После выхода разгромной статьи на сайте «Глазами офицера», посвящённой итогам развития туризма в городе Ельце, я решил проверить некоторые детали из той публикации, чтобы понять, насколько прав в своих высказываниях её автор. Неужели и вправду всё так плохо с туризмом в Ельце, или автор преувеличивает?
Для этого я взял фотоаппарат и, одевшись потеплее, днём в канун Рождества отправился в пешую прогулку по исторической части города Ельца. Целью моей прогулки стала фирменная, или скорее сувенирная покупка — я решил найти валенки Елецкой сапоговаляльной фабрики, а заодно купить себе шнурки для ботинок взамен испорченных.
Добравшись до центра города, я вышел из автобуса в самом сердце Ельца — на Красной площади, на остановке с названием «Собор».
С удовольствием обратил внимание на то, что общественный транспорт здесь следует по расписанию. Во всяком случае оно имеется, хотя мне и не удалось разобраться в этом нагромождении из цифр и букв.
Не ясно, что двигало создателями этого расписания из числа Комитета по коммунальному хозяйству администрации города. Возможно устоявшиеся в Ельце обычаи, но точно не логика и не требования к современному общественному транспорту, которым нужно следовать при развитии инфраструктуры города, стремящегося стать центром туризма всей области.
Будучи туристом я ни за что не потратил бы ни минуты на решение подобного квеста, который в администрации города назвали расписанием движения автобусов.
И тут я вспомнил, что подобные футуристические высокотехнологичные расписания развешаны на автобусных остановках только в центральной, исторической части города, после чего с облегчением вздохнул.
«Рядовые» автобусные остановки — в спальных районах и на окраинах города — подобные расписания слава богу не получили. Здесь до сих пор висят привычные жёлтые таблички, информирующие пассажиров об интервалах движения между автобусами.
В некоторых районах города и жителям, и туристам ещё проще: вышел на остановку, и …стой себе, жди автобус.
На некоторых остановка нет не то, чтобы расписания, здесь нет вообще никаких информационных табличек, которые могли бы подсказать потенциальному пассажиру о том, в каком районе или на какой улице он находится.
В общем, пытаясь осмыслить увиденное на Красной площади расписание движения автобусов, я на минуту погрузился в размышления, и поэтому не обратил внимание на то, как ушёл от остановки на добрых пятьдесят метров.
И теперь, оглядевшись по сторонам, глазами я начал искать стелу «Город воинской славы», чтобы запечатлеть её на фотоснимке. Но понял, что это безнадёжно: вся Красная площадь рядом со стелой была словно киевский Майдан незалежности.
Установленный на исторической площади города, которая за 870 лет со дня снования Ельца не раз была омыта кровью его защитников, памятный знак попросту терялся на фоне металлических труб, десятка автомобилей таксистов — «бомбил» и снежных куч двухметровой высоты.
Памятуя о цели своей прогулки по Ельцу, я поднялся к Октябрьской улице, где размещается фирменный магазин белорусской обуви «Belwest». В надежде расспросить продавцов магазина о том, где именно в городе можно приобрести елецкие валенки, я и зашёл сюда.
Ведь кому, как не работникам обувной галантереи, лучше всего знать про свой рынок!
Девушки с удовольствием поведали мне, что продукцию Елецкой сапоговаляльной фабрики можно купить или в субботу на рынке «Деонис», во время еженедельной вещевой ярмарки, или на самой фабрике на улице Маяковского. В других местах города валенки не продаются.
Чтобы быть более объективным, я решил прогуляться по самому центру города и попробовать там найти магазины с сувенирной продукцией.
От Октябрьской улицы поднимаюсь на улицу Мира, и попутно делаю несколько фотоснимков на пустынных улицах старинного города с купеческой застройкой преимущественно XIX века.
И раз уже зашла речь про туризм, я не смог обойти стороной знаменитый в Ельце общественный туалет, имеющий уже полувековую историю, тем более, что он — единственный доступный жителям и гостям города в центре.
Как найти его? Это просто. Он работает бок о бок с Преображенским храмом.
Поднявшись до улицы Мира, я обнаружил здесь упомянутые ранее признаки майдана. Улицу перегораживали разбросанные бетонные блоки.
Возможно это антитеррористическая задумка кого-то из должностных лиц города? Не помню чтобы об этом рассказывали на сайте администрации города или в их группе ВКонтакте.
Да и муниципальная телерадиокомпания «Елец ТВ», чей офис находится в 15 метрах от этих наваленных блоков, тоже ничего не упоминала про них в своих репортажах.
Отсюда уже рукой подать до площади Ленина, на которой установлена новогодняя ёлка, и где прошла та самая ночная дискотека, которую в ночь c 31 декабря на 1 января проводил сказочный Дед Мороз, обутый в кроссовки «Nike».
По пути на площадь Ленина мне встретился магазин, где людей горделиво приветствовала вывеска «Сувениры», дополненная другой — «Елецкие сувениры». Вот сюда-то мне и нужно.
А вдруг здесь мне продадут, ну или хотя бы подскажут, где можно купить елецкие валенки!
Но как оказалось, внутри меня поджидала лишь стандартная сувенирная продукция — магнитики. И где купить валенки, здесь мне не подсказали, лишь предположили, что «на фабрике».
Музыка, звучавшая на площади Ленина, заставила меня свернуть к ёлке, туда, где несколько детишек катались с той самой деревянной горки, упомянутой в статье «Елец на бесконечном пути к туризму».
Я подумал было, что музыкой на площадь людей собирают на новогоднее представление, но добравшись до её источника, увидел что это всего-навсего небольшой аттракцион, в котором участнику предлагают отчеканить памятную монету [из мягкого металла] на импровизированной наковальне.
Впрочем, был здесь и настоящий кузнец, известный в Липецкой области Джанполад Гасанов (Булат).
Следует отдать должное этому мастеру, он не пропускает ни одно городское массовое мероприятие, и со своей походной кузней в любую погоду посещает ярмарки, фестивали и другие события!
Кстати, торговые ряды, заваленные сувенирным хламом — как я привык называть любые побрякушки-безделушки типового, серийного производства с наклеенными на них ярлыками «Елец», «Воронеж», «Крым», «Чёрное море» и т.д., пустовали.
В поисках настоящих елецких сувениров — валенков, я поднялся на соседнюю Советскую улицу.
Проходя мимо Дома торговли, я обратил внимание, что на фасаде здания до сих пор нет вывески с названием этого старейшего в Ельце торгового центра, несмотря на то, что реконструкция здания завершилась ещё в 2006-2007 годах.
В этот момент мой слух уловил разговор трёх молодых людей примерно моего возраста. Один из них бравировал перед своими знакомыми, и рассказывал, как он «пьёт с 29-го»… И тогда снова вспомнилась статья «Елец на бесконечном пути к туризму», где автор рассказывал о том, что большинство магазинов и сувенирных лавок Ельца в выходные дни и в праздники или закрываются раньше времени, или вовсе не работают, а сам город будто вымирает. И здесь на ум пришёл кузнец Джанполад Гасанов, который однажды поведал мне, что делает и будет делать всё, чтобы его семья жила в достатке. Наверное именно поэтому сегодня, в канун Рождества, Джанполад в 10-градусный мороз был единственным, кто не унывал на площади.
Кстати, спустя 10-15 минут я нашёл таки официальное название Дома торговли. Эта кованая вывеска украшала …забор возле въезда в складские помещения торгового центра.
Правда я так и не понял, то ли сам торговый центр имеет название «Вереск», то ли так называется кузнечная фирма, изготовившая эту вывеску.
Не заплутать среди бесчисленного множества исторических и культурных достопримечательностей туристам в Ельце помогают специальные типовые указатели, те, которые сейчас устанавливаются во многих городах России.
С большому сожалению ни один из этих указателей не помог мне найти Елецкую сапоговаляльную фабрику. Поэтому я отправился на дальнейшие поиски.
Представляясь туристом, у редких прохожих я интересовался, знают ли они, где в городе можно купить елецкие валенки. Кто-то пожимал плечами, кто-то смущённо улыбался. Но несколько советов жители города мне всё-таки дали, отправив на Чёрную слободу на ту самую, уже известную мне, фабрику.
Несколько снимков из пустынного города в канун Рождества.
Проведя опрос среди жителей города, я спустился на Советскую улицу, к художественному отделу Елецкого краеведческого музея. На его двери замок.
Музей закрыт. Скоротать досуг не удалось, как впрочем не получится сделать это и завтра. Чья-то заботливая рука на входной двери в художественный отдел музея канцелярскими кнопками прикрепила расписание работы всех елецких музеев, наспех распечатанное на листе бумаги формата А4.
Пожалуйста, обратите внимание на график работы художественного отдела музея. Он на самом деле словно выходец из прошлого столетия, где в советские времена было принято работать от… и до… часов, и ни минутой больше.
Выходит, что автор статьи о развитии туризма в Ельце был прав, упоминая, что город и его население довольно консервативны во многих вопросах, и более того, не торопятся ничего менять в своей жизни.
Видимо туристам, прибывающим в Елец, во время поездки всё-таки придётся подстраиваться под графики работы учреждений культуры города, а не наоборот.
К слову, за два часа пешей прогулки по центру города, мне удалось встретить лишь один туристический экскурсионный автобус. Он стоял на обочине напротив Великокняжеского храма.
Этот единственный автобус с туристами приехал сюда из Московской области. И снова упомянутый мной автор оказался прав — внутренний туризм в основном поддерживают самые богатые регионы России, в частности Москва и Московская область.
Интересно, а какие именно кулинарные мастер-классы можно увидеть в Ельце?
Далее я отправился в сторону улицы Коммунаров, чтобы обойти несколько кварталов и попытаться найти другие магазины, торгующие сувенирами и подарками.
По пути встретил рекламу елецкого отеля «Парнас», в котором я едва ли остановился бы, будучи туристом, только из-за состояния этого баннера.
Если администрация отеля не уделяет внимания даже таким мелочам, то ожидать, что посетителя будут носить на руках, вовсе не стоит.
В том числе и поэтому город в праздники выглядит пустынным. На снимках ниже можно увидеть, как выглядит в канун Рождества одна из центральных улиц Ельца — улица Мира (Торговая).
Я обошёл несколько городских кварталов в самом центре, но так и не встретил магазинов, торгующих поистине настоящими елецкими сувенирами, за исключением фирменного салона «Елецких кружев».
Однако оставался ещё один, наверное самый старый в городе магазин, где можно купить сувенирку. Он подавал надежды, так как на его фасаде красовалась вывеска — «Ремесленная лавка».
Но и здесь «елецкие сувениры» на поверку оказались сувенирными безделушками, которые продают и покупают в любом населённом пункте, чтобы затем подарить знакомым в память о своей поездке.
На мой вопрос о елецких валенках продавцы магазина поведали мне, что купить их можно на до боли известной мне сапоговаляльной фабрике. Однако здесь информация была уже более полной. Мне рассказали, что прямо на фабрике работает магазин, где можно выбрать валенки. Но работает он не всегда, и для того, чтобы магазин открыли, нужно звонить начальнику производства.
В роли туриста я решил подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Но никуда звонить я не стал, хотя знаю адрес сайта фабрики, а в кармане у меня лежит визитка Елены Георгиевны, начальника производства. Меня интересовал лишь ответ на один вопрос: может ли прибывший в Елец турист свободно пойти куда-нибудь и купить валенки, изготовленные в этом старинном городе? Для этого из магазина сувениров я отправился на Елецкую сапоговаляльную фабрику, расположенную на улице Маяковского.
По пути решил заглянуть в Военно-исторический музей [Нежинского гусарского полка], расположенный на Октябрьской улице, как раз напротив Елецкого государственного колледжа искусств имени Т.Н. Хренникова. Музей действительно оказался закрыт, как об этом и говорилось в статье «Елец на бесконечном пути к туризму».
Расположенная в соседнем старинном здании галерея-магазин «Художник», которая судя по вывеске ведёт торговлю елецкими сувенирами и изделиями народно-художественного промысла, а также произведениями современных художников Ельца, тоже оказалась закрыта.
Жаль, что не удалось воочию убедиться, на самом ли деле Елец — город мастеров!
Мимо стелы «Город воинской славы», к слову — обставленной автомобилями вопреки запрещающим знакам, я направляюсь дальше, к улице Маяковского.
Пройдя мимо громады Вознесенского собора, я не смог удержаться и свернул к памятнику 33-му Елецкому пехотному полку. К слову — едва не заметённому снегом.
Чтобы сделать несколько фотоснимков памятника крупным планом, мне пришлось пробирать к нему по сугробам.
На мой взгляд негоже, чтобы туристы ползали по сугробам. И насколько я помню, под толщей снега есть вымощенная камнем дорожка, ведущая от тротуара до самой стелы.
Но коммунальным службам, как и администрации города, похоже чихать и на туристов, и на историю.
Вспоминая старую поговорку «Язык до Киева доведёт», и с тоской на душе понимая, что туристам без посторонней помощи будет очень сложно найти в Ельце сапоговаляльную фабрику, я спускаюсь по улице Маяковского к этому старейшему в городе предприятию.
Я почти у цели.
Во дворе сапоговаляльной фабрики стоят несколько легковых автомобилей и один грузовик, но мне заранее неизвестно, кому они принадлежат.
Возможно эти легковые автомобили принадлежат таким же как я туристам, прибывшим на поиски елецких валенков. А может быть их владельцы — работники фабрики, или вовсе арендаторы производственных помещений.
Но нигде нет вывесок, напоминающих о том, что вход воспрещён, и я решаюсь зайти во двор фабрики. Уже здесь, оглядевшись по сторонам, слева была обнаружена металлическая дверь, с почтовым ящиком и обклеенная какими-то бумагами.
Оказалось, что это и есть вход в склад-магазин сапоговаляльной фабрики.
Болтавшийся справа файл с бумажным листом предупреждал: «……о» («Открыто»). Я смело шагнул внутрь здания фабрики, где оказался впервые в жизни. Указатели со стрелкой «Склад-магазин» вели куда-то наверх.
В здании стоял сильный, устойчивый запах овечьей (или чьей-то ещё) шерсти, который за следующие 10 минут, что я провёл на фабрике, буквально впитался в меня, причём надолго. Рабочих не было видно — праздник же, поэтому многочисленные помещения, в которые вели разные двери, казались покинутыми и брошенными.
Я не стал наглеть и заглядывать во все двери, несмотря на интерес, и поэтому сразу поднялся в магазин, где наконец-то увидел продукцию Елецкой сапоговаляльной фабрики.
Помимо меня в магазине оказалась семейная пара моего возраста. Девушка примеряла женские укороченные валенки. Некоторое время я глазел на цены, словно баран на новые ворота. А затем, подержав в руках елецкие самовалки, и сделав на память несколько снимков, в противоречивых чувствах удалился.
Резюмирую свою прогулку. Елец в праздники на самом деле больше напоминает вымерший населённый пункт, нежели туристический центр Липецкой области. Без знания города или без опытного экскурсовода случайно попавшему в Елец туристу делать почти нечего.
К сожалению следует признать, что за последние 10 лет, прошедшие с момента открытия туристическо-рекреационной зоны, туризм не стал коньком нашего славного города. И если бы я не родился и не вырос в Ельце, вряд ли в роли туриста сегодня я сумел бы найти елецкие валенки.
Однако ельчане — народ приветливый, и хотя валяная обувь сегодня редкость и больше представляет из себя сувенирную продукцию, кое-кто в городе, да знает о том, что в городе валенки до сих пор делают, фабрика работает, и у неё есть адрес: улица Маяковского, д.29.
За несколько часов, проведённых в центре города в «поисках» продукции Елецкой сапоговаляльной фабрики, я встретил столько деталей и мелочей, которые можно с уверенностью назвать «косяками» в организации туризма, что будь я на месте городского главы, уже завтра, на Рождество вызвал бы на ковёр всех ответственных за упущения должностных лиц.
Там — мелочь, там — ещё одна, а в итоге сложилась общая неприятная картина, которая и не позволяет туристу вновь спланировать поездку в старинный Елец.
О чём говорить, если в новогоднюю ночь вести представление Дед Мороз выходит (на улицу) обутый в кроссовки? Здесь одно из двух: или в отделе культуры администрации города до сих пор не знают того, как должен выглядеть русский сказочный персонаж Дед Мороз, или они не знают о существовании в Ельце фабрики, которая делает валенки.
Помогу желающим со ссылками на источники.
http://nesmi.ru/kakov-nastoyashhij-russkij-ded-moroz/
На правах коренного ельчанина, который болеет душой за свой город, предлагаю своим читателям ссылку на сайт, где можно узнать про елецкие валенки ещё больше.
Нужно возрождать этот туристический бренд, несправедливо забытый и властями, и бизнесменами города.
Дополнение от 10.01.2016: едва не забыл написать о том, что шнурки для ботинок во время своей прогулки по Ельцу я так и не купил. Может плохо искал, или просто в городе нет специализированных магазинов? Вот Вам свежая идея для развития малого бизнеса.
Александр Воргольский, редактор сайта «Воргол.Ру»
Галерея «Художник работала все праздники.Там в окне написан телефон-если было бы желание-могли бы и позвонить.В течении 30 минут подъехали.И не надо мерить всех людей по одному шаблону(наверно пьют с 29 числа….).Галерея это не магазин канцтоваров,здесь нету штатных продавцов.Здесь все на одном человеке держится(управляющий,он же багетчик,он же художник,он же реставратор и т.д)Если вы не попали в наше заведение,просим извинения.Ждем вас в гости,всегда будем рады вас видеть.Если будет закрыто позвоните(номер телефона в окне)-и в течении получаса мы откроемся.
Серафим, часто у людей нет и минуты, особенно когда речь заходит о туристических группах, которые передвигаются по маршруту в сопровождении экскурсоводов. И даже если им выделяют свободное время для покупок, вряд ли кто-то будет ждать столько времени до прибытия администратора. Полчаса на ожидание там, полчаса здесь — туристам это вряд ли доставит удовольствие и такое они не забудут.
Александр,когда работаешь один,на все времени не хватает.Поддержки у меня ни какой нету,ни от властей,ни от простых смертных.Держу галерею,помогаю начинающим художникам,делаю это бескорыстно и на одном альтруизме, так как являюсь потомственным художником,и мне это интересно.Денег больших здесь не заработаешь,вот и приходиться крутиться и бегать.Кому будет интересно-надеюсь позвонят.
А теперь из личного наблюдения-туризм в Ельце гибнет стремительными темпами.Мы ,творческие люди ,стремимся остановить весь этот развал.Но увы мы не всесильны,и не от нас все зависит.
Насчёт поддержки Вы верно подметили, её ждать ни от кого не стоит. А на альтруизме мы скоро протянем ноги, к сожалению. Касательно гибнущего в Ельце туризма — здесь всё написано: http://praestes.ru/elec-na-beskonechnom-puti-k-turizmu/ В одном я с Вами не соглашусь: именно от нас и зависит многое. Не всё, но многое.
Александр,я вам скажу одно:-Пока все не развалят и не распродадут,не успокоються!!!Борьба конечно нужна,только вот союзников все меньше,а врагов все больше становится.Люди в наше время обмельчали,продаются с потрохами,за обещания сладкой жизни(которую им только обещают,а делать ни кто и не думает).И все больше людей думает о своей шкуре,чем об общем деле.Вот такие у нас дела,в нашем городке!