Начальная история многих древних городов часто представляется нам белым пятном, а отсутствие реальных сведений о времени их основания восполняется легендами и преданиями. За год же основания населённого пункта обычно принимается первое упоминание в источниках уже существующего города… Так было и с Лебедянью, возраст которой принято отсчитывать с момента упоминания в документах факта взятия города атаманом Иваном Заруцким весной 1613 г. [1]
Легенды же гласят, что Лебедянь была основана в середине XIV в. и располагалась на горе, близ устья ныне пересохшей реки Городянки. Многочисленные находки XII-XIV вв., сделанные краеведами, подтвердили легенду о том, что в домонгольскую эпоху здесь существовал средневековый городок [2]. Как назывался этот населённый пункт до 1613 г., и являлся ли он предтечей города Лебедяни? На последний вопрос можно ответить утвердительно, поскольку уже в документах 1605 г. данное поселение именовалось «Лебедянским городищем»! [3] Предание гласит, что название это происходит от лебединого озера, ныне пересохшего, что находилось «в семи верстах западнее города». В 1709 г. о нём писал воевода И.А. Домогацкий: от города «к западу леса, да озеро великое Лебединое» [4].
В 1605 г. сельцо Лебедянское Городище Данковского уезда находилось в поместье за московским дворянином Никитой Дмитриевичем Вельяминовым. В Смутное время владельцы сельца несколько раз менялись, а после октября 1612 г. в Лебедяни появился гарнизон, состоящий из «приборных чинов», испомещённых на этих землях.
Лебедянцы подверглись немалым испытаниям в период Смутного времени – это весенне-летняя военная кампания 1613 г., в коей сражались «вор Ивашка Заруцкой» и воеводы новоизбранного царя Михаила Романова. Однако события 1613 г., в контексте которых упоминается Лебедянь, куда более завораживают, если в дополнение к известной скупой строке из «Дворцовых разрядов» про «вора Ивашку Заруцкого», который «приступал к Ливнам двожды жестокими приступы», но от Ливен был отбит, понеся потери в людской силе, «и с тово бою … от Ливен пошол прочь к Лебедяни» [5], присовокупить другие документы. В «Разрядной книге 1613-1614 гг.» говорится: стоящий на Туле князь Иван Одоевский поджидает пополнение из ближних городов, чтобы «с Тулы со всеми людьми итти на Зарутцкого в Донков и к Лебедяни». Далее в «Дворцовых разрядах» говорится: «А из Данкова писали к государю воевода князь Иван Одоевский с товарищи, что они по государеву указу пришли в Данков, а Заруцкий стоит на Лебедяни и над ним промышляет». «И после, государь, тово, сшодчися, воеводы со всеми ратными людьми пошли под Лебедянь». «И, послыша, вор Ивашко Заруцкой пошол с Лебедяни к Воронежу». Заруцкий ждал успехов в локальных схватках, но проиграл в них, а когда силы Одоевского увеличились, принял решение оставить Лебедянь.
Лебедянские стрельцы, казаки, пушкари и зачинщики Макар Трунов «с товарищи» свидетельствовали, что «вор Ивашко Зарутцкой стоял на Лебедяни» и всех их «выжег и розорил без остатку и животы статки пограбил… и после, государь, Ивашка Зарутцково в прошлом 121-м году в Петров пост (в 1613 г. Петров пост начался 30 мая и закончился в канун Петрова дня 28 июня. – Прим. авт.) пришли на Лебедянь твои, государевы воеводы князь Иван Никитич Одуевской с товарищи, со многими ратными людьми, и те, государь, ратные люди, ельчаня, нас, холопей твоих, и достальныя животы и статки пограбили и дворишка наши пожгли и хлеб в поле потолочили и розорили нас, холопей твоих, и досталь без остатку. И мы, холопи твои, от вора от Ивашка Зарутцково и после Зарутцково от твоих, государевых, ратных людей от ельчан розорены без остатку, наги и боси и голодни и безлошадны, живем по ямам и помираем голодною смертью… и лес, государь, на острожное дело по твоей, государевой, грамоте носим на собе… А женишка наши и детишка живут по ямам и с студи и з голоду помирают голодною смертию». По всей видимости, государевы войска разорили и сожгли Лебедянь потому, что лебедянцы не сразу решили присягать только что избранному молодому царю Михаилу Романову [6].
В 1613/1614 г. Лебедянь получает первого воеводу Лаврентия Александровича Кологривова и становится государевым городом, в котором находится деревянный храм, а вокруг города постепенно вырастают слободы. К 1616 г. лебедянская крепость была восстановлена, и в ней несли службу 470 человек [7]. В это время началось складывание Лебедянского уезда. Возникший на базе южных земель Данковского уезда город Лебедянь в 1616-1619 гг. присоединил к себе земли Ряжского уезда по реке Воронеж. Так, из пограничных территорий Данковского и Ряжского уездов вырос Лебедянский уезд.
В войну 1618 г. маленькая Лебедянь вновь полной чашей испила беды общероссийского масштаба, ибо её полное разорение украинскими казаками во главе с запорожским гетманом Сагайдачным стало ярким эпизодом борьбы польского королевича Владислава за обладание российским престолом.
Но вскоре Лебедянь вновь возродилась как город-крепость на окраине России и границе с Диким Полем. По данным писцовых книг 1627 г., в Лебедяни стоял «малый острог дубовый, с дву сторон два рва, а в остроге пять башен, а под башнями двое ворота проезжия, да три башни глухих, да тайник из города к Дону, а длина острогу 50 сажен, поперёк 30 сажен, да на башне колокол вестовой…» В лебедянской крепости стояла «соборная церковь древяна клецки с папертью во имя Николы Чудотворца» [8].
Помимо соборной церкви в стенах крепости, деревянные храмы к этому времени были и в слободах: в Стрелецкой – св. Георгия, в Покровской – Покрова Пресвятой Богородицы, в Пушкарской – Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме того, в самом городе в это время находились дворы московских Спасского и Чудова монастыря, а также двор Яблоновой пустыни Троицкого монастыря – мужской обители, возникшей за несколько лет до того к северу от Лебедяни [9]. В Лебедяни и слободах в 1627 г. насчитывалось 266 домов и около 1 500 жителей [10].
В 1632 г. Лебедянь подвергалась нападению тысячи татар, но защитники города успешно отбили атаку. А в 1636 г., когда служилые люди из Лебедяни строили города Тамбов и Козлов, к городу вновь подошли татары, но жители успешно выдержали осаду [11].
Помимо тягот службы, лебедянцы страдали и от местной администрации. В первую очередь – от воевод, которые «кормились» за их счёт, и от подьячих. На одного из подьячих – Ивана Фролова – они жаловались в 1653 г. за то, что вместе с воеводой он неправильно распределял нагрузку по службе и буквально грабил служилых людей. «О Рождестве Христове славить ездит он, Иван, с братьями сам третей же в городе по слободам и по уезду, по сёлам и деревням; не славить, государь, ездит, нас насильством грабить и животишков наших, что у кого у нас в домишках наших увидит, то насильством и возьмёт; да он же с нас насильством емлет мёд, и гуси, и поросята, и куры, будто в вотчинах своих, а хлеба с нас всякого насильством же сберёт о празднике о Рождестве Христове четвертей до 400 и больше… И твои государевы воеводы нас так сильно не грабят, как он, подъячий Иван» [12].
Часты были и пожары, уничтожавшие дома и крепостные сооружения Лебедяни, которые затем восстанавливались силами служилых людей. После крупного пожара 25 апреля 1663 г., уничтожившего деревянную крепость, «26 августа велено воеводе Лукъяну Пырьеву на Лебедяни город и острог делать, где пристойно» [13]. Новая городовая стена была построена на 306 саженях с 11 башнями, три из которых были проезжими [14]. Позднее укрепления постоянно поддерживались в порядке и ремонтировались, за их состоянием следил и докладывал воевода: «А город весь в одделки. На городовой стене обламы и по стене кровати и торасы и на обломах коты и на кровати лесницы есть. И башни все покрыты. И в них мосты и лесницы есть жа. Построено в прошлом во 185-м году (1676/1677 г. – Прим. авт.)!» [15].
В 1678 г. у крепости был вычищен ров «…длины сто пятьдесят три саженя. По рву учинен честик в три реда дубовый. Длина честику трех четвертей саженя. Ширина рву пять сажен три чети. В глубину ръва трех сажен две четверти…» [16] Огневую мощь лебедянской крепости в 1677 г. составляли «три пушки медныя, да 11 пушек чугунных полковых. Негодных – 2 пушки чугунных полковых. Сверх того 24 пищали в стволах, 20 пар пистолетов… 20 пар карабинов… Пороху пушечного четырнадцать пуд с полупудом… Свинцу в свитках 167 пуд с полупудом». Те же три пушки медные по 35 пудов каждая, длиною три аршина без четверти, стволов мушкетных 20… пищалей затинных чугунных семнадцать упомянуты и в документах 1710 г. [17]
Крепость Лебедянь как оборонительное сооружение сохраняла свое значение до конца XVII в. По описной книге 1701 г. в Лебедяни «острог стоячей, в нём 4 башни проезжие, 8 глухих, по мере около острогу и башен 330 сажен… В городе и уезде по ведомости Камор коллегии монастырей 2, церквей 38…» [18]. Два монастыря – это женский Преображенский монастырь и мужской Троицкий, пожалованный в 1680 г. в вотчину Патриарха Московского и всея Руси, монастырь, чьи храмы и стены в конце XVII в. представляли собой уникальный для южных уездов страны пример каменного строительства.
Лебедянский же острог «в 703-м году (1703 г. – Прим. авт.) згорел и после того пожару не строен», т. е. крепость больше не восстанавливалась [19].
Согласно переписным книгам 1710 г. в Лебедяни стояло на «… посаде 5 церквей, 14 дворов поповых и церковниковых, людей в них… мужеска и женска полу 74 человека» [20]. Причём один из указанных храмов – во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Пушкарской слободе – был к тому времени первым из городских церквей выстроен из кирпича [21].
С 29 мая 1708 г., с созданием Азовской губернии, Лебедянь включена в её состав, а с 1719 г. город состоял в Елецкой провинции Азовской губернии. После 1725 г. Лебедянь вошла в состав Воронежской губернии, а с 1779 г. стала уездным городом сначала Тамбовского наместничества, а потом и губернии. Но в XVIII в. территория губерний не всегда соответствовала территориям епархий [22].
В первой половине XVII столетии территория Верхнего Дона, в том числе и Лебедянский уезд, входила в пределы Рязанской епархии, но из-за обширности её рязанские владыки с трудом простирали свое архипастырское окормление на «Донскую украину». Это отрицательно сказывалось на духовно-нравственном состоянии жителей южных уездов России. В 1667 г. на Большом Московском Соборе было отмечено недостаточное количество епархий на Руси. Тогда же было решено «украсится Белгороду престолом архиерейского достоинства, так как украйна многонародна и ратными людьми переполнена». А в 1682 г. из пределов Рязанской митрополии были выделены Воронежская и Тамбовская епархия, с историей которых и была связана XVIII – начале XX в. церковная жизнь Лебедянской земли.
До 1764 г. Лебедянь с окрестными территориями продолжала в церковно-каноническом отношении подчиняться рязанским владыкам, а после реформы 1764 г. и до 1799 г. была составе Воронежской епархии [23]. Пребывание под омофором воронежских архипастырей оставило значительный след в истории Лебедяни. Так, святитель Тихон Задонский восстановил упразднённый в ходе екатерининских реформ Лебедянский Троицкий мужской монастырь, а в 1763 г. «приказывал… учредить словенские школы, в которых обучать чтению, письму и пению детей священнослужителей от 8 до 15 лет». Такая школа была заведена в 1764 г. в Лебедяни с целью обучения церковников «книгочтению, пению, и писать в твёрдости». Учителями школы, которая размещалась в купленном доме, стали выборные священники и дьяконы [24]. Учащихся собралось 52 человека; учителем был определён иеродиакон Досифей из Лебедянского Троицкого монастыря, помощником его – заштатный дьячок Гавриил Моисеев. В 1768 г. купленный для школы дом по неудобству был продан, а школа разместилась в Троицком монастыре. К началу XIX в. школа уже не существовала [25], уступив своё место в церковной истории Лебедяни духовному училищу, речь о котором впереди.
После административной реформы императрицы Екатерины Великой и включения Лебедяни с уездом в состав Тамбовской губернии Лебедянский край ещё почти двадцать лет оставался в составе Воронежской епархии. В это время в Лебедянском уезде было 31 село и 26 деревень, в них 4 155 дворов с населением 13 908 душ мужского и 11 957 женского пола. В Лебедяни и слободах насчитывался 601 двор, в котором проживало 1 520 душ мужского пола и 1 109 душ женского пола, всего 2 629 человек [26]. В Лебедяни в это время был построен второй каменный храм – центральную часть территории бывшей крепости украсил каменный собор во имя Казанской иконы Божией Матери, освящённый в 1771 г.
С 1798 г., после раздела «епархий по губерниям», Лебедянский уезд вошёл в пределы Тамбовской епархии и до начала XX столетия управлялся епископом Тамбовским и Шацким [27].
К концу XVIII – началу XIX вв. Лебедянь уже превратилась в крупный торговый и административный центр округи: «в городе публичных строений: …градская крепость укреплена была с северной стороны небольшим земляным валом… Внутри коей соборная церковь Казанския Пресвятыя Богородицы и казённое строение – соляные магазины и для хранения денежной казны кладовая каменная, присутственные места, винный выход, а за тем во оной крепости и в предместии купеческое строение – торговые лавки, анбары деревянные. И купеческих дворов пятнадцать, а впрочем, купечество и мещанство жительство имеет в близлежащих к городу слободах. Оного города купечество торги имеют не в одном своём, но и в других городах… в Москве, Туле, Калуге…» [28].
Статус уездного города и развитие купеческого сословия в Лебедяни способствовали расширению в городе каменного строительства. В конце XVIII столетия в городе построено ещё два каменных храма – Покрова Пресвятой Богородицы в Покровской слободе и Рождества Христова рядом с Казанским собором для прихожан Стрелецкой слободы.
В 1820-х гг. в Лебедяни «церквей в городе каменных 5, каменный магазин 1 и 1 деревянный, винный подвал каменный, питейных домов деревянных 6, городовое правление каменное, училище духовное каменное, уездное – деревянное, градская больница, деревянная богадельня». В городе и слободах домов каменных – 23, деревянных – 375. Заводов «салотопенных 4 с производством до 1 500 пудов, пивоваренных 2, один каменный, другой – деревянный. Содержатся они лебедянскими купцами Игумновыми. Полпиво варится в продолжение зимних месяцев до 12 000 ведер. Кирпичных заводов 2 (в Пушкарской слободе), производится до 100 000 штук кирпича на 600 рублей. Мыльный завод 1, производится до 150 000 пудов. Мельничных поставов 6 и 2 толчеи» [29].
Упомянутые приходское и уездное духовные училища были главными образовательными заведениями в Лебедянском уезде почти на всём протяжении XIX в. В 1808 г. созданная в стране «Комиссия духовных училищ» составила первый устав духовных учебных заведений, по которому они распадались на три группы: низшие –духовные училища (уездные и приходские), средние – духовные семинарии и высшие – духовные академии. Духовные училища предназначались «для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви», содержались на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находились в ведении правящего архиерея. Непосредственное попечение о них вверялось местному духовенству.
Приходское училище открылось в Лебедяни в сентябре 1815 г. [30]
Решением от 12 сентября 1823 г. Комиссия духовных училищ «…по представлению Его Преосвященства Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Тамбовского и Шацкого и кавалера, утвердила открыть по Тамбовской епархии в г. Лебедяни уездное духовное училище с помещением его в доме, занимаемом приходским училищем». Исполняющим обязанности его смотрителя назначен был протоиерей лебедянского собора Аристарх Казмин, а учителями: высшего отделения – Тимофей Углянский, он же инспектор, Иван Волченский и Иван Никитич Пуповский, низшего отделения – Алексей Прудков [31]. В 1837 г. был куплен и капитально отремонтирован дом для размещения училища [32]. После этого духовное училище располагалось до своего перевода в 1851 г. в Тамбов в качестве 2-го духовного училища в самом центре исторической части Лебедяни по улице 1-я Набережная, напротив магистрата [33]. В настоящее время на этом месте находится сквер возле Старо-Казанского собора и районной больницы.
Следует также отметить, что в ещё 1822 г. в Лебедяни наряду с духовным училищем существовало Лебедянское библейское сотоварищество [34].
Крупным событием в церковной жизни уездной Лебедяни стало возведение в 1828-1836 гг. Ново-Казанского собора взамен прежнего соборного храма, уже не удовлетворявшего нужды уездного города, ставшего к тому времени одним из торговых центров региона и славившегося своим богатым купечеством.
Действительно, ещё с конца XVIII в. Лебедянь была широко известна как крупный ярмарочный центр, где по большим церковным праздникам проходили четыре годовые ярмарки: Троицкая, Покровская, Преображенская и Богоявленская. Последняя проходила «внутри города, на базарной площади, и продолжалась с 1-го по 7-е января; Троицкая и Покровская – между городом и монастырём, первая с 12-го по 27-е мая, последняя с 15-го сентября по 1-е октября, Преображенская – 5, 6 и 7 чисел августа, около девичьего монастыря, а по уничтожении его, близ кладбищенской церкви» [35].
По свидетельству современников на лебедянские ярмарки приезжали «многие: дворяне, купцы русские, армяне, греки, жиды, калмыки, татары, малороссийские и донские казаки». Товары привозились самые разнообразные: «ткани, меха, посуда, в т. ч. серебряная, чугунная, колокола, железо, канаты, вина, фрукты, строительные материалы» [36]. На ярмарках бойко торговали кожами, хлебом, скотом и особенно лошадьми. Ярмарки славились большим количеством продаваемых лошадей. В документах отмечается «немалый привод заводских разных пород и пригон табунных казачьих и калмыцких лошадей» [37]. Во время ярмарок устраивались бега; в 1823 г. в Лебедяни было создано, а 3 августа 1826 г. официально учреждено первое в России «Скаковое общество». Даже после того, как значение ярмарки упало в связи со строительством железных дорог, на ярмарку в Лебедянь пригоняли свыше тысячи голов лошадей. С 1845 г. на ярмарках проводились сельскохозяйственные выставки, положившие начало знаменитому Лебедянскому сельскохозяйственному обществу, созданному в 1847 г. В середине XIX в. на лебедянские ярмарки привозили товара на миллион рублей и продавали на полмиллиона.
Ко второй половине XIX в. Лебедянь достигла своего наивысшего расцвета. Население города в 1865 г. составляло 5 327 человек [38]. В Лебедянском уезде мужчин насчитывалось 56 657, женщин – 53 635, все православного вероисповедания, за исключением 61 мужчины и 61 женщины – раскольников, 3 мужчин и 2 женщин – протестантов, 19 мужчин и 3 женщин – иудеев [39].