Соборный храм Вознесения Господня

Полное описание росписей, иконостасов и икон собора в первозданном виде было опубликовано в 1889 г. протоиереем Н. Шубиным в «Историческом описании нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце»:

В главном алтаре. Престол на четырех столбах из дубового дерева, а верхняя доска кипарисная; к нему: а) для помещения св. мощей деревянный ящичек с серебряным в нём ковчежцем, крышкою и крестом, б) 4 гвоздя и 4 округлых камня…

Жертвенник из дубового дерева, на четырёх столбах… На горнем месте икона Воскресения Христова, писанная художн. Шаховским, — помещена в киот, устроенный из алебастра и цемента… раскрашенный разными красками и по местам вызолоченный.

За престолом: а) деревянный крест с изображением распятого Спасителя и б) икона коронования Божией Матери, в сребропозлащённой ризе и в металлическом киоте; крест и икона помещены на тумбах.

За жертвенником икона Сошествия Иисуса Христа во ад, в серебряной ризе с позлащенным венцом, и Спасителя, в деревянном резном киоте, выкрашенном и местами позолоченном.


Александр Степанович Каминский в Вознесенском соборе. Фото 1890-х гг.

Александр Степанович Каминский в Вознесенском соборе. Фото 1890-х гг.


Над Царскими Вратами икона Спасителя, благословляющего хлеб.

На стенах: правой — икона святителя Николая Мирликийского в сребропозлащённой ризе и киоте, на левой — свят. Димитрия Ростовского в серебряной ризе, венец и сияние вызолочены, также в киоте.

В правом алтаре. Престол на 4-х столбах, из дубового дерева, верхняя доска из кипарисного; к нему: а) для помещения св. мощей серебряный ковчежец в деревянном ящичке с крышкою и крестом, б) 4 гвоздя и 4 гладких круглых камня…

Жертвенник из дубового дерева на 4-х столбах… На горнем месте в деревянном золочёном киоте икона Явления Воскресшего Спасителя Марии Магдалине.

За престолом — икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, именуемая «Взыскание погибших», в сребропозлащённой ризе и укреплена на тумбе.

Пред жертвенником в деревянном с резьбою, раскрашенном и по местам вызолоченном киоте икона Богоматери со Спасителем, в серебряной ризе; сияние и одежда Божией Матери и Спасителя вызолочены.

Над Царскими Вратами Казанская икона Божией Матери с изображениями свят. Петра митрополита и муч. Екатерины, в серебряной ризе и киоте.

На правой стороне стены икона Божией Матери Троеручицы, на левой — Споручницы: обе иконы в сребропозлащённых ризах и киотах.

В левом алтаре. Престол на 4-х столбах из дубового дерева, а верхняя доска кипарисная; к нему: а) для помещения св. мощей серебряный ковчежец, вложенный в деревянный ящичек, на крышке которого укреплён стоящий крест; б) 4 гвоздя и 4 гладких, круглых камня… Жертвенник из дубового дерева на 4-х столбах… На горнем месте икона в деревянном с резьбою золочёном киоте «Явление Иисуса Христа по воскресении апостолу Фоме».

За престолом икона Божией Матери с Предвечным Младенцем, в серебряной ризе, укрепленная на тумбе.

Перед жертвенником в деревянном с резьбою, раскрашенном и по местам вызолоченном изящном киоте икона Спасителя с крестом, в серебряной ризе, на коей сияние и крест вызолочены.

Над Царскими Вратами — икона Успения Божией Матери в серебряном киоте.

На правой стороне стены икона Божией Матери «Взыскание погибших» — в серебряной вызолоченной ризе и киоте; на левой — Корсунская икона Божией Матери, в ризе.

Иконостас. Устроен по рисунку московского архитектора А.В. Каминского, в 1878 г. утверждённому бывшим Орловским епископом Ювеналием. Иконостас пред всеми тремя алтарями состоит из трёх ярусов, из коих нижний из дерева, украшенный изящною резьбою и вызолоченный, составляет как бы одно целое пред всеми тремя алтарями; центральная часть иконостаса каждого алтаря над Царскими Вратами до самого верха также из дерева с резьбою, вызолочена и увенчана св. крестом. Пред Царскими Вратами главного алтаря большой балдахин, украшенный резьбою и вызолоченный; он состоит из четырёх колонн, соединённых арками и резным вызолоченным куполом с крестом наверху; с иконостасом прочно соединён передними колоннами. Средний и верхний ярусы устроены лепною работою из алебастра и цемента, раскрашены и по местам вызолочены; эти два яруса среднего алтаря разделяются от боковых пилястрами каменной стены храма.


Иконостас придела св. Александра Невского. Фото конца XIX в.

Иконостас придела св. Александра Невского. Фото конца XIX в.


Иконы в куполе. Спаситель благослов­ляющий и восемь херувимов; на основных стенах купола 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На стене, над средним иконостасом, изображение Господа Саваофа.

В среднем иконостасе. В верхнем ярусе — патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, царь Давид, пророки: Исайя, Иезеркиль и Даниил.

В среднем ярусе — апостолы: Иаков, Симон, Павел, Пётр, Матфей, Филипп. В средине этого яруса — Распятие Спасителя. (Все эти изображения на стенах и иконах — акад. Корзухина.) Над ним — изображение Св. Духа; под ним — Христос перед Пилатом и несение креста. В кружках — двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Рождество Христово, Крещение и Воздвижение креста (Лебедева). В Царских Вратах: Благовещение и 4 евангелиста; по правую сторону их — местная икона Спасителя, сидящего на престоле (Корзухина), далее икона Иоанна Крестителя (Лебедева); по левую — икона Божией Матери с Младенцем Иисусом (Корзухина); далее оной — икона пророка Илии. В балдахине иконы: Тайная Вечеря, Вход Господень в Иерусалим и Воскресение Лазаря (Корзухина). Против сего алтаря помещены в тумбах укрепленные толстыми золочёными шнурами к древкам с крестом вверху две хоругви — на них иконы: 1) Воскресение Христово и Казанская Богородица, 2) Вознесение Христово и св. Александр Невский: на хоругвях по атласу вышиты золотом и шелками бордюр по краям и разные украшения вокруг икон.

В правом иконостасе. Над … иконостасом на стене: Взятие Божией Матери на небо (Корзухина). Иконы в верхнем ярусе — пророки: Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Софония, Аггей, Захария, Малахия и Воскресения Христова. В среднем ярусе — посредине: Божия Матерь с Иисусом Христом, по сторонам её: Лазарь и Иосиф Обручник. В кружках: Благовещение, Введение во храм; над Царскими Вратами — Положение во гроб Иисуса Христа; на северной двери — архидиакон Лаврентий, на южной — муч. Александр; над ними в кругах — иконы мироносиц Марфы и Марии. На Царских Вратах: Благовещение и 4 евангелиста; по обе их стороны — местная икона Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери. На пилястре между главным и правым иконостасами — большая храмовая икона Вознесения Господня. Над оною — Головка Божией Матери, Снятие со креста, Бегство в Египет; в кружке — Сретение Господне.


Иконостас главного алтаря. Фото конца XIX в.

Иконостас главного алтаря. Фото конца XIX в.


На левом иконостасе. Над иконостасом на стене: изображение иконы Елецкой Божией Матери с предстоящими святыми (Корзухина). В верхнем ярусе пророки: Иеремия, Наум, Аввакум, Осия, Воскресение Христово. В среднем ярусе — апостолы: Андрей Первозванный, Спаситель, сидящий на престоле, ап. Фома. В кружках: Преображение, Св. Троица. Над Царскими Вратами: Омовение ног. На Царских Вратах: Благовещение и 4 евангелиста. По обе стороны оных — местные: Спаситель с крестом и Божия Матерь (на обеих иконах во весь рост). На северных дверях: архангел Михаил, на южных — арх. Гавриил. Над ними в кружках: преп. Александр Свирский и муч. Клавдий. На пилястре между средним и левым иконостасами большая храмовая икона св. благоверного князя Александра Невского в сребропозлащённой ризе: над ней вверху образ нерукотворный Спаса; вокруг князя Александра изображены святые, празднуемые 2-го и 4-го апреля: преп. Тит, мученики Амфиан, Едесий и Поликарп; преп. Иосиф, преп. Георгий, преп. Зосима и муч. Фервуда. Внизу на сей иконе надпись: «Сооружена сия икона в благодарную память благословенного царствования Государя Императора Александра Второго гражданами города Ельца». Над сею иконою изображены: Спаситель в терновом венце, лобзание Иуды, моление о Чаше, и в кружке — Успение Божией Матери. В среднем поясе церкви вокруг трёх стен оной между полуколоннами изображения святых в рост следующие: на южной стене от алтаря: равноап. Мария Магда­лина, великомуч. Фёкла и св. Нина, великомученицы: Евфимия, Варвара, Анастасия, Екатерина, Параскева, преподобно-муч. Евгения, муч. Татиана. Преподобные: Ксения, Елизавета чудотворица и Ефросиния преподобная. На западной стороне изображены святые: Роман Сладкопевец, Андрей Критский и Иоанн Дамаскин; св. Алексий, человек Божий, священномуч. Власий, Спиридон Трилийфунский, Игнатий Богоносец, Амвро­сий Медиоланский, Антоний Великий, преп. Онуфрий Великий, мученики Димитрий Солунский, Александр, Феодор Тирон. На северной стороне от алтаря изображены — святые: равноапост. князь Владимир, мученики Борис и Глеб; князь Даниил Московский, князь Георгий Владимирский, святитель Иннокентий Иркутский, святитель Стефан Пермский, святит. Михаил Киевский, князь Андрей Боголюбский, князь Михаил Черниговский, преподобные: Никола Святоша, князь Черниговский, Сергий и Герман — Валаамские чудотворцы.


Росписи Вознесенского собора. Фото конца XIX в.

Росписи Вознесенского собора. Фото конца XIX в.


На столбах. Правый столб передний (ближайший к иконостасу); на оном в верхнем поясе изображены: св. Иаков, епископ Ростовский, апостол Иаков, епископ Иерусалимский, св. Иоанн Златоуст и св. митрополит Филипп. Левый столб передний: св. Леонтий, еп. Ростовский, св. Григорий Двоеслов, Василий Великий, св. Митрофан, епископ Воронежский. Правый столб задний: св. Михаил — митр. Киевский, св. Иона — митр. Московский, св. Мефодий — епископ и просветитель Славянский, преп. Сергий — игум. Радонежский. Левый столб задний: св. Григорий Богослов, св. Кирилл, просветитель Славянский, преп. Савва Звенигородский и преп. Антоний Киевский. На стенах против изображений верхнего яруса столбов: св. Пётр — митр. Московский, св. Алексий — митр. Московский, преп. Зосима и Савватий Соловецкие, Феодосий Киевский и святитель Тихон Задонский. На столбах в нижнем поясе иконы в киотах из алебастра — раскрашенные и по местам вызолоченные: на правом переднем — чудотворная Казанская икона Божией Матери в сребропозлащённой ризе, помещенная в деревянный с резьбою вызолоченный киот, от неё на правой стороне икона мучениц: царицы Александры, Веры, Надежды и Любви, на левой — икона Св. Троицы. На левом переднем: образ Елецкой Божией Матери в сребропозлащённой ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот; на правой от неё стороне — икона Преображения Господня; на левой — образ святых, празднуемых 17 октября: св. прор. Осии, святых Лазаря, Андрея Критского, Космы и Дамиана, Леонтия, Анфима и Евтропия; сооружён в память чудесного спасения в 1888 г. Государя Императора и царской семьи Его от опасности. На правом заднем: икона Николая Мирликийского; на правой от неё стороне — икона святых: Иоанна Рыльского, муч. Екатерины, преп. Марии Египетской и великомуч. Димитрия Солунского; на левой — архангел Гавриил. На левом заднем: икона преп. Сергия Радонежского (работы Троицкой Лавры) в киоте; на правой от неё стороне — архангел Михаил.

Разделитель нижний
Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором