Часовни Ельца — Воргол.Ру

Часовни Ельца

Понятие «часовня» словарь В.И. Даля определяет как «молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы, но не литургию, отдельное маленькое строение с иконами и лампадами, без алтаря. Ставятся в виде памятника или на распутьях, на родниках или над престолом бывшей церкви».

Из множества бывших когда-то в Ельце часовен осталось совсем немного. За годы атеистической пропаганды их было разрушено больше, чем церквей. Из-за своих малых размеров были они ещё более беззащитны перед иконоборцами, чем большие, а иногда просто грандиозные здания храмов. И невдомёк было разрушителям, что если церковь или собор в первую очередь храм Божий, а потом уже памятник искусства, то часовня в первую очередь памятник истории, осенённый, как и всякое богоугодное сооружение, православным крестом. Памятник той самой истории, которой гордились мы во все времена, но не всегда теперь находим этих небольших, но верных свидетелей былого, обозначающих освящённые ими места.

Елец таков, что в нём всем толкованиям, раскрывающим, по Далю, понятие «часовня», было место в давние времена: они и памятники событиям и историческим личностям, и стояли они у освящённых вод живительных источников и на распутьях, и служили напоминаниями о сгоревших, разрушенных или перенесённых церквях. А ещё, и это особо важно для осознания особой роли Ельца в истории Отечества, стояли часовни в память погибших защитников города со времен Тамерланова нашествия, обозначали границы древней крепости.

Описания Ельца в начале XX в. указывают, что из десятков часовен, существовавших в 1910 г., восемь «венчают место покоя, где тлеют громадные груды костей передовых защитников древней Руси». [1]

Сколько же их было за те века, которые стоит на берегах Быстрой Сосны древний город? Все их, конечно, не счесть, так как даже официальная статистика в страховой переписи церковного имущества в начале XX в. указывает лишь 14 часовен, не упоминая многие известные ныне по другим источникам. [2] И лишь благодаря этим скупым архивным документам, краеведческим изданиям того времени, редким фотографиям и воспоминаниям старожилов, сегодня можно составить хотя бы приблизительную картину о часовнях Ельца, несколько дополненную в последние годы.

Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г.

Первое документальное упоминание о часовне в память павших ельчан, как размещавшейся на этом месте и принадлежащей Никольской богадельне, относится к 1691 г.: «Богадельня Никольская. Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора, а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем. А в той часовне образы … строение богадельницких нищих, а по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище». [3]

Часовня у Вознесенского собора над могилой ельчан
Часовня у Вознесенского собора над могилой ельчан. Фото 2006 г.

Эта запись в писцовой книге подтверждает, что часовня была выстроена над братской могилой ельчан, но упоминается здесь, скорее всего, разорение Ельца гетманом Конашевичем-Сагайдачным, сжёгшим город и убившим всех его защитников в 1618 г., в то время как военный гарнизон выступил из Ельца в Калугу для защиты её от литовских войск. Поскольку Елец как город не существовал с 1414 г. до своего нового строительства в 1591 г., маловероятно, чтобы на запустевших местах могла в течение почти двух веков сохраняться память о захоронении ельчан, погибших в 1395 г.

Проект реставрации часовни в ограде Вознесенского собора
Проект реставрации часовни, построенной в 1801 году старанием Онисима Родионова в ограде Вознесенского собора над могилой ельчан, погибших от царя Темир-Аксака. 1903 г.

Существующая ныне возле Вознесенского собора самая знаменитая каменная часовня Ельца построена 23 июля 1801 г. старанием Анисима Родионовича Лопухина на месте холма над братской могилой, на которой стоял дубовый крест, помещённый в XVII в. в деревянную часовню. Внутри часовни на стене надпись: «Божию милостию сия часовня вхожия Вознесения Господня и Чудотворца Николая и Димитрия Ростовского, построена над посечёнными христианами, от безбожнаго царя Тимир Аксака. Собраны и положены в труп. И для того сей Честный Крест сооружён древних лет, а отстроена старанием Анисима Родионова сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня».

Здание Вознесенской часовни перед ремонтом в начале XX в.
Здание Вознесенской часовни перед ремонтом в начале XX в.
Фото 1903 г.

В середине XIX в. при устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.

К началу XX в. здание часовни сильно обветшало и требовало серьёзного ремонта — тесовая кровля пришла в негодность, возникла необходимость переделать ступени и вход. В начале 1903 г. елецкий купец Иван Сергеевич Лопухин, «проживающий по улице Мало-Дворянской», изъявил желание привести часовню в порядок и представил проект реставрации. [4] Вопрос был рассмотрен Императорской Археологической комиссией 13 мая 1903 г., а 25 июля т. г. Елецкое полицейское управление сообщило Лопухину, что Департамент общих дел МВД «по сношению с обер-прокурором Святейшего Синода и Императорской Археологической комиссией» разрешил реставрацию часовни на собственные средства просителя по проекту А. Шестерикова, одобренному Строительным отделением Орловского губернского правления.

В ходе реставрации стены часовни были вновь оштукатурены и побелены; крыша, главка на ней и крест сделаны новые и окрашены. Вход в часовню также устроен заново — со ступенями из веневского известняка, над входом — кованый навес с такими же решётками по бокам. Внутри часовня оштукатурена, «кроме тех мест, где были священные изображения в кругах. На восточной стороне — святители, без надписания имен, числом 4, а на западе … великомученицы Параскевы со крестом, а сбоку … св. Иоанна Воина, с другой стороны в великомученицы, изображения святых… а над всеми этими изображениями Нерукотворный образ. Отдельно … св. Николай Чудотворец. На стороне северной стены против входа наверху надпись, соответствующая цели назначения часовни. Под надписью вбиты в стену 2 больших гвоздя, коими прикрепляется к стене недавно найденный св. крест, деревянный, ветхий. Длина креста — четыре с половиною аршина, ширина два аршина пять с половиною вершков, верхняя доска креста, где надпись IНЦI, — длина тринадцать вершков, ширина — семь с четвертью вершка, изображение Спасителя — ростом в два аршина шесть с половиною вершков, в изображении рук Спасителя — один аршин 15 вершков. Размер нижней доски — длина 1 аршин, ширина 8 вершков…». [5] Крест и изображение на нём оставили в первозданном виде.

Древний крест, стоявший на месте часовни
Древний крест, стоявший на месте часовни до 1801 г., текст надписи и росписи в интерьере часовни. Фото 1903 г.
Здание Вознесенской часовни после реставрации
Здание Вознесенской часовни после реставрации. Фото 1903 г.

В советское время часовня постепенно вновь пришла в ветхое состояние. Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. она была поставлена под охрану как памятник истории и культуры. В 1984 г. главка часовни с крестом, разрушенная в 1930-е годы, была восстановлена по сохранившимся фотографиям.

Часовня на Казанском кладбище

Каменная часовня на старом городском кладбище была сооружена в середине XIX в. над перезахоронением ельчан, перенесённых с Красной площади. При строительстве Вознесенского собора вокруг места, где стояли две старинные церкви — Успения Богородицы и Вознесения Господня, были вскрыты древние захоронения: «При выемке земли из канав собрано человеческих костей, похороненных в давно минувшее время, 24 воза, которые отвезены на градское кладбище и по совершении над ними заупокойной литургийной службы похоронены в двух больших могилах…». [6].

Часовня на Казанском кладбище
Часовня на Казанском кладбище. Фото 2006 г.

Решением Липецкого облисполкома от 26 января 1983 г. № 51 часовня была поставлена под государственную охрану как памятник истории и культуры и отреставрирована на средства Елецкого отделения ВООПИиК по проекту горархитектуры, выполненному в апреле 1974 г. Тогда же была установлена памятная доска.

Часовня у Успенской церкви

Одна из трёх часовен, приписанных в XIX — нач. XX в. к Успенской церкви, была построена при закладке самого храма в 1815 г. Находится она с юго-восточной стороны Успенской церкви на углу улиц К. Маркса и Советской и встроена в церковную ограду.

Часовня у Успенской церкви
Часовня у Успенской церкви. Фото 2006 г.

Часовня кирпичная, с «железной фасонной двустворчатой дверью, шириною 5 1/2 арш., длиною 5 арш., высотою 6 1/2 арш., оценена в 1000 руб.». [7]

В этой часовне, по преданию, под воскресные и праздничные дни совершалось под открытым небом всенощное бдение в течение постройки Успенского храма и собиралось много пожертвований. В часовне находилось резное изображение сидящего в темнице Спасителя. [8] Судя по современному облику часовни она перестраивалась во второй половине XIX столетия, получив штукатурное оформление в виде многопрофильных обломов. В 1930-е годы часовня вместе с крестом утратила своё завершение над куполом. В 90-е годы XX века купол на ней был восстановлен, но завершение её не соответствует первоначальному. Сегодня часовня является действующей.

Часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского

Расположена на берегу реки Быстрой Сосны, в конце улицы Труда. Впервые была сооружена в виде каменного столба в 1801 г. на месте, с которым предание связывало пребывание в Ельце в августе 1357 г. митрополита Московского Алексия, который предрек: «…на этом месте будет великий город». [9]

Часовня святителя Алексия
Часовня святителя Алексия, митрополита Московского. Фото 2006 г.

Если верить этой легенде, то шесть с половиной веков назад здесь, на берегу реки Быстрой Сосны, произошли два выдающихся в истории Ельца события: посещение его митрополитом Алексием и строительство города заново. Предание нашло своё место на страницах исследований всех елецких краеведов XIX — нач. XX в. — М.А. Стаховича, Н.А. Ридингера, И. Кожухова, А.К. Воскресенского. Но первым привёл эту легенду И.И. Уклеин в своём рукописном труде 1847 г. Впоследствии многие историки ссылались на Уклеина, не обратив, однако, внимания на одну оговорку в его изложении данного события. В редакции Уклеина интересующий нас факт посещения Ельца митрополитом Алексием описан следующим образом: «За вероятное считается по записям, что святой Алексий, митрополит Московский, проезжал через Елец в татарскую Орду, но только не упомянуто в том путешествии… 1353 года митрополит Алексей ездил в Царьград для постановления своего в сан сей. 1356 года Митрополит снова отправляется в Царьград. 1357 года отправляется в Орду к хану Ченибеку для исцеления жены его Тайдулы… В 1357 году пророчествовал о возрождении города Ельца и в знак восстановления его положил обруч на берегу Сосны и, воззря на град, благословил оный. В сие время летали поднявшиеся голуби из Засосенского леса». [10]

Вслед за Уклеиным елецкие краеведы повторяют эту легенду, добавляя к ней всё новые и новые детали, упоминая и голубей, летающих не над Засосенским лесом, а над горой, и лодку, в которую садился митрополит, и сгоревший перед тем город. Ридингер же, кроме того, указывает: «В память этого события на берегу реки Сосны, где останавливался святитель, сначала был поставлен столб, потом сделана деревянная часовня, а в 1812 году на её месте построена каменная». [11]

Необходимо отметить, что факт пребывания святителя Алексия, митрополита Московского, на Елецкой земле не отражён ни в одном из известных ныне документов, что Уклеин и отметил, воспроизводя эту легенду как «вероятное», по его определению, событие. Но мог ли митрополит Алексий быть в Ельце или на месте «погорелого города»? Что касается факта его поездки в Орду, то он подтверждается житием митрополита, однако в маршруте его поездок Елец не упоминается. Можно предположить, что митрополит Алексий проезжал елецкие земли по северному участку Кальмиусского шляха.

Проанализируем надпись на памятнике, стоявшем на месте часовни в середине XX в.: «Здесь была часовня, построенная в XIV веке в память приезда 18 декабря 1337 года митрополита Алексея. Он указал место вторичного основания города». Итак: «Здесь была часовня…» Действительно, её помнят старожилы, она видна на старых фотопанорамах города, снятых из-за реки Сосны, а также на картине елецкого художника Москалёва, на которой часовня уже без главки, своды её поросли травой. Сохранилось и фото с рисунка неизвестного ельчанина, по памяти нарисовавшего часовню. «…Построенная в XIV веке…» Как отмечал Ридингер, часовня была выстроена в 1812 г. на месте деревянной. Дата эта весьма достоверна, поскольку перестройка часовни была на памяти его поколения. «…B память приезда 18 декабря 1337 года…» В данном случае митрополит Алексий не мог плыть на лодке. Кожухов в своей книге «Елец» называет другую дату — 18 августа. Ридингер берёт эту дату у Карамзина, уточняя, что «18 августа св. Алексей Митрополит Московский выехал из Москвы». Ошибочно на доске и указание года: 1337 вместо 1357.

В сентябре 1999 г. в районе памятного знака на месте часовни были проведены археологические исследования под руководством доцента ЕГПИ Н.А. Тропина, ныне заведующего кафедрой истории ЕГУ им. И.А. Бунина. В результате были вскрыты части фундаментов часовни, которые позволили предположить её размеры по наружным сторонам — 5,6 х 5,6 м, внутри — 4,2 х 4,2 м с толщиной стен в основании 71 см. Кладка фундамента и цокольной части часовни была произведена из крупных блоков известняка с применением кирпича на известковом растворе. Размер кирпича в основной кладке — 27 х 13 х 6,5 см, что позволяет датировать строительство часовни рубежом XVIII-XIX столетий. Применение маломерного кирпича (размеры не установлены) и цементной штукатурки поверх известковой указывают на то, что в середине ХIХ и в начале XX в. часовня подвергалась капитальному ремонту с вычинкой и закладкой выветрившихся или разрушенных половодьем участков стен. Кожухов в своей книге подтверждает факт ремонта в это время, упоминая, что часовня «недавно отремонтирована заново». Использование маломерного кирпича, применявшегося в середине ХIХ в., объясняет Ридингер: «Часовня… в 1863 году исправлена и покрыта железною крышею». [12]

Интересно в этой связи и сообщение Н.А. Ридингера о том, что ещё в XIX столетии в районе часовни видны были остатки подземного хода: «Древние большие дубовые бревна, из которых был построен ход, не срубом, но стояками». [13] Этот ход, вероятнее всего, остатки подземного выхода-тайника, начинавшегося внутри Елецкой крепости у Водяных ворот, стоявших рядом с часовней, и шедшего к реке Сосне, к роднику-колодезю, водой из которого должны были пользоваться жители в случае осады. Он неоднократно упоминается в Росписных списках Елецкой крепости XVII в.

Часовня была приписана к Вознесенскому собору и оценивалась в 1910 г. в 200 руб. с годовым страховым взносом в 12 коп. В часовне хранился образ святителя Алексия, и из собора ежегодно ходили служить в ней молебен. По воспоминаниям старожилов, в часовню вела одна дверь. Под часовней был подвал, куда вела низенькая дверь со стороны р. Сосны. Часовня была окрашена в коричневый цвет, а внутри — в белый. До революции за часовней ухаживал живший рядом сапожник Николай Иванович Обалуев.

В начале XX в. часовня вновь обветшала, завершение её было утрачено и в начале 1913 г. в связи с намечаемыми празднованиями 300-летия дома Романовых в Ельце был поднят вопрос о передаче часовни Обществу хоругвеносцев. Об этом писала местная газета «Елецкий дневник»: «С тех пор прошло несколько месяцев, а часовня в честь святителя, по преданию благословившего Елец, по-прежнему в ужасном виде. Считаем необходимым напомнить правлению Общества хоругвеносцев о его обещании и советуем не останавливаться на полпути в деле возбуждения ходатайства о передаче часовни и приведения ее в надлежащий вид». [14] Но духовенство Вознесенского собора, к которому была приписана часовня, не согласилось с её передачей. Часовня была приведена в порядок, но судя по картине художника Москалёва, хранящейся ныне в фондах ЕКМ, в 1928 г. она вновь находилась в ветхом состоянии.

В 1930-е гг. часовня была разрушена, а в 1940-е гг., вероятно к 800-летию Ельца, на её месте установлен обелиск с указанной выше надписью.

В марте 1994 г. благочинный Елецкого церковного округа протоиерей Василий Романов обратился к городским властям с просьбой о воссоздании ряда часовен на территории Ельца, в том числе и Алексеевской. Однако лишь в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова обелиск на месте часовни в 1999 г. разобрали, и в следующем году часовня была восстановлена на выявленных фундаментах по проекту елецких архитекторов А. Новосельцева и А. Шашина. Тогда же были очищены от зарослей берег Сосны в районе часовни, благоустроен родник-колодезь, установлен памятный знак на месте Водяных ворот Елецкой крепости XVI-XVIII вв.

Часовня «у главных городских ворот»

Приписная к Введенскому храму каменная часовня на углу Торговой и Орловской улиц в воротах дома мещанина Николая Петровича Деева, построена была, по преданию, на месте главных ворот Елецкой крепости.

Часовня у «главных городских ворот»
Часовня у «главных городских ворот». Фото 2006 г.

У часовни ежегодно вечером 15 августа причтом Введенской церкви совершалось всенощное бдение. [15] Елецкие краеведы начала XX в. рассказывали историю, связанную с местом, на котором находилась часовня: «По рассказу некоторых старожилов, давно когда-то копали около столба яму и нашли воина, лежавшего в военных доспехах, совершенно уцелевшего от тления. Испуганные жители обратились к священникам за советом, на что им было приказано поскорее засыпать яму…». [16]

Архивные документы и планы Ельца подтверждают нахождение на этом месте самой крупной башни Елецкой крепости XVI-XVIII вв. — Новосильских ворот. От них начиналась большая дорога, идущая на северо-запад, в сторону ближайшего в то время города Новосиля. При перепланировке Ельца в 70-е гг. XVIII в. начало дороги сместилось южнее на 20 метров (теперь это ул. Коммунаров), а на месте незадолго до этого разобранной древней башни была сооружена вначале деревянная часовня, а в XIX в. её заменила каменная, к которой навешивались воротные створки дома Деева (ныне ул. Мира, 131). Высота её была 5 арш., ширина — 1 арш. На «ней иконы Нерукотворного Спаса в медной посеребрённой ризе, св. Николая Чудотворца и неугасимая лампада». [17]

Часовня сохранилась, скорее всего, потому, что использовалась в середине XX в. как трансформаторная подстанция. В 1960-е гг. во дворе домовладения построили новую подстанцию, а часовня стала использоваться как кладовая. Выявлена часовня в 1990 г. А.В. Новосельцевым, по проекту которого и восстановлена в 1995 г. В ходе реставрационных работ вход в часовню был устроен со стороны улицы Мира (Торговой), а прежний — со двора — заложен.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 11.07.2022
Поделиться в социальных сетях:

2 комментария к “Часовни Ельца”

    • Марина, здравствуйте. Ссылки рабочие. При просмотре обновите первую страницу, или, если это не поможет, попробуйте зайти через другой браузер. Если и это не сработает, рекомендую очистить кэш браузера.

      Ответить

Оставьте комментарий