Архангельская деревянная церковь в Ельце построена на рубеже XVI-XVII вв. Находилась она на Красной площади, на месте нынешнего сквера.
Первое упоминание о ней в документах относится к началу XVII в. Священник церкви Архангела Михаила «поп Козма» 17 декабря 1617 г. к обыскным речам елецких казаков по делу о краже денег из царской казны «прихожен своих места и в детей духовных места руку приложил», то есть заверил своей подписью показания прихожан. А 28 декабря заверили показания елецких торговых лавочных людей «Михайловский поп Прокофей» и Козма. 16 января 1618 г. «поп Прокофей» и «поп Козма в прихожен своих вместа елецких пушкорей и затинщиков руку приложил». [1]
Храм, находившийся в стенах крепости, упоминается в документах 1628 г., а в писцовых книгах 1646 г. указан его размер — 8 х 5 саж. [2] В окладных книгах 1676 г. церковь называется Архангельской «внутри города на посаде», а у «тое церкви двор попа Димитрия, двор попа Лукьяна, двор дьячков, двор просвирницин. Церковные земли двадцать четвертей, сенного покосу на тритцать копен», в приходе 100 дворов служилых людей. [3]
Писцовые книги Тихона Камынина 1691-1693 гг. сохранили для нас описание храма: «Церковь Архистратига Михаила и колокольня деревянная. Строение мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою и с папертью восемь сажен бес трети, поперег пять сажен. И круг той церкви огорожено вновь кладбище по наезду в переднем конце поперечника по восточной стране подле проезжей дороги осмнадцать сажен, в заднем конце по заподной стороне семнатцать сажен, по северной стороне дватцать один сажен. А от церкви мерою до городбы от олтаря один сажен от паперти на юг три сажени с третью, от паперти на север девять сажен, на запад адиннацать сажен, а у той церкви служит поп Кирилл…». [4]
В 1703 г. на средства елецкого помещика стольника Евсевия Бехтеева храм был заменён новым каменно-деревянным, на второй деревянный этаж которого переведён престол из сгоревшей Воскресенской соборной церкви. [5]. Около 1720 г. Архангельско-Воскресенский храм был обновлён — второй деревянный этаж на средства помещика Алексея Дмитриевича Свишинского заменён каменным.
Причты обоих храмов первое время были самостоятельны и независимы друг от друга. Но в 1748 г. распоряжением епископа Воронежского Феофилакта Архангельская церковь была переведена в разряд придельных при Воскресенской, что в верхнем этаже, «и того ради священнику Архангельской церкви Афонию Космину с дьяком пономарём быть в указанном штате при той же соборной Воскресенской церкви и приходские дворы Архангельской церкви и церковную дань причислить к приходским той же Воскресенской соборной церкви дворам, и тем приходам с церковными доходами, также землею и всякими угодиями, если таковые при тех церквях имеются, владеть и церковную дань платить вообще при той Воскресенской церкви протопопу с братиею, а не одному попу Афонию с причетники». [6]
В 1772 г. указом Воронежской духовной консистории Елецкому духовному правлению прежнюю Архангельскую церковь велено было «…отныне и впредь именовать и писать Воскресенскою». Так закончилась история «городского» храма Архистратига Михаила, престол которого остался в старом Воскресенском соборе в качестве придельного. Причт же его был переведён в новую каменную Архангельскую церковь, сооружённую, согласно «Топографическому описанию Орловского наместничества 1787 года» прихожанами в 1778 г. [7] на нынешнем месте – «за городом», взамен пришедшего в ветхость деревянного храма Казанской иконы Божией Матери с приделом Архангела Михаила, который стал главным престолом новой церкви. Возможно, что каменный пятиглавый храм с главным престолом во имя Архистратига Михаила начал строиться уже в 1772 г., так как документы Воронежской духовной консистории упоминают в это время «Архангельскую церковь, что за городом». [8] Подтверждают это и «Материалы для истории и статистики г. Ельца» Н.А. Ридингера, в которых указывается на построение каменной «о 5 главах» Архангельской церкви «около 1775 г.». [9]
В 1823 г. трапезная Архангельской церкви была распространена и в ней устроены два придельных алтаря — св. Илии с правой стороны и свв. Иоакима и Анны с левой стороны, посвященные согласно желанию его строителя Иоакима Ал. Зотова. Одновременно и в главном храме были устроены два придела — свв. апп. Петра и Павла (правый) и св. Николая Чудотворца (левый).
В 1844 г. прихожане Архангельской церкви ввиду тесноты храмовой части и придания ей размера, соответствующего новой трапезной, просили епархиальное начальство разрешить перестройку церкви. В апреле того же года доношение о том епископа Орловского было получено в канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода. Проект на распространение Архангельской церкви был направлен на рассмотрение в Департамент проектов и смет, а в ноябре 1844 г. его утвердил император Николай I. Однако позднее выяснилось, что назначенная в проекте длина в 28 саженей приведёт к тому, что церковь займёт часть улицы. Поэтому в Главном управлении проектов и публичных зданий был выполнен новый проект «в меньшем противу первого размере» и «оный Высочайше утверждён» в июне 1845 г.
В сентябре 1845 г. епископ Орловский Смарагд докладывал в Синод, что для распространения Архангельской церкви сделано следующее: место очищено, разобран прежний старый храм, привезён камень на весь бут и цоколь, закуплено извести 800 четвертей, закуплено 400 тыс. кирпича, одна десятина строевого леса, нанят подрядчик по контракту для кладки цоколя, бута и стен, для возки воды и песка наняты государственные крестьяне. [10] С городским архитектором Померанцевым 12 ноября 1845 г. был заключён договор, по которому «…он обязан произвести и отделать новый строящийся храм по Высочайше утверждённым рисункам, выдавать все детали … иметь должное заведывание до самого окончания работ с получением за то денег 285 рублей». [11]
«Доброхотное» участие в постройке храма принял елецкий купец Иван Васильевич Шапошников, пожертвовавший необходимый для строительства «каменный материал». Строительством руководил ктитор храма купец Александр Иванович Самохотов.
В 1845-1846 гг. велись работы по устройству фундаментов. В 1847-1849 гг. из-за недостатка средств на строительство работы были остановлены. Лишь в следующем 1850 г. необходимая сумма была собрана, и 21 мая т. г. государственный крестьянин села Нового Владимирской губернии и уезда Николай Максимович Максимов заключил с прихожанами договор на продолжение строительства. [12]
Желая завершить в том же году постройку храмовой части, и прихожане, и подрядчик спешили с производством работ. При этом архитектор Померанцев требовал установки новых лесов и перекладки внутренних столбов. Однако его требования не выполнялись, и Померанцев пытался остановить строительные работы на храме, жалуясь елецкому городничему. В доношении от 25 сентября 1850 г. он просил снять с себя всю ответственность за возможные последствия такого строительства. По жалобе елецкого городского архитектора в город приехал инженер подполковник Зубов, но к этому времени уже были завершены и покрыты четыре малые главки, а центральная осталась недостроенной и непокрытой до весны.
Выстроенное до сводов здание обрушилось ночью 20 октября 1850 г. от неустойчивости внутренних столбов. 22 октября Померанцев сообщал в губернскую строительную комиссию: «В ночь завалилась одна глава, разрушив до основания один столб, остальные три в опасном положении». Причт храма сообщил, что рухнул столб, а вместе с ним малая главка и центральная, в остальных столбах значительные повреждения. [13]
Обследовавший строящийся храм инженер Зубов нашёл причину в некачественном материале, плохой кладке и неправильно выполненных люнетах. [14] Как выяснилось, столбы клал государственный крестьянин с. Поречского Владимирской губернии и уезда Семён Петрович Тумаков под присмотром архитектора Померанцева из старого кирпича, без связи железом. Из-за падения некачественно выложенного столба произошли разрушения и в новой кладке. В какой мере был виновен в произошедшем архитектор Померанцев, скончавшийся вскоре после этого, и городничий, разрешивший строительство, установить тогда было трудно. Однако несколько лет спустя 8 декабря 1855 г. губернское правление решило «…оставить на ответственности бывшаго архитектора Померанцова убытки, произошедшие от падения главы и столба». [15]
На следующий год после обрушения, 28 августа 1851 г. священник Пётр Острогорский и староста храма Зот Трофимович Неделин подали прошение в Орловскую строительную и дорожную комиссию о разрешении разобрать три главки и столбы. Строительство было продолжено, но теперь уже без спешки и под наблюдением нового городского архитектора титулярного советника Ефимова. К 1859 г. строительство в основном было окончено, а в 1860 г. освящён главный престол «в прежнее храмонаименование» — в честь Архистратига Михаила. [16]. Приделы в храмовой части сохранились те же и были устроены уже после 1862 г. иждивением и стараниями ктитора, елецкого купца второй гильдии Николая Фёдоровича Добрианова.
Так Архангельский храм принял свой настоящий вид, характерный для господствовавшего в то время русско-византийского академического стиля. Копируя по сути культовые постройки середины XVII в., Архангельский храм несёт в себе и отголоски классицизма, угадывающиеся в сухой правильности фасадов и полуциркульных завершениях окон.
Композиция церкви традиционна: с востока — кубический объём пятиглавого храма, пониженная трапезная, и с запада — вертикаль трёхъярусной колокольни. Необычность церкви в том, что у храмовой части отсутствуют апсиды, и роль алтарной части выполняет восточный неф, отделённый двумя из четырех столбов, между которыми располагался иконостас. Необходимость принятия такого решения при строительстве нового храма в 1845 г. оправдано условием участка: новый храм занял место старого вместе с его апсидами, и в случае устройства новых апсид они перекрыли бы Соборную (Октябрьскую) улицу.
Храм пятиглавый, четырёхстолпный, имеет одну световую главу и четыре ложных, дощатых и обшитых металлом. Сложен он из маломерного кирпича и отделан белокаменными поясами, карнизами и блоками в виде стилизованных капителей. Стены членятся вертикальными, в два яруса парными трёхчетвертными колонками, разделяются междуэтажным фризом, имеющим одинаковую трактовку в завершении четверика. Над пряслами стен поднимаются кокошники в виде ложных закомар: большого посередине и двух малых боковых; каждый со щипцом в завершении, повторяющим щипцы оконных наличников. Средние прясла в завершении южной и северной стен украшены полуциркульным завершением и красивыми крыльцами с сенью и традиционными «гирьками» в формах XVII в. Для симметричного решения профиль-отпечаток такого же крыльца в виде ниши с фреской Архангела Михаила украсил и восточную стену.
Таким образом, все три фасада имеют одинаковое решение с тем лишь различием, что восточная стена несколько шире южной и северной. Впечатление позакомарного покрытия ложно, так как храм перекрыт на 4 ската. Пять одинаковых по рисунку восьмигранных глав, завершающих храмовую часть, имели восьмигранные луковичные завершения.
В целом храмовая часть производит впечатление построенной с помощью циркуля и линейки, но сухость эту смягчают украшения основных кокошников-закомар в виде лепных раковин и цветочного орнамента из гипса, а также изображения святых в больших круглых иконах-таблетках, написанных на металле и размещённых в центре четырёх больших кокошников.
При перестройке храмовой части окна на существующей трапезной растесали и повторили в размерах и оформлении аналогично нижним храмовым, и трапезная потеряла классический облик, приобретённый в 1823 г. Прежние окна её имели лучковое завершение и были несколько ниже.
Плоские пилястры посредине трапезной указывают на то, что с южной и северной стороны находились два четырёх-колонных портика. Судя по сохранившимся фотографиям, трапезная завершалась куполом, аналогично Владимирской церкви.
В целом памятник интересен сочетанием разновременных объёмов, которые архитекторы периода XIX в. удачно объединили в единую архитектурную композицию.
Внутренне убранство Архангельской церкви также отличалось богатством и благолепием. В 1869-1878 гг. на средства ктитора елецкого купца второй гильдии Н.Ф. Добрианова и пожертвования ельчан были приобретены серебряные с позолотой ризы на иконы, великолепная плащаница, шитая жемчугом, люстры, церковные облачения и различная утварь. Сохранившееся описание 1910 г. даёт нам некоторое представление об иконостасах: «Иконостасов 5 … главный … высота 20 арш., ширина 16 арш. У придельных алтарей свв. апп. Петра и Павла и св. Николая каждый 10 аршин высоты и 6 арш. длины; в трапезной у алтарей во имя св. пророка Илии и пр. Иоакима и Анны, каждый высоты 6 1/2 арш. и 17 арш. длины, считая боковые стороны». Общая стоимость иконостасов составляла 13 тыс. руб. [17] Часть пола в храме (сохранились пороги на входе. — Прим. авт.) была выстлана чугунными плитами с красивым травным орнаментом.
В 1880 г. Архангельский храм обнесён чугунной оградой из решёток и столбов, в которой были устроены двое чугунных ворот и калитка.
11 июня 1899 г. храм пострадал из-за возникшего в 7 часов вечера пожара. «Церковь была заперта, кто-то из проходящих увидал в церкви дым, сделали тревогу, сбежался народ, в народе оказался, к счастью, сельский священник (с. Вороново Елецкого уезда Владимир Переверзев — Прим. авт.), который за своей ответственностью приказал сбить замок, и тогда уже приступили к тушению пожара, беда бы, если бы этот пожар да ночью, могла бы сгореть вся церковь, а то ограничилось только алтарями; сгорел престол в левом приделе и средний и на них дорогие одежды, по бархату шитые золотом, оба престола разобраны, потом обгорел шкаф, сильно, с облачениями… подгорел пол и часть сзади иконостаса, лицевая сторона иконостаса осталась цела и невредима…». [18] После пожара 1899 г. был произведён ремонт на средства ктитора храма Н.Ф. Добрианова — замощены полы, обновлена живопись, поштукатурены стены, и в октябре того же года церковь вновь освящена. Стоит отметить, что староста Добрианов очень многое сделал для окончания строительства храмовой части и дальнейшего украшения храма. Заслуги его на этом поприще были высочайшим образом отмечены в 1872 г. золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее. [19]
Величественность и красоту Архангельского храма Ельца выразительно запечатлел великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин: «…звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышающейся надо всеми в таком величии, в такой роскоши, какие не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса». [20]
Из колоколов храма выделялся большой колокол весом 500 пудов, отлитый в 1863 г. на заводе Криворотовых стараниями елецкого купца и ктитора храма Н.Ф. Добрианова. [21]
До революции ежегодно в день св. пр. Илии 20 июля (по ст. стилю) в Архангельский храм совершался крестный ход из Вознесенского собора.
Причт в храме Архангела Михаила в начале XX в. состоял из двух священников, диакона и псаломщика. Из священников храма самым известным и почитаемым впоследствии был Иоанн Борисович Жданов, переведённый к Архангельской церкви в 1779 г. из Воронежа, а из настоятелей более позднего времени особо уважаем прихожанами был протоиерей Пётр Николаевич Острогорский, прослуживший в храме более полувека и скончавшийся в 1906 г. [22]
К достопримечательностям Архангельского храма принадлежали местночтимая икона Божией Матери «Млекопитательница» в резном вызолоченном киоте у столба холодной церкви, списанная с иконы Пантелеимонова монастыря, напрестольные Евангелия 1694 г. (украшенное серебряными изображениями) и 1717 г. [23]
С 24 августа 1897 г. к Архангельской церкви г. Ельца была приписана Никольская церковь с. Лавы, где позднее открыт самостоятельный приход. [24] К храму были также приписаны 2 каменные часовни: первая в ограде церкви, к северо-востоку от неё, построенная в 1860 г., вторая — в двух кварталах от храма на Кузнечной улице, построенная в 1801 г. [25]
По сведениям Н. Ридингера, в 1860-е гг. храм владел двумя лавками и 40 десятинами земли. [26] Перед революцией Архангельской церкви принадлежала кирпичная лавка размером 16 x 8 x 4 арш., построенная ещё в 1783 г. Общая страховая оценка построек, принадлежащих Архангельскому храму в 1910 г., составляла 72400 руб. [27]
В 1922 г. представителями местных властей из храма Архангела Михаила была изъята серебряная утварь общим весом 31 фунт 61 золот. [28]
Церковь Архистратига Михаила была закрыта около 1930 г., а в 1930-е гг. она лишилась кровли, четырёх ложных глав, а также завершения основной главы на храме и на колокольне. Чугунная ограда и часовня были разобраны.
Согласно документам 1962 г., здание храма использовалось как складское помещение — в нём хранилась бумага, а в подвале находился склад горпродторга. [29] Архангельский храм пережил пожар, рухнул свод его трапезной, в результате автомобильной аварии в начале 1980-х гг. было разрушено северное крыльцо.
В таком обезображенном виде в 1993 г. храм был передан Вознесенскому собору Ельца, силами причта которого и начались реставрационные работы — восстановлены 4 главки на храмовой части, на всех главах устроена кровля, поштукатурен и побелён главный барабан. В самом храме был отслужен первый молебен. Но на полномасштабные реставрационные работы пока не хватает средств, и окончательное восстановление одного из самых интересных архитектурных памятников Ельца — храма Архистратига Михаила — ещё впереди.
Священно- и церковнослужители храма Архистратига Михаила:
Священники:
Козьма — уп. 1617-1618
Прокофий — уп. 1618
Козмин Иосиф — уп. 1646
Лукьян — 1676-1678
Димитрий — 1676-1678
Димитриев Кирилл — уп. 1693
Козьмин Афанасий — уп. 1748
Афанасьев Антон — уп. 1769
Хитров Марк Тимофеевич – 1811
Хитров Герасим Маркович – 1812-1841
Антоновский Андрей Иоаннович – 1813
Базелевский Алексей – 1848-1851
Родионов Стефан Васильевич — 1849-1851
Радин Иона — 1861
Острогорский Пётр Николаевич — 1851-1904
Недокучаев Квинтилиан — 1867-1889
Тихомиров Иоанн – 1874-1880
Высоцкий Алексей – 1885-1887
Архангельский Василий Яковлевич — 1889-1918
Орлов Николай Павлович – 1904-1909
Говоров Пётр Данилович – 1910-1912
Хлебтовский Василий – 1911
Красовский Иоанн – 1912-1918
Соломин Василий Иоаннович — уп. 1922
Феофан, иеромонах — уп. 1929
Диаконы:
Иванов Пахом -1818-1835
Михайлов Пётр Алексеевич — 1836-1841
Петров Николай – 1848-1850
Шеховцев Алексей Иоаннович – 1856
Воскресенский Павел – 1867-1873
Руднев Алексей – 1874-1880
Бунин Александр Георгиевич – 1888-1890
Троепольский Алексей -1891-1895
Никольский Константин – 1896-1900
Езерский Павел Иоаннович – 1901-1905
Болотов Фёдор – 1906-1909
Острогорский Митрофан -1906
Мусатов Сергий — 1910-1912
Лебедев Борис — 1913-1914
Преображенский Василий — 1915-1917
Дьячки:
Иванов Павел — 1818-1835
Петров Михаил — 1836-1841
Писарев Василий – 1861
Оболенский Дмитрий – 1867-1874
Руднев Александр – 1868-1873
Казанский Василий – 1874-1878
Пономари:
Степанов Иван — 1818-1831
Кириллов Николай – 1833-1835
Глаголев Михаил Тимофеевич — 1836-1841
Скрябин Пётр — 1849-1851
Соколов Яков — 1867-1873
Покровский Филипп – 1861-1873
Троицкий Владимир — 1874-1880
Псаломщики:
Введенский Павел -1885-1887
Никольский Сергей -1885-1887
Рудаков Александр Иоакимович – 1888-1904
Острогорский Митрофан Петрович – 1902-1905
Васильевский Иоанн — 1906
Руднев Николай — 1907-1909
Мишин Георгий — 1907
Ватковский Симеон -1908
Бунин Леонид Иванович – 1908-1911
Оболенский Евгений -1912-1913
Соколов Николай — 1913
Пашков Иван — 1913-1918
Преображенский Василий — 1915
Селиванов Александр — 1915-1917
Данилов Петр — 1918
Примечания:
1. РГАДА. Ф. 210. Белг. стол. Стлб. 2. Л. 53-54 об., 64-64 об., 66-67 об.
2. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 49 об.
3. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С 127-129.
4. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 4-5 об.
5. РГВИА. ВУА. 18903. Л. 12.
6. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 131-132.
7. РГВИА. ВУА. 18903. Л. 12.
8. ГАВО. Ф. 84. Oп. 1 (2). Д. 472 (191). Л. 4 об.
9. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 80.
10. РГИА. Ф. 797. Оп. 14. Д. 34099. Л. 1-14.
11. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 1, 3 об.
12. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 1, 3 об., 32 об.
13. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 11-15.
14. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 27.
15. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 4. Л. 33-48, 77-78, 89, 91.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
17. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
18. Письма Ростовцевых. Собрание В.А. Заусайлова.
19. ОЕВ. 1872. № 2. С. 67.
20. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Собр. соч. в 3-х томах. Т. 3. — М., 1988. С. 269.
21. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца — Орёл, 1865. С. 59.
22. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 22, 35, 57, 75, 95.
23. ГАЛО. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 98.
24. ГАОО. Ф. 580. Ст. 2. Д. 2849. Л. 7-7об.
25. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 238-239; ГАЛО. Ф. 111. Oп. 1. Д. 413.
26. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21.
27. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 27-29.
28. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
29. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 8.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»