До середины XIX в. заключённых Елецкого острога, который располагался в самом центре города недалеко от Красной площади и был «крайне ветхим и тесным», окормляли священнослужители приходских храмов. При этом вопрос о строительстве нового тюремного замка ставился ещё в 1829 г., однако построен он был лишь в 1860-х гг. Автором проекта, судя по документам за сентябрь 1845 г., был елецкий городовой архитектор И.И. Померанцев, приступивший в это время к проектным работам: «Строительная комиссия… в содействие отношения от 30 минувшего августа приняла решительные меры по скорейшему окончанию архитектором Померанцевым проэкта на постройку в городе Ельце тюремнаго замка». [1]
Одновременно в новом здании тюрьмы предполагалось устроить домовый храм в специально выделенном для этого помещении. В связи с этим 2 августа 1864 г. елецкий городской архитектор Граф доносил Орловскому губернатору о том, что в смету строительства тюремного замка «…не вошло устройство иконостаса в церковь этого здания, между тем как иконостас есть необходимая принадлежность». [2]
Лишь в 1868 г. иконостас для храма был устроен старанием потомственного почётного гражданина, купца Михаила Михайловича Лаврова. В том же году домовый храм в здании Елецкого тюремного замка был освящён во имя святителя Тихона Задонского «…в память одного из дел милосердия Святителя — посещения им заключенных узников». [3]
Первоначально Тихоновский храм своим алтарём был ориентирован на север. Причиной этому, по-видимому, являлось расположение помещения церкви с северной стороны тюремного коридора, так же как и возобновлённой здесь же в конце 1980-х гг. часовни. Таким образом, алтарь Тихоновской церкви находился первоначально напротив входа, у северной стены тюрьмы, но в 1888 г. по указу епископа Орловского и Севского Симеона (Линькова) он был обращен на восточную сторону.
Долгое время Тихоновская церковь, размещаясь на верхнем этаже тюремного замка, не имела церковного завершения на кровле здания. Лишь спустя почти полвека, «в 1902 г., при епископе Иринее, внутренность храма обновлена и над ним устроен купол с крестом» представляющий собой глухой четверик, установленный на крыше над центральной частью тюремного замка. Над четвериком размещался низкий восьмерик, увенчанный луковичной главкой на круглом барабане. Судя по фотографическому изображению нач. XX в., вся конструкция была деревянной, щедро украшенной резными полотенцами, причелинами, ширинками, городками, поясками и кокошниками в «ропетовском» стиле, характерном для конца XIX столетия. Вместо окон по сторонам света размещались нити с изображениями в них святых. Центральное место занимала икона святителя Тихона Задонского.
Что же касается внутреннего убранства, то, по свидетельству современника, «храм этот внутри тюрьмы хоть и маленький, но производит приятное впечатление художественно-прекрасной отделкой. Здесь имеются высокохудожественной работы по живописи иконы, в серебряных вызолоченных чеканной работы ризах с драгоценными камнями, много дорогих риз и облачений, пожертвованных елецкими благотворителями, и других священных предметов». [4]
Судя по упоминанию хоров в храме, после перестройки 1902 г. Тихоновский храм стал двусветным, с устройством хоров, которые размещались в объёме надстройки, в четверике. Устройство хоров в объёме существовавшего третьего этажа по причине небольшой высоты, не превышающей 3 м, было бы невозможно. Ведущая на крышу белокаменная лестница шла, по-видимому, на хоры, где во время богослужений могли размещаться тюремные служащие. Таким образом, небольшой по размерам храм за счёт хоров увеличил число молящихся до полутора сотен. На стене между вторым и третьим этажами над центральным входом в тюрьму была устроена миниатюрная звонница в виде навеса с двускатной кровлей и висящего под ним колокола.
Причт тюремного храма первое время составляли священник, диакон и псаломщик, а в начале XX в. — лишь один священник, окормлявший заключённых тюремного замка, которых насчитывалось в разное время от 100 до 130 человек. Тихоновский храм вместе с хорами вмещал 120-140 человек. [5] Для обучения и назидания узников при церкви была школа и установлены чтения. Имелось две библиотеки: учебная для школы и общая с религиозно-нравственными и популярно-научными книгами. [6]
Священник Тихоновской церкви в 1907-1910 г. Виталий Митрофанович Александровский кроме служения в самом храме исполнял обязанности учителя и законоучителя в тюремной школе и тюремного библиотекаря, а также обучал арестантов церковному пению в созданном им при тюремной церкви хоре. Помимо этого, он окормлял пациентов Елецкой городской больницы. [7]
Тюремный храм Святителя Тихона Задонского посещали многие орловские и елецкие архипастыри: Макарий (Миролюбов) — в 1872 и 1874 гг., Симеон (Линьков) — в 1883 г., Мисаил (Крылов) — в 1889 г., Митрофан (Невский) — в 1897 г., Никанор (Каменский) — в 1899 г., Кирион (Садзагелов) — в 1905 г., Митрофан (Землянский) — в 1911 г., Павел (Вильковский) — в 1916 г. Ктитором храма в 1903-1911 гг. состоял елецкий первой гильдии купец Николай Иванович Романов. [8]
Закрытие церкви в Елецкой тюрьме, как и большинства домовых храмов в России, произошло вскоре после революции и принятия в 1918 г. декрета об отделении церкви от государства.
К настоящему времени от тюремной церкви не осталось и следа: храмовое завершение разобрано вместе с крышей и на месте перекрытий третьего этажа в 1970-е гг. устроен открытый, без кровли, прогулочный двор для заключенных.
В настоящее время под церковные службы временно используется одно из тюремных помещений. А руководством тюрьмы ставится вопрос о воссоздании на кровле здания главки Тихоновского храма.
Священно- и церковнослужители храма святителя Тихона Задонского:
Священники:
Диомидов Фёодор — 1869-1870
Звенигородский Василий — 1870-1906
Покровский Алексей — 1906
Александровский Виталий Митрофанович — 1907-1910
Окороков Михаил Георгиевич — 1911-1917
Диаконы:
Булгаковский Иаков – 1882-1896
Псаломщики:
Грабилин Иван Тимофеевич – 1872-1882
Примечания:
1. ГАОО. Ф. 4. Д. 5527. Л. 456.
2. ГАЛО. Ф. 274. Oп. 1. Д. 8. Л. 217-218.
3. Голос порядка. 1911. № 459. С. 3.
4. Голос порядка. 1911. № 459. С. 3.
5. Голос порядка. 1912. № 642. С. 3.
6. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 260-261.
7. ГАЛО. Ф. 157. Оп. 8. Д. 106. Л. 33 об.
8. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С. 161; ОЕВ. 1916. № 18. С. 516.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»