Часовня на месте упразднённого Преображенского монастыря
Часовня на правом, высоком берегу Дона в конце ул. 1-й Набережной (ныне Ленина. – Прим. авт.) по православному обычаю отмечала место, где стоял упразднённый в 1764 г. Преображенский женский монастырь.
Первоначально построенная часовня к началу второй половины XIX в. совсем обветшала, и по решению граждан Лебедяни, составленному 3 сентября 1872 г., вместо разрушившейся часовни решили построить «таковую же новую… Устройство часовни поручить купцу Ивану Петровичу Голеву» [1]. Строительство каменной часовни «об одной главе, с четырьмя окнами и двупольной дверью» было окончено к 1875 г. [2]
В том же году, когда ещё шли работы по отделке внутреннего убранства часовни, у некоторых жителей Лебедяни возникла мысль о преобразовании её в церковь. Среди инициаторов, обратившихся с соответствующим прошением к городским властям, значились жители Кузнецкой слободы Аграфена Кузминична Волынщикова и Александра Илларионовна Стрельникова, Стрелецкой слободы – Лукерья Ларионовна Дорофеева, села Старого Ракитина – Екатерина Фёдоровна Паршина и лебедянские мещанки Прасковья и Мария Андреевна Коленкины.
И сентября 1875 г. состоялось первое заседание Лебедянской городской думы, на котором рассматривался вопрос «о разрешении крестьянке Волынщиковой с прочими устройства на их счёт престола и иконостаса в устроенной на Набережной улице часовне в случае преобразования… в храм». Через три месяца, И декабря т. г., очередное заседание думы в составе 19 гласных «не нашло к сему препятствий». В результате гласные думы назначили инициаторам преобразования часовни в храм двух попечителей – лебедянского купца Алексея Ивановича Кузьмина и мещанина Михаила Васильевича Новгородова [3].
Тем временем работы в часовне завершились, она была приписана к Ново-Казанскому собору, и «с июня 1876 г. каждую среду в 6 часов вечера» в ней стали совершаться богослужения [4].
В том же году к Тамбовскому епископу обратилась крестьянка Александра Иларионовна Стрельникова с тем, что «доверители её купец Кузьмин и мещанин Новгородов пожелали перестроить на свои средства на Первой Набережной улице г. Лебедяни часовню в церковь Преображения Господня» [5]. Часовню, имевшую 18,5 арш. длины и 13 арш. ширины и 14 высоты, предполагалось увеличить на 20 арш. в длину и на 24 арш. в ширину с надстройкой «над главным входом арки с пролётом для колокольни». Податели сего прошения представили на рассмотрение план и фасад постройки, заготовили для неё 200 куб. саж. кирпича и другие материалы, а также заверили, что имеется уже капитал для строительства и содержания священника. Через год, 30 сентября 1877 г., прошение государственной крестьянки лебедянской пригородной Кузнецкой слободы Александры Илларионовны Стрельниковой было подано в Синод [6].
Однако лебедянское духовенство не поддержало данную инициативу, сообщив в Синод своё мнение по вопросу перестройки часовни в церковь: «1) при сооружении в Лебедяни на месте упразднённого женского монастыря каменной часовни алтарь при оной устроен вопреки плана и без дозволения епархиального начальства; 2) по упразднении монастыря в воспоминание существовавших при оном деревянных церквей во имя Преображения Господня и святой великомученицы Варвары, на городском кладбище устроена была… Преображенская церковь с приделом святой великомученицы Варвары; 3) в сооружении нового храма …не предстоит никакой особенной надобности…» Главная причина такой позиции городского духовенства заключалась в том, что при населении Лебедяни всего 5 тыс. человек мужского пола строительство нового храма нанесло бы «ущерб интересам других церквей». Поэтому-то прошение Стрельниковой и других решили «оставить без удовлетворения» [7].
Часовня всегда была на виду у священноначалия, что подтверждается постоянным вниманием к ней со стороны тамбовских епископов. Так, в 1893 г. Преосвященный Иероним (Экземплярский) при обозрении храмов и монастырей Лебедяни заходил в «городскую часовню, выстроенную на месте бывшего монастыря, при которой предположена постройка здания для церковно-приходской школы» [8]. Во время посещения часовни епископом Тамбовским и Шацким Александром (Богдановым) в 1895 г. вокруг здания уже была каменная ограда, внутри которой строилось каменное двухэтажное здание, «но на какой предмет, определённо неизвестно; постройка производится на частные благотворения, собираемые проживающими в ограде часовни черничками, без всякого контроля и официального на то разрешения…» [9] Ещё через четыре года часовню, в которой совершались всенощные под двунадесятые праздники причтом Ново-Казанского собора, посетил Преосвященный Георгий (Орлов), епископ Тамбовский и Шацкий, и в это время двухэтажное здание внутри часовенной ограды уже было вчерне окончено постройкой и покрыто железом. Но вот ясности – для чего предназначалось данное здание – у правящего архиерея опять не было. При этом чернички подали Преосвященному Иерониму прошение с просьбой обратить часовню в церковь с устройством в ней алтаря и престола. Видимо, прошлые чаяния некоторых жителей Лебедяни не канули в лету. Впрочем, и в 1899 г. для перестройки часовни в храм не представлялось «…никаких основательных и уважительных обстоятельств». Зато выяснилось, что при начале строительства двухэтажное здание в ограде часовни планировалось использовать для церковно-приходской школы или какого-либо приюта [10]. К сожалению, для чего использовалось впоследствии данное здание, пока остаётся невыясненным.
По описанию 1910 г., часовня «…на каменном цоколе, внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным масляной зеленой краской, длина 18,5 аршина, ширина 13 аршин, высота 14 аршин, одна глава, окон 4, одна внешняя и одна внутренняя двери» [11].
Следующая и последняя попытка лебедянцев переделать часовню в церковь относится ко второй половине 1920-х гг. В 1926 г. был поднят вопрос об «отделении от новособорной церкви в самостоятельную, часовенной Варваринской г. Лебедяни церкви» [12]. В следующем году теперь уже духовенство возбудило перед городскими властями «…ходатайство о превращении этой часовни в церковь» [13]. Понятно, что в годы советской власти этого произойти уж точно не могло. А после Великой Отечественной войны памятная часовня на месте Преображенского монастыря и вовсе была разрушена [14].
Часовня на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы
В начале XX в. на месте древней Покровской церкви напротив городской больницы находилась часовня, отмечавшая местоположение прежнего приходского храма Покровской слободы [1]. Покровский храм впервые упомянут в писцовых книгах 1627-1628 гг. В это время проезжие ворота большого лебедянского острога, расположенные напротив него, носили имя Покровских. Покровская церковь была приходской для служилых казаков, населявших Покровскую слободу, располагавшуюся к западу от острога. В начале XVIII в., когда Покровская слобода и её приходская церковь были перенесены на юг, за Городянку, на месте старого храма по традиции построили часовню, скорее всего, деревянную. За два столетия её наверняка перестраивали или строили заново, а та часовня, что сохранялась ещё в 1910-х гг., стала последним напоминанием о забытом ныне местоположении древнего Покровского храма.
Часовня надкладезная в устье р. Лебедянка
Ниже по течению Дона от центра города, на самой его окраине, в левобережной Казацкой слободе, издавна находился почитаемый местными жителями родник. Источник вкусной и славящейся своими целительными свойства воды бил из берега р. Лебедянки, впадавшей неподалёку в Дон. На источнике, близ которого стоял мост через Лебедянку, была выстроена часовня в виде деревянного сруба, увенчанного маковкой с крестом.
В советские времена крест со сруба убрали, а в 1940-х гг. разрушилась и сама часовня.
Примечания:
Часовня на месте упразднённого Преображенского монастыря
1. РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 728. Л. 3-6.
2. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 2 об. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2077. Л. 37 об., 137.
3. РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 728. Л. 3-6.
4. РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 728. Л. 8 об.
5. РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 728. Л. 1.
6. РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 728. Л. 1-2; Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 2-2 об.
7. РГИА. Ф. 796. Оп. 158. Д. 728. Л. 8 об.
8. ТЕВ. 1893. № 38. С. 789-790.
9. ТЕВ. 1895. № 40. С. 672.
10. ТЕВ. 1899. № 39. С. 995.
11. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 2-2 об.
12. ГАЛО. Ф. Р-23. Оп. 1. Д. 184. Л. 414.
13. ЦДНИЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 647. Л. 236.
14. Волынчиков Н.В. Город Лебедянь. Воронеж, 2007. С. 35-36.
Часовня на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы
1. Черменский П.Н. Донские вотчины бояр Романовых // ИТУАК. Вып. 57 Тамбов, 1917 г. С. 60-61.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»