Ростовцевы были выходцами из Ростова Великого и считались основателями прихода Воскресенского собора. По свидетельству А. Воскресенского, в приходе всегда было много Ростовцевых [15], которые являлись постоянными попечителями и жертвователями храма. Один из Ростовцевых — потомственный почётный гражданин Николай Петрович Ростовцев в 1872-1891 гг. являлся ктитором «старого собора». [16]
В 1853-1854 гг. рассматривался проект перестройки свода и арок Воскресенского храма, но документов о производстве работ не сохранилось.
В результате всех этих перестроек и расширений к началу XX столетия одна из древнейших елецких церквей представляла собой двухэтажный, бесстолпный, трехчастный храм, нижний этаж которого, сложенный из блоков известняка, почти до окон уже врос в землю. [17] В верхнем холодном этаже располагался престол во имя Воскресения Христова, в нижнем тёплом — во имя Архистратига Михаила. По своей объёмно-пространственной композиции и оформлению фасада храм отличался от всех остальных. Кубовидная храмовая часть с полукруглой апсидой и полукружиями северного и южного приделов была украшена колоннами тоскано-дорического ордера, стоявшими парами. С северной и южной сторон второго этажа храмовой части имелись выходы на площадки, окружённые колоннадой. Храмовая часть, благодаря необычному для церковных зданий решению вынесенных относительно первого этажа колонн, образующих по второму этажу балкон, носила светский характер, что указывает на то, что перестраивался собор в конце XVIII столетия по проекту архитектора из круга Ринальди.
Трапезная также была двухэтажной, нижний её ярус был настолько заглублен в выросший за многие годы культурный слой, что вниз спускались по лестнице, размещавшейся в тамбуре, пристроенном с южной стороны. Судя по сохранившимся чертежам на перестройку, перекрытие первого этажа трапезной было сводчатым, второго, скорее всего, — плоским. Древние формы трапезной к концу ХГХ в. не сохранились, так как архитектурное оформление трапезной около середины XIX в. было изменено: окна, вероятно, были растёсаны, а простенки между ними украшены вертикальными штукатурными филёнками, стилистически выпадавшими из общего архитектурного решения всего здания.
Колокольня на высоком цоколе имела три яруса. Первый ярус с дверными проёмами по сторонам света украшали портики из трёхчетвертных колонн тоскано-дорического ордера, завершёнными треугольными фронтонами, а плоскость стен была рустована. Арочные проёмы второго яруса обрамляли пилястры, а третий был выполнен в виде четырёхгранной призмы со срезанными углами, по сторонам света прорезанный звонами и украшенный карнизом с «сухариками».
Венчал колокольню высокий восьмигранный шпиль на двухъярусном постаменте, в основании которого по сторонам света были часы с циферблатами. Храм был оштукатурен снаружи. [18] При относительно небольших размерах церковь была одной из самых красивых в Ельце, оригинальные балконы-портики замечательно соответствовали камерному характеру западной части Красной площади, целиком сформированной классическими зданиями и отделённой от основной её части с огромным собором двухэтажным объёмом здания присутственных мест.
Метрика храма, составленная в 1887 г. для Императорского археологического общества, и страховые оценки 1910 г. сохранили для нас некоторые характеристики внешнего вида Воскресенской церкви и её внутреннего убранства: в верхней холодной церкви 21 окно, длина церкви с колокольнею 19 саж. (40,5 м), ширина 8 саж. 1 арш. (17,75 м), высота до карниза 12 саж. 1 арш. (26,3 м). Престол Архангельский деревянный, устроен из дубовых пластин наподобие колодезного сруба. Ширина его — 1 арш. и 9 верш., длина — 1 арш. 4 верш., высота — 1 арш. 5 верш, с половиной. В зимнем храме иконостас высотой 4,5 арш. и шириной 4 арш., оценён в 1000 руб. В летнем иконостас длиной 8 арш., высотой 10 арш., оценён в 2000 руб. Общая стоимость храма — 35 тыс. руб. [19]
Главной достопримечательностью Воскресенского соборного храма являлась почитаемая ельчанами святыня — старинной работы Животворящий Крест, сребропозлащенный внутри, с «изображением распятого Господа нашего Иисуса Христа, в котором были заключены 16 частиц святых мощей угодников Божиих — пророка Даниила, праведницы Анны, архидиакона Стефана, Игнатия Богоносца, мученика Иакова Персеянина, великомученика Феодора Тирона, апостола Андрея Первозванного, евангелиста Марка, епископа Арсения Тверского, великомучеников Георгия Победоносца и Евстафия Плакиды, Кира Бессребреника, Пимена Великого, Михаила Малеина, великомучениц Варвары и Анастасии. На кресте была надпись: «Лета 7206 (1765 г. — Прим. авт.) мая в день 4-й построен сей Животворящий Крест в богоспасаемый град Елец в соборную Воскресенскую церковь трудами и тщанием Семёна Фролова». [20]
В нижнем тёплом храме Архистратига Михаила в иконостасе находились древние иконы греческого письма в сребропозлащённых ризах древней чеканки: «Царь Царём» — Господа Вседержителя, Боголюбская Божия Матерь, собора св. Архистратига Михаила и св. Николая. Хранилось в храме Евангелие, пожертвованное из дома святителя Митрофана Воронежского в 1689 г. и напрестольное Евангелие, пожертвованное в 1693 г. со следующей надписью: «По приказанию ельчанки вдовы Ивановской жены — Соленикова, Богдановской она ж Дария Мелентьевой дочери, в инокинях Домны, внук её родной посадский человек Алексей Семёнов сын Расихин дал на Елец в церковь Божия Архистратига Божия Михаила внутри града, для поминовения души ея св. Евангелие под красным бархатом в окладе, а оклад на том Евангелии серебряный позлащен чеканный, в средине Спаситель образ с митрою, на той же средине по правую сторону образ Пресвятыя Богородицы, а по левую Иоанна Предтечи, а по углам евангелисты чеканный же позлащенный, весу в том окладе сто тридцать девять золотников и у тогож Евангелия застежки серебряныя, весу в них четырнадцать золотников, а у исподней доски наугольники серебряные шестнадцать золотников, при Архангельском священнике Кирилле Димитриеве сыне, и ему священнику Кириллу то св. Евангелие не продать и не заложить из церкви Божией никому не отдавать, а подписал сие св. Евангелие по повелению внука ея Алексея Семёнова сына Расихина дьячёк Петрушка Артемьев». [21]
В середине XIX в. старому елецкому собору принадлежала деревянная торговая лавка и 40 десятин земли, пожертвованной купчихою Фёклой Ивановной Шиловой.
В приходе Воскресенской церкви в 1913 г. числилось 1074 горожанина, причём прихожане были разбросаны по всему городу, а не составляли, как обычно, одну компактно проживающую поблизости группу людей. [22]
Причт храма в начале XX в. составляли один священник и один диакон на псаломщической вакансии. [23] Из священнослужителей Воскресенского храма наиболее известен служивший в нём в 1837-1840 гг. Пётр Тихонович Попов будущий архиепископ Иркутский и Нерчинский. «Старый собор» постоянно посещали орловские архипастыри. Одним из последних 2 марта 1906 г. — Преосвященный Серафим (Чичагов) [24], ныне прославленный в сонме новомучеников и исповедников российских.
В 1922 г. из Воскресенской церкви изъяли ценности, том числе исторические: в Елецкий пролетарский музей передали антиминс 1726 г. и икону св. Варвары XVIII в. с ризою 1810 г., а 5 декабря 1922 г. из Воскресенского «старого собора» в музей поступило «Евангелие времен царей Иоанна и Петра Алексеевичей, пожертвованное в эту церковь в 1693 г.» Алексеем Семёновичем Расихиным, правда, уже без оклада. [25]
В начале 1929 г. городские власти в первый раз попытались закрыть храм. В мае на заседании окрисполкома рассматривался вопрос «О расторжении договора с религиозной общиной Воскресенского собора», из которого следует, что незадолго до этого Елецкий горсовет постановил расторгнуть с общиной храма договор. Правда, как выяснилось, «…выставленных к расторжению договора мотивов недостаточно». Поэтому в этот раз окрисполком отменил решение горсовета и поручил административному отделу в течение ближайшего времени проверить «фактическое выполнение группой верующих… договора». [26]
Но уже 16 октября 1929 г. решение властей было «вполне мотивированным»: «Вследствие невыполнения обязательств …группой верующих и отказа от пользования собором договор расторгнуть. При изъявлении желания другой группы рассмотреть ходатайство на общих основаниях». [27] Через два года — в 1931 г. — храм был разрушен.
В феврале 1932 г. Елецкий горрайком ВКП(б) рассматривал вопрос о возведении на Красной площади памятника «тов.Ленину» на месте алтаря бывшего Воскресенского собора, для чего «партчасти ИТУ под персональную ответственность т. Рогожина» было поручено полностью очистить и заровнять Красную площадь. [28] Так были стёрты последние следы, напоминавшие ельчанам об их «старом соборе» — одном из самых любимых в городе храмов. В 1940-х — начале 1950-хх гг. на месте его алтаря стоял памятник Сталину.
На рубеже 1960-1970-х гг. на месте «старого собора» предполагалось строительство 9-этажной гостиницы, для чего был произведён снос стоявшего восточнее здания присутственных мест конца XVIII в. Но статьи в центральной прессе [29], активные действия городского отделения ВООПИиК и начало разработки для Ельца «Проекта охранных зон», к счастью, предотвратили это строительство и сохранили место «старого собора» незастроенным.
Летом 1996 г. при сооружении памятника к 850-летию Ельца на Красной площади проводились археологические раскопки, во время которых была вскрыта центральная часть фундаментов Воскресенской церкви и несколько захоронений XVII-XVIII вв., в том числе могила священника, захороненного в юго-восточном углу трапезной части в середине XVIII столетия. Часть погребений была разграблена мародёрами во время разрушения храма. Раскопанные остатки фундаментов старого Воскресенского собора сохранены и музеефицированы для обозрения посещающими место, где стоял «старый собор» Воскресения Христова.
Священно- и церковнослужители храма Воскресения Христова:
Священники:
Леонтьев Иоанн — уп. 1593
Лукьянов Иоанн — уп. 1593
Леонтий — уп. 1618
Савелий — уп. 1618
Иоанн — уп. 1676 и 1693
Михаил — уп. 1678 и 1693
Григорий — уп. 1693
Адамов Григорий Николаевич — 1819-1836
Попов Пётр Тихонович — 1837-1840
Кутепов Фёдор Иванович — 1842-1874
Успенский Александр Иванович — 1874-1903
Крестовоздвиженский Василий Иоаннович — 1905-1918
Кульчицкий Нил — 1915
Диаконы:
Мирон — уп. 1593
Яков — уп. 1618
Михаил — уп. 1676
Василий — уп. 1693
Филиппов Григорий Филиппович — 1820-1827
Жданов Адриан Георгиевич — 1828-1845
Попов Дормидонт Алексеевич — 1833-1845
Руднев Дмитрий Наумович — 1864-1881
Звенигородский Василий -1870
Орлов Георгий Елизарович — 1891-1903
Херсонский Василий Васильевич — 1905-1915
Дьячки:
Олексинец Иоанн Власович — 1618
Попов Алексей — 1820-1824
Попов Дормидонт Алексеевич — 1826-1832
Лукин Николай Борисович — 1864-1877
Пономари:
Степанов Прон — 1693
Яковлев Иван — 1819-1825
Вахнов Стефан Иванович — 1826-1870
Савинков Иван — 1916
Бай-Игнатюк Дмитрий — 1918
Иорданский Фёдор — 1918
Примечания:
1. Памятники южновеликорусского наречия. Конец XVI-начало XVII в. — М., 1990. С. 49.
2. РГАДА. Ф. 141. 1593. Л. 104-105.
3. Памятники южновеликорусского наречия. Конец XVI — начало XVII в. — М., 1990. С. 105-106.
4. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 3-4.
6. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 127-129.
7. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 19.
8. РГВИА. ВУА 18903. Л. 12.
9. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 95.
10. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 44.
11. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 131-132.
12. Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. — Орёл, 1899. С. 449-450.
13. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 7 об.
14. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 49.
15. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 131-132.
16. ОЕВ. 1891. № 10. С. 662.
17. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 4330. Л. 7.
18. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 7.
19. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 4330. Л. 6; РГИА. Ф.799. Оп. 33. Д. 1267.
20. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 4330. Л. 11; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С. 143.
21. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С. 143-144.
22. ОЕВ. 1913. № 34-35. с. 337.
23. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 49.
24. Орловская епархия в 1906-1908 гг. при Преосвященнейшем епископе Серафиме (Чичагове). -Кишинев, 1914. С. 847.
25. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 42, 44.
26. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 140 об.
27. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 171 об.
28. ЦДНИЛО. Ф. 35. Оп. 2. Д. 139.
29. Жемчужина Соборной горы // Строительная газета. Приложение «Архитектура». 1978. № 22. С. 8.
30. Новосельцев А.В., Соловьев B.C., Тропин Н.А. Воскресенский собор г. Ельца (Архитектурно-археологические исследования 1996 года). — Елец, 1997.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»