Более полувека — 58 лет — прослужил во Владимирском храме о. Павел Николаевич Бутягин. Он родился в семье священника соборного храма г. Карачева Николая Иоанновича Бутягина, бывшего впоследствии протоиереем кафедрального собора Орла. По окончании курса Орловской духовной семинарии П.Н. Бутягин был определён преподавателем 1-го Орловского духовного училища, а в 1846 г. рукоположен в священника к Владимирской церкви города Ельца на место своего тестя — священника Павла Иоанновича Очкина. Кроме исполнения обязанностей вначале приходского священника, а затем и настоятеля Владимирского храма, о. Павел Бутягин долгие годы состоял законоучителем городского приходского училища, женской прогимназии, а впоследствии гимназии. Отец Павел отличался неутомимым трудолюбием и был знаменитым проповедником.
Именно ему выпала честь представлять елецкое духовенство на торжествах по случаю открытия честных мощей святителя Тихона Задонского в 1861 г. На его средства была устроена каменная ограда вокруг Чернослободского кладбища. Авторитет этого пастыря в Ельце был велик и непререкаем, подтверждаемый практически всеми церковными наградами, возможными для белого духовенства. Он был отмечен скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом (1867), орденом св. Анны III степени (1872), саном протоиерея (1876), орденом св. Анны II степени (1881), орденом св. Владимира IV степени, палицей. В 1904 г. ввиду преклонности лет протоиерей Павел Николаевич Бутягин вышел за штат, уступив своё место сыну — священнику Тихону Павловичу Бутягину. Скончался протоиерей П.Н. Бутягин 9 октября (по ст. ст.) 1908 г. [17]
Владимирскую церковь многократно посещали орловские архипастыри: 23 июня 1844 г. — епископ Евлампий; 26 августа 1856 г. — архиепископом Смарагд; 4 июня 1863 г. — епископ Поликарп; весной 1868 г. — епископ Макарий; в 1888 г. — епископ Симеон; 19 июня 1892 г. — епископ Мисаил; 18 мая 1897 г. — епископ Митрофан; 18 августа 1899 г. и 25 июля 1900 г. — епископ Никанор, 13 февраля 1911 г. — епископ Григорий. [18]
С 1865 г. Владимирской церкви принадлежала деревянная лавка и 40 дес. земли. В приходе храма в начале XX в. числилось 2587 человек. [19]
Прихожане Владимирской церкви одними из первых в Ельце откликнулись на призывы духовных властей о создании при городских и сельских храмах церковно-приходских попечительств. 19 марта 1867 г. в доме старосты храма купца Д.В. Валуйского состоялось торжественное собрание, на котором в присутствии городского полицмейстера H.A. Ридингера, благочинного и священнослужителей после прочтения высочайшего положения о приходских попечительствах и воззвания Преосвященного Поликарпа, епископа Орловского и Севского, собравшиеся прихожане приступили к выборам председателя и членов приходского попечительства. Главой его был избран староста Владимирской церкви Д.В. Валуйский, а членами — священники П.Н. Бутягин и И.Л. Ефремов, диакон А.А. Бекетов, а также многие «именитые» граждане Ельца — Пётр Николаевич Ростовцев, Иван Иванович Калабин, Мелитон Николаевич, Алексей Дмитриевич и Платон Дмитриевич Валуйские, Николай Васильевич Игнатов, Василий Михайлович Шеламов, Василий Александрович Кожухов и другие. [20]
При храме действовала приходская богадельня, основанная протоиереем Лукой Ефремовым около 1820 г. Находилась она в одноэтажном каменном здании размером 23х9 арш., высотой 7,5 арш. и тесовыми сенями 12×4 арш. В начале XX в. в богадельне проживали до 30 лиц женского пола из духовного звания. При богадельне в 1900 г. купцом Константином Алексеевичем Гавриловым построено деревянное здание, в котором разместилась больница. В 1905 г. построено двухэтажное смешанное здание столовой длиной 23 арш., шириной 8,5 арш. В 1908 — кирпичное здание для воскресной школы длиной 21 арш., шириной 8,5 арш. и высотой 8 арш. [21]
В 1866 г. потомственный почётный гражданин, купец первой гильдии Мелитон Валуйский основал при Владимирской церкви церковно-приходское училище, за что в следующем году получил благословение Святейшего Синода. [22] Законоучителем в нём долгие годы состоял Павел Николаевич Бутягин.
Именем протоиерея П.Н. Бутягина была названа приходская библиотека-читальня, открытая 21 ноября 1907 г. в каменном одноэтажном здании, построенном на средства бывшего ктитора Владимирской церкви Сергея Васильевича Кожухова. 27 апреля 1908 г. здесь же, в пристройке к библиотеке, было открыто Владимирское Чернослободское общество трезвости, насчитывавшее 450 человек и руководимое священником Тихоном Павловичем Бутягиным.
Сложно переоценить роль семьи Валуйских в судьбе Владимирского храма и в жизни всего Ельца. Представители этого купеческого рода более 100 лет были его постоянными благотворителями, многие годы несколько представителей рода Валуйских выполняли обязанности старосты Владимирской церкви. Так, Николай Васильевич Валуйский потратил на украшение храма в 1860-х гг. 3275 руб., на работы по всему храму — 580 руб., на иконостасы в трапезную — 1000 рублей, на колокол — 1150 рублей, на две ризы для икон: 1-я Сергия Радонежского, св. Николая, св. Димитрия Ростовского и Иоанна Воина, 2-я св. Феодосия Тотемского и св. Михаила Малеина — 1000 руб. Всего же благотворитель пожертвовал на Владимирскую церковь 8898 руб. Дмитрий Васильевич Валуйский более 30 лет был ктитором церкви, отдавая много сил и средств на благоукрашение приходского храма. Будучи старостой храма, Д.В. Валуйский заказал на заводе Криворотовых колокол весом 716 пудов в честь открытия в 1861 г. мощей св. Тихона и назвал его «Тихоном». [23] Дважды — в 1867 и 1868 гг. — он получал благословение Святейшего Синода, а 14 марта 1877 г. награждён медалью «За усердие» на Аннинской ленте.
Мелитон Николаевич Валуйский с 1866 по 1885 гг. содержал на свои средства приходское училище при Владимирской церкви, в котором обучалось 110 человек. Училище располагалось в доме, принадлежавшем Валуйским, а с 1878 г. — в построенном для него доме по улице Глухой. Директор Елецкой гимназии ходатайствовал о награждении М.Н. Валуйского орденом св. Анны 3-ей степени за деятельность в области просвещения. В начале XX в. в училище было 250 учащихся и три учительницы. В 1868 г. М.Н. Валуйский был награждён благословением Святейшего Синода за пожертвования в пользу Владимирской церкви. [24]
С 1871 по 1879 г. старостой был Платон Дмитриевич Валуйский, С 1879 до 1887 г. — Николай Мелитонович Валуйский. До самой революции Валуйские продолжали оставаться главными попечителями храма, который их трудами и заботами в начале XX в. стал подлинной жемчужиной древнего Ельца.
За годы же советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные, взывающие к совести руины. Начало этому было положено в 1922 г, ограблением церкви. Тогда из неё изъяли серебряную утварь весом 1 фунт 43 золот. [25] Еще ранее — летом 1918 г. — был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В мае он был арестован властями и заключён в тюрьму по обвинению в сопротивлении властям и контрреволюции. На самом деле он просто воспротивился конфискации имущества своей тёщи — купчихи В.П. Кулагиной. При этом прихожане активно выступили на стороне своего батюшки, в том числе и многочисленные рабочие кожевенного завода. В самый разгар конфликта прозвучал набат, и к храму стал стекаться народ, возмущённый попыткой ареста о. Михаила. Впрочем, священник всё равно был арестован, но через несколько дней выпущен из тюрьмы. [26]
Что произошло впоследствии, пока не известно, но уже следующий номер «Орловских епархиальных ведомостей» сообщил об убийстве в Ельце священника Михаила Тихомирова. [27]
В конце 1920-х гг. Владимирский храм стал елецким символом противостояния внутри Русской Православной Церкви, вызванного декларацией митрополита Сергия 1927 г. Главой «иосифлян» — сторонников митрополита Иосифа (Петровых), отвергнувших саму декларацию и всякое общение с поддержавшим митрополита Сергия духовенством, в нашем регионе стал епископ Козловский Алексий (Буй), назначенный управляющим Воронежской епархией. Запрещённый вскоре в служении и отстранённый от управления епархией епископ Алексий в начале 1928 г. нашёл поддержку в Ельце, в лице священника Владимирской церкви Сергия Бутузова. Тот ещё 17 марта 1928 г. переписал в Воронеже все воззвания и послания митрополита Иосифа и, получив в поддержку игумена Питирима (Шумских), взялся за организацию при храме монашеской общины из насельниц Знаменского монастыря, ориентированных на отделение от митрополита Сергия. [28] В это время епископ Алексий часто и подолгу проживал в Ельце и служил во Владимирском храме. Таким образом, в 1928 г. причт и приход Владимирской церкви встали в открытую оппозицию советской власти и лояльному ей священству. К общине Владимирской церкви примкнула часть монахинь Знаменского монастыря. Некоторые из них даже переселились из монастырских стен поближе к Владимирской церкви. После этого о. Сергий Бутузов 12 сентября 1928 г. был выслан из Ельца. На его месте ещё некоторое время служил опальный епископ Алексий, который уже 7 марта 1929 г. был арестован в Москве.
Владимирская церковь оставалась в центре событий до 1929 г. В этом году в местной газете «Красное знамя» появилась статья «Святые закройного цеха» о верующих рабочих Елецкого госкожзавода. Среди высмеиваемых ельчан, не порвавших связи с «церковниками» и даже активно участвующих в церковной жизни, автор называет и А.П. Потанина — члена церковного совета Сергиевской церкви и ктитора Воскресенской кладбищенской церкви. Одно из самых серьёзных обвинений, выдвигаемых в его адрес на страницах газеты, — «обе церкви украшает цветами своего сада». [29]
Служба во Владимирском храме продолжалась до 1937 г. В этот год в ней служил о. Иосиф Афанасьевич Булгаков, расстрелянный в том же году за антисоветскую деятельность. [31] После ареста последнего священника храм был закрыт и вскоре занят военным ведомством, что в какой-то мере спасло его от разрушения.
Община Владимирского храма была создана ельчанами вновь в 1943 г. Верующие пригласили двух престарелых священников — протоиерея Афанасия Сипягина (81 год) и протоиерея Иоанна Красовского (75 лет) и начали ходатайствовать об открытии храма, к тому времени находившемуся в хорошем состоянии. 25 июля 1943 г. верующие обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о возвращении для богослужения собора или Владимирской церкви. Первая подпись на заявлении принадлежит М.Н. Крыловой, проживавшей в Ельце в доме № 30 по ул. Литейной. [32]
28 февраля 1944 г. верующие — члены церковного совета Гриднев, Зотова, Поляков, Каратеев, Федоркина, Шилова, Пыльникова, Кокоткина, Боровкова вновь ходатайствовали об открытии пустующей Владимирской церкви, в которой полностью «сохранился иконостас с Царскими Дверями, а также престол и жертвенник». До этого церковь использовалась как складское помещение лётной частью и, согласно обследования инженерами горкомхоза, была в хорошем состоянии.
Требовался лишь частичный ремонт полов (50 кв. м) и кровли (100 кв. м). [33] Но хлопоты об открытии церкви взял в свои руки энергичный обновленческий священник, и многие прихожане откачнулись от храма под влиянием мысли: «Если будет в церкви обновление, то не надо лучше никакой церкви». Открытие Владимирского храма так и не состоялось, а уже в декабре 1944 г. из церкви начали растаскивать полы. За тем последовало частичное разрушение храма.
В 1950 г. городские власти приняли решение о разборе Владимирской церкви, которому постарались придать вид законности, предварительно составив акт технического состояния, который явно готовился по заказу, так как специальных обследований не проводилось, о чём говорит текст составленного документа: «Произведён осмотр церкви Сергия … колокольня… высотою до 50 метров… наклон в северо-западную сторону 1,5-2 м. Северо-восточный угол церкви имеет высоту 9-10 м, имеет отклонения в наружную сторону до 20 см. …кирпич на сводах вследствие неисправности крыши потерял прочность … колокольня стесняет проезд». Далее следовала рекомендация – «разобрать»…
Одновременно власти попытались провести необходимые согласования. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Орловской области Н. Зверев ответил на соответствующий запрос: «…Исторической и архитектурной ценности церковное здание (Сергиевской церкви) не представляет … разрешить разобрать». Совершенно неожиданно в защиту церкви выступил начальник областного отдела пол делам архитектуры Новиков: «…указанные церкви не состоят на учёте памятников архитектуры области, тем не менее … отдел не рекомендует разбирать колокольню Сергиевской церкви, представляющей самостоятельный архитектурный интерес и высотное значение в ансамбле Ельца». [34]
Но здравый смысл так и не победил. На основании «заключения» Елецкий городской Совет принял решение за №200/18 от 8.05.1950 г. о сносе: «Здание бывших церквей Сретенской и Сергия … разобрать на слом. Поручить произвести слом церквей начальнику строительного участка объекта 112 т. Капустину… Вывезти весь мусор и спланировать площадки». Вскоре верхние ярусы колокольни были разобраны, но снос церкви по каким-то причинам отложили. А в 1971 г. решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября Владимирская церковь Ельца поставлена под охрану как памятник местного значения. В таком виде и дошла до наших дней Владимирская церковь. Сам храм — древнейшая часть церкви — ещё крепок, целы его своды, но колокольня и трапезная полуразрушены и ждут помощи реставраторов и общественности.
Священно- и церковнослужители храма Владимирской иконы Божией Матери:
Священники:
Фёдоров Роман – 1781-1798
Александров Иоаким – 1781-1798
Родионов Никифор Романович – 1799-1807
Ипполитов Иоанн Иоаннович – 1799-1816
Очкин Иоанн Исидорович – 1807-1828
Ефремов Лука Васильевич — 1816-1830, 1832-1847
Очкин Павел Иоаннович – 1829-1844
Соломин Иоанн – 1845-1846
Ефремов Иоанн Лукич – 1847-1876
Бутягин Павел Николаевич – 1846-1904
Макарьев Николай Владимирович – 1879-1913
Крутиков Александр Захарович – 1881
Бутягин Тихон Павлович – 1904-1918
Михайлов Николай – 1914-1915
Тихомиров Михаил – 1915-1918
Соловьёв B.C. – 1922
Бутягин Сергий – 1926
Бутузов Сергий – 1928
Питирим (Шумских), игумен – 1928
Диаконы:
Фёдоров Василий – 1785-1798
Ипполитов Иоанн Иоаннович – 1797-1798
Павлов Архип — 1799-1819
Филонов Василий Дмитриевич – 1822-1840
Бекетов Александр Алексеевич – 1841-1867
Кутепов Иоанн Егорович – 1846-1877
Нецветаев Николай Егорович – 1864-1865
Сокольский Александр Фёдорович – 1867-1888
Жданов Димитрий Адрианович – 1868-1913
Соколов Пётр Александрович – 1906
Тихомиров Михаил – 1914-1915
Старых Иоанн Алексеевич – 1917
Диесперов Константин – 1926
Дьячки:
Игнатов Фёдор Дмитриевич — 1781-1787
Родионов Никифор Романович – 1787-1795
Попов Иоанн Фёдорович – 1797-1801
Тихонов Иван Андреевич – 1802-1803
Левандов Тихон Васильевич – 1804-1807
Вележев Дмитрий – 1808-1812
Высоцкий Борис Петрович – 1809-1827
Нацкий Василий – 1813-1815
Глаголев Иоанн Афанасьевич – 1824-1839
Самоцветов Афанасий Григорьевич – 1829-1846
Кутепов Иоанн Егорович – 1840-1845
Рудаков Василий Михайлович — 1864-1884
Сокольский Александр Фёдорович – 1866
Пономари:
Попов Иван Фёдорович – 1781-1796
Исакиев Яков – 1781-1798
Павлов Архип – 1791-1798
Рудаков Михаил Кондратьевич – 1803-1829
Попов Афанасий Иванович – 1805-1821
Афанасьев Николай Иванович – 1826-1846
Очкин Пётр Иванович – 1831-1876
Псаломщики:
Очкин Пётр Иванович – 1882-1884
Рудаков Василий Михайлович – 1885-1900
Соколов Александр Иванович – 1888-1905
Семёнов Пётр Александрович – 1901-1917
Драчёв Иван Дмитриевич – 1906-1915
Болдырев — 1926
Примечания:
1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 13-14 об.
2. Материалы для истории и статистики г. Ельца, собранные д. ч. стат. комит. Н. Ридингером. • Орёл, 1865. С. 59.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 29-30 об.
4. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 126.
5. ОГВ. 1865. № 35.
6. Родословная Валуйских. Рукопись.
7. РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 2941. Л. 2-3.
8. ОГВ. 1865. № 35.
9. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 127.
10. РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 2941. Л. 1.
11. РГИА. Ф. 1285. Оп. 8. Д. 2941.
12. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 128.
13. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 13-15.
14. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. Елец, 1993. С. 94; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). Елец, 1999. С. 128-131.
15. Голос порядка. 1911. № 547. С. 3.
16. Ефремов Л. Пути промысла Божия в моей жизни. Воронеж, 1872; Русский провинциальный некрополь / В кн.: Река времён. Кн. 4. — М., 1996. С. 131.
17. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец. 1999. С. 179.
18. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 128-129; Голос порядка. 1911. № 438. С. 3.
19. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 14-15; ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21. ОЕВ. 1915. № 34-35. С. 769.
20. ОЕВ. 1867. № 11. С. 848-849.
21. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 14-15.
22. ОЕВ. 1867. № 20. С. 1491.
23. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Орел, 1865. С. 59-60, 94.
24. ОЕВ. 1868. № 16. С. 1214.
25. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
26. ОЕВ. 1918. № 13-14.
27. ОЕВ. 1918. № 15. С. 390.
28. Морев Л. Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе. — Задонск, 2007. С. 68-70.
29. Красное знамя. 1929. № 40. С. 4.
30. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 23429. Л. 5, 18.
32. Архив уполномоченного Совета но делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 24 об.
33. ГАЛО. Ф. Р-664. Оп. 1. Д. 43. Л. 14, 21; Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области. Дело Казанской церкви г. Елец. Л. 36, 38.
34. ГАОО. Ф. Р-1591. Оп. 1. Д. 450. Л. 229, 233-234.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»