Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери — Воргол.Ру

Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери

Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери
Старый соборный храм Казанской иконы Божией Матери. Фото 2008 г.

При въезде в Лебедянь со стороны Казённого моста открывается вид на кручу правого берега Дона, над которой за зеленью деревьев возвышается краснокирпичная церковь екатерининской эпохи. Это так называемый старый Казанский собор, стоящий ныне на том самом месте, где некогда находилась лебедянская крепость. И основание этому храму было положено в самые последние годы существования деревянного острожка на Тяпкиной горе.

Писцовая книга Лебедянского уезда «письма и межевания» стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685-1686 гг. так сообщает о предстоящем строительстве храма с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери: «В городе Лебедяни в Большом остроге церковь соборная древяная во имя Святаго великаго чюдотворца Николая, да место церковное, на котором по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всеа Великия и Малый и Белыя Росии самодержцев и по благословению преосвещеннаго Павла митрополита Резанского и Муромского велено построить вновь тёплую церковь и с трапезою во имя Пресвятыя Богородицы Казанские» [1].

Вскоре после этого деревянный храм был построен, и в описи 1702 г. о нём говорится следующим образом: церковь «Казанские Пресвятыя Богородицы, тёплая, древянна, об одной главе». В ней «…месных святых икон: Образ Всемилостиваго Спаса, Образ Казанские Пресвятыя Богородицы, Образ Пророка и Предтечи крестителя Господня Иоанна, венец и гривенка серебреные резные вызолочены, Образ Николая Чюдотворца, Образ Пресвятыя Богородицы Владимерские, осмилистовой, Образ Иоанна Воиственника. Царские двери с евангелисты старинного письма. Деисусов один пояс. В олтари на престоле Благословенной крест деревянной. Запрестольной Образ Пресвятыя Богородицы Владимерские. Сосуды оловянные. Воздух тафтяной жаркой, обложен кумачем. Покров отласной полосатой, обложен кумачем. Покров обьеринной зеленой, ветх».

Запись об отводе земли под строительство Казанского храма
Лист писцовой книги 1685-1886 гг. с записью об отводе земли под строительство Казанского храма

В храме были следующие священные одежды: «Ризы тафтяные зеленые, оплечье бархотное цветное. Подольник тафтяной двоеличной. Ветхи. Ризы выбойчетые, оплечье полосатое. Ризы тафтяные зеленые, оплечье отласное. Ветхи. Ризы кумачные красные, оплечье выбойчетое полосатое. Ризы, подризник полотняные белые. Ризы киндяшные желтые, оплечье кушачетое полосатое. Ризы тафтяные желтые, оплечье тафтяное полосатое. Подольник тафтяной красной. Стихарь кежевой полосатой, оплечье кушачетое полосатое. Оларь бархоткой красной, ветх. Епатрахиль тафтяная полосатая, обложена тафтою желтою. Епатрахиль кушачетая полосатая шёлковая, ветха. Епатрахиль киндяшная алая, пороги камчатые рудожелтые, шесть пуговиц серебреных. Поручи камчатые желтые с травы, обложены тафтою желтою. Пелена тафтяная желтая. Пелена тафтяная желтая. Пелена изорбафная красная с травы, обложена камкою дымчетою, два пояса нитных» [2].

Фрагмент плана Лебедяни 1780-х гг.  и Казанский собор
Фрагмент плана Лебедяни 1780-х гг. 1 — Казанский собор, 2 — Христорождественская церковь

В эти годы соборная Никольская и Казанская церкви стояли рядом, на территории лебедянской крепости. Церковная утварь и клир у них также были общие. После пожара, уничтожившего деревянную Лебедянь в 1703 г., сначала была построена новая соборная церковь, освящённая, как сказано в переписной книге коменданта Ивана Домогацкого 1710 г., «во имя Пресвятые Богородицы Казанские» [3].

Около 1715 г. рядом с соборной церковью «во имя Казанские Пречистые Богородици» построена была деревянная церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца.

Оба храма, имевшие общий причт, сосуществовали рядом до 1768 г., пока совсем не пришли в ветхость. Тогда-то «…вкладчики пожелали вместо оных соборных ветхих деревянных церквей построить с колокольней одну во имя Казанский Пресвятые Богородицы церковь, с приделом Николая Чудотворца, каменным зданием» [4]. Вскоре после этого началось возведение нового собора. Каменная Казанская церковь завершена строительством к 1771 г. и в том же году освящена [5]. Первоначально была выстроена только храмовая часть с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней. И только через несколько лет, в конце того же XVIII столетия, их соединили, расширив на запад трапезную часть. Особенностью нового храма стало отклонение его продольной оси и алтаря на 20 градусов к северу, в отличие от большинства других церквей, имевших более чёткую ориентацию восток-запад.

Метрическая книга Казанского собора на 1797 г.
Метрическая книга Казанского собора на 1797 г.

Длина Казанской церкви с колокольней составила 48 арш., ширина – 11 арш., высота храмовой части до верха карниза – 8 арш., высота колокольни до верхнего карниза – 37 арш. В 1846 г. к колокольне были пристроены кирпичная кладовая и караулка. Первая, размером 11×4 арш. и высотой 3,5 арш., примыкала к притвору с южной стороны, караулка, 4×11 арш. и высотой 3,5 аршина, – с северной. В каждой из пристроек было по два окна [6]. И сторожка и кладовая в настоящее время разобраны.

Храмовая часть Казанской церкви была покрыта железом. Венчала её двенадцатигранная глава, также покрытая железом и «крашеная поясами в белый и бирюзовый цвета, с позолоченными украшениями». Крест на главе был деревянный, шестиконечный, обложенный железом.

В трапезной части собора с южной стороны устроен был придел во имя св. Николая Чудотворца, в XIX в. его сделали тёплым. Он отделялся «…от главной церкви глухою стеной с пролётом в виде арки в середине, свод восьмигранный в виде круговой дуги». Пол в храме был деревянный.

Старо-Казанский собор. Фото 1910-х гг.
Старо-Казанский собор. Фото 1910-х гг.

Прежние иконостасы, устроенные при основании храма в 1771 г., в XIX столетии заменили новыми: в 1839 г. – иконостас главного престола, а в 1868 г. – придельного в трапезной. Размеры главного иконостаса: длина 11 арш., высота 12 арш. Придельный иконостас был двусторонний. Размеры лицевой стороны: длина 4 арш. 10 верш., высота 4 арш., боковая сторона: длина 4 арш. 14 верш., высота 4 арш. [7] Деревянные, с вызолоченной резьбой по белому полю, иконостасы украшали колонны, полуколонны и пилястры. А вот описание иконостасов и внутреннего убранства храма из метрики Казанского собора 1887 г.: «Резьба изображает цветы и разные священные предметы из Ветхого и Нового Заветов – скрижали, дискос и пр. В главной церкви – об одном ярусе, но над ним не в один уровень в рамах разных форм развешены ещё несколько образов. В трапезной тоже в один ярус, но по верхушке ещё несколько икон в клеймах. Царские двери из двух створок, резные, с цветами и полукруглыми верхушками Помост алтаря выше на 2 ступени, в трапезной – на 1. Престолы деревянные. Солея устроена деревянная, в главной отделена на 2 ступени выше, в придельной – на одну, в главной отделена чугунными решётками, выкрашенными под бронзу. Амвоны пред алтарями в уровень с солеями. Клиросы в уровень с солеями, в храмовой части они отделены решёткой» [8]. Вся соборная церковь внутри «оштукатурена и окрашена масляной краской». В храмовой части стены были расписаны живописным письмом, равно как и купол.

На звоннице Старо-Казанского собора в конце XIX в. находилось 5 колоколов, на самом большом из которых читалась следующая надпись: «1796 года октября дня слит сей колокол в городе Лебедянь к соборной Казанския церкви куплен старанием старостою церковным Кондратием Алексеевым Булгаковым и купцом Сидором Проскуриным и священником Михаилом Проскуриным и всех той церкви прихожан. 105 п. 11 ф. Лил мастер чебокзаренин Михаил Зубков».

План Старо-Казанского собора
План Старо-Казанского собора. Чертёж Г.И. Гунькина, 1962 г.

В 1840-х гг. достопримечательностью старособорного храма считался «крест медный с чеканными изображениями, на нём» и надписью: «…месяца декабря… дня построен сей крест во святую церковь в городе Лебедяне во имя престола Николая Чудотв. По обещанию Домны Судейкиной ради поминовения мужа ея воево Петра Судейкина». В ризнице хранилось Евангелие, напечатанное в 1744 г. [9]

Казанской церкви в начале XIX в. принадлежало 30 дес. пашни, 103 дес. 1 200 саж. сенокоса, 28 дес. леса и 1 дес. 2 379 саж. неудобной земли. Всего: 163 дес. 1 179 саж. [10] Однако в начале XX столетия причт старособорного храма земли не имел вовсе, что объясняется, возможно, передачей всего земельного надела во владение новособорной Казанской церкви после её построения и перевода туда всего причта старого собора.

Штат Казанского собора первоначально составляли два священника, диакон, два дьячка и пономарь. С 1836 г., поле окончания постройки и освящения Ново-Казанского собора, Старо-Казанский был сделан одноштатным с причтом в составе священника, диакона и псаломщика [11].

Важное значение в жизни любого прихода играл церковный староста, в обязанности которого входило и личное участие в благоукрашении храма, и привлечение для этих целей средств прихожан и различных жертвователей. По меньшей мере с 1880-х и до 1906 г. старостой Старо-Казанского собора состоял потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Пётр Иванович Игумнов, ко дню Святой Пасхи 1908 г. награждённый за заслуги по духовному ведомству золотой медалью «За усердие» на Владимирской ленте [12]. С 1907 г. и вплоть до революции 1917 г. старостой храма был бывший директор Лебедянского городского банка купец Иван Афанасьевич Чурилин. В 1902-1903 гг. он пожертвовал на ремонт старого собора 4 000 руб. [13]

После устройства в тюремном замке, находящемся поблизости от Старо-Казанского собора, домового храма во имя прославленного в 1903 г. в лике святых преподобного Серафима Саровского, он был приписан к старому собору, клир которого совершал в тюремной церкви богослужения и окормлял заключённых [14].

Священник Старо-Казанского собора Феодосий (Седов)
Священник Старо-Казанского собора иеромонах Феодосий (Седов). Фото около 1930 г.

Как и для любого храма, расположенного в уездном городе или сельской местности, для Старо-Казанского собора значительным событием становились посещения его правящими архиереями. Одно из последних таких посещений состоялось 3 ноября 1911 г., когда в Лебедянь приехал Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. В тот же день Владыка посетил и старособорную церковь, впечатления от которой сопровождавший архиерея протоиерей Тихон Поспелов изложил следующим образом: «Церковь зданием не обширна, но весьма благолепна и чистая, особенным благолепием отличается иконостас в главном алтаре, красивого рисунка и с художественными иконами». Собравшимся в храме прихожанам Владыка Кирилл сказал поучение «о жизни по учению и руководству Святой Церкви» [15].

В приходе Старо-Казанского храма в конце XIX в. насчитывалось 278 дворов с проживавшими в них 734 мужчинами и 805 женщинами [16]. В канун революции 1917 г. в приходе было 287 дворов с 824 мужчинами и 852 женщинами [17].

Богослужения в Старо-Казанском соборе продолжались и в советское время. А 19 января 1929 г. верующие обращались к местной власти за разрешением проведения крестного хода от храма на реку Дон [18]. В 1932 г. Старо-Казанский храм упоминается в документах как действующий и принадлежавший общине так называемой «тихоновской» ориентации. В это время в нём служили о. Николай Преображенский и бывший насельник Лебедянского Троицкого мужского монастыря иеромонах Феодосий (Седов) [19]. Богослужения в храме посещали и некоторые бывшие монахини Сезёновского и Троекуровского монастырей, проживавшие в Лебедяни после закрытия этих женских обителей в 1930 г.

Старо-Казанский собор. Фото 1962 г.
Старо-Казанский собор. Фото 1962 г.

После ареста в марте 1932 г. о. Феодосия (Седова), сосланного вскоре в Северный край на три года за антисоветскую деятельность, а через год, в марте 1933 г., о. Николая Преображенского, старый собор получили в своё распоряжение обновленцы, поскольку священник Иван Вишневский, служивший до этого в обновленческом Ново-Казанском соборе, упоминается в документах 1933-1934 гг. как священник Старо-Казанской церкви [20].

Закрытие храма произошло во второй половине 1937 г. после ареста обновленческого причта старого собора – священника М.Л. Виноградского и В.И. Мещерякова, а также диакона Н.П. Крылова [21].

Старо-Казанский собор. Фото 1968 г.
Старо-Казанский собор. Фото 1968 г.

После этого здание храма передали на баланс райбольнице, которая использовала его как склад [22]. В дальнейшем старый собор также использовался местными властями для различных хозяйственных нужд, а в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в нём содержали скот перед отправкой его на бойню [23], чем не раз возмущался историк П.Н. Черменский, поскольку Старо-Казанский соборный храм был поставлен на учёт Главмузея как памятник архитектуры ещё в 1920-е гг. [24] В одном из своих писем в декабре 1967 г. историк писал: «На днях еду в Липецк на собрание по охране памятников истории и культуры. У нас такое безобразие продолжается. Лет 5-6 назад горсовет отдал церковь старого собора больнице. А главный её врач развёл в ней свиней, и мы бессильны выгнать их из церкви» [25].

Вид на Старо-Казанский собор от моста
Вид на Старо-Казанский собор от моста. Фото 1960-х гг.

Решением Липецкого облисполкома от 2.11.1971 г. №874 Казанская церковь вновь внесена в списки памятников архитектуры. Здание храма по-прежнему находилось на балансе лебедянской районной больницы, расположенной вблизи. Однако «хозяевам» не было особенного дела до памятника, да и средств на поддержание здания в достойном состоянии никто бы больнице не выделил, поэтому к началу 1980-х гг. старый Казанский собор практически полностью лишился кровли, что грозило его постепенным разрушением.

Лишь в 1985-1986 гг. на памятнике силами местной строительной организации начались восстановительные работы, но далее установки деревянных лесов и устройства новой кровли из оцинкованного железа дело, к сожалению, не пошло. Планировалась и реставрация росписей конца XVIII столетия, сохранившихся в интерьере храма, но в конце 1980-х гг. все работы на памятнике и вовсе остановились.

Старо-Казанский собор. Фото 2008 г.
Старо-Казанский собор. Фото 2008 г.

В настоящее время Старо-Казанский собор, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, используется приходом Ново-Казанского собора, силами которого в 2008 г. на храме заменена кровля, но богослужения в нём пока не возобновлены, а впереди предстоит ещё провести целый комплекс реставрационных работ.


СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ СТАРОГО СОБОРНОГО ХРАМА КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Священники:

Иванов Феодор – 1702-1710
Евсевьев Димитрий – 1703-1716
Евсевьев Феодор – 1703-1716
Моисеев Мартын – уп. 1716
Стефан – уп. 1747
Попов Иоанн Иоаннович – 1772-1777
Захаревский Иоанн Алексеевич – 1775-1785
Хлевенский Феодор – 1786-1796
Проскурин Михаил – уп. 1796
Нигровский Наум Стефанович – 1787-1790
Артамонов Иоанн – 1793-1814
Казмин Аристарх Львович – 1796-1836
Иванов Максим – 1804-1835
Кузмин Иоанн Степанович – 1814
Марков Тимофей – 1815-1818
Казанский Федот Федотович – 1819-1836
Щепотский Иоанн Амплиевич (Алексеевич) – 1837-1859
Казанский Феодор – 1859
Добротворцев Михаил Георгиевич – 1859-1904
Синцеров Димитрий Васильевич – 1904-1932
Преображенский Николай Иоаннович – 1932-1933
Феодосий (Седов), иером. – 1929-1932
Вишневский Иоанн Павлович – 1933-1934 (с 1922 в обновленческом расколе)
Виноградский Михаил Лукич – 1936-1937 (в обновленческом расколе)
Мещеряков Василий Иванович – 1935-1937 (в обновленческом расколе)

Диаконы:

Григорьев Симеон – 1786-1808
Иванов Борис – 1794
Гаврилов Пётр – 1806-1811
Казмин Стефан Львович – 1809-1824
Ракитин Иоанн Гаврилович – 1813-1820
Каменский Иоанн Яковлевич – 1823-1836
Казмин Василий Стефанович – 1825-1836
Прозоровский Иоанн Афанасьевич – 1837-1865
Андреев Стефан Яковлевич – 1866-1889
Бельский Николай Тимофеевич – 1896-1911
Агафонов Матвей Матвеевич – 1912-1913
Ларин Георгий – 1914
Штанкин Александр Феодорович – 1914-1918
Крылов Николай Петрович – 1936-1937 (в обновленческом расколе)

Дьячки:

Алексеев Степан – 1786
Емельянов Тихон – 1819-1835
Михайлов Антон – 1819-1836
Петров Константин – 1827-1832
Сокольский Матвей Алексеевич – 1835-1849
Жданов Александр Иванович – 1837-1843
Жданов Алексей Александрович – 1845-1863
Красивский Иван Ефимович – 1849
Лакедемонский Иван Алексеевич – 1864-1878
Иванов Пётр Васильевич – 1879-1885

Пономари:

Протасов Тит Моисеевич – 1703-1710
Семёнов Николай – 1819
Иванов Николай – 1823-1834
Павлов Николай – 1834
Сокольский Матвей Алексеевич – 1823-1835
Егоров Стефан – 1849
Левитов Александр Петрович – 1849
Казмин Афанасий Антонович – 1837-1849
Никольский Александр Иосифович – 1851-1862
Иванов Пётр Васильевич – 1863-1878

Псаломщики:

Иванов Пётр Васильевич – 1886-1900
Добросердов Сергей Фёдорович – 1900-1907
Добров Аркадий – 1908-1910
Никольский Василий – 1912-1915
Сладкопевцев Виктор Владимирович – 1915-1917
Огарков Сергей Михайлович – 1936-1937 (в обновленческом расколе)


Примечания:

1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 392. Л. 441-441 об.
2. РГАДА. Ф. 237. Oп. 1. Ч. 1. Кн. 54. Л. 63-65.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 1041. Л. 10 об. — 11.
4. ТГВ. 1856. № 25. С. 133-134.
5. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1740. Л. 25 об. — 26, Д. 2237. Л. 286-289.
6. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 5.
7. Там же.
8. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6054. Л. 3 об-7 об.
9. Там же. Л. 11.
10. РГАДА. Ф-1355. Oп. 1. Д. 44/1611. Л. 2об.; ГАТО. Ф. 29. Оп. 2. Д. 22. Л. 12 об. — 13.
11. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1740. Л. 25 об. — 26; Д. 2237. Л. 286-289.
12. ТЕВ. 1908. № 25. С. 407.
13. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 279-288.
14. Там же.
15. ТЕВ. 1911. № 15-16. С. 914-1915.
16. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 26 об.
17. Там же. Д. 2237. Л. 288.
18. ГАЛО. Ф. Р-37. Oп. 1. Д. 202. Л. 9.
19. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 17850. Л. 19 об., 46 об.
20. Там же. Д. 17654. Л. 54.
21. Там же. Д. 19545. Л. 1-10.
22. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 123.
23. Волынчиков Н.В. Город Лебедянь. Воронеж, 2007. С. 82-84.
24. ГАЛО. Ф. Р-23. Oп. 1. Д. 184. Л. 21-22.
25. Письмо П.Н. Черменского Б.П. Княжинскому от 21.12.1967 г. // Архив Усманского краеведческого музея; Путь Октября. 22 августа 1968 г.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 05.07.2022
Поделиться в социальных сетях: