Храм Рождества Христова – Спасовский — Воргол.Ру

Храм Рождества Христова – Спасовский

Храм Рождества Христова – Спасовский. Фото 2006 г.
Храм Рождества Христова – Спасовский. Фото 2006 г.

Деревянная церковь Рождества Христова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, «строение попово и мирское», впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1629 гг. В то время она находилась на месте современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 м к юго-востоку от существующего сегодня каменного Христорождественского храма, и была одной из самых маленьких в Ельце. В длину с трапезной и папертью церковь, большинство прихожан которой в то время составляли казаки Александровской слободы, имела «4 сажени, а поперек 2 сажени с третью», а «округ той церкви кладбище огорожено вновь». [1]

Храм Рождества Христова неоднократно упоминается в документах XVII столетия — в писцовых и переписных книгах 1646 и 1678 гг., окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. [2]

В писцовой и межевой книге стольника Тихона Камынина за 1691-1693 гг. даётся наиболее полное описание храма: «Церковь Рождества Христова, что в козачьей Александровской слободе древяная ветхая, да предел Владимерские Богородицы. А в той церкви Царские Двери, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение попово и мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою, и с папертью 4 сажени, поперег 2 сажени с третью. И круг той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 17 сажен, по заподной стороне 14 сажен, а длину по южной стороне 28 сажен бес трети, по северной 26 сажен. А от церкви мерою от олтаря на восток 6 сажен, на юг 5 сажен, на север 8 сажен, на запод 29 сажен. Да той же церкви на церковной земле поп Козма Суфимов, у него дворовый человек Матвейко Волынцев, у него 2 сына Гришка тринатцати, а Лешка двенатцати лет, место дьяконово, место пономарёво, место просвирницыно…». [3]

Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в конце XVII — начале XVIII в. на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х гг. она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась.

Храм Рождества Христова на плане Ельца ок. 1800 года
Фрагмент плана города Ельца ок. 1800 г. 1- каменный храм Рождества Христова, 2 — часовня на месте сгоревшей Христорождественской церкви

В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы ходатайствовали перед епархиальным начальством о возобновлении их приходского храма. Благословение правящего архиерея было вскоре получено, и 18 апреля 1759 г. началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 г.

Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского, предписывающий освятить построенный храм присутствующему в Елецкой духовной канцелярии священнику Успенской церкви о. Михаилу, последовал 12 мая 1760 г. К Христорождественскому храму тогда же был определён священник Тимофей Стефанов. Приход его в это время состоял из 32 дворов и 176 душ. [4]

Однако уже через несколько лет прихожане осознали необходимость замены их небольшого деревянного храма на более вместительный и из долговечного материала. Главным поводом к построению каменной церкви послужило установление с 1761 г. по прошению прихожан и по благословению епископа Кирилла в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня по ст. ст.) крестного хода из Воскресенского собора в Христорождественский храм, где был устроен «на особливой доске образ во имя Пресвятыя Богоматери Тихвинския». По свидетельству священника храма, в этот день «приходящему народу бывало великое утеснение». Вследствие такого желания прихожан, выразившегося в соответствующем прошении на имя епархиального начальства, им 18 декабря 1767 г. был выдан указ на построение каменной церкви с приделом Тихвинской иконы Божией Матери. [5]

Христорождественская церковь в начале XIX в. Рисунок
Христорождественская церковь в начале XIX в. Рис. А.В. Новосельцева

Строительство нового храма велось при приходском священнике Тимофее Павлове в 200 саж. от прежней деревянной церкви, которая сгорела во время большого пожара 10 апреля 1769 г. На её месте на Щепной площади впоследствии была построена часовня. При пожаре удалось спасти лишь местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, а в обгоревшем остове храма был обретён невредимым образ Нерукотворного Спаса, ставший после этого чудесного события одной из главных святынь Христорождественского прихода.

Вновь лишившись приходского храма, жители Александровской слободы «поспешно» достроили в 1770 г. трапезную часть нового каменного храма, в котором освятили с правой стороны придельный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери, почитаемый ельчанами, образ которой занял в нём подобающее место.

Строительство храма было завершено в необычайно короткие для того времени сроки. Освящение главного престола его во имя Рождества Христова произошло спустя три года, после пожара в 1772 г. [6] На рубеже XVIII-XIX вв. к храму была пристроена каменная колокольня. Но и этот каменный храм простоял недолго, всего семьдесят лет.

О том, каким был в то время Христорождественский храм, можно судить по архивным чертежам 1842 г., когда намечалась его перестройка. [7] Церковь представляла собой характерный для Ельца XVIII в. конструктивный тип приходского храма «восьмерик на четверике» с пониженной полукруглой апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней. Окна нижнего яруса храмовой части украшали барочные наличники. В верхнем ярусе — наличники простой формы и расположенные парами угловые пилястры. Восьмерик венчался высоким куполом со световым барабаном. Трапезная, где находился дополнительный престол, имела два окна с северной стороны и четыре с южной. Окна были оформлены простыми наличниками.

План Христорождественской церкви до перестройки трапезной и колокольни
План Христорождественской церкви до перестройки трапезной и колокольни. 1842 г.

Композиционно храм был близок к другим приходским храмам Ельца, выстроенным к этому времени. Однако конструктивной особенностью оформления строительство, оконченное вчерне без штукатурки в 1845 г. [10] В 1848 г. в законченной постройкой трапезной части храма освящены придельные алтари. [11] Более других о Христорождественской церкви в это время имели попечение елецкие купцы Никита Иванович Калабин, Афиноген Петрович Чашин и Никита Анисимович Лагутин.

В 1857 г. при храме открыт второй штат священнослужителей и к его приходу отчислена от Покровской церкви часть Александровской слободы. [12]

План и фасад к проекту перестройки Христорождественской церкви
План и фасад к проекту перестройки храмовой части Христорождественской церкви. 1857-1860 гг.

В 1858 г. епископ Орловский Поликарп (Радкевич) доносил Священному Синоду: «В 1845 году при Христорождественской церкви г. Ельца по одобренному в 1842 г. проекту устроены трапезная и колокольня… храм по ветхости своей и старинной архитектуре решительно не соответствует новоустроенным … и чрез то безобразит всю церковь…» Поэтому Преосвященный просил рассмотреть прилагаемый проект на перестройку храмовой части и сообщал о том, что на строительство «имеется … до 8 тысяч рублей серебром».

Разрез к проекту перестройки Христорождественской церкви
Разрез к проекту перестройки Христорождественской церкви

24 декабря 1858 г. проект, выполненный елецким городским архитектором В. Графом, был препровождён в канцелярию обер-прокурора Синода для последующей отсылки в Главное управление путей сообщения. А 7 февраля 1859 г. Орловская духовная консистория получила заключение: храм спроектирован слишком большим, и размеры его необходимо уменьшить. Кроме того, рекомендовалось строить храмовую часть отдельно от ранее существующей трапезной ввиду возможной неравномерной осадки и образования трещин.

Спасовская церковь. Фото начала XX в.
Спасовская церковь. Фото начала XX в.

Прихожане согласились несколько изменить проект храма в сторону уменьшения его размеров, но решительно настаивали на пристройке его к трапезной, поскольку «залежи природного известняка подходят в этом месте близко к поверхности и служат лучшим основанием для постройки». Новый проект перестройки храмовой части, выполненный елецким городским архитектором Н. Ефимовым, рассматривался 24 августа — 11 сентября 1859 г. и был утверждён 7 января I860 г. Утверждённый проект 18 января 1860 г. был отправлен в Орловскую епархию. [13]

Священник Спасовской церкви Николай Преображенский
Священник Спасовской церкви Николай Иоаннович Преображенский. Фото 1933 г.

Весной 1860 г. старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца первой гильдии Никиты Анисимовича Лагутина и других прихожан. Вклад Н.А. Лагутина в виде пожертвований и трудов в возведение приходской церкви был столь значителен, что в 1867 г. он был высочайше награждён золотой медалью на Станиславской ленте. [14]

К 1869 г. работы были окончены, и в том же году в храме был освящён левый придел во имя св. Пантелеймона. Главный престол во имя Спаса Нерукотворного образа был освящён 6 июня 1871 г., правый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня — 7 июня 1871 г. [15]

Бывший главный престол в честь Рождества Христова стал отныне придельным с правой стороны в трапезной церкви, с левой стороны которой находился придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Отныне храм по главному престолу стал официально именоваться Спасовским, но по-прежнему часто назывался Христорождественским.

Спасовский храм. Фото 1970-х гг.
Спасовский храм. Фото 1970-х гг.

Так храм принял свой окончательный облик. Причём построенные в разное время колокольню, трапезную и храмовую часть объединяет общее архитектурное решение: во многом чувствуется дух официального русско-византийского стиля. Объёмно-пространственная композиция почти в точности повторяет храмы К.А. Тона и, в частности, Вознесенский собор Ельца: кубовидный двусветный четверик четырёхстолпного пяти купольного храма с ложными закомарами над пряслами стен, разделённых трёхчетвертными колонками. Завершают храм восьмигранный световой барабан с восьмигранной луковицей и четыре ложные главки (ныне утраченные). Углы граней на главке закреплены пучком тройных полуколонок тоскано-дорического ордера. Стены храмового барабана прорезаны окнами с полуциркульными завершениями, стены собственно храма — прямоугольными окнами, в центральной части — сдвоенными и обрамленными наличниками в виде полуколонок, завершёнными треугольными сандриками. С юга и севера в храм устроены входы в виде каменных крылец. В целом в оформлении храмовой части ярко прослеживаются и классические элементы: отголоски ордерной системы в виде полуколонок, антаблемента, украшенного триглифами и сухариками карниза. То же — в оформлении второго и третьего яруса трёхъярусной колокольни, венчаемой такой же восьмигранной луковицей, покоящейся на восьмерике с проёмами, прорезанными по сторонам света. Второй ярус колокольни — квадратный в плане. Его углы закреплены гранёными трёхчетвертными колонками. Оформление первого яруса колокольни и трапезной отличаются лишь в деталях: антаблемент трапезной проходит по завершению первого яруса колокольни. Вход в колокольню устроен с западной стороны, с южной и северной — полуциркульные окна. Фасад трапезной членится на три прясла пилястрами с двойными по бокам и тройным в центре окнами, соединяемыми полуциркульным наличником. Завершение пилястр на двускатной кровле выполнено в виде парапетных столбиков.

Спасовская церковь, кроме важной градостроительной роли — удержание композиции северной части городского центра, представляет архитектурный интерес и как памятник русско-византийского стиля, несущий черты классицизма.

В 1879 г. в Тихвинском приделе Спасовской церкви сделан новый иконостас, а 1899 г. вся церковь была отремонтирована. [16] 18 марта 1912 г. Преосвященный Митрофан (Землянский), епископ Елецкий, освятил новый иконостас Спасовской церкви. [17]

По страховым оценкам 1913 г., ширина трёх иконостасов в храмовой части составляла 25 арш., а максимальная высота — 12 арш. В трапезной было два иконостаса высотой 8 арш. и шириной каждый по 18,5 арш., считая боковые с севера и юга. Оценены иконостасы в 15 тыс. руб. Стоимость всего храма составила 64200 руб. [18]

Главной достопримечательностью и святыней Спасовского храма являлась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, почитаемая с 1761 г. жителями Ельца и соседних уездов. У иконы с 1887 г. совершались чудеса: с 13 июня 1887 г. по 1891 г. зафиксировано было 60 чудесных случаев. В 1895 г. Тихвинскую икону украсила сребропозлащённая риза весом 2 пуда 10 фунтов, венцы Богородицы и Младенца на ней были украшены бриллиантами. Размеры иконы — 2,5 х 2 арш., стоимость ризы оценивалась в 6017 руб. 37 коп. С 1888 г. икону разрешали брать в дома прихожан. Для перевозки её по городу были пожертвованы два экипажа — зимний и летний — и особо устроенные носилки. Пред иконой ежедневно в храме совершались молебны с акафистом после литургии и вечерни.

Другая икона — Нерукотворного Спаса — была тем чудотворным образом, который уцелел в огне пожара 1769 г., спалившего старый деревянный храм. Размер иконы — 8 х 5 верш. Украшала его серебряная риза. Согласно легенде, священник сгоревшей церкви отправился за утешением в Задонский Богородицкий монастырь к святителю Тихону, который сказал ему: «Храм сгорел — Спаситель остался. Возьми Спасителя — и иди с Ним по сбору пожертвований для сооружения нового храма». Священник тогда понял сказанное угодником Божиим лишь в переносном смысле, но, вернувшись на пепелище храма и найдя среди пепла и углей икону Спаса Нерукотворного, повесил её на грудь и стал собирать средства на строительство новой церкви.

Третья храмовая святыня — икона св. великомученика Пантелеймона с частицей мощей святого — была прислана в храм в 1869 г. с Афона. Икона покрыта сребропозлащённою ризой с эмалью. Размеры её — 5 четвертей х 1 арш. [19]

Еще одной достопримечательностью храма были красивые Царские Врата с резными фигурами евангелистов и Благовещения в одном из иконостасов. Согласно преданию, пожертвованы они были царём Петром Великим елецкому купечеству, жертвовавшему на постройку судов для русского флота. В послереволюционное время они демонстрировались в Елецком антирелигиозном музее.

Спасовский - Христорождественский храм. Фото 2006 г.
Спасовский — Христорождественский храм. Фото 2006 г.

В 1903 г. приход Спасовского храма составляли 3655 жителей пригородных слобод — Александровской, Подмонастырской и Прокопной Поляны. По штату в церкви служили два священника, диакон и два псаломщика. [20].

При храме с 1864 г. действовала церковно-приходская школа в одноэтажном кирпичном здании размером 24 х 15 арш., высотой 4,5 арш., с 14 окнами и сенями размером 15 х 6 арш. Школу эту, одну из первых в Ельце, выстроил староста Никита Лагутин, а сын его — Николай Лагутин — долгое время состоял попечителем церковно-приходской школы при Спасовской церкви. Заведующим и законоучителем школы в первые годы её работы был настоятель Спасовской церкви о. Алексей Васильевич Звягинцев, с 1872 по 1891 г. — о. Василий Васильевич Феноменов. Преподавал законоучитель безвозмездно, а двум учителям школы платил жалование попечитель — Николай Лагутин. [21]

Решением прихожан Спасовской церкви от 30 ноября 1880 г. при храме было открыто церковно-приходское попечительство под председательством губернского секретаря Митрофана Элпифидоровича Трофименко, а членами его стали елецкие купцы Николай Никитич Лагутин, Николай Палладьевич Чашин, Иосиф Ираклиевич Моссолитинов, а также причт храма и многие приходские жители — дворяне, мещане и крестьяне. [22] Активным членом попечительства стал староста храма надворный советник Иван Михайлович Сомов, которому в 1881 г. объявлена благодарность епархиального начальства за пожертвование 1500 руб. на исправление ветхостей Спасской церкви. [23]

К храму была приписана кирпичная часовня на Манежной улице, «против театра», построенная в 1770 г. на месте сгоревшего храма, стоявшего на Щепной площади, а также столб-голубец с иконой Божией Матери и неугасимой лампадой, находившийся в 300 саженях западнее храма, на пустоши, на территории, называемой Винные подвалы, или «убогим домом».

После революции 1917 г. Спасовская церковь разделила судьбу большинства елецких храмов. В 1922 г. в ней происходило изъятие художественных и исторических ценностей — серебряной утвари общим весом 89 золот. [24] Последний раз в том году из храма изъяли 10 декабря 1922 г. «резной деревянный барельеф с изображением бюста Христа работы XVIII столетия с киотом, за стеклом». [25]

Внутренний вид Спасовского – Христорождественского храма. Фото 2006 г.
Внутренний вид Спасовского – Христорождественского храма. Фото 2006 г.

Храм прекратил действовать в первой половине 1930-х гг., скорее всего, после ареста и ссылки священника Николая Иоанновича Преображенского, служившего в храме с 1904 г. В 1937 г. «инвентарь Рождественской церкви, за исключением вещей антикварного значения», передали местному театру, что было прямым нарушением инструкции НКЮ 1918 г. и постановления ВЦИК: «…иконы, облачения, хоругви и др., имеющие специальное освящение, не могут быть изъяты для клуба, театра и т. п., но должны изыматься из молитвенного здания самими верующими». [26]

Затем последовал приказ «об изъятии из ликвидированной церкви «Рождество» иконостасов, рам и других предметов, имеющих позолоту для … смывки золота представителем московского завода обработки металлов т. Полосиным … не позднее 14 декабря 1937 г.». [27] Впоследствии здание Спасского храма много лет использовалось как складское помещение. В это время были утрачены четыре малые главки на храмовой части.

В начале 1990-х гг. в храме находился реставрационный участок, который безуспешно ввиду различного рода причин пытался привести здание в порядок.

В 2005 г. в Спасовском-Христорождественском храме, переданном общине Знаменского женского монастыря, возобновились богослужения. Храм уже обновлён внутри — поштукатурены стены, промыты фрагменты сохранившихся росписей, установлены три иконостаса, готовятся реставрационные работы фасада и восстановление четырёх главок по имеющимся архивным чертежам середины XIX в.


Священно- и церковнослужители храма Рождества Христова — Спаса Нерукотворного Образа:

Священники:

Лукьянов Симеон — yп. 1646
Евфимий — уп. 1678
Суфимов Косьма — уп. 1691-1693
Павлов Павел Тимофеевич – 1781-1798
Павлов Григорий Иоаннович – 1799-1821
Кириллов Стефан Иоаннович – 1822-1845
Феноменов Василий Васильевич – 1864-1891
Звягинцев Алексей Васильевич – 1864-1872
Александровский Александр Евстигнеевич – 1872-1906
Соболев Александр Александрович – 1891-1917
Преображенский Николай Иоаннович – 1904-1933
Николаевский Михаил Фёдорович – 1917-1926

Диаконы:

Тимофеев Григорий – 1781-1788
Романов Никифор Родионович — 1798
Попов Дормидонт Алексеевич – 1821-1826
Ферапонтов Николай Никифорович – 1827-1845
Аракин Пётр Гаврилович – 1864-1866
Покровский Иоанн Дмитриевич – 1864-1885
Давыдов Пётр Михайлович – 1867-1872
Архангельский Тихон — 1873
Попов Иоанн Арсентьевич – 1873-1882
Николаевский Фёдор Алексеевич – 1886-1909
Телегин Алексей Стефанович – 1903-1917
Николаевский Михаил Федорович – 1910-1917
Семов Иоанн — 1917
Соболев Иоанн Павлович — 1918

Дьячки:

Адмиранский Иван Тимофеевич – 1781-1795
Павлов Аристарх Иванович – 1794-1817
Романов Никифор Родионович – 1797-1798
Павлов Иван – 1818-1821
Афанасьев Алексей Иванович – 1822-1844
Попов Иван Семенович — 1845
Телегин Алексей Стефанович – 1864-1878
Богатиков Фёдор Иванович – 1865-1878

Пономари:

Попов Иван Наумович – 1785-1794
Попов Леонтий Максимович – 1786-1827
Гапонов Иван Стефанович – 1827-1832
Архипов Алексей Иванович – 1840-1841
Крестовоздвиженский Фёдор – 1842
Архангельский Иван Николаевич – 1843-1873

Псаломщики:

Богатиков Фёдор Иванович – 1879-1900
Телегин Алексей Стефанович – 1879-1902
Соболев Иван Павлович — 1902-1918


Примечания:

1. Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 256.
2. Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 256.
3. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 8-9.
4. ОЕВ. 1871. № 3. С. 164.
5. ОЕВ. 1871. № 3. С. 167.
6. РГАДА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 8. Л. 1-6 об.; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1865. С. 62-63.
7. РГИА. Ф.797. Оп. 28. II отд. 2 ст. Д. 134; РГИА. Ф.218. Он. 4. Д. 871.
8. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 18 об.-21.
9. РГИА. Ф. 797. Oп. 12. Д. 301181. Л. 3-6.
10. РГИА. Ф. 797. Оп. 12. Д. 30181. Л. 1-6, 8, 12; Ф. 1488. Оп. 3. Д. 101.
11. ГАЛО. Ф. Р-1110. Оп. 1. Д. 412.
12. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 249.
13. РГИА. Ф. 797. Оп. 28. Д. 134. 2 отд. 2 стол. Л. 1-7.
14. ОЕВ. 1867. № 2. С. 84.
15. ОЕВ. 1873. № 9. С. 504.
16. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 255.
17. Голос порядка. 1912. № 672.
18. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 44-46.
19. РГАДА Ф. 1488. Оп. 3. Д. 8. Л. 107-108.
20. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 48.
21. ОЕВ. 1886. № 23. С. 1789.
22. ОЕВ. 1881. № 2. С. 69.
23. ОЕВ. 1881. № 3. С. 142.
24. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376 Л. 329.
25. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 47.
26. ГАОО. Ф. 79. Oп. 1. Д. 49. Л. 58. I
27. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 10. Л. 259 об-260.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 27.04.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий