Приход храма св. великомученика Димитрия Солунского со времени его основания составляли казаки, заселявшие Беломестную слободу Ельца за рекой Сосной, против Елецкой крепости. В конце XVI в. по государевым указам велено было по Верхнему Дону и южным рубежам Московии даровать общинам служилых казаков «обелённые», т. е. свободные от податей, наделы земли. Оттого и именовать их стали «беломестными казаками». [1] В конце 1592 г. 30 донским казакам с атаманами «Михалкой Онтоновым сыном Шлыковым и Русинком Дробышевым сыном Клушиным», поселившимся по государеву указу слободой «на Ельце за рекой Сосною», было разрешено устроить вокруг слободы острожек, то есть небольшой городок, на повороте реки Сосна, на Луговом болоте, прямо против Елецкой крепости. [2] Строительство Дмитриевского храма, связанного с памятью о погибшем годом ранее в Угличе юном царевиче Димитрии, вероятно, и относится к 1592-1593 гг.
В начале XVII в. в Ельце значится «слобода беломестных казаков, что за рекою Сосною, с церковью Дмитрия Солунского … а в ней атаман Афрамей Панкратов со товарищи». [3] В документах за 1617 г. Дмитриевская церковь и её священники упомянуты неоднократно: Дмитриевской церкви «поп Исаи в прихожен своих места и в детей духовных руку приложил» 18 декабря 1617 г. к обыскным речам елецких беломестных казаков по делу о краже денег из царской казны. 28 декабря он заверил обыскные речи елецких торговых лавочных людей вместо сына «духовного Ермола». В подобном документе от 20 декабря того же года упомянут «Дмитровской поп Яков», заверивший показания прихожан — елецких дворян и детей боярских.
В переписных книгах 1646 г. именуется «церковь Дмитрея Селунского за попом Федотом». [4] Под 1691 г. летопись указывает её в двойном названии – «церковь святого Пророка Ильи и великомученика Дмитрея Селунского, что за рекою за Сосною, в Беломестной слободе». Далее следует описание церкви: «…древяная, а в той церкви Двери Царские, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение попа Михаила. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою семь сажен, поперег три сажени бес трети, и круг той церкви огорожено внов кладбище по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 28 сажен, по заподной 11 сажен, а длин по южной стороне 41 сажень, по северной 35 сажен. А от церкви мерою до городбы на восток 4 сажени с третью, на юг 10 сажен, на север 11, на запод 17». Указание на сохранившееся имя строителя храма — о. Михаила — скорее всего, свидетельствует о недавней (перед 1691 г. — Прим. авт.) замене прежнего деревянного храма на новый. В этот же год слободу населяли «…один человек атаман, да пятидесятник, да редовых (казаков) 73 и всего 75 человек и промеж казачьих дворов донской кормовой казак Остафий Степанов…». [5]
С продвижением границы Руси на юг значение Ельца как пограничного города начинает падать. Сторожи постепенно превращались в сёла и городки, часть казаков уже в XVII в. съезжает вслед за продвижением границы вниз по Дону. После отмежевания в конце XVIII в. части земли Беломестной слободы в пользу города потомки этих казаков по указу от 1791 г. основали село Ольшанец, в Вознесенском храме которого впоследствии был устроен придел во имя св. Димитрия Солунского.
Прежний деревянный Димитриевский храм уже был к этому времени заменён новым — его построили в 1772-1774 гг. прихожане, которые в феврале 1773 г. заключили договор с елецким купцом Андрианом Петровичем Володиным на окончание отделки нового храма, перенос в него иконостаса из старой церкви и оформление храмозданной грамоты. [6] Новая церковь была «сложена из дикого камня на всю высоту», с деревянной колокольнею. Однако уже в конце XVIII в. о Димитриевском храме писали как о сыром и ветхом. Прихожанами храма во второй половине XVIII столетия являлись не только жители Беломестной слободы, но и Новой Ямской, образовавшейся вдоль большой Воронежской дороги. В 1809 г. на плане слободы показано уже 185 дворов.
Кроме Беломестной и Новой Ямской к приходу Дмитриевской церкви в это время были причислены и ближайшие деревни: Ольшанец, Ново-Ольшанец, Верхняя и Нижняя Сахаровка. Старая церковь стала мала для выросшего количества прихожан.
В начале XIX в. обе елецкие слободы за рекой Сосной были перестроены по новому регулярному плану. После этого Дмитриевская церковь оказалась у перекрестка — патриаршая дорога на Липецк стала Липецкой улицей, а поперечная ей, проходившая у церкви, — Церковной. В середине XIX в. они стали называться Старолипецкая и Староцерковная. Ныне это северо-западный угол перекрёстка Староцерковной (Рабочей) и Старолипецкой (Колхозной), у дома № 109. До середины XX столетия эта площадь, где находился храм и кладбище, была не застроена.
Маловместительная и уже пришедшая в ветхость Димитриевская церковь в начале ХIХ в. не удовлетворяла потребностям прихожан. К тому же в весеннее половодье Сосна разливалась так, что, несмотря на высокий подклет, вода часто заходила в церковь. Всё это заставляло жителей слобод задуматься не только о постройке нового храма, но и выборе для него нового, более высокого и удобного места. Однако сами прихожане долго не решались приступить к намеченному строительству, пока их не «подтолкнул» к более решительным действиям священник Преображенской церкви Иоанн Борисович Жданов. Именно он однажды торжественно перенёс икону Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Димитриевский храм, где в это время служил его зять о. Иоанн Григорьев, и не только призвал прихожан скорее начать строительство, но и сам принялся за рытьё фундаментов.
Новый каменный храм Засосенской части города — Троицкий — строился на пожертвования прихожан в 1817-1843 гг. Главным попечителем строительства стал священник Димитриевского храма Константин Алексеевич Попов. Помогал ему и сослуживший ему о. Георгий Иоаннов Преображенский — сын уважаемого ельчанами пастыря о. Иоанна.
В 1840 г. после окончания строительства и освящения придела в память о прежнем храме в честь св. великомученика Димитрия Солунского причт Димитриевской церкви перешёл в новый храм, который ещё несколько лет считался Димитриевским. А в 1843 г. с освящением главного престола во имя Святой Троицы закончилась история храма св. Димитрия Солунского. Прежний храм ещё некоторое время простоял на своём месте, затем был разобран.
Священно- и церковнослужители храма святого Димитрия Солунского:
Священники:
Исайя — уп. 1617
Яков — уп. 1617
Федот — уп. 1646
Стефан — уп. 1678
Степанов Максим — уп. 1691-1693
Григорьев Иоанн – 1803-1825
Преображенский Георгий Иоаннович – 1819-1823
Попов Константин Алексеевич – 1824-1843
Побединский Георгий – 1826-1831
Никольский Стефан Георгиевич – 1832-1843
Диаконы:
Попов Константин Алексеевич – 1820-1823
Вуколов Иоанн Иоаннович – 1824-1843
Дьячки:
Фёдоров Иван – 1820-1821
Яковлев Андрей Яковлевич – 1822-1843
Ефремов Никифор – 1834-1839
Оболенский Иван – 1841-1843
Пономари:
Глаголев Михаил Тимофеевич – 1820-1835
Турбин Пётр Александрович – 1822-1841
Гаперицкий Андрей Фомич – 1837-1843
Примечания:
1. Казачий словарь-справочник. Т. 1. — Кливленд, 1966.
2. РГАДА. Ф. 141.1593 г. Д. 1. Л. 144-145.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135.
4. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 49.
5. РГАДА. Ф.1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 25.
6. ГАЛО. Ф. 175. Oп. 1. Д. 7. Л. 1.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»