Каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы находилась в Засосенской части города, на территории военного городка, выстроенного в 1895 г. для 52-го драгунского Нежинского полка. Проект полкового храма выполнил в 1900 г. архитектор А. Шмаков. Закладка церкви состоялась в мае 1902 г. В торжествах принимал участие приглашённый военным начальством протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергеев — будущий святой Иоанн Кронштадтский. [1]
На плане этой части Ельца, составленном С. Шеламовым в апреле 1908 г., Покровская церковь обозначена уже как существующая. Размещалась она на оси нынешней улицы Красноармейской, восточнее въезда на территорию военного городка. Фотографий, запечатлевших церковь крупным планом, не сохранилось, поэтому об её облике можно судить лишь по архивным чертежам 1900 г. [2] и открытке 1910-х гг., на которых изображены казармы Нежинского полка и полковой храм за ними.
План церкви был близок к равноконечному греческому кресту, включавшему в центре четверик бесстолпного храма, с запада к нему примыкала трапезная, по бокам — два прямоугольных придела, и с востока — апсида, в основе которой прямоугольник с несколько выдающимся полукружьем. С запада план церкви завершал квадрат колокольни. Барабан храма был круглым, с прорезанными в нём восемью окнами с полуциркульными завершениями и такими же нишами между ними. Его перекрывал полусферический купол, расчленённый шестнадцатью сходящимися к вершине валиками по образцу петербургского Исаакиевского собора, венчала его небольшая граненая главка с крестом. Углы всех выступающих в нижнем ярусе частей церкви обработаны рустом. Входы в церковь утроены через колокольню и боковые приделы храма.
Композиция всей церкви близка к традиционным храмам города XVIII в., однако оформление её выполнено из кирпича в традициях конца XIX столетия. Все проёмы носят по-византийски полуциркульные завершения и обработаны по краям полуколонками, поддерживающими профилированные полукружья наличников. Двухъярусная колокольня с квадратным первым и круглым вторым ярусом имела ту же декоративную обработку, что и храмовая часть. Завершал её такой же купол с валиками с небольшой главкой, которую венчал высокий шпиль.
Приход Покровской войсковой церкви составляли драгуны 52-го, а с 1909 г. — гусары 18-го Нежинского полка, на территории казарм которого она находилась. По штату в полку числилось 1009 строевых чинов, занимавших специально выстроенные для полка казарму и шесть эскадронных конюшен, а также манеж. Полк имел не только свою церковь, но и отдельное кладбище. В газете «Елецкий дневник» в 1913г. оно упомянуто как «кладбище 18 гусарского Нежинского полка, расположенное против бегового ипподрома, с правой стороны шоссе, идущего на Ефремов». Кладбище было небольшим, с чугунными крестами, покрашенными в белый цвет «с выбронзированными под золото изображениями ангелов».
В 1914 г. в связи с началом Первой мировой войны отбыл на театр военных действий 18-й гусарский Нежинский полк, с которым, видимо, отправился и полковой священник.
После революции территория военного городка продолжала использоваться по первоначальному назначению – здесь размещались «красные казармы».
Однако полковая церковь уже не использовалась по назначению. Под частью храма находился подвал, применявшийся, по-видимому, для котельной. После сноса храма в начале 1930-х гг. подвал сохранился и использовался воинской частью как хранилище. В настоящее время вся территория бывших «красных казарм» передана Елецкому государственному университету имени И.А. Бунина под учебные корпуса.
Священно- и церковнослужители храма Покрова Пресвятой Богородицы Нежинского полка:
Священники:
Колосов Владимир Иоаннович – 1900-1904
Морачевич Николай Орестович – 1907-1914
Примечания:
1. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 165.
2. РГВИА. Ф. 349. Оп. 12. Д. 5673.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»