Владимирская церковь в Чёрной слободе — один из самых любимых ельчанами храмов города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х гг., и её описание встречается в писцовых и межевых книгах 1691-1693 гг. стольника Тихона Камынина: «Церковь Пресвятые Богородицы Владимерские, да в пределе Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца Михаила Молеина, что в слободке. И в той церкви, и в пределе Царские Двери, и Деисусы, и праздники, и пророки, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола. Строение той церкви бывшего попа Якова, что ныне архимандрит Иокинф, и мирское. А мерою церкви в длину с олтарем, и с трапезою, и с папертью 10 сажен, поперег, и с пределом 7 сажен бес трети. И круг той церкви огорожено кладбище вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне дватцать сажен, по заподной стороне 17 сажен, а длин по южной 17, по северной 27, а от церкви мерою до городбы от олторя на восток 4 сажени, на юг одна сажень, на север 15, на запад 5 бес трети. Да той же церкви на церковной земли живут поп Степан Никифоров да вдовой поп Тимофей Григорьев сын Макавкин, дьячок Василей Иванов, да три места дворовых пустых: дьяконово, пономарёво, просвирницыно». [1]
Владимирский храм являлся «наследником» Сергиевской церкви, что видно и по наличию в нём южного придела во имя преподобного Сергия Радонежского и потому, что строителем его был священник прежнего храма о. Иаков. Другой, северный придельный алтарь Владимирской церкви был вновь посвящен св. Михаилу Малеину. Этот последний придел со времён Н.А. Ридингера часто считался самостоятельным храмом. [2] Но как показывают документы, отдельно стоящей церкви во имя св. Михаила Малеина в Ельце никогда не было. Причина, по которой придел Владимирского храма стал впоследствии считаться самостоятельным храмом, заключалась, по-видимому, в том, что он некоторое время имел свой причт и считался самостоятельным. Ни один из приделов городских и слободских церквей Ельца, кроме св. Михаила Малеина, не имел самостоятельного земельного участка. При межевании ему выделялась земля за Сосной, отдельно от Владимирской церкви, при которой он тогда находился: «Межа церковной земли церкви Михаила Молеина, что в Чёрной слободе у Сергия Радонежского Чудотворца. Почин за рекою за Сосною меж козачьих земель Беломестной слободы за каменною горою подле земли Вознесения Христова и Николая Чудотворца у реки Сосны поставлен столб дубовой…». [3]
Владимирский храм, по преданию, чудесным образом уцелел во время сильного пожара 1769 г., спалившего весь Елец. По рассказам старожилов, кто-то непрестанно звонил на колокольне храма посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока не затихла огненная стихия.
Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным, место которому отвели в 10 саженях севернее старой церкви. Прежний же храм после построения нового был продан за незначительную цену в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте по древней традиции установлен каменный столб, напоминавший ельчанам о существовании некогда в Чёрной слободе Сергиевской церкви. [4]
Новая каменная Владимирская церковь начата постройкой в середине 1770-х гг. В 1779 г. был освящён Сергиевский престол, в 1784 г. – главный. [5]. Антиминс на него выдал 17 апреля 1784 г. Преосвященный Тихон III (Ступишин-Малинин), епископ Воронежский и Елецкий, благословивший освящение храма. Придельные алтари были устроены в трапезной. Южный — в честь св. Сергия Радонежского, а северный, освящённый ввиду недостатка средств только в 1811 г., — во имя св. Феодосия Тотемского. Для сохранения незабвенной памяти о царе Михаиле Фёдоровиче на местной храмовой иконе придела св. Феодосия вместе с ликом преподобного Феодосия помещено было изображение и преподобного Михаила Малеина.
Главными жертвователями на строительство храма были его прихожане — елецкие купцы Конон Никитич Кожухов, Мартын Ульянов, Ермил Никитин, Калабины, Н.В. Игнатов, Я.К. Гаврилов, Конон Шеламов, Валуйские. Постройка храма обошлась в 150 тыс. руб. [6]
Объёмно-пространственная композиция храма — восьмерик на четверике была традиционна для Ельца того времени. На восьмерике высокий купол, по форме близкий к шатру, с небольшой световой главкой в завершении. Четверик двусветный. Переход от четверика был в виде полукруглых тимпанов, с двумя окнами с южной и северной сторон. Весь декор первого яруса храма был выполнен в древнерусских формах, более свойственных концу XVII столетия. [7]
В 1809 г. [8] построена четырёхъярусная колокольня высотой 19 саж. 1 арш. (около 40 м), проект и фасад которой утвердил Преосвященный Досифей (Ильин), епископ Орловский и Севский, причём предполагаемую по проекту высоту шпиля на колокольне Владыка собственной волею уменьшил втрое только лишь потому, что в «таком-то виде устроена колокольня со шпилем на моей родине». [9] Проектная высота шпиля в 37 арш. была возвращена колокольне Владимирского храма только в 1870 г. по рисунку настоятеля о. Павла Бутягина.
В 1820-х гг. стала очевидной необходимость распространения приходского храма Чёрной слободы, для чего были составлены чертежи, представленные священником Владимирской церкви Иоанном Очкиным в Орловскую духовную консисторию 11 июня 1828 г. [10] По неизвестной причине проект этот не был утверждён, и в начале следующего года началась работа над другим проектом, обмерные чертежи для которого в 1829 г. выполнил елецкий городской архитектор Вак. На основании этих чертежей архитектор И.И. Шарлемань сделал проект двух приделов к храмовой части Владимирской церкви, а также надстройки её с приданием всему комплексу храма классического вида. [11]
Работы по распространению храма выполнены в 1841-1844 гг. Распространены на север и юг храмовая часть и трапезная, значительно расширена алтарная часть, в трапезную устроено три входа. При этом у южной стены храма оказался «небольшой каменный столб», указывавший место бывшего прежнего деревянного храма. В 1842-1844 гг. внутренние стены Владимирской церкви расписаны художником Мягковым священными изображениями.
Главный престол во имя Владимирской иконы Божией Матери освящён Преосвященным Евлампием (Пятницким), епископом Орловским и Севским, 23 июня 1844 г. В 1853-1857 гг. наружные стены храма украшены лепниной и расписаны. Лепной орнамент почти сплошь покрывал фасады.
В середине 1860-х гг. к храмовой части были пристроены ещё два придела. С южной стороны — во имя святителя Тихона Задонского, устроенный иждивением потомственного почётного гражданина Николая Васильевича Валуйского в благодарение святителя за исцеление повреждённого зрения сына его Мелитона. Иконостас нового придела был заказан 25 июня 1864 г. Никифору Васильевичу Соколову, а 12 января 1865 г. художник Александр Иванович Лялин по заказу Валуйских начал писать для придела иконы. В иконостасе Тихоновского алтаря были иконы святых, имена которых носили родственники Н.В. Валуйского. А 13 августа 1865 г. после всенощного бдения, совершённого накануне, состоялось торжественное освящение придела в честь св. Тихона Задонского.
Северный придел храма, сооруженный на средства мещан Якова Климовича Гаврилова и его жены Фёклы Ивановны, освящён 17 июля 1866 г. в честь св. Михаила Малеина. Образа для его иконостаса также выполнил художник А.И. Лялин.
В 1885-1888 гг. усердием прихожан Игнатовых, Киреевых, Калабиных, Валуйских, Гавриловых и Шеламовых росписи внутри храма обновили, а прежние иконостасы заменили новыми. В 1895 г. иконостасы вновь позолочены. [12]
По страховым оценкам 1910 г. главный иконостас Владимирской церкви имел высоту 25 арш., ширину 19 арш. Придельные св. Тихона и Михаила Малеина — 8 арш. в высоту и 8 арш. в ширину. В трапезной при алтарях св. Сергия и св. Феодосия иконостасы имели высоту 10 арш., а ширину 19 арш., считая боковые северную и южную их стороны. Иконостасы были оценены следующим образом: три в храмовой части — в 19 тыс. руб., а два в трапезной — в 9 тыс. руб. Вся церковь с иконостасами оценена в 74 тыс. руб. [13]
Купол Владимирского храма был покрыт листами алюминия, трапезная — железом, окрашенным светлой краской. Северные и южные двери храма украшали медные листы с рельефными изображениями апостолов Петра и Павла, преподобных Михаила Малеина и Феодосия Тотемского, а также изображениями земной жизни Христа. Трапезную часть храма венчал круглый купол и главка.
Так, к концу XIX столетия в основном сложился облик одного из самых интересных в архитектурном отношении храмов Ельца. Любопытно, что если бы было неизвестно точное время создания храма, то по первоначальному архитектурному облику Владимирский храм можно было бы смело отнести к концу XVII в. — так ярко во всех его деталях прозвучал «нарышкинский» стиль. Видно, очень крепкими оказались в Ельце прежние строительные традиции, да и руководил стройкой судя по всему опытный мастер. Возведенная по излюбленному древнерусскими зодчими конструктивному приёму «восьмерик на четверике», Владимирская церковь имела красиво обработанные окна с характерными для конца XVII столетия полуколонками и разорванными фронтонами, причём с южного и северного фасадов они имели разный рисунок. Северный фасад — в традиции древних мастеров был решён асимметрично.
Во времена классицизма храм надстроили, растесали и приподняли окна восьмерика, закрыли новым полусферическим куполом древний, имеющий шатрообразную форму, восходящую к XVI в., и главку шатра с богатым профилем окон и полуколонок. При обследовании храма под более чем метровым слоем мусора над поздними приделами обнаружились древние окна второго света четверика с первоначальным декором.
При раскопках выяснилось и первоначальное цветовое решение храма — он был оштукатурен известковым раствором и побелен. Все эти находки позволяют утверждать, что стилистически этот памятник является одним из самых древних среди зданий, сохранившихся до наших дней в Ельце.
Наконец, что касается росписей наружных стен и украшения их лепниной. Эти работы, поражавшие мастерством исполнения, впоследствии стали приписывать французам, оставшимся в России навсегда после 1812 г. Но архивные документы свидетельствуют о том, что в 1853 г. иностранцы в Ельце не проживали, следовательно, лепные работы выполнены были русскими мастерами. Декоративное убранство фасадов выполнено просто и торжественно, лепной растительный и геометрический орнамент покрывал почти сплошь стены фасадов и словно легким белым кружевом вился по стенам изумрудного цвета.
Лепная работа как бы соревновалась в выдумке рисунка с народными елецкими кружевницами, перекликаясь и повторяя движение тонких линий кружев. Прямых аналогов такому декорированию в XIX в. нам не известно. Корнями эта традиция восходит к зодчеству древнего Владимира с его памятниками мирового значения — Дмитриевский собор, а также Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. По словам исследователя архитектуры Г.И. Гунькина, Владимирский храм, если бы он сохранил весь свой первоначальный убор, можно было бы считать памятником елецким кружевницам, так как он был по-народному красив, ярко наряден, так профессионально был выполнен его орнамент, щедро разбросанный по фасадам. Теперь, к сожалению, большая часть этого кружевного узорочья осыпалась.
Следует отметить удачное с градостроительской точки зрения расположение колокольни. Старомосковская улица (ныне Маяковского) шла через Чёрную слободу на гору, где была одна из четырёх городских застав — Московская. Подъезжающему к заставе со стороны столицы путнику открывалась панорама Ельца, и первое, что его встречало, — стоящая по оси улицы, посреди Владимирской площади высокая колокольня.
Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. В храме находились «замечательные своею древностью иконы» и другие святыни, тщательно «зафиксированные» елецкими историками в XIX — начале XX в.:
1. Владимирской Божией Матери (8х10 верш.), украшенная тяжеловесной сребропозлащённою ризой и убрусом, шитая крупным жемчугом и усыпанная бриллиантами. Риза устроена ельчанами Калабиными после смерти их матери Александры Алексеевны, завещавшей употребить свой жемчужный и алмазный фермуар на украшение иконы. Икона вложена в другую икону, представляющую содержание акафиста Божией Матери. Данная икона обложена серебряною гравированною ризою работы известного московского художника Сазикова. Риза на иконе стоила более 3 тыс. руб. серебром.
2. Икона Богоматери «Утоли моя печали» (1 арш. 6 верш. х 1 арш. 4 верш.), древнего письма, в киоте в левом приделе Михаила Малеина главного храма, близ северных дверей. Украшена сребропозлащённою художественною ризой. Почитание иконы возросло во время Русско-Японской войны.
3. Нерукотворный образ Спасителя (7х5 верш.), украшенный сребропозлащённою ризой. По преданию, сей образ вывезен из Москвы после 1812 г., где найден был в пепле невредимым после московского пожара.
4. Иконы Божией Матери Елецкой, св. Николая Чудотворца и св. преподобного Сергия Радонежского.
5. Сребропозлащённый ковчег и три таких же сосуда.
6. Неповреждённый антиминс 1784 г., освящённый Преосвященным Тихоном III, епископом Воронежским, а также антиминсы 1811, 1855, 1865 и 1866 гг.
7. Большой колокол весом 716 пудов, названный «Тихоном» в честь открытия мощей св. Тихона Задонского в 1861 г.
8. Евангелие, напечатанное во времена царя Фёдора Алексеевича в конце XVI в.
Ежегодно 25 сентября в день памяти св. преподобного Сергия Радонежского из Вознесенского собора во Владимирскую церковь совершался крестный ход. [14]
Заметным событием в жизни прихода Владимирского храма стали торжества 1911 г., связанные с 50-летием прославления святителя Тихона Задонского, который весьма почитался духовенством и прихожанами и во имя которого в храме был освящён придельный алтарь. 19 июня житель Чёрной слободы купец Иван Данилович Мамонтов передал Владимирской церкви в дар икону-портрет святителя Тихона, которая несколько поколений хранилась в его роду и считалась чудотворной. По семейному преданию, написана она была с живого святителя и с его благословения для любимой им семьи ельчан. Размер иконы — 1,5 арш. в высоту и 5 четв. в ширину. Пожертвованная Мамонтовым икона была торжественно, с крестным ходом перенесена в храм.
Само здание церкви в преддверии празднования полувекового юбилея открытия мощей святителя Тихона было приведено в порядок — исправлена кое-где штукатурка, наружные стены побелены, обновлены иконостасы приделов св. Тихона и св. Михаила Малеина усердием ктитора храма Михаила Алексеевича Меркулова.
Накануне торжеств 12 августа 1911 г. в храме состоялось всенощное бдение с чтением акафиста Святителю. На следующий день после ранней литургии с акафистом, водосвятия, поздней литургии и проповеди в память Задонского чудотворца начался крестный ход из Владимирского храма по Чёрной слободе с хоругвями и иконой святителя Тихона. На площади перед Воскресенским кладбищем был отслужен молебен, после которого крестный ход вернулся в храм по разным улицам слободы. В заключение состоялся «торжественный акт» и благотворительный обед для бедных прихожан. [15]
Воскресенская кладбищенская церковь считалась приписной к Владимирскому храму, священнослужители которого по особым дням совершали в ней богослужения.
Штат священно- и церковнослужителей храма Владимирской иконы Божией Матери состоял в XIX в. из двух священников, диакона и дьячка с пономарём. В конце XIX — начале XX в. — из двух священников, диакона и псаломщика.
Из служившего во Владимирском храме духовенства особенно замечательны два протоиерея, которые навсегда вписали свои имена в церковную летопись Ельца Лука Васильевич Ефремов (1789-1877) и Павел Николаевич Бутягин (ок. 1824-1908).
Лука Ефремов родился 14 октября (по ст. ст.) 1789 г. в семье священника Предтеченской церкви г. Ельца Василия Фёдорова. По окончании курса наук в Орловской духовной семинарии в 1809 г. он рукоположен в священника елецкой церкви св. Иоанна Предтечи на место своего больного отца. В 1816 г. о. Лука Васильевич перешёл к Владимирской церкви, в которой, за исключением двух лет, прослужил до 1847 г. Около 1820 г. на свои средства он выкупил близ Владимирской церкви участок огородной земли, на которой по благословению о. Иоанна Борисовича Жданова построил одноэтажное здание для богадельни из четырёх покоев, служившей приютом для бедных и престарелых ельчан до самой революции 1917 г. Кроме того, протоиерей Лука Ефремов был автором нескольких десятков сочинений на религиозно-нравственную и историческую темы, став самым известным духовным писателем Ельца. Его перу принадлежат такие известные сочинения, как «Уроки из жизни святителя Митрофана, или Поучительная для нас жизнь его», «Пути промысла Божия в моей жизни», «Воспоминание об о. Иоанне Борисовиче, священнике Елецкой градской Преображенской церкви», «Житие Татьяны Борисовны Потёмкиной», «Нравоучительные басни», «Ревность о Господе Бозе Моем» и др. Отец Лука был дружен с известным елецким подвижником о. Иоанном Борисовичем Ждановым, а супруга о. Луки — Прасковья Семёновна, урождённая купеческая дочь Перекалина, пользовалась особым расположением затворницы Мелании, часто удостаивавшей её духовными беседами. Последние годы жизни о. Лука Ефремов прожил в Воронеже в семье своей дочери Александры — супруги священника Пятницкой церкви Николая Скрябина. Там он скончался в 1877 г. и погребён на новостроящемся Всесвятском кладбище. [16]