Храм Архистратига Михаила — Воргол.Ру

Храм Архистратига Михаила

Архангельская церковь
Архангельская церковь. Фото 2006 г.

Архангельская деревянная церковь в Ельце построена на рубеже XVI-XVII вв. Находилась она на Красной площади, на месте нынешнего сквера.

Первое упоминание о ней в документах относится к началу XVII в. Священник церкви Архангела Михаила «поп Козма» 17 декабря 1617 г. к обыскным речам елецких казаков по делу о краже денег из царской казны «прихожен своих места и в детей духовных места руку приложил», то есть заверил своей подписью показания прихожан. А 28 декабря заверили показания елецких торговых лавочных людей «Михайловский поп Прокофей» и Козма. 16 января 1618 г. «поп Прокофей» и «поп Козма в прихожен своих вместа елецких пушкорей и затинщиков руку приложил». [1]

Храм, находившийся в стенах крепости, упоминается в документах 1628 г., а в писцовых книгах 1646 г. указан его размер — 8 х 5 саж. [2] В окладных книгах 1676 г. церковь называется Архангельской «внутри города на посаде», а у «тое церкви двор попа Димитрия, двор попа Лукьяна, двор дьячков, двор просвирницин. Церковные земли двадцать четвертей, сенного покосу на тритцать копен», в приходе 100 дворов служилых людей. [3]

Писцовые книги Тихона Камынина 1691-1693 гг. сохранили для нас описание храма: «Церковь Архистратига Михаила и колокольня деревянная. Строение мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью восемь сажен бес трети, поперег пять сажен. И круг той церкви огорожено вновь кладбище по наезду в переднем конце поперечника по восточной стране подле проезжей дороги осмнадцать сажен, в заднем конце по заподной стороне семнатцать сажен, по северной стороне дватцать один сажен. А от церкви мерою до городбы от олтаря один сажен от паперти на юг три сажени с третью, от паперти на север девять сажен, на запад адиннацать сажен, а у той церкви служит поп Кирилл…». [4]

В 1703 г. на средства елецкого помещика стольника Евсевия Бехтеева храм был заменён новым каменно-деревянным, на второй деревянный этаж которого переведён престол из сгоревшей Воскресенской соборной церкви. [5]. Около 1720 г. Архангельско-Воскресенский храм был обновлён — второй деревянный этаж на средства помещика Алексея Дмитриевича Свишинского заменён каменным.

Причты обоих храмов первое время были самостоятельны и независимы друг от друга. Но в 1748 г. распоряжением епископа Воронежского Феофилакта Архангельская церковь была переведена в разряд придельных при Воскресенской, что в верхнем этаже, «и того ради священнику Архангельской церкви Афонию Космину с дьяком пономарём быть в указанном штате при той же соборной Воскресенской церкви и приходские дворы Архангельской церкви и церковную дань причислить к приходским той же Воскресенской соборной церкви дворам, и тем приходам с церковными доходами, также землею и всякими угодиями, если таковые при тех церквях имеются, владеть и церковную дань платить вообще при той Воскресенской церкви протопопу с братиею, а не одному попу Афонию с причетники». [6]

В 1772 г. указом Воронежской духовной консистории Елецкому духовному правлению прежнюю Архангельскую церковь велено было «…отныне и впредь именовать и писать Воскресенскою». Так закончилась история «городского» храма Архистратига Михаила, престол которого остался в старом Воскресенском соборе в качестве придельного. Причт же его был переведён в новую каменную Архангельскую церковь, сооружённую, согласно «Топографическому описанию Орловского наместничества 1787 года» прихожанами в 1778 г. [7] на нынешнем месте – «за городом», взамен пришедшего в ветхость деревянного храма Казанской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила, который стал главным престолом новой церкви. Возможно, что каменный пятиглавый храм с главным престолом во имя Архистратига Михаила начал строиться уже в 1772 г., так как документы Воронежской духовной консистории упоминают в это время «Архангельскую церковь, что за городом». [8] Подтверждают это и «Материалы для истории и статистики г. Ельца» Н.А. Ридингера, в которых указывается на построение каменной «о 5 главах» Архангельской церкви «около 1775 г.». [9]

В 1823 г. трапезная Архангельской церкви была распространена и в ней устроены два придельных алтаря — св. Илии с правой стороны и свв. Иоакима и Анны с левой стороны, посвященные согласно желанию его строителя Иоакима Ал. Зотова. Одновременно и в главном храме были устроены два придела — свв. апп. Петра и Павла (правый) и св. Николая Чудотворца (левый).

Фрагмент плана города Ельца 1784 г.
Фрагмент плана города Ельца 1784 г. 1 — Архангельская церковь, 2 — Преображенская церковь, 3 — Воскресенская церковь, 4 – Успенская церковь, 5 – Вознесенская соборная церковь, 3 — Введенская церковь

В 1844 г. прихожане Архангельской церкви ввиду тесноты храмовой части и придания ей размера, соответствующего новой трапезной, просили епархиальное начальство разрешить перестройку церкви. В апреле того же года доношение о том епископа Орловского было получено в канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода. Проект на распространение Архангельской церкви был направлен на рассмотрение в Департамент проектов и смет, а в ноябре 1844 г. его утвердил император Николай I. Однако позднее выяснилось, что назначенная в проекте длина в 28 саженей приведёт к тому, что церковь займёт часть улицы. Поэтому в Главном управлении проектов и публичных зданий был выполнен новый проект «в меньшем противу первого размере» и «оный Высочайше утверждён» в июне 1845 г.

В сентябре 1845 г. епископ Орловский Смарагд докладывал в Синод, что для распространения Архангельской церкви сделано следующее: место очищено, разобран прежний старый храм, привезён камень на весь бут и цоколь, закуплено извести 800 четвертей, закуплено 400 тыс. кирпича, одна десятина строевого леса, нанят подрядчик по контракту для кладки цоколя, бута и стен, для возки воды и песка наняты государственные крестьяне. [10] С городским архитектором Померанцевым 12 ноября 1845 г. был заключён договор, по которому «…он обязан произвести и отделать новый строящийся храм по Высочайше утверждённым рисункам, выдавать все детали … иметь должное заведывание до самого окончания работ с получением за то денег 285 рублей». [11]

«Доброхотное» участие в постройке храма принял елецкий купец Иван Васильевич Шапошников, пожертвовавший необходимый для строительства «каменный материал». Строительством руководил ктитор храма купец Александр Иванович Самохотов.

Фрагмент плана города Ельца 1849 г.
Фрагмент плана города Ельца 1849 г. 1 Архангельская церковь, 2 – Преображенская церковь, 3 Воскресенская церковь, 4 новый Вознесенский собор, 5 Древне-Вознесенская соборная церковь, 6 Введенская церковь

В 1845-1846 гг. велись работы по устройству фундаментов. В 1847-1849 гг. из-за недостатка средств на строительство работы были остановлены. Лишь в следующем 1850 г. необходимая сумма была собрана, и 21 мая т. г. государственный крестьянин села Нового Владимирской губернии и уезда Николай Максимович Максимов заключил с прихожанами договор на продолжение строительства. [12]

Желая завершить в том же году постройку храмовой части, и прихожане, и подрядчик спешили с производством работ. При этом архитектор Померанцев требовал установки новых лесов и перекладки внутренних столбов. Однако его требования не выполнялись, и Померанцев пытался остановить строительные работы на храме, жалуясь елецкому городничему. В доношении от 25 сентября 1850 г. он просил снять с себя всю ответственность за возможные последствия такого строительства. По жалобе елецкого городского архитектора в город приехал инженер подполковник Зубов, но к этому времени уже были завершены и покрыты четыре малые главки, а центральная осталась недостроенной и непокрытой до весны.

Выстроенное до сводов здание обрушилось ночью 20 октября 1850 г. от неустойчивости внутренних столбов. 22 октября Померанцев сообщал в губернскую строительную комиссию: «В ночь завалилась одна глава, разрушив до основания один столб, остальные три в опасном положении». Причт храма сообщил, что рухнул столб, а вместе с ним малая главка и центральная, в остальных столбах значительные повреждения. [13]

Обследовавший строящийся храм инженер Зубов нашёл причину в некачественном материале, плохой кладке и неправильно выполненных люнетах. [14] Как выяснилось, столбы клал государственный крестьянин с. Поречского Владимирской губернии и уезда Семён Петрович Тумаков под присмотром архитектора Померанцева из старого кирпича, без связи железом. Из-за падения некачественно выложенного столба произошли разрушения и в новой кладке. В какой мере был виновен в произошедшем архитектор Померанцев, скончавшийся вскоре после этого, и городничий, разрешивший строительство, установить тогда было трудно. Однако несколько лет спустя 8 декабря 1855 г. губернское правление решило «…оставить на ответственности бывшаго архитектора Померанцова убытки, произошедшие от падения главы и столба». [15]

На следующий год после обрушения, 28 августа 1851 г. священник Пётр Острогорский и староста храма Зот Трофимович Неделин подали прошение в Орловскую строительную и дорожную комиссию о разрешении разобрать три главки и столбы. Строительство было продолжено, но теперь уже без спешки и под наблюдением нового городского архитектора титулярного советника Ефимова. К 1859 г. строительство в основном было окончено, а в 1860 г. освящён главный престол «в прежнее храмонаименование» — в честь Архистратига Михаила. [16]. Приделы в храмовой части сохранились те же и были устроены уже после 1862 г. иждивением и стараниями ктитора, елецкого купца второй гильдии Николая Фёдоровича Добрианова.

Так Архангельский храм принял свой настоящий вид, характерный для господствовавшего в то время русско-византийского академического стиля. Копируя по сути культовые постройки середины XVII в., Архангельский храм несёт в себе и отголоски классицизма, угадывающиеся в сухой правильности фасадов и полуциркульных завершениях окон.

Вид на центральную часть Ельца из-за реки Сосны
Вид на центральную часть города из-за реки Сосны. В центре — Архангельский храм. Фото 1880-х гг.

Композиция церкви традиционна: с востока — кубический объём пятиглавого храма, пониженная трапезная, и с запада — вертикаль трёхъярусной колокольни. Необычность церкви в том, что у храмовой части отсутствуют апсиды, и роль алтарной части выполняет восточный неф, отделённый двумя из четырех столбов, между которыми располагался иконостас. Необходимость принятия такого решения при строительстве нового храма в 1845 г. оправдано условием участка: новый храм занял место старого вместе с его апсидами, и в случае устройства новых апсид они перекрыли бы Соборную (Октябрьскую) улицу.

Храм пятиглавый, четырёхстолпный, имеет одну световую главу и четыре ложных, дощатых и обшитых металлом. Сложен он из маломерного кирпича и отделан белокаменными поясами, карнизами и блоками в виде стилизованных капителей. Стены членятся вертикальными, в два яруса парными трёхчетвертными колонками, разделяются междуэтажным фризом, имеющим одинаковую трактовку в завершении четверика. Над пряслами стен поднимаются кокошники в виде ложных закомар: большого посередине и двух малых боковых; каждый со щипцом в завершении, повторяющим щипцы оконных наличников. Средние прясла в завершении южной и северной стен украшены полуциркульным завершением и красивыми крыльцами с сенью и традиционными «гирьками» в формах XVII в. Для симметричного решения профиль-отпечаток такого же крыльца в виде ниши с фреской Архангела Михаила украсил и восточную стену.

Вид на Архангельскую церковь с перекрёстка Соборной и Мало-Архангельской
Вид на Архангельскую церковь с перекрёстка Соборной и Мало-Архангельской улиц. Фото начала XX в.

Таким образом, все три фасада имеют одинаковое решение с тем лишь различием, что восточная стена несколько шире южной и северной. Впечатление позакомарного покрытия ложно, так как храм перекрыт на 4 ската. Пять одинаковых по рисунку восьмигранных глав, завершающих храмовую часть, имели восьмигранные луковичные завершения.

В целом храмовая часть производит впечатление построенной с помощью циркуля и линейки, но сухость эту смягчают украшения основных кокошников-закомар в виде лепных раковин и цветочного орнамента из гипса, а также изображения святых в больших круглых иконах-таблетках, написанных на металле и размещённых в центре четырёх больших кокошников.

При перестройке храмовой части окна на существующей трапезной растесали и повторили в размерах и оформлении аналогично нижним храмовым, и трапезная потеряла классический облик, приобретённый в 1823 г. Прежние окна её имели лучковое завершение и были несколько ниже.

Плоские пилястры посредине трапезной указывают на то, что с южной и северной стороны находились два четырёх-колонных портика. Судя по сохранившимся фотографиям, трапезная завершалась куполом, аналогично Владимирской церкви.

Вид на храм с Архангельской улицы
Вид на храм Архистратига Михаила с Архангельской улицы.
Фото начала XX в.

В целом памятник интересен сочетанием разновременных объёмов, которые архитекторы периода XIX в. удачно объединили в единую архитектурную композицию.

Внутренне убранство Архангельской церкви также отличалось богатством и благолепием. В 1869-1878 гг. на средства ктитора елецкого купца второй гильдии Н.Ф. Добрианова и пожертвования ельчан были приобретены серебряные с позолотой ризы на иконы, великолепная плащаница, шитая жемчугом, люстры, церковные облачения и различная утварь. Сохранившееся описание 1910 г. даёт нам некоторое представление об иконостасах: «Иконостасов 5 … главный … высота 20 арш., ширина 16 арш. У придельных алтарей свв. апп. Петра и Павла и св. Николая каждый 10 аршин высоты и 6 арш. длины; в трапезной у алтарей во имя св. пророка Илии и пр. Иоакима и Анны, каждый высоты 6 1/2 арш. и 17 арш. длины, считая боковые стороны». Общая стоимость иконостасов составляла 13 тыс. руб. [17] Часть пола в храме (сохранились пороги на входе. — Прим. авт.) была выстлана чугунными плитами с красивым травным орнаментом.

В 1880 г. Архангельский храм обнесён чугунной оградой из решёток и столбов, в которой были устроены двое чугунных ворот и калитка.

11 июня 1899 г. храм пострадал из-за возникшего в 7 часов вечера пожара. «Церковь была заперта, кто-то из проходящих увидал в церкви дым, сделали тревогу, сбежался народ, в народе оказался, к счастью, сельский священник (с. Вороново Елецкого уезда Владимир Переверзев — Прим. авт.), который за своей ответственностью приказал сбить замок, и тогда уже приступили к тушению пожара, беда бы, если бы этот пожар да ночью, могла бы сгореть вся церковь, а то ограничилось только алтарями; сгорел престол в левом приделе и средний и на них дорогие одежды, по бархату шитые золотом, оба престола разобраны, потом обгорел шкаф, сильно, с облачениями… подгорел пол и часть сзади иконостаса, лицевая сторона иконостаса осталась цела и невредима…». [18] После пожара 1899 г. был произведён ремонт на средства ктитора храма Н.Ф. Добрианова — замощены полы, обновлена живопись, поштукатурены стены, и в октябре того же года церковь вновь освящена. Стоит отметить, что староста Добрианов очень многое сделал для окончания строительства храмовой части и дальнейшего украшения храма. Заслуги его на этом поприще были высочайшим образом отмечены в 1872 г. золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. [19]

Архангельская церковь в 1960-е
Архангельская церковь. Фото 1960-х гг.

Величественность и красоту Архангельского храма Ельца выразительно запечатлел великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин: «…звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышающейся надо всеми в таком величии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса». [20]

Из колоколов храма выделялся большой колокол весом 500 пудов, отлитый в 1863 г. на заводе Криворотовых стараниями елецкого купца и ктитора храма Н.Ф. Добрианова. [21]

До революции ежегодно в день св. пр. Илии 20 июля (по ст. стилю) в Архангельский храм совершался крестный ход из Вознесенского собора.

Причт в храме Архангела Михаила в начале XX в. состоял из двух священников, диакона и псаломщика. Из священников храма самым известным и почитаемым впоследствии был Иоанн Борисович Жданов, переведённый к Архангельской церкви в 1779 г. из Воронежа, а из настоятелей более позднего времени особо уважаем прихожанами был протоиерей Пётр Николаевич Острогорский, прослуживший в храме более полувека и скончавшийся в 1906 г. [22]

Останки росписей на стене Архангельского храма
Портал с остатками росписей на алтарной стене Архангельского храма. Фото 1960-х гг.

К достопримечательностям Архангельского храма принадлежали местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница» в резном вызолоченном киоте у столба холодной церкви, списанная с иконы Пантелеимонова монастыря, напрестольные Евангелия 1694 г. (украшенное серебряными изображениями) и 1717 г. [23]

С 24 августа 1897 г. к Архангельской церкви г. Ельца была приписана Никольская церковь с. Лавы, где позднее открыт самостоятельный приход. [24] К храму были также приписаны 2 каменные часовни: первая в ограде церкви, к северо-востоку от неё, построенная в 1860 г., вторая — в двух кварталах от храма на Кузнечной улице, построенная в 1801 г. [25]

По сведениям Н. Ридингера, в 1860-е гг. храм владел двумя лавками и 40 десятинами земли. [26] Перед революцией Архангельской церкви принадлежала кирпичная лавка размером 16 x 8 x 4 арш., построенная ещё в 1783 г. Общая страховая оценка построек, принадлежащих Архангельскому храму в 1910 г., составляла 72400 руб. [27]

Эскиз северного фасада Архангельского храма
Эскиз северного фасада проекта реставрации Архангельского храма. 1989 г. Архитектор А.В. Новосельцев

В 1922 г. представителями местных властей из храма Архангела Михаила была изъята серебряная утварь общим весом 31 фунт 61 золот. [28]

Церковь Архистратига Михаила была закрыта около 1930 г., а в 1930-е гг. она лишилась кровли, четырёх ложных глав, а также завершения основной главы на храме и на колокольне. Чугунная ограда и часовня были разобраны.

Согласно документам 1962 г., здание храма использовалось как складское помещение — в нём хранилась бумага, а в подвале находился склад горпродторга. [29] Архангельский храм пережил пожар, рухнул свод его трапезной, в результате автомобильной аварии в начале 1980-х гг. было разрушено северное крыльцо.

Архангельская церковь, 2006 г.
Архангельская церковь. Фото 2006 г.

В таком обезображенном виде в 1993 г. храм был передан Вознесенскому собору Ельца, силами причта которого и начались реставрационные работы — восстановлены 4 главки на храмовой части, на всех главах устроена кровля, поштукатурен и побелён главный барабан. В самом храме был отслужен первый молебен. Но на полномасштабные реставрационные работы пока не хватает средств, и окончательное восстановление одного из самых интересных архитектурных памятников Ельца — храма Архистратига Михаила — ещё впереди.


Священно- и церковнослужители храма Архистратига Михаила:

Священники:

Козьма — уп. 1617-1618
Прокофий — уп. 1618
Козмин Иосиф — уп. 1646
Лукьян — 1676-1678
Димитрий — 1676-1678
Димитриев Кирилл — уп. 1693
Козьмин Афанасий — уп. 1748
Афанасьев Антон — уп. 1769
Хитров Марк Тимофеевич – 1811
Хитров Герасим Маркович – 1812-1841
Антоновский Андрей Иоаннович – 1813
Базелевский Алексей – 1848-1851
Родионов Стефан Васильевич — 1849-1851
Радин Иона — 1861
Острогорский Пётр Николаевич — 1851-1904
Недокучаев Квинтилиан — 1867-1889
Тихомиров Иоанн – 1874-1880
Высоцкий Алексей – 1885-1887
Архангельский Василий Яковлевич — 1889-1918
Орлов Николай Павлович – 1904-1909
Говоров Пётр Данилович – 1910-1912
Хлебтовский Василий – 1911
Красовский Иоанн – 1912-1918
Соломин Василий Иоаннович — уп. 1922
Феофан, иеромонах — уп. 1929

Диаконы:

Иванов Пахом -1818-1835
Михайлов Пётр Алексеевич — 1836-1841
Петров Николай – 1848-1850
Шеховцев Алексей Иоаннович – 1856
Воскресенский Павел – 1867-1873
Руднев Алексей – 1874-1880
Бунин Александр Георгиевич – 1888-1890
Троепольский Алексей -1891-1895
Никольский Константин – 1896-1900
Езерский Павел Иоаннович – 1901-1905
Болотов Фёдор – 1906-1909
Острогорский Митрофан -1906
Мусатов Сергий — 1910-1912
Лебедев Борис — 1913-1914
Преображенский Василий — 1915-1917

Дьячки:

Иванов Павел — 1818-1835
Петров Михаил — 1836-1841
Писарев Василий – 1861
Оболенский Дмитрий – 1867-1874
Руднев Александр – 1868-1873
Казанский Василий – 1874-1878

Пономари:

Степанов Иван — 1818-1831
Кириллов Николай – 1833-1835
Глаголев Михаил Тимофеевич — 1836-1841
Скрябин Пётр — 1849-1851
Соколов Яков — 1867-1873
Покровский Филипп – 1861-1873
Троицкий Владимир — 1874-1880

Псаломщики:

Введенский Павел -1885-1887
Никольский Сергей -1885-1887
Рудаков Александр Иоакимович – 1888-1904
Острогорский Митрофан Петрович – 1902-1905
Васильевский Иоанн — 1906
Руднев Николай — 1907-1909
Мишин Георгий — 1907
Ватковский Симеон -1908
Бунин Леонид Иванович – 1908-1911
Оболенский Евгений -1912-1913
Соколов Николай — 1913
Пашков Иван — 1913-1918
Преображенский Василий — 1915
Селиванов Александр — 1915-1917
Данилов Петр — 1918


Примечания:

1. РГАДА. Ф. 210. Белг. стол. Стлб. 2. Л. 53-54 об., 64-64 об., 66-67 об.
2. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 49 об.
3. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С 127-129.
4. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 4-5 об.
5. РГВИА. ВУА. 18903. Л. 12.
6. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 131-132.
7. РГВИА. ВУА. 18903. Л. 12.
8. ГАВО. Ф. 84. Oп. 1 (2). Д. 472 (191). Л. 4 об.
9. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 80.
10. РГИА. Ф. 797. Оп. 14. Д. 34099. Л. 1-14.
11. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 1, 3 об.
12. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 1, 3 об., 32 об.
13. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 11-15.
14. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 27.
15. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 33-48, 77-78, 89, 91.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
17. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
18. Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
19. ОЕВ. 1872. № 2. С. 67.
20. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. — М., 1988. С. 269.
21. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца — Орёл, 1865. С. 59.
22. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 22, 35, 57, 75, 95.
23. ГАЛО. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 98.
24. ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 2849. Л. 7-7об.
25. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 238-239; ГАЛО. Ф. 111. Oп. 1. Д. 413.
26. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21.
27. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
28. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
29. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 8.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 27.04.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий