Лебедянский Преображенский женский монастырь — Воргол.Ру

Лебедянский Преображенский женский монастырь

Челобитная стариц Преображенского монастыря
Челобитная стариц Преображенского монастыря, 1698 г.

Преображенский женский монастырь в Лебедяни просуществовал менее века, но история его уходит своими корнями в XVII столетие. А поскольку сегодня на месте древней обители на берегу Дона в конце улицы Ленина уже ничто не напоминает о её существовании, то и неудивительно, что название монастыря почти ничего не говорит современным жителям города. Но так было не всегда…

Время и место основания в Лебедяни женской монашеской обители сообщают нам документы конца XVII – начала XVIII столетия: Преображенский монастырь основан и построен в 1692 г. усилиями его первонасельниц во главе со старицей Марфой и Ивана Кузьмича Кузьмина (Тяпки) на высоком берегу Дона, на северной окраине Стрелецкой слободы г. Лебедяни [1].

Время строительства монастыря точно называет челобитная стариц Преображенского монастыря царю Петру Алексеевичу, поданная в 1698 г., а также переписные книги 1702 г.

В челобитной 1698 г. говорится, что в 200 г. (1692 г. – Прим. авт.) «по благословению Великого Господина святейшего кир Адриана Архиепископа московского и всея России и всех северных стран Патриарха по челобитью Лебедянцев всех жителей. Построен на Лебедяни девич монастырь, а в том монастыре построена церковь святая во имя Преображение Господня».

До того «как тот девич монастырь был построен …богомолицы …скитались меж двор и питались Христовым именем от мирского подаяния, а иные жили в мирских домах у свойственников своих».

К 1698 г. монастырь не был ещё до конца обустроен и не имел никаких доходов. Монахини бедствовали, а потому и били челом царю Петру Алексеевичу: «А в тое церковь святых икон и всякой церковной утвари и книг и риз и колоколов по премногой скудости строить нечем и покупать не на что. И нам богомолицам твоим на пропитание хлеба и одежд взять негде и из монастыря для питания милостыни выйти не в чем… За монастырём крестьян и бобылей и никаких угодей нет и твоим великого государя ружным жалованием мы богомольцы твои не пожалованы… Так «скудные и бедные и безпомощные города Лебедяни Преображения Господня Красногорского девича монастыря старицы» [2] просили царя о материальной поддержке и передаче монастырю прав на сбор окладных денег. Последовало ли после этого какое-либо царское пожалование новой монашеской обители или нет – неизвестно, но к 1702 г., если судить по описи монастыря, материальное положение его несколько улучшилось.

Из этого подробного описания Преображенской обители 1702 г. можно узнать не только о территории, постройках и насельницах обители, но и представить внутреннее убранство монастырских храмов: «…приписной святейшего патриарха Преображенской девичь монастырь, в нём церковь Преображения Господня древянна, об одной главе.

В ней месных святых икон: Образ Всемилостиваго Спаса. Образ Преображения Господня, шесть венцов, один з гривенкою, серебреные резные вызолочены. Образ Пресвятыя Богородицы Боголюбские, венец с ангелы и с репьями, серебреной чеканной, вызолочен. На Спасителе и в подножии на Кирилле игумене Белозерском венцы серебреные чеканные, вызолочены. Образ Николая Чюдотворца, три венца серебреные резные вызолочены. Образ Рожества Пресвятыя Богородицы. Царские двери с евангилисты. Деисусов два пояса. Празники апостоли штилистовой. Образ Преображения Господня, шесть венцов небольших, един з городами и з гривенкою, на полях оклад чеканной серебреной вызолочен. В олтари на престоле Святое Евангелие, в десть, крыто красным отласом. Спасителев Образ и евангелисты серебреные резные, вызолочены. Другое Евангелие, в десть, распятие и евангелисты серебреные басемные вызолочены. Два креста, обложены один серебром, оклад басемной, вызолочен, другой крест обложен медью. На престоле с трех сторон одежда мамкосеевая, кирпичной цвет. Запрестольной Образ Пресвятыя Богородицы Казанские, венец серебреной резной вызолочен, в привесе денег шесть алтын четыре денги. Двои сосуды оловянные. Воздух, два покрова отласные цветные з золотом, обложены вишневою камкою, кресты золотные. Воздух камчатой осиновой, обложен белым отласом. Два покрова, один отласной цветной з золотом, обложен камкою зеленою, другой отласной белой с травьи, обложен камкою зеленою. Священных одежд… Кадило, чаша водосвятная, укропник, два ковшичка, ломпада, паникадило небольшое медное.

Описание Преображенского монастыря
Описание Преображенского женского монастыря, 1702 г.

Книг: Евангелие толковое недельное. Псалтырь со воследованием. Прологи во весь год. Две минеи общие с празники. Два Апостола, Требник, две Триоди цветных, две посных. Чесослов большой, Псалтырь, в полдесть, Мечь духовный, два Служебника, два Октая, Ермологии, два Часослова менших.

В трапезе месной Образ Всемилостиваго Спаса.

На колокольне пять колоколов, весу в них двенатцать пуд тритцать семь фунтов.

В казне денег и монастырских крепостей и писем, медной и оловянной посуды нет.

В том монастыре строительница инака Марфа. Монахини: Мария, Маремьяна, Евдокия, Елена, Пелагея, Маремьяна, Феодосия, Ефросиния, Варсонофия, София, Полинарья, Анна, Ираида, София, Варсонофия, Евгения, Евдокея, Таисея, Анисья, Дарья, Ираида, Неонила, Пелагея, Марфа, Евдокея, Наталья, Ираида, Елена, Февронья, Гавдела, Ефимия.

Строения: Святыя ворота створчетые, на них деисусов один поям, ветх. Дватцать шесть келей с сенми.

Мера монастырю в длину сорок сажен с аршином, поперег тритцать шесть сажен. Огорожен взабор пластьем.

А по скаске того монастыря строительницы иноки Марфы великого государя хлебного и денежного жалованья, крестьянских и бобыльских дворов, и мельниц, и молебщиков и вкладчиков, и приходных и расходных книг з 203-го году (1694/1695 г. – Прим. авт.) у них нет. Питаютца мирским подаянием и своим рукоделием.

Да собрано было со Образом Христовым именем мирского подаяния на всякую нужду и на церковное строение денег дватцать пять рублев тринатцать алтын две денги. И те денги положены были на збережение Троицкого монастыря у игумена Филарета. И тот Троицкой монастырь без него, игумна, Леонтей Лопухин описал. И те денги с ево, игуменскими, денгами записал и запечатал. И ныне де им на церковное строение и на всякую монастырскую нужду ничево взять негде» [3].

Ещё в 1693 г. старицы Преображенского Красногорского монастыря Лебедяни подали челобитье о передаче им «сбора денег с рек, лавок и кузниц на церковное и монастырское строенье», но чем окончилось их прошение – неизвестно [4].

Через несколько лет, в 1710 г., составленные переписные книги запечатлели состав священнослужителей Преображенского монастыря: «По конец Стрелецкой слободы на стрелецкой земли девич монастырь. В том монастыре церковь во имя Боголепного Преображения Господня. У той церкви: (Во дворе) Поп Самуил Евдакимов сын. По ево скаске 45 лет. У него поподья Просковья Иванова дочь 45. Дети: Дмитрей 17, Петр 12, Леонтей 3, да дочери Марфа 8, Мотрена году. У Дмитрея жена Агрипена Родионова дочь 18 лет. Дочь Агафья полугоду» [5].

Фрагмент плана Лебедяни около 1720 г.
Фрагмент плана Лебедяни около 1720 г. на основе плана конца XVII в. 1 — Преображенский монастырь, 2 — Никольская церковь

Материальное положение Преображенской обители в XVIII в. было незавидным. Причиной тому и отсутствие земельных владений, и общая политика государства Петровского времени, направленная на сокращение как числа монастырей, так и их владений. Никак не улучшил в этом отношении положение Лебедянского Преображенского женского монастыря перевод в него в 1724 г. насельниц из Данковского Успенского монастыря, упразднённого в ряду других малочисленных монашеских обителей. По царскому указу следовало: «В Лебедяни в Спасской (так в тексте. – Прим. авт.) девич монастырь свести из Данкова Успенской девич монастырь». После этого число насельниц Преображенской обители стало 47, «а денежных и хлебных доходов и никаких угодей при тех монастырях в описных книгах не написано» [6].

В 1729 г. у Преображенской обители по-прежнему не было ни земли, ни крестьян. В этом году монастырский священник Самуил Евдокимов подал в Воронежскую губернскую канцелярию челобитную с просьбой выделить ему выморочное усадебное место по соседству с его двором: «А монастырь в городе Лебедяни построен в 200 году (1692 г. – Прим. авт.) по конец Стрелецкой слободы, токмо у того монастыря земляной дачи на пашню и крестьян и бобылей и того монастыря обители жалованья нет. А он, Самуил, к оному монастырю бывшим святейшим патриархом Андреаном посвящён в тот монастырь в попы, и с тех мест и поныне с детьми своими, которые при монастырской церкви в действе, на дворовой усадьбе пробавляются с великою нуждой» [7].

К середине XVIII столетия в Преображенском монастыре было два деревянных храма – Преображения Господня и священномученицы Варвары. При обители ежегодно проводилась одна ярмарка [8].

Часовня на месте Преображенского монастыря
Часовня на месте Преображенского монастыря. Фото 1920-1930-х гг.

В 1764 г. во время реформы духовных штатов Лебедянский Преображенский женский монастырь был упразднён, а престолы его церквей через несколько лет перенесены на вновь устроенное за городом кладбище. Тогда, в 1775 г., деревянная кладбищенская церковь была освящена во имя Преображения Господня и в ней устроен придельный престол во имя святой Варвары [9]. В этой деревянной, а с 1812 г. каменной кладбищенской церкви сохранялись длительное время некоторые вещи, иконы и утварь из упразднённого Преображенского монастыря [10].

На высоком берегу Дона, где ранее располагались постройки девичьего монастыря, была построена часовня, которую ввиду её ветхости в 1872-1875 гг. заменили новой каменной.

В 1901 г. территория бывшего монастыря упоминается в отчёте Тамбовской учёной архивной комиссии, члены которой приезжали в Лебедянь для обследования древней Ильинской церкви Троицкого монастыря. Не смогли они пройти мимо окутанного преданиями местоположения древней Преображенской обители: «…в городе, на крутом берегу Дона, находится часовня на месте упразднённого женскаго монастыря, и на дворе сзади этой часовни видны четыре ямы, происшедшия будто бы от обвала предполагаемого здесь подземнаго хода; из них одна яма довольно больших размеров; за каменной оградой, ниже к речке, несколько лет тому назад был вход в какое-то подземелье, но полиция завалила его… В доме Чурилина, против часовни, во время кладки печи фундамент ея обвалился и на дне провала была обнаружена железная дверь, но хозяин дома, боясь прибытия полиции, велел завалить эту яму» [11].

Месторасположение Преображенского монастыря
Месторасположение Преображенского монастыря в Лебедяни. Фото 2008 г.

После революции 1917 г. лишь часовня на месте обители напоминала об историческом прошлом этого места. Скудные сведения о Преображенском монастыре стёрлись из памяти лебедянцев. Иначе чем объяснить тот факт, что в справке, составленной в 1927 г., партийные работники Лебедяни говорят как очевидцы о будто бы недавно существовавшем монастыре, и не без стандартных штампов советской богоборческой идеологии: «Один из женских монастырей находится в самом г. Лебедяни, на берегу Дона, закрыт несколько лет тому назад по официальному распоряжению высшей духовной власти за его развратную и преступную жизнь… От закрытого монастыря к настоящему времени уцелела часовня с двухэтажным при ней домом. В 1927 г. местные попы возбудили ходатайство о превращении этой часовни в церковь» [12].

После Великой Отечественной войны часовню сломали, и сегодня точное местоположение Преображенского женского монастыря установить затруднительно.

Некоторую помощь в этом могут оказать археологические исследования, проведённые экспедицией ГУК «Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области» в 2008 г. на улице Ленина, на месте будущего строительства магазина. Обнаруженные при раскопках остатки каких-то строений вполне могли принадлежать древнему монастырю. Впереди – дальнейшие исследования, в результате которых должны быть локализовано точное местоположение Преображенской обители и стоявшей после её упразднения на этом месте памятной часовни.


НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Марфа, инок. – 1692-1696

СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Священники:

Евдокимов Самуил – 1692-1738
Петров Эраст – 1750

Диаконы:

Петров Эраст – 1748

Дьячки:

Самуилов Димитрий – 1742


Примечания:

1. ИТУАК. Вып. И. Тамбов, 1886. С. 18.
2. РГАДА. Ф. 21. Д. 1375. Л. 1.
3. РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 54. Л. 63-68.
4. РГАДА. Ф. 210. Белгородский стол. Стб. 1375. Л. 1-5.
5. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 1041. Л. 13 об. — 14.
6. ГАРО. Ф. 627. Оп. 58. Д. 7. Св. 2. Л. 18; РГВ. 1855. № 45. С. 249-250; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 2. СПб., 1902. С. 21.
7. ИТУАК. Вып И. Тамбов, 1886. С. 18-19.
8. Словарь учреждённых в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле. Москва, 1788. С. 96.
9. ПКТГ на 1866 год. Тамбов, 1866. С. 22.
10. Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 2. СПб., 1892. № 1096.
11. Осмотр древностей Ильинской церкви Лебедянского мужского монастыря в апреле 1901 года. Тамбов, 1901. С. 1-16.
12. ЦДНИЛО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 647. Л. 236.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 10.07.2022
Поделиться в социальных сетях: