История женского монастыря на Каменной горе в городе Ельце уходит своими корнями в начало XVII столетия. Тогда, в 1628-1629 гг., по благословению игумена Елецкого Троицкого монастыря Моисея монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшем обрывистый каменный мыс, образованный р. Ельчиком и оврагом Кременной Верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския» и несколько келий, где жили по два-три старца Троицкого монастыря, жаждавших уединения.
В 1657 г. в скиту Троицкого монастыря на Каменной горе насчитывалось 5 человек братии. В это время главными его благотворителями были купцы Григорий Шустов и Моисей Росихин, а также елецкий воевода Любим Шекловитый [1], оказавший помощь в постройке второго деревянного храма во имя св. Николая Чудотворца и пожертвовавший в него иконы и церковную утварь — чашу, дискос с прибором, Царские Врата и пр. Тогда же Каменногорский монастырь, занимавший «3 сажени длины и 16 с половиной саженей ширины», был обнесён деревянным острогом.
Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкого монастыря в новоустроенном скиту закончилась в 1682 г., когда братия, жившая здесь, была переведена в Троицкий монастырь после посещения Ельца святителем Митрофаном, направлявшимся на вновь открытую Воронежскую кафедру.
Ельчане тогда с великой радостью встречали своего архипастыря и принимали его святительское благословение. Владыка Митрофан обратил внимание на подходивших к нему черниц-инокинь, так как знал, что в Ельце находился только мужской Троицкий монастырь, и потому спросил: «Где они имеют свое пребывание; куда ходят на божественную службу молиться? Чем занимаются и какими средствами добывают себе пропитание?» На что черницы ответили, что живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием, а на божественную службу ходят в мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы». [2] После этого в 1683 г. последовал указ Воронежского Преосвященного о преобразовании Каменногорского скита в женский монастырь, начальницей которого была поставлена духовно опытная монахиня Иулита, возведённая в сан игумении.
Учредив своим указом новый монастырь, воспринятый игуменом Троицкого монастыря Иосифом с недовольством, святитель Митрофан поспешил подкрепить своё решение царским указом и ходатайствовал особым прошением пред высочайшею властью о создании в Ельце женской обители. И 3 августа 1685 г. указом «…Великих Государей Царей и Великих князей Иоанна и Петра Алексеевича и Великия Государыни Благоверныя Царевны и Великия княжны Софии Алексеевны…» вновь устроенному в Ельце «Рождественскому монастырю Курския Богородицы, что на Каменной горе, за игуменью Иулитою с сестрами…» было пожаловано «…Троицкого монастыря вотчиной земли, что в Елецком стану пустош Сазыкина поляна Попова тож, да пустоши Яблоновой поляне, пустоши Лепикиной поляне — 20 четвертей … а вместо той земли Троицкого монастыря игумену с братиею 20 же четвертей дать в Елецком же уезде из порозжих земель, где приищется и дать ей игуменье с сестрами на ту землю Нашу Великих Государей отказную грамоту… да в той вотчине велеть переписать дворы и во дворах людей поимянно, и места дворовыя, и пашни, и лес, и всякие угодья… написать в книги подлинныя…». [3]
При игумении Иулите, управлявшей обителью на Каменной горе в течение пятнадцати лет, монастырь состоял из двух деревянных церквей — Рождества Пресвятой Богородицы и св. Николая Чудотворца, 12 малых келий с хлебней и был «загорожен взамет» строения купца Григория Шустова. [4]
Писцовые книги в 1691 г. так описывали обитель: «Монастырь Пресвятые Богородицы Курские, что на речке на Елце на Каменной горе девичей. А в том монастыре две церкви. Церковь во имя Рождества Пресвятые Богородицы старого строения Троецкого монастыря чёрного старца Савватея. А в той церкви местные иконы и книги, и ризы, и колокола, и всякая церковная утварь мирское. Другая церковь построена вновь во имя великого Чудотворца Николая. А в церкви деисусы, образы и праздники, и Царские Двери, строения Любима Шакловитого. А достроена и монастырь огорожен взамет строением гостя Григорея Шустова и иных вкладчиков. А книги Святое Евангелие покрыто бархатом, оклад серебряной позлачен чеканкой. Строение посацких людей Моисея Расихина, Василея да Петра Чечюлиных… минея … вечеря духовноя мире коя ходатайством того монастыря игуменьи Улиты две книги… восемнатцать келий… казначей старица Васса. А монастырь в длину сорока трёх сажен, ширину шестнадцат сажен. За монастырём двор белого попа Викулы Андреева…». [5]
В 1688 г. насельницам Елецкого монастыря были пожалованы право собирать плату за проезд через реку Сосну возле самого города и перевоз через реку Дон севернее Задонска. Полученные средства позволили игумении Иулите приобрести для обители ризницу и богослужебные книги на весь годовой круг.
В 1697 г. после смерти игумении Иулиты настоятельницей монастыря стала игумения Капитолина, которая около 1700 г. приобрела для монастыря 51 четв. земли. По данным за 1700 г., в обители проживало 27 монахинь.
После Капитолины монастырём управляли игумения Вера, а затем игумения Пелагея. [6] Обе настоятельницы много сил отдали упрочению монастырского землевладения.
В 1764 г. с учреждением духовных штатов «Елецкий Богородицкий» монастырь был упразднён указом Екатерины II, а монастырские крестьяне — 12 бобылей [7] — отобраны в коллегию экономии. Матушкам предписывалось покинуть обитель и переселиться в единственный оставшийся штатным монастырь епархии — Воронежский Покровский. По данным на 1764 г., в монастыре проживали игумения Иулита и 23 монахини. [8] Одной из них была известная подвижница схимонахиня Елисавета (в девичестве Евдокия Холина), бывшая супруга ельчанина Михаила Голощапова — прославившегося впоследствии подвижника и друга Святителя Тихона схимонаха Митрофана. Она скончалась в 1765 г. и была погребена на монастырском кладбище.
Несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини остались на Каменной горе, где сохранялись два храма, и продолжали жить в своих кельях, получая помощь от жителей города и окрестных помещиков. Так, «экономический казначей премьер-майор Новосильцев дал приказ подмонастырской крестьянской слободки старосте Фёдору Рязанцеву с наикрепчайшим подтверждением, чтобы он, староста, и бобыли «обители Богородицкого девичья монастыря никаких обид не показывал и в рощу для плодов лесных фруктов им брать не запрещал и от посторонних людей оное оберегать, чтоб той рощи вреда никакого не чинить, а той же обители игуменье с сестрами для топления печей, ежели найдётся сушняк, им брать дозволяется». [9]
Упразднением монастыря беды для оставшихся в нём насельниц не закончились. 12 апреля 1769 г. во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. В это время в обители продолжали оставаться три монахини, схимонахиня и игумения Пелагия. Матушкам удалось спасти некоторую церковную утварь и быть свидетельницами, как «в обгорелом их храме святом остались целы и невредимы среди пламени три святыя иконы: Спаса Вседержителя, Троеручицы Божией Матери и Знамения Пресвятыя Богородицы, которая и прежде называлась чудотворною». [10]
Насельницы сгоревшего монастыря азом епископа Воронежского Тихона (Якубовского) были переведены в Воронежский Покровский монастырь, а на пепелище остались две старицы — 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафья, наотрез отказавшиеся покинуть Каменную гору. Смиренные старицы, оставшиеся а территории монастыря, пользовались уважением за свою подвижническую жизнь не только среди именитых елецких граждан, но и святителя Тихона, жившего на покое в Задонском Богородицком монастыре. Зная о тяжкой беде и скорби, постигшей Елец в 1769 г., великий угодник Божий Тихон прислал схимонаха Митрофана ободрить скорбящих граждан, подать нуждающимся тайную милостыню и утешить монахинь в том, что святое место в скором времени обновится благодатью Божией.
Старицы жили в уцелевшем от пожара каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями, смазанными глиной. Они «денно и нощно возносили свои пламенные молитвы Небу, моля Господа и Пречистую Богородицу о восстановлении истреблённой огнём их Святой обители». Однажды ночью старица Ксения молилась на месте сгоревшего храма и ощутила необыкновенную благодать в сердце своём и позвала к себе старицу Агафью. «Им обеим представилось чудное явление; озарённый божественною славою, какой-то всадник простёр руку на то место, где была сгоревшая обитель, осенил её благословением и сказал: «Буде имя Господне благословенно на месте сем отныне и до века», — прибавил к тому, что он мученик Христов Иоанн Воин, и стал невидим. Старицы поклонились Господу Богу и прославили святое и великолепное имя его, веруя, что ему угодное будет, по человеколюбию и всемогуществу Его исполнено». [11]
Старица Агафия вскоре скончалась, а вместо неё к матушке Ксении в 1772 г. по благословению святителя Тихона присоединились елецкая уроженка девица Матрона Солнцева, проживавшая до этого в Покровском женском монастыре в Воронеже, и послушница Екатерина Филипповна Уварова. Елецкий купец Конон Никитич Кожухов по просьбе епископа Тихона выстроил для них на Каменной горе келию. [12]
В 1770 г. силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы. [13] При церкви тогда же был открыт приход в 29 дворов с 90 душами мужского пола жителей Ламской и Чёрной слобод города Ельца с назначением при ней штата священно- и церковнослужителей. Знаменская и Сергиевская церкви, по данным 1789 г., имели одно отведённое на выгоне, кладбище. [14]
Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. Видя это, Святитель Тихон наименовал Матрону Солнцеву «…начальницей Знаменской общины, преподал им правила благоустроения церковного по чину монашескому». Преосвященный покровитель елецких матушек, бывая в Ельце, непременно навещал смиренных отшельниц, заботился не только об их нравственном преуспеянии, но и материальном достатке; «располагал к ним боголюбивых жителей Ельца, которые содействовали благоустройству и воссозданию обители. В часы искушений святитель Тихон являлся к монахиням с помощью и благодатной силой своей молитвы ограждал от падения». [15].
По благословению и завету святителя Матрона Солнцева ввела в общине правила, неусыпно и строго соблюдаемые в обители на протяжении последующих 150 лет: 1) неусыпное чтение Псалтири на весь год, кроме Светлой седмицы, об упокоении душ всех православных христиан, и наипаче поживших и послуживших во святой обители сей, и о благотворителях её; 2) не посылать никуда для сбора средств ни по каким нуждам, а уповать лишь на милость Божию и от него лишь ждать помощи, а от граждан всё принимать с благодарностью, несмотря ни на что. [16]
Между тем, ельчане в 1774 г. решили ходатайствовать перед высочайшей властью о восстановлении в Ельце женского монастыря: «…желаем построить по-прежнему в г. Ельце в удобном для того месте, где принадлежит девичий монастырь … своим иждивением … Пожелание всего г. Ельца гражданства и помещиков…» Подписали прошение елецкие помещики Екатерина Феоктистовна Данилова, Михаил Сергеевич Александров, отставной капитан Кондрат Иванович Лопухин, поручик Никандр Алексеев Бехтеев, заводчик Пётр Игнатьич Зыков, бургомистр Фёдор Ростовцев, купцы Андрей Володин, Иван Игнатов, Матвей Лавров, Василий Росихин, Матвей Сергеев, Никита Голощапов, Никита Родионов, Афанасий Ростовцев, Василий Володин, Максим Раков, Корней Чеботарёв, Никифор Хренников, Пётр Ростовцев, Емельян Дмитриев, Семён Маркин, Конон Филатов, Пётр Калачников, Григорий Хренников, Иван Ерёмин, Ермолай Страхов, Козьма Шапошников, Василий Ростовцев, Родион Деев, Григорий Желудков. Отношением от 25 июля 1774 г. в просьбе ельчанам было отказано с тем пояснением, что монастырей в России хватает и государыня Екатерина Алексеевна не разрешает основание нового монастыря. [17]
Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 г., святитель Тихон побывал и на Каменной горе, увидел население её, «цветущее начатками иноческих подвигов, благословил всех и каждую и указал место строительства соборного храма. Пред городскими властями ходатайствовал, чтобы никто не обижал насельниц». [10]
После этого число сестёр, искавших спасения души на месте упразднённой и сгоревшей обители, ещё более увеличилось. Среди них была и будущая великая подвижница Мелания, пришедшая на Каменную гору осенью 1778 г.
К 1795 г. в общине в 21 келье проживала 41 насельница. [19] Кельи были построены в две линии, меж которыми находилась церковь. Все постройки были окружены деревянною оградою на столбах, обшитых еловым тёсом, с одними входными воротами. Многие из насельниц занимались шитьём, вышиванием золотом и серебром, низанием жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. Настоятельницею «считалась елецкая купеческая дочь Матрёна». [20] Но поскольку община на Каменной горе существовала неофициально, 10 октября 1795 г. губернские власти, несмотря на заступничество ельчан, приказали её ликвидировать, а все строения сломать или дозволить их продать. Указание, однако, осталось невыполненным. [21]
Сестры же, укреплённые благословением Святителя, подумывали о построении каменного храма, что вначале оставалось делом невыполнимым ввиду отсутствия достаточных средств. Лишь в самом конце XVIII столетия на строительство нового каменного храма помещицей Елецкого уезда Анной Ивановной Хлусовой было пожертвовано 18 тыс. руб. ассигнациями, что позволило начать подготовительные работы.
Так как монастырь продолжал оставаться на нелегальном положении, соборный храм его начал строиться как приходской. В то время была заложена храмовая часть в классическом стиле, с большою квадратною в плане световою главою со срезанными углами, с шестиколонными портиками по сторонам, больше похожая на светское сооружение.
Храм был построен «стараниями Олимпиады Ивановой, Ивана Васильевича Шапошникова и священника Ивана Яковлевича Соломина». [22] В сооружении храма принимали участие все сестры обители: они носили из-под горы камни на строительство фундамента, рыли землю, обжигали кирпич и месили раствор.
В 1805 г. был освящён первый престол новой соборной церкви. Полное освящение нового Знаменского храма состоялось 4 октября 1813 г. по благословению епископа Орловского и Севского Досифея (Ильина). [23] Придельный престол с правой стороны был освящён во имя святителя Димитрия Ростовского, с левой — во имя преподобного Варлама Хутынского (с 1861 г. и святителя Тихона Задонского).
После окончания строительства нового собора ельчане вновь решили начать хлопоты о восстановлении на Каменной горе женской монашеской обители. По инициативе городского головы Ельца купца Ивана Васильевича Шапошникова, внесшего на содержание монастыря 12 тыс. руб. в Московскую сохранную казну и обещавшего довести сумму до 20 тыс., дворяне и граждане Ельца стали собирать для этого необходимые средства. У Знаменской церкви к этому времени в 40 кельях проживало около 60 монашествующих. [24] В 1815 г. Матрона Солнцева по настоянию Преосвященного Досифея была пострижена в рясофор с именем Маргарита.
В 1816 г. 64 жителя Ельца подали прошение о восстановлении монастыря в Орловскую духовную консисторию, а в 1818 г. их прошение рассмотрел Святейший Синод. К этому времени ельчанами было собрано 38 тыс. руб. ассигнациями, на проценты с которых (1900 руб. в год) и предполагалось содержать обитель. На содержание двух священников и двух причетников планировалось тратить 600 руб., а остальные — на содержание монастыря. Елецкие купцы согласны были внести ещё 1745 руб. [25]
Ельчан поддержал великий князь Николай Павлович. 30 мая 1818 г. он писал обер-прокурору Синода князю А.Н. Голицыну: «Александр Николаевич! В бытность мою в г. Ельце для осмотра вверенного мне Северского конно-егерского полка поднёс мне градской глава онаго города Иван Шапошников письмо с просьбою о покровительстве в исходатайствовании им и прочими жителям города у вашего сиятельства о переименовании находящейся в вышеписанном городе приходской церкви Знамения в классный девичий монастырь. Объявив им, что другаго пособия я им делать не могу по тому делу, как препроводить их прошение к вашему сиятельству. Препровождаю оное к Вам, прося, буде есть возможность удовлетворить оную. Пользуясь сим случаем для изъявления вашему сиятельству особливого моего уважения, пребываю вам доброжелательным. Николай». [26]
К письму было приложено прошение ельчан: «Его Сиятельству Господину действительному статскому советнику, Святейшего Правительствующего Синода обер-прокурору и кавалеру Александру Николаевичу Голицыну. Орловской губернии Елецкаго градскаго головы Ивана Васильева сына Шапошникова и сего города граждан нижеподписавшихся Всепокорнейшее прошение … в сем городе Ельце ещё до составления штатов был Знаменский женский монастырь, а как оной згорел, то посему уничтожен, и бывшия в нём монахини переведены уже в штатный воронежский монастырь, и церковь обращена в приходскую, около которой в продолжении времени из разных званий сего города и других мест стекались вдовы, девицы и сироты для безмолвной жизни, кои посредством помощи здешних граждан устроя келий продолжали жизнь уединённую и богоугодную. Ныне в окружности ограды состоит не менее 40 келий, а живущих в них в подвиге монастырском до семидесяти человек … и имеем мы желание на утверждение того монастыря в числе классных с наименованием Знаменского Богородицкого…»
Обер-прокурор князь Голицын передал все документы на рассмотрение в Синод и доложил об этом великому князю Николаю Павловичу 9 июня 1818 г. [27] Своим решением Синод постановил учредить в Ельце Знаменский женский монастырь и определил: «1. Штату монахинь в нём быть против третьеклассных женских монастырей, то есть: игуменье, казначее и 15 монахиням, но существовать оному на праве общежития. 2. Имеющимся … при церкви сего монастыря 2 священникам и 2 причетникам определить жалованье 900 руб., из коих по 300 получать священникам… Остальные процентные деньги 1000 руб. обратить на содержание монастыря». [28]
15 мая 1822 г. Синод обратился с ходатайством об утверждении монастыря в Комитет министров. Доклад Синода царю был утверждён 28 октября 1822 г., а 29 августа т. г. Комитет постановил поднести доклад «к Высочайшей конфирмации». [29] Указ о возрождении Знаменского женского монастыря был подписан императором Александром I в Вероне 28 октября 1822 г., а открытие его состоялось 15 апреля 1823 г. [30]
К этому времени на Каменной горе было построено 46 келий, в которых проживало 117 монашествующих. Под церковью и кельями земли состояло 1 дес. 219 кв. саж. [31] Настоятельницей монастыря 26 марта 1823 г. стала игумения Орловского Введенского девичьего монастыря Глафира (Таранова). За 14-летнее управление монастырём игуменья Глафира много сделала для установления церковного чиноположения и упрочения самой иноческой жизни в обители. Но не менее потрудилась она над благоукрашением самого Знаменского монастыря. По указу Орловской духовной консистории от 4 апреля 1829 г. была начата постройкой большая трёхнефная каменная трапезная Знаменского храма, в нижнем этаже которой устроена двухпрестольная тёплая церковь. Вокруг монастыря вместо обветшавшей деревянной стены по проекту архитектора Шарлеманя было начато строительство новой кирпичной ограды высотой в 9 аршин с 4 башнями по углам и 3 воротами, на которую елецким купцом Ходовым было пожертвовано 10 тыс. штук кирпича. Тогда же возник вопрос о строительстве каменной колокольни со святыми воротами на западной стороне обители. [32] Однако оконченную постройкой колокольню по требованию епископа Орловского Гавриила (Розанова) пришлось разобрать как «несоответствующую месту». Прекратила в это время своё существование и старая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Главной помощницей матушки Глафиры во всех её начинаниях была бывшая начальница Знаменской общины Матрона Солнцева (род. 25 марта 1748 г.), постриженная в рясофор в 1813 г. с именем Маргарита, а в 1823 г. постриженная в мантию с именем Олимпиада. Только ввиду преклонного возраста ей при открытии монастыря не был вручен игуменский жезл, и матушка Олимпиада доживала в Знаменской обители на покое последние годы своей жизни, помогая игуменье Глафире в обустройстве монастыря. Скончалась монахиня Олимпиада в 1831 г. и 3 сентября была погребена против главного алтаря Знаменского храма под окном алтаря близ будущего придела святителя Тихона, коему предана была при жизни. [33]
В 1837 г. вместо уволенной на покой ввиду слабого здоровья игумений Глафиры, скончавшейся в обители 26 декабря 1839 г. на 76 году от рождения, новой начальницей Знаменской общины стала монахиня Севского Троицкого монастыря Павлина, происходившая из семьи причетника И.Д. Толстого Севского уезда Орловской губернии. Новая настоятельница получила от Орловского Преосвященного Никодима наказ окончить строительство монастырской стены и тёплой церкви трапезной, а также озаботиться введением более строгих правил монашеского общежития.
В первый же год при игумений Павлине была заново оштукатурена внутри нижняя тёплая церковь. В правом приделе её на средства купеческой жены Евдокии Васильевны Ходовой был поставлен новый резной с позолотой иконостас. А 23 апреля 1838 г. придел был торжественно освящён во имя святителя Христова Митрофана Воронежского настоятелем Елецкого Троицкого мужского монастыря архимандритом Флавианом. Левый престол нижнего храма был посвящен святителю Николаю Чудотворцу.
Затем была перекрыта железом крыша храма, установлен центральный золочёный крест, кресты на трёх фронтонах и началось «возобновление» летней трёхпрестольной церкви и её трапезной. В ней поштукатурены стены, заменены полы. В главном нефе установлен новый резной с позолотой иконостас, а в боковых иконостасы подновлены. После этого состоялось малое освящение престолов.
В 1839 г. епископ Никодим ходатайствовал перед Синодом о разрешении строительства в Знаменском монастыре каменной надвратной колокольни со святыми вратами. Проект был отправлен в Петербург на рассмотрение комиссии Главного управления путей сообщения и публичных зданий, которая потребовала дополнительно представить чертежи монастыря и Знаменской церкви. Согласно заключению комиссии 5 декабря 1839 г. последовал указ Синода Преосвященному Никодиму о предоставлении дополнительных чертежей. Игуменья Павлина предоставила общий план монастыря и фасады соборной церкви с пояснением, что на постройку колокольни планируется израсходовать от 10 до 12 тыс. руб. [34]
Вместе с рапортом Орловской духовной консистории от 19 июня 1840 г. чертежи вновь поступили в Синод, где 19 августа проект был рассмотрен и препровождён в комиссию ГУПСиПЗ. К 9 сентября 1840 г. комиссия, переделав проект, передала его на утверждение обер-прокурору Синода [35], который, видимо, его одобрил и «Высочайшим образом» утвердил, так как уже в следующем 1841 г. на западной стороне обители была заложена новая каменная колокольня, завершенная постройкой в 1861 г. [36]
Трёхъярусную колокольню венчал шпиль, покрытый белой английской жестью, с золочёным крестом, в первом ярусе — святые ворота, через которые совершались крестные ходы. На звоннице было 10 колоколов, самый крупный из которых — весом в 179 пудов — был отлит в 1862 г. На нём была надпись: «Колокол этот отлит на чугунолитейном заводе братьев Криворотовых в г. Ельце, при Благочестивом Государе Императоре Александре II, 1862 г. ноября 20 дня, старанием игуменьи Павлины, по благословению Преосвященного Поликарпа, епископа Орловского и Севского». На нём изображения: Знамения Божией Матери, святителей Христовых — Николая Мирликийского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобного Варлаама Хутынского. Во втором колоколе весу 60 пудов. Перелит, как и первый, на средства «доброхотных даятелей» 31 августа 1838 г. [37]
В 1841 г. с южной стороны монастыря был устроен спуск в виде широкой лестницы с перилами к святому колодезю, а также построена просфорная. К 1844 г. было завершено строительство стены высотой 9 арш. с 4 башнями и 3 въездными воротами, выполненными в стиле позднего классицизма. Внутри монастыря была выложена дорожка из плит от Знаменской церкви до игуменского корпуса.
В середине XIX в. в Знаменском монастыре насчитывалось 200 монахинь, проживавших в 67 кельях. [38] В 1854 г. с высочайшего соизволения монастырём была приобретена от казны земля в количестве 100 десятин в Вотковской даче, а 12 февраля 1866 г. с разрешения министра государственных имуществ из казённых земель стараниями игумений Павлины было получено 50 дес. земли в Злобин-Воргольской даче Елецкого уезда близ сёл Крутого и Нижнего Воргла.
В 1867 г. потрудившаяся 30 лет на благо обители игумения Павлина уволилась на покой, а через три года — 13 июля 1870 г. — она скончалась на 73 году жизни и была погребена на левой стороне за алтарём преподобного Варлаама Хутынского, навсегда оставив о себе память как о мудрой и досточтимой начальнице. По словам современника, «…она примером своей благочестивой жизни сумела воспитать духовно-нравственно вверившихся её мудрому водительству к вечной жизни сестёр, а с тем вместе сумела возвысить дух и положение самой Каменно-горской обители, в среде которой благим светочем горела она…». На могиле её была положена чугунная доска с надписью: «Здесь покоится прах старицы, бывшей Игуменьи Павлины, родившейся 1798 г. 10 октября; сконч. 1870 г. 13 июля на 73 г. от рождения. Управляла обителью с 1837 по 1867 г.» [39]
Новой настоятельницей Знаменской обители в феврале 1867 г. стала бывшая игуменья Севского девичьего монастыря Клеопатра, происходившая из дворянской семьи Головачевых Курской губернии и пребывавшая до этого в Брянском девичьем монастыре на покое. Благочинным над обителью был определён настоятель Елецкого монастыря архимандрит Флорентий.
При игумений Клеопатре на северо-восточной стороне монастыря елецким купцом В.М. Лавровым был построен двухэтажный деревянный на каменном фундаменте корпус, а в 1872 г. на могиле затворницы Мелании сооружён каменный фундамент, на котором поставлен решетчатый или сквозной чугунный памятник с дверью, в виде малой часовни, увенчанной наверху крестом. Внутри часовни находилось живописное распятие, пред которым во всякое время года совершались панихиды по особо почитаемой ельчанами подвижнице.
В 1879 г. елецкий купец Владимир Хренников пожертвовал монастырю участок огородной земли в количестве 1 дес. 800 кв. саженей, укреплённый за монастырём с высочайшего соизволения от 27 сентября 1879 г. На этой земле было устроено новое монастырское кладбище взамен старого, располагавшегося на юго-восточном мысу Каменной горы над Ельчиком. Одновременно к монастырю отошла земля, смежная с землёй Хренникова, от крестьянина Рязанцева. Игумения Клеопатра немедленно разобрала северную стену и северо-западную башню ограды и обнесла новую территорию каменной оградой, а в западной монастырской стене устроила новые ворота. Так площадь обители расширилась на север, и план её приобрёл В-образный вид. Общая длина стен составила 1200 м при 3 башнях и 5 воротах. Всего же на строительство стены ушло более 6 миллионов кирпичей и десятки тысяч белокаменных блоков. [40]
В 1879 г. игумения Клеопатра была пожалована золотым крестом из кабинета Его Императорского Величества, а 4 августа 1882 г. удостоена знака красного креста.