Историю строительства Сретенского храма сохранявшееся в начале XX в. среди ельчан предание связывало с именем почитаемого священника Преображенской церкви Иоанна Борисовича Жданова. Именно он весьма необычайным образом предсказал построение этого храма и даже «выбрал» для него соответствующее место. Проходя однажды по городу, уважаемый пастырь вдруг лёг на открытом месте в дождевой луже. Прохожие были удивлены этим и мысленно осудили странный поступок священника, хотя и знали о его подвижничестве, выражавшемся порой в юродстве Христа ради. Отец Иоанн же, угадывая мысли ельчан, сказал: «В настоящее время земля, правда, сырая, грязная, но я люблю это место и лобызаю его потому, что оно предназначается для особенного присутствия Божия; здесь будет дом Божий, и в нём будут совершаться святейшие таинства». Именно с этого времени у ельчан, живших в этой части города и не имевших поблизости своей приходской церкви, и зародилась мысль построить здесь храм. [1]
Прошение о строительстве храма во имя Сретения Господня с приделами Казанской иконы Божией Матери и св. князя Владимира жители этой части города в количестве 170 человек подали епископу Орловскому Досифею (Ильину) 24 июня 1805 г. Препятствий для строительства никаких не имелось, кроме того, что причты некоторых городских храмов — Архангельского и Покровского — были против возведения новой церкви, так как желающие отделиться от них в новый приход горожане принадлежали к числу «лучших», и содержание причта в этих храмах после отделения богатых прихожан могло стать скудным. Желающих образовать новый приход насчиталось 106 дворов. Для обеспечения нового храма причтом пришлось бы отделить один штат из трёхкомплектной Покровской церкви. Обо всём этом в 1807 г. епископ Орловский Досифей докладывал в Синод, на что в феврале 1808 г. им было получено решение Синода о дозволении гражданам Ельца построить новую каменную церковь с отчислением в неё одного штата из Покровской церкви. [2] Место под новый храм на перекрёстке улиц Соборной и Большой Мясницкой (современные Октябрьская и Лермонтова) уступил купец Кожин.
Закладка двухэтажной церкви состоялась 24 июня 1808 г. По преданию, о. Иоанн Жданов принёс на торжество икону Сретения Господня. Нижний тёплый этаж строился в 1808-1813 гг. на средства купцов П.Д. Слепушкина, П.В. Кожина, А.И. Барбашина и других прихожан, а освящён в 1813 г. во имя Сретения Господня. Два придельных алтаря были посвящены Введению во храм Пресвятой Богородицы и святителю Николаю Чудотворцу.
Верхний летний этаж с тремя престолами возводился на пожертвования прихожан старанием ктитора храма купца Алексея Стефановича Кожухова. Средний престол в честь Казанской иконы Божией Матери освящён в 1821 г., а придельные — свв. Константина и Елены (правый) — в 1824 г. и св. князя Владимира (левый) — в 1830 г.
Крупный объём Сретенского храма вместе с высокой вертикалью колокольни стали важнейшей градостроительной доминантой Ельца. Уникальность этой церкви состояла в том, что это был первый в Ельце храм (если не считать соборную церковь Знаменского монастыря), выстроенный целиком в классическом стиле. До этого церкви Ельца носили ярко выраженные черты барочных храмов: небольших, решённых по одному конструктивному принципу бесстолпных храмов – «восьмерик на четверике». Сретенский храм был четырёхстолпным, с большой прямоугольной главой, со срезанными углами, что сближало его с традиционными храмами города, выстроенными по конструктивному принципу «восьмерик на четверике». Нижний квадратный объём храма был двухэтажным. Первый этаж имел выступы и служил стилобатом для портиков на втором этаже. Глава храма перекрывалась куполом, повторявшим срезанные углы, и завершалась такой же, только уменьшенной, световой главкой. В западной части церкви находилась высокая четырёхъярусная колокольня, выполненная в стиле раннего классицизма. Завершалась колокольня высоким металлическим шпилем, установленным над верхним ярусом колокольни, с размещёнными в нём часами. Пространство между колокольней и храмовой частью занимала двухэтажная трапезная.
В 1848 г. во время большого пожара в Ельце сгорело 695 домов, а также Сретенский храм, от которого остались лишь стены, часть икон и утвари. В ноябре того же года прихожане во главе с ктитором Иваном Григорьевичем Барбашиным приступили к восстановлению церкви, и вскоре боковые приделы нижнего этажа были устроены вновь. Главный Сретенский престол освящён в 1850 г.
Через два года были восстановлены и освящены боковые престолы верхнего этажа, а в следующем 1853 г. — во имя Казанской иконы Божией Матери. Дальнейшее обновление и украшение храма продолжалось в основном старанием и иждивением некоторых прихожан — С.Д. Русанова, И.В. Кожухова, В.Д. Алисовой и церковных старост — Кожухова и Маслова.
Память о пожаре 1848 г. долго жила в Ельце — с 4 июня 1849 г. каждый год из Сретенской церкви совершался крестный ход на Архангельскую площадь, где тогда остановился пожар. Здесь в память избавления от гибельного огня 1848 г. служился молебен с водоосвящением, на котором присутствовали все пожарные части Ельца. [3]
Настоятелем новопостроенной церкви был назначен священник Иоанн Морозов, переведённый из Покровского храма. Причт храма состоял из двух священников, диакона и двух пономарей (с 1870-х гг. — двух псаломщиков). Первое время вновь образовавшийся приход Сретенского храма составили 709 жителей обоего пола. В начале XX столетия в приходе числилось 1990 жителей. [4]
По страховой оценке 1910 г. стоимость храма составила 50000 руб. Длина его «с колокольней 18 саж. 1 арш., ширина 10 саж. 2 арш. Высота до верха карниза купола 13 саж…. Одна большая глава с 3 большими окнами, 6 малыми и 3 полукруглыми. Наружных дверей в верхнем храме — 1, окон в летней церкви 17 больших, размером 4 арш. высоты и 2 ширины, малых — 26 высотою 4 арш., шириною 1 арш., полукруглых — 10, в диаметре — 1,5 арш., а высотой 1 арш.» В нижней тёплой церкви было «4 наружных двери … окон 17 больших … 3 арш. высоты и 2 арш. ширины, 26 малых — 3 арш. высоты и 1 арш. ширины, полукруглых 18, в диаметре 4 арш. и высотой 1,5 арш. Все … с железными решётками». Колокольня Сретенской церкви в 4 яруса, высота до верха карниза 21 саж. 2 арш.
В верхнем летнем храме иконостас главного алтаря, освящённого в честь Казанской иконы Божией Матери, имел высоту 20 арш. и ширину 14 арш. В приделах свв. Константина и Елены и св. князя Владимира иконостасы были высотой 7,5 арш. и шириной 7 арш. каждый. Оценены они были в 10000 руб. В зимнем храме главный иконостас «Сретения Господня … 7 арш. высоты и 12 арш. ширины. Придельные во имя св. Николая и Введения Пресвятой Богородицы … 6 арш. высоты и 8 ширины каждый. Оценены в 4 тыс. руб.». [5]
Вокруг Сретенского храма была сооружена каменная с чугунными решётками ограда. При храме с 1885 г. действовала церковно-приходская школа в двухэтажном деревянном здании размером 8 х 7,5 арш. и высотой 7,5 арш. [6] На первом этаже здания размещалась караулка.
Главной святыней Сретенской церкви считалась почитаемая ельчанами икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости». О том, что в храме было ещё достаточно много богато украшенных икон и ценной утвари, можно судить по описи 1922 г., составленной во время изъятия ценностей. Церковная серебряная утварь Сретенского храма, на которую «положили глаз» представители новой власти, «потянула» на б фунт. 32 золот. Пригодились на нужды государства и медные монеты весом 32 фунт. 45 золот. [7]
Революция принесла Сретенской церкви не только притеснения со стороны новых органов власти и разграбление ризницы под благовидным предлогом помощи голодающим. Огромным испытанием в это смутное время оказались для причта храма новые веяния и в церковной среде. Община Сретенской церкви в 1923 г., после ареста священников по делу так называемого Елецкого епархиального управления, поддержала обновленческое движение внутри Русской Православной Церкви. Ожидая поэтому поблажек от власти, община не вносила арендные платежи, в результате образовалась недоимка. Оказавшаяся в изоляции среди других городских церквей, безоговорочно поддерживающих Патриарха Тихона, Сретенская обновленческая община распалась, а в 1927 г. прежнюю недоимку власти попытались взыскать с новой общины. На самом деле нужен был хоть какой-то предлог для закрытия церкви. Однако взыскивать долги прежней общины с других арендаторов храма власти всё-таки побоялись — слишком уж откровенно противозаконно это бы выглядело, и тогда был найден другой предлог для расторжения договора.
В 1929 г. соответствующая комиссия, осмотревшая Сретенский храм, подготовила следующее решение сначала горсовета, а затем и Елецкого окрисполкома: «В связи с выявившимся хищническим отношением к церковному имуществу, благодаря чему не оказалось ряда предметов из имущества Сретенской церкви, решение Елецкого горсовета … о расторжении договора утвердить, предложив окр. адмотделу привлечь виновных в расхищении госимущества к ответственности, одновременно изъять церковное здание и имущество от Сретенской группы верующих и в месячный срок передать другой группе верующих, а при отсутствии последней, по истечении месячного срока, возбудить мотивированное ходатайство перед ВЦИКом о закрытии Сретенской церкви». [8]
Вскоре договор аренды с общиной Сретенской церкви был расторгнут, а 11 апреля 1930 г. храм закрыт. Как следует из переписки Ростовцевых, в начале сентября 1937 г. церковь «заперта, т. к. все священники вне дома» (читай арестованы. — Прим. авт.).
В конце 1930-х — начале 1940-х годов Сретенский храм подвергся частичному разрушению: деревянные междуэтажные перекрытия были «разобраны неизвестными лицами» и, частично, проходившими в 1942-1943 гг. воинскими частями. Частные лица в 1943 г. разобрали полы и печи, сняли двери, начали расхищение кровли на трапезной. В связи с этим Елецкий городской Совет 16 марта 1944 г. принял решение «О разборке крыши на церкви Сретения», в котором говорилось: «Крыша расхищается … для сохранения железа крышу разобрать». [9]
После войны Сретенская церковь использовалась как складское помещение, а трапезная была перестроена в жилой дом. В 1962 г. поруганный и полуразрушенный храм наметили к сносу. [10] В 1965-1969 гг. Сретенскую церковь разбирали, а в 16 часов 29 июля 1969 г. остов храма был взорван последним из четырёх других елецких храмов. Уничтожение храма Сретения Господня лишило силуэт исторической части города одной из важнейших и красивейших доминант.
Священно- и церковнослужители храма Сретения Господня:
Священники:
Морозов Иван Семёнович – 1813-1828
Сахаров Косма Васильевич – 1821-1828
Монастырев Маркел Данилович – 1829-1841
Попов Константин — 1829-1830
Тихвинский Василий Никифорович – 1840-1870
Протопопов Василий Иоаннович – 1857-1870
Шеховцев Пётр Гаврилович – 1870-1896
Поздняков Николай Фёдорович – 1870-1913
Колпенскии Венедикт Георгиевич – 1897-1905
Космодамианский Тихон – 1905-1907
Рязанов Василий Ермолаевич – 1908-1922
Ильинский Александр – 1915-1917
Боголюбский Гавриил Яковлевич – 1929-1935
Цветков Сергей Иоаннович — 1935
Диаконы:
Семёнов Пётр Алексеевич — 1813-1816
Филиппов Иван Филиппович – 1818-1824
Касьмин Иоанн Иоаннович – 1825-1863
Семёнов Афанасий Трофимович – 1857-1870
Дамский Митрофан Иоаннович – 1864-1890
Липецкий Алексей Антониевич – 1871-1906
Базилевский Исидор Николаевич – 1890-1917
Яхонтов Павел Иванович – 1910
Оболенский Павел -1911-1913
Павлов Пётр Панкратович – 1813-1821
Рудаков Иван Михайлович – 1822-1839
Успенский Василий Александрович – 1829-1841
Попов Иван Николаевич – 1841-1869
Покровский Ананий – 1858-1859
Знаменский Михаил Евграфович – 1860-1871
Архангельский Николай Иванович — 1872-1877
Пономари:
Селехов Илья Алексеевич – 1813-1841
Скуридин Фёдор Семёнович – 1822-1841
Драчёв Пётр Иванович – 1857-1874
Псаломщики:
Архангельский Николай Иванович – 1878-1887
Скуридин Фёдор – 1888-1913
Рязанов Арсений Иринеевич – 1901-1903
Диомидов Димитрий — 1907
Яхонтов Павел Иванович – 1908-1909
Оболенский Евгений – 1914-1915
Иванов Сергей – 1915-1917
Азбукин Николай — 1915
Примечания:
1. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 158.
2. РГИА. Ф. 796. Оп. 88. Д. 817. Л. 1-5, 11.
3. Кожухов И. Елец. Историческое исследование. Елец, 1911; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом. — Елец, 1999. С. 159-160.
4. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 48.
5. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 47-49.
6. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 49.
7. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
8. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 166. Л. 36 об.
9. ГАЛО. Ф. Р-664. Оп. 1. Д. 54. Л. 44.
10. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 14.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»
Хотелось бы сказать большое спасибо авторам этой публикации за огромный объем интересного материала. Но еще большее спасибо за фотографию Василия Ермолаевича Рязанова. Я являюсь его праправнучкой. Моя бабушка, а его внучка, всегда мне говорила, что я его копия — «Рязановская порода». А теперь мы с родственниками, да и все мои друзья, согласились с ней. У нас в семье не осталось его фотографий, да и сведений никаких о нем нет. Мой папа в свое время обращался в архив, но информацию представили очень скудную. Так что еще раз огромное спасибо.