Деревянная Преображенская церковь между 1678 и 1691 гг. заменила более древний храм во имя св. Параскевы Пятницы, стоявший у Ливенских ворот, и была в числе других четырёх храмов, расположенных внутри рубленого города-крепости. Престол древней Пятницкой церкви был перенесён во вновь построенный Преображенский храм в качестве придельного.
Писцовая и межевая книга 1693 г. стольника Тихона Камынина даёт следующее описание храма: «Церковь Преображение Господне, да придел святой великомученицы Прасковьи, нареченной Пятницы, и колокольня деревянная старинная. А в той церкви Двери Царские, и Деисус, и ризы, и книги, а на колокольне колокола. Строение попа Силуяна и мирское, мерою вокруг церкви в длину с олтарем и с трапезой пять сажен с третью, поперег три сажени, и круг той церкви огорожено кладбище по наезду в переднем конце поперечнику по восточной стороне девятнадцать сажен, в заднем конце по западной стороне двадцать одна сажень с третью, а длину того кладбища по южной стороне 23 сажени, по северной 17 сажен. Да у попа на дворе кладбища 3 сажени. А от церкви мерою до городбы от олтаря на восток 11 сажен, на запад 18 сажен…». [1]
К середине XVIII в. деревянный Преображенский храм весьма обветшал и его прихожане — елецкие купцы Стефан Васильевич Шапошников, Косьма Леонтьевич Сергеев и Стефан Яковлевич Шапошников в 1761 г. ходатайствовали перед Воронежским епископом Кириллом о разрешении на строительство нового храма. В том же году 17 июня из Воронежской духовной консистории была выдана шнуровая книга для сбора денег, а 20 июня Преосвященный Кирилл издал указ на построение нового храма, которое и началось в скором времени. Окончена постройкой каменная Преображенская церковь и освящена в 1771 г. [2]
Как и многие постройки, возводимые русскими мастерами того времени, Преображенская церковь строилась по «образцу», и прототипами её можно считать церковь Иоанна Воина в Москве. Следуя конструктивным и декоративным аналогиям, елецкие мастера создали совершенно оригинальный тип культового сооружения, который был повторён в ряде елецких церквей — Владимирской-Сергиевской (1779 г.), Рождества Богородицы (1789 г.), Предтеченской (1809 г.). Подобный тип бесстолпного храма «восьмерик на четверике» начал развиваться на Елецкой земле гораздо раньше, и местная архитектурно — строительная школа берёт основы от широко известных памятников XVI в., а черты её своеобразия видны уже в постройках середины XVIII в., таких как Казанская церковь в Талице и церковь Введения в Ельце.
Церковь Преображения неоднократно перестраивалась. Первоначально был выстроен сам храм с алтарем в стиле барокко. Классицизм в зодчестве делал тогда ещё робкие шаги, поэтому он совершенно не затронул ни композицию храма, ни его декоративное оформление. Стены Преображенского храма были выбелены, а выступающий декор окрашен в желтый, красный и зеленые цвета, что совершенно необычно для построек того времени, окрашивавшихся, как правило, в два цвета, но очень характерно для периода XVI-XVII вв., когда фасады богато расписывались и для их оформления часто применялся многоцветный изразец.
Наступил век XIX, и пришло время исправлять ветхости Преображенского храма, распространять небольшую церковь и по-новому её украшать. Уже в 1808 г. почитаемый ельчанами за благочестивую и подвижническую жизнь священник Иоанн Борисович Жданов испрашивал у Преосвященного Досифея, епископа Орловского и Севского, разрешение о замене иконостаса и полов в храме. На что резолюцией Владыки было дозволено «…из текущих сборов ветхости исправить и для того благочинному елецкому протоиерею Василию Алексеевскому престол снять, и по утверждении пола устроить и освятить по чиноположению». [3]
Однако осуществлено задуманное тогда не было по той причине, что прихожане храма — елецкие купцы Иван Васильевич Шапошников и Алексей Диомидович Талдыкин — выразили желание на собственные средства расширить главный алтарь, увеличить трапезную часть храма с устройством в ней второго придельного алтаря во имя св. Иоанна Предтечи и соорудить все три новых иконостаса. Вновь поданное о. Иоанном в том же году прошение на имя правящего архиерея было удовлетворено, а в 1810 г. все указанные работы завершены. При этом на средства о. Иоанна храм внутри был расписан живописцем Алексеем Прохоровичем Щучкиным сюжетами из жития святых. [4]
Все работы по перестройке Преображенской церкви проводились в стиле русского провинциального классицизма: сбит декор наличников, а приделами с выступающими четырёхколонными портиками с южной и северной стороны закрыты окна второго света.
В 1866 г. по ходатайству церковного старосты купца Петра Александровича Сергеева архитектором Синкевичем был составлен проект на «увеличение трапезной и построение вновь колокольни». [5] После этого по благословению епископа Орловского Поликарпа в 1867-1868 гг. на средства ктитора Сергеева, пожертвовавшего на эти цели 20000 руб., трапезная храма была распространена и перекрытие выполнено с использованием чугунных колонн, храм оштукатурен снаружи и внутри, перестроена и украшена главкой алтарная часть, в приделах устроены новые иконостасы, а главный в 1871 г. подновлён и позолочен. [6]
Проект сооружения трёхъярусной колокольни, равной по высоте с церковью, рассматривался 26 июля 1868 г. строительным отделением Орловского губернского правления. В 1871 г., в год столетия окончания строительства храма, было завершено возведение колокольни, и Преображенская церковь приняла в основном свой теперешний вид.
Документы 1866 г. на перестройку церкви воспроизводят обмерный чертёж и план постройки. На первом чертеже видна старая колокольня начала XIX в., а рядом — церковь с новой колокольней, «предполагаемой постройкой». Новая колокольня на плане отодвинута на запад на 4 сажени от прежней и своими формами совершенно изменила все прежние стилевые особенности храма. Сказалось отсутствие определённых стилевых устоев второй половины XIX в., поэтому в сумбурную композицию колокольни намешаны и мавританский стиль портала, и готика стрельчатых арок, и новгородские каменные кресты, и стилизованные кокошники Московской архитектуры XV в. В сравнении с этим калейдоскопом форм по-иному воспринимается раскрытый и восстановленный в наше время реставраторами первоначальный декор храмовой части, где крупные формы полукруглых тимпанов между четвериком и восьмериком многократно повторяются такими же, но меньшей формы в декоре окон этих же ярусов.
Однако более крупная по объёму колокольня отнесена дальше от храма и имеет с ним хорошие соотношения. Проработана и главка колокольни с завершающейся частью, повторяющей храмовую, что позволяет сегодня со многих районов города воспринимать завершения храмовой части и колокольни Преображенской церкви очень цельно и соразмерно.
В 1891 г. часть колокольни и крыши церкви были повреждены ударом молнии, выбившей из кладки 400 кирпичей. В 1892-1893 гг. был проведён крупный ремонт храма, во время которого сделана новая крыша, восстановлена колокольня, устроена новая ограда, а на церкви исправлена штукатурка и покрыта масляной краской. Церковь вся была оштукатурена цементным раствором, в то время только входившим в моду. Реставраторы по праву смогли оценить качество и прочность этой работы, с трудом сбивая слой штукатурки. Кирпичная облицовка за 90 лет значительно пострадала от цементного раствора, который разрушил кирпичную кладку стен на глубину в 5 сантиметров.
В 1895 г. придельные иконостасы заменены новыми, стены и потолок трапезной покрашены и расписаны живописью, деревянные полы в ней заменены цементными. Одновременно для трапезной церкви приобретена новая позлащенная утварь.
Страховые оценки 1910 г. сохранили описание иконостасов Преображенского храма. Высота главного иконостаса — 15 арш. и ширина 10 арш. Размеры иконостасов в приделах: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — высота 8,5 арш., ширина, считая с боковым, — 14,5 арш.; св. мученицы Параскевы — высота 8,5 арш., ширина, считая с боковым, — 13,5 арш. Иконостасы оценены в 17 тыс. руб. [7]
Прихожане Преображенской церкви до революции весьма почитали ряд икон, поступление которых в храм связывалось с именем о. Иоанна Борисовича Жданова. Прежде всего это образ Тихвинской Божией Матери размером 1 х 3/4 арш., украшенный в 1809 г. сребропозлащённою ризой с жемчужным убрусом и надписью «Изображение с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Тихвинския, которая в городе Волхове в Оптине Троицком монастыре копировал живописец Пётр Образцов в 1801 г. месяца января». Святыней храма была икона Богоматери «Троеручица» размером 2,5 х 2 арш. в сребропозлащённой ризе и жемчужном убрусе. Из записи, сделанной о. Иоанном, следовало, что икона написана живописцем г. Тулы Григорием Белоусовым в начале ХIХ в. В церковной летописи Преображенского храма отмечалось: «К сей иконе прибегают за помощью по молитвам Божией Матери страждущие болезнями рук и ног».
По заказу о. Иоанна Жданова были написаны для Преображенской церкви и две живописные иконы «Спасителя (размером 5 арш. х 8 вершков), изображённого стоящим на облаках и херувимах с благословляющей десницей и скипетром в левой руке, и Божией Матери, на левой руке которой благословляющий Богомладенец, к которому она склонилась Пречистою Своею главою». По сохранявшемуся между ельчанами преданию, перед этими иконами, находившимися на колоннах старой трапезной церкви, о. Иоанн молился в ночное время и слышал голос о приятии его молитвы. Во время работ по распространению трапезной в середине ХIХ в. части этих колонн с иконами были бережно вырезаны и помещены в новые стены тёплой Преображенской церкви. Образ Спасителя — в правом приделе, на южной стене, а икона Божией Матери — в левом приделе, на северной стене. Пред этими образами, освящёнными памятью ельчан об о. Иоанне, горели неугасимые лампады.
Кроме этих икон, над Царскими Вратами придела св. Иоанна Предтечи помещалась икона Спасителя в терновом венце, присланная в Преображенскую церковь в 1874 г. бывшим Нижегородским Преосвященным Иеремией (Соловьёвым), духовным другом святителя Иннокентия (Борисова), во свидетельство прозорливости священника Иоанна Жданова, предрекшего некогда жертвователю иконы архиерейство.
Обращал внимание своею древностью образ Воскресения Христова и Сошествия Христа во ад, украшенный сребропозлащенною с эмалью ризой, стоимостью 1500 руб. [8]
Другая часть святынь храма была связана с памятью о святителе Тихоне Задонском. Это икона Божией Матери, данная Святителем о. Иоанну Жданову, пользовавшемуся особым расположением архипастыря. При входе на колокольню Преображенской церкви была закреплена цепь с надписью: «Сия цепь прибита повелением Тихона 1-го, Епископа Воронежского и Елецкого». Сделано это было по велению о. Иоанна, который с дозволения святителя Тихона хотел таким способом воздействовать на «…неблагоговейно стоящих в храме, особенно мальчиков-шалунов». [9] 16 декабря 1922 г. эта цепь с ошейником была передана в Елецкий пролетарский музей [10], а с 1928 г. она экспонировалась в Елецком антирелигиозном музее. Цепь состояла из 6 звеньев, кончалась двумя полукольцами для заковывания шеи. В антирелигиозный музей передали также и ризу о. Иоанна.
Самый большой колокол на звоннице храма весил 200 пудов. По свидетельству Н. Ридингера надпись на нём «…вроде старинной скорописной; он перелит из старого колокола усердием прихожан на елецком заводе братьев Криворотовых в 1830 г.». [11].
С северной и восточной стороны церкви располагалась ограда длиной до 30 саженей с чугунными столбами и решётками, двумя воротами и двумя калитками. С других сторон храм ограждали кирпичные стены домов А.Д. Малечкина и Т.Г. Богомолова. До 1868 г. в ограде церкви находился дом о. Иоанна Жданова, перенесённый в этот год в Троицкий монастырь. [12]
Настоятель Преображенской церкви Иоанн Борисович Жданов был одним из самых почитаемых ельчанами пастырей и прославился своей подвижнической жизнью далёко за пределами города. Родился он в 1750 г. в семье настоятеля Вознесенской церкви г. Воронежа. Будучи семинаристом, Иоанн Жданов испытал огромное духовное влияние Воронежского епископа Тихона, будущего святителя Задонского. Наставления и проповеди епископа Тихона, уделявшего большое внимание воспитанию будущих священников, общение архипастыря с семинаристами, способствовали укреплению в Иоанне стремления посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. По окончании в 1770 г. курса Воронежской семинарии он вступил в брак с девицею Дарьею из духовного сословия, а в 1772 г. был рукоположен в диакона к Вознесенскому храму. В 1779 г. Иоанн Жданов рукоположен в иерея и около года служил священником в одном из приходских храмов Воронежа. В том же году он был переведён к Архангельской церкви г. Ельца, а вскоре назначен священником храма Преображения Господня, в котором прослужил до конца своей жизни. Все свои дни о. Иоанн посвящал церковному служению, уединенной молитве, обустройству и украшению ставшего уже тесным и ветхим Преображенского храма. Как истинный пастырь, он стремился к воспитанию в своих прихожанах всяческих добродетелей, обличая их недостатки и призывая к благочестию и смирению. В быту подвижник отличался поразительной скромностью, употребляя почти все свои скромные доходы на благоустройство храма и в помощь всем нуждающимся. Известны случаи духовной прозорливости о. Иоанна, предсказывавшего многие события в жизни своих прихожан. Скончался пастырь 20 декабря 1824 г. и был погребён при огромном стечении жителей Ельца, почитавших его за праведную жизнь. С тех пор день его поминовения в Ельце считался у горожан днём праздничным — тысячи ельчан стекались в Елецкий Троицкий мужской монастырь, где находилась могила о. Иоанна, чтобы присутствовать при отправлении соборной панихиды над его гробом и помолиться угоднику Божию. [13] Документы Елецкого антирелигиозного музея свидетельствуют, что в 1917 г. ельчане ставили вопрос перед епархиальным начальством о канонизации о. Иоанна Борисовича Жданова. [14]
После о. Иоанна настоятелем Преображенского храма долгое время состоял сын его о. Иоанн Иоаннович Жданов, иногда подписывавшийся в метрических книгах под фамилией Преображенский. В XIX столетии церковный штат составляли один священник и один диакон, в начале XX в. к ним прибавился ещё и псаломщик. В приходе Преображенской церкви перед революцией числилось 1741 человек. [15]
Ежегодно 9 августа (по ст. стилю) в церковь совершался крестный ход из Вознесенского собора, неизвестно когда и по какому случаю установленный.
С 1882 г. к Преображенской церкви указом Орловской духовной консистории от 27 сентября за № 1416 была приписана часовня на Успенской улице, выстроенная Обществом елецких ремесленников в память событий 1 марта 1881 г.
С 1797 г. церкви принадлежала пожертвованная купцом Иваном Васильевичем Шапошниковым лавка в гостином ряду размером 7 х б и высотой 4,5 арш. [16]
В 1922 г. из Преображенской церкви была изъята серебряная утварь весом 7 фунтов 76 золотников. [17] До этого года в храме находилось скульптурное изображение распятия из дерева в натуральную величину. [18]
В 1929 г. властями Ельца была развёрнута кампания по закрытию городских церквей. Рабочие и служащие предприятий и учреждений города стали дружно требовать прекращения в них церковных служб и переоборудования храмов под «культурные нужды». Летом 1929 г. при обсуждении строительной пятилетки рабочие лесопильного завода, госмельниц № 107 и 108, кожзавода имени Ленина и ряда других предприятий потребовали закрыть Преображенскую церковь и оборудовать в ней киноустановку. [19]
Учитывая «массовые пожелания трудящихся» в количестве около 5 тыс. подписей, «наличие в Ельце 13 других церквей … нужду в помещении для культурно-просветительных учреждений», 11 апреля 1930 г. власти закрыли Преображенскую церковь. [20]
В 1936 г. церковь обследовалась на предмет пригодности к эксплуатации, а с 1937 г. здание арендовалось складом Заготзерно. [21]
После открытия в начале 1943 г. Казанской кладбищенской церкви верующие стали просить возвращения и других елецких церквей. 3 июля 1943 г. ельчане обращались в горсовет с просьбой о передаче им Преображенской церкви для богослужения, но получили отказ. [22]
А в 1946 г. по решению Елецкого горисполкома № 270 от 29.08.1946 г. была снесена алтарная апсида храма как «мешавшая уличному движению». [23]
По документам, в 1962 г. храм пустовал. [24] Затем в трапезной располагался тир. В результате кирпич в местах установки мишеней был выбит на значительную глубину. В 1960-е гг. при разборке конструкций крыши трапезной шесть колонн чугунного литья упали и раскололись.
Лишь в 1971 г. решением Липецкого облисполкома №874 от 2 ноября Преображенская церковь г. Ельца поставлена под охрану как памятник архитектуры, что позволило в 1983 году приступить к проектно-реставрационным работам. Целью реставрации стояла задача максимально раскрыть участки памятника, относящиеся к XVIII в., показать наглядно все слои перестроек XIX в., сохранив композиционную цельность этого разновременного, но очень интересного памятника елецкого зодчества.
Активные реставрационные работы в Преображенской церкви начались в 1986 г. Тогда в субботниках по восстановлению храма принимали участие липецкий общественный клуб реставраторов «Русь», елецкий клуб «Вече».
В 1997 г. постановлением главы администрации Липецкой области № 41 от 20 января и распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом №114/580 от 9 июля 1997 г. здание Преображенского храма было передано приходу Вознесенского собора Ельца. Восстановительные работы были продолжены, а в престольный праздник Преображения Господня в храме прошла первая служба и крестный ход среди груды строительных материалов. Престол храма освящён иерейским чином.
В настоящее время реставрационные работы подходят к завершению. В помещении трапезной планируется разместить церковную библиотеку и читальный зал, а в храмовой части, где уже установлен иконостас, по праздничным и торжественным дням совершаются богослужения.
Священно- и церковнослужители храма Преображения Господня:
Священники:
Силуан — уп. 1693
Жданов Иоанн Борисович – 1801-1815
Жданов Иоанн Иоаннович – 1815-1845
Розанов Василий – 1845
Кудрявцев Иоанн Георгиевич – 1867-1870
Михеев Евфимий Симеонович – 1870-1880
Гаврилов Димитрий Васильевич – 1880-1888
Соколов Николай Яковлевич – 1888-1917
Смирнов Стефан Александрович – 1922
Павлов Исидор Васильевич – 1929-1930
Диаконы:
Петров Родион – 1801-1808
Кутепов Иван Борисович – 1810-1836
Кутепов Иван Иоаннович – 1837-1845
Давыдов Иван Алексеевич – 1867-1869
Вележев Иоанн – 1868
Васильев Иван Тарасович – 1869-1888
Доброславский Николай Иванович – 1878-1889
Смирнов Стефан Александрович – 1889-1917
Епифанов Димитрий – 1916
Дьячки:
Попов Савва Данилович – 1804-1830
Яковлев Тимофей Яковлевич – 1831-1845
Вележев Иоанн — 1867-1872
Доброславский Никита Иванович – 1867-1874
Доброславский Николай Иванович – 1875-1877
Пономари:
Парфенов Пимен – 1814-1815
Федосеев Никита Иванович – 1821-1831
Васильев Иван Тарасович – 1832-1867
Псаломщики:
Доброславский Николай Иванович – 1878-1917
Вележев Иоанн – 1872-1884
Шкарин Василий — 1917
Примечания:
1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 5-6.
2. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 99; РГИА. Ф. 779. Оп. 33. Д. 1267. Л. 35-37; Труды ОУАК. Вып. 2. Орёл, 1890. С. 17-19.
3. Воскресенский А. Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). Елец, 1999. С. 146.
4. Ефремов Л. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — Воронеж, 1873. С. 19.
5. ГАЛО. Ф. 274. Оп. 1.Д. 74. Л. 1.
6. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 74. Л. 1; РГИА. Ф. 779. Оп. 33. Д. 1267. Л. 35-37.
7. РГИА. Ф. 779. Оп. 33. Д. 1267. Л. 35-37.
8. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 146-147.
9. Ефремов Л. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — Воронеж, 1873. С. 10.
10. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 51.
11. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики Ельца. — Елец, 1993. С.97-98.
12. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец. 1999. С. 146-147.
13. Ефремов Л. Блаженной памяти отец Иоанн Борисов, священник Преображенской церкви в городе Ельце. — Воронеж, 1873; Райские цветы с русской земли. Сергиев Посад, 1912. С. 301-311; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец. 1999. С. 170-172.
14. Фонды ЕКМ.
15. ОЕВ. 1915. № 34-35. С. 371.
16. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики Ельца. — Елец, 1993. С. 73, 99.
17. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
18. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 112. Л. 99.
19. Красное знамя. 1929. № 117. С. 3.
20. ГАОО. Ф. Р-3. Oп. 1. Д. 208. Л. 122; ГАЛО. Ф. Р-249. On. 1. Д. 19. Л. 86.
21. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 10. Л. 259 об. 260.
22. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви. Л. 24 об.
23. ГАОО. Ф. Р-1591. Oп. 1. Д. 265. Л. 193-196.
24. ГАЛО. Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 16.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»