Соборный храм Вознесения Господня

Старанием соборных ктиторов и щедростью прихожан главный храм Ельца в начале XX в. представлял собой величественное зрелище не только снаружи, но и внутри, где красивые росписи стен и иконостасов кисти выдающихся мастеров соседствовали со множеством древних и почитаемых ельчанами церковных реликвий. Одной из самых великих святынь собора была древняя Казанская икона Божией Матери старого письма, которая, по преданию, была перенесена в елецкую соборную церковь из упразднённого Троицкого мужского монастыря, а туда — из села Талица Елецкого уезда. [45]

На прежней сребропозлащённой ризе, которою обложен был сей образ, вырезана на серебряной с чернью дощечке следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасён от нашествия Темир-Аксака в 1395 году из острога Талицы и перенесён в церковь г. Ельца». [46] Конечно, эта икона не была столь древна, так как сам образ Казанской Богородицы ведёт свою историю с середины XVI в., а Талицкий острожек был основан в 1637 г., но почитание её со стороны ельчан было столь велико, что, по свидетельству современника жители города, не помолившись перед нею «…не начинают никакого дела, а тем паче не предпринимают никакой поездки» [47]


Архиерейский хор Вознесенского собора под управлением Зизюкина

Архиерейский хор Вознесенского собора под управлением И.М. Зизюкина. Фото 1923 г.


Другая не менее почитаемая и весьма древняя икона в Вознесенском соборе олицетворяла собой для ельчан память о самом легендарном событии в истории города — явлении Богоматери Тамерлану. Судя по надписи, находившейся на иконе, она представляла собой список с такого же образа, изготовленного в 1735 г. для храма в Аргамаченской слободе. Этот образ был подновлен в 1779 г. и, по преданию, поступил в Вознесенский собор также из упраздненного Троицкого монастыря, «являвшегося, таким образом, в свое время средоточием всех наиболее почитаемых ельчанами святынь». Обе эти иконы были украшены прекрасными сребропозлащёнными массивными ризами и помещались: первая — за столбом правого, а вторая — левого клиросов. К ним устроены были всходы, ступеньки которых сделаны с обеих сторон, места для подсвечников и ограждающие их площадки выложены наборною мозаикой и плитами из белого мрамора.

Ещё одной из достопримечательностей собора являлся сребропозлащённый ковчег в форме святого престола под сенью, четырёхугольный, наверху него устроена была дарохранительница в форме горы, внутри которой помещался выдвижной сребропозлащённый ковчежец для хранения Св. Даров, и на крышке него — отдельная вставная гробница для хранения запасных Св. Даров. «Внизу сего ковчега на карнизе следующие надписи: на передней стороне – «В Елец, Вознесенский собор». На правой — «Собственным иждивением протоиереем Петром Резановым», на левой – «Работы московского купца А.М. Кузнецова», на задней – «1860 г. дек. 25 д.». В ковчеге серебро 84 пробы, весу 71 ф. 84 зол. Сей ковчег замечателен своей массивностью и изящностью чеканной работы». [48] Кроме того, имелось ещё три больших сребропозлащённых ковчега в трапезной церкви, шесть серебряных священных сосудов с полным комплектом, одна серебряная дароносица и два малых сосуда с лжицами для ношения Св. Даров болящим. [49]


Расписание архиерейских служб в храмах города Ельца на январь 1937 г.

Расписание архиерейских служб в храмах города Ельца на январь 1937 г. с подписью архиепископа Елецкого и Задонского Серафима (Протопопова)


Среди вещей, хранившихся в подвальном этаже елецкого собора до конца 1921 г., находились «…склад чугунных бомб, надо полагать, времен самозванца, а быть может, нашествия на Елец Сагайдачного и склад железных рогаток, бросаемых под ноги конницы, по всей вероятности, более древнего происхождения…» Из них «60 бомб и сто рогаток» были переданы в создававшийся Елецкий музей. [50]

Из собора до революции 1917 г. постоянно совершался крестный ход к приписной Алексеевской часовне, находившейся на берегу р. Сосны. В день преполовения 18 апреля устраивался также крестный ход из собора к «Лучковскому колодцу». [51] Другая приписная к собору и самая знаменитая из елецких часовен находилась в соборной ограде и была посвящена ельчанам, павшим во время нашествия Тамерлана. [52] Более подробный рассказ об этих часовнях — впереди.

События октября 1917 г. ознаменовали собой новый этап в истории Вознесенского собора, который вполне мог закончиться плачевным исходом для этого великолепного памятника архитектуры, духовного центра Ельца и гордости всех его жителей. Первые годы советской власти служба в соборе продолжалась, будто как прежде, только верующие и причт испытали все те трудности и тяготы, о которых шла речь в очерке истории церковной жизни Ельца. Не обошла стороной главный православный храм города и кампания по изъятию церковных ценностей весной 1922 г. История, к сожалению, не сохранила документов, рассказывающих о подробностях ограбления Вознесенского собора. Не приходится сомневаться лишь в том, что «добыча» властей была грандиозной, и верующие распрощались со значительным количеством церковной утвари и окладов икон, которые на протяжении веков жертвовали их предки в соборный храм города и его предшественницу — Вознесенскую церковь.

Первая попытка властей закрыть собор произошла в сентябре 1929 г. в рамках кампании по закрытию храмов города. Тогда задавленная непосильным налогом и не имеющая возможности оплатить задолженность община собора была лишена возможности проводить богослужения в своём храме — договор с ней постановлением окрисполкома был расторгнут. [53] И назначенный в октябре 1929 г. на Елецкую кафедру архиепископ Сергий (Зверев) вынужден был полгода служить в Рождество-Богородицкой церкви в Аргамачьей слободе и других храмах Ельца.


Диакон Андрей Мигунов. Фото 1930-х гг.

Диакон Андрей Мигунов. Фото 1930-х гг.


Лишь весной 1930 г., уступая настойчивым просьбам многочисленных верующих Ельца, власти согласились вернуть общине Вознесенский собор. Когда необходимые документы были оформлены и храм приведён в надлежащий порядок, Владыка Сергий издал своё послание «Приходскому Церковному совету Вознесенского нового собора г. Ельца»: «От души приветствую в Вашем лице всех благочестивых граждан г. Ельца с великой радостью — открытием Богослужения в день Благовещения в нашем действительно замечательном и в своём роде — по выдержанной внутри стильной художественности — единственном соборе в нашей стране. Да благословит Господь сие начало… начинающий снова свою жизнь наш великолепный собор нуждается и в штатном духовенстве и образовании при нём прочной и достаточно мощной общины. И в г. Ельце несколько храмов прекратили своё существование.

И духовенство из этих храмов и общины их пристроились временно к некоторым храмам нашего города… Общины и причты сих храмов мы и полагаем собрать около собора. Это тем удобнее, что собор наш занимает центральное место в городе и любим всеми благочестивыми гражданами г. Ельца… Затем к собору причисляется и всё заштатное, по болезни ли, или по старости не занимающее приходских мест духовенство, но проживающее в нашем городе». [54] Вокруг Владыки Сергия, будущего священномученика, и кафедрального Вознесенского собора сплачивались в эти сложные времена все верующие Ельца. Именно здесь ещё теплилась настоящая церковная жизнь.

В сентябре 1929 г. под предлогом, что на соборной колокольне 2 больших колокола, один из них весом в 11 564 кг изъяли «в госфонд». [55] А в 1933 г. с деревянной звонницы собора под лозунгом: «Перельём колокола на трактора», — были сняты все колокола. Но отвезти и сдать на металлолом многотонные большие колокола оказалось делом непростым. По свидетельству елецкого старожила Николая Александровича Кремышева (1915 г. р.), проживавшего в то время в Ельце на ул. Пушкина, самый большой колокол Вознесенского собора разбивали целых две недели. На Красной площади был устроен специальный копер. Тяжелая кубическая чугунная баба поднималась силами заключённых елецкой тюрьмы и сбрасывалась на главный колокол города. За две недели этот чугунный молот приобрёл округлые формы. Наконец колокол раскололся. Его разбили на несколько кусков и по частям отвезли на погрузку к железной дороге.

Принято считать, что Вознесенский собор был окончательно закрыт в 1934 г., но скорее всего это произошло не ранее 1937 г. Так, в письмах ельчан Ростовцевых указывается, что до сентября 1937 г. служба продолжалась в «теплом соборе… остальная часть не функционирует … в октябре причт перевели во Введенскую церковь». 14 февраля 1938 г. Александра Ивановна Ростовцева «в соборе услышала печальную новость. Полагают, что собор будет закрыт: была комиссия, все переписала.,. 7 июля 1938 г. в соборе два новых священника, старый настоятель и диакон. Они собирали деньги на ремонт. Надеются служить», — заключает в своем письме Александра Ивановна. [56] Как действующий упоминается Вознесенский собор и в расписании архиерейских служб Владыки Серафима на январь 1937 г. Кроме того, судя по следственным делам ряда священников и диаконов храмов Ельца, в том числе и Вознесенского собора, хранящихся в ГАЛО, в 1937 г. главный храм города ещё действовал. Так, из следственного дела диакона собора Андрея Сергеевича Мигунова мы узнаём духовенство, служившее в соборе в сентябре 1937 г.: священник Иоанн Зарубин, диаконы Евгений Иоаннович Лопаткин и Андрей Савельевич Пытев. Старостой собора в это время продолжал оставаться Михаил Кузьмич Сиденко.


Письмо ельчан с просьбой вернуть верующим Вознесенский собор. 1946 г.

Письмо ельчан с просьбой вернуть верующим Вознесенский собор. 1946 г.


В то же время официальные документы 1937 г. свидетельствуют о том, что собор в это время использовался под ссыпку хлеба. [57] Документы 1933 г., в которых говорится о закрытии собора [58], могли зафиксировать очередное расторжение договора с прежней общиной, что не отрицало заключение другого договора об использовании здания собора официально с другой общиной. Возможно и то, что часть собора — скорее всего трапезная — была отобрана у общины ещё ранее (в 1933 или 1934 гг. — Прим. авт.) и действительно служила зерновым складом, а богослужения до 1938 г. проходили в его храмовой части.

Разделитель нижний
Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором