Знаменский женский монастырь — Страница 2 — Воргол.Ру

Знаменский женский монастырь

Знаменский монастырь
Знаменский монастырь. Литография 1870-х гг.

В 1885 г. с южной стороны Знаменского монастыря устроены святые ворота, украшенные живописными изображениями святых. Заново были выложены ступени, перила из тёсаного камня с чугунными решетками и двумя фонарными столбами. Это, вкупе с живописной лестницей на Каменную гору, придало Знаменскому монастырю неповторимый вид, ставший гордостью ельчан и достопримечательностью, поражавшей воображение приезжих. [41]

В том же 1885 г. Знаменский монастырь посетил епископ Орловский Симеон (Линьков), заметивший, что летний Знаменский храм срочно требует подновления. После этого в 1886 г. собор был отремонтирован и расписан инокинями из живописной мастерской, открытой в обители в 1879 г. под руководством художника П.А. Соколова.

В 1889 г. Каменногорскую обитель удостоил архиерейского посещения Преосвященный Мисаил (Крылов). Он отслужил в монастырском соборе Божественную литургию, посетил могилу затворницы Мелании. Усмотрев ряд неисправностей в жизни монастыря, епископ назначил в помощь игумении Клеопатре, уже несколько лет как потерявшей зрение, совет из четырёх старших монахинь для управления обителью. Впрочем, и сама матушка Клеопатра, прекрасно осознававшая в последние годы свою немощность в управлении столь большим монастырем, сразу попросилась на покой и вскоре была уволена от должности настоятельницы. Прожив в обители ещё чуть более года, игумения Клеопатра скончалась 25 декабря 1890 г. на 72 году жизни и была погребена возле могилы игумении Павлины.

Новой настоятельницей Знаменской обители в ноябре 1889 г. стала письмоводительница Орловского Введенского монастыря монахиня Валерия (Тарновская), возведённая 21 ноября т. г. епископом Мисаилом в сан игумений.

Первым делом матушка Валерия озаботилась исполнением воли епархиального начальства — 30 января 1890 г. при монастыре открылась церковно-приходская школа на 100 девочек в двухэтажном доме на южном склоне горы, у южных ворот, на уровне предпоследней площадки многоярусной каменной лестницы. В ней воспитанницы бесплатно учились грамоте и рукоделию. Учителями Закона Божия были монастырские священнослужители — священник Николай Иоаннович Невский и диакон Василий Онисимович Попов, а преподавательницами грамоты и рукоделия — местные монахини.

Следующим крупным шагом игумений Валерии в деле благоустройства обители стал ремонт Знаменского храма. Прежде всего в холодной церкви было устроено водяное отопление, так как нижняя тёплая церковь в зимнее время уже не могла вмещать всех молившихся сестёр. Работы начались летом 1890 г., а в 13 сентября после ремонта и подновления иконостасов была освящена нижняя церковь; 21 сентября того же года после ремонта и устройства водяного отопления был освящён верхний храм. С северной стороны к Знаменскому храму пристроили крытую паперть.

27 ноября 1890 г. состоялось торжественное открытие трапезного корпуса, построенного по желанию и благословению Преосвященного Орловского Мисаила для сестёр обители. На открытии её присутствовали и многие благотворители из числа елецкого купечества, помогавшие монастырю в осуществлении этой постройки.

1892 г. в приобретённом деревянном доме устроена больница для сестёр обители, заведовала которой казначея монастыря монахиня Мелитона. В 1893 г. была перекрыта крыша на церкви, побелена колокольня, отремонтирована гостиница. Сделано ещё многое для того, чтобы к началу XX в. Знаменская обитель стала известной своим благоукрашенным видом снаружи и строгим иноческим укладом внутренней жизни. Труды игуменьи Валерии на этом поприще были оценены по заслугам — в 1893 г. она всемилостивейше пожалована наперсным крестом.

Игумения Валерия в 1890-е годы
Игумения Валерия (предположительно). Фото 1890-х гг.

Её преемницей на посту настоятельницы Знаменского девичьего монастыря на Каменной горе стала монахиня Брянского Петропавловского монастыря Рафаила. Происходила она из купеческой семьи Бредихиных. В 1862 г. была определена в монастырь и в том же году облечена в рясофор, а в 1889 г. пострижена в монашество. В Петропавловской обители монахиня Рафаила проходила клиросное послушание, была регентшей и уставницей. 20 июля 1900 г. определена настоятельницей Елецкого Знаменского монастыря, а 29 августа т. г. Преосвященным Орловским Никанором (Каменским) возведена в сан игумении. [42] В 1914 г. её сменила монахиня Антония (Криворотова), возведённая вскоре в сан игумений и управлявшая Знаменской обителью вплоть до самого закрытия.

Насельницы и духовенство Знаменского монастыря с учащимися
Настоятельница, насельницы и духовенство Знаменского монастыря с учащимися церковно-приходской школы. В центре – игумения Рафаила, третий слева – настоятель Знаменского собора о. Иоанн Иосифович Соколов, второй слева – диакон Григорий Архангельский, третий справа – священник Владимир Павловский, второй справа – диакон Петр Иоаннович Соколов. Фото второй половины 1900-х гг.

Трудами матушек Рафаилы и Антонии, а также многочисленных сестёр и послушниц, которых в начале XX в. насчитывалось соответственно 227 и 217 человек, Каменногорская обитель приобрела тот вид и то значение, которыми славилась далеко за пределами Ельца и Орловской губернии. Что же представлял собой Знаменский монастырь в начале XX в.? С южной стороны, от города, Знаменский монастырь со своими башнями, высокой оградой и широкой каменной местностью имел «как бы вид кремля или какого-то средневекового замка». Обнесённый высокой каменной оградой, внутри монастырь скрывал от мира несколько десятков келий, в которых проживали сестры. Все кельи, построенные монахинями на собственные средства, по свидетельству современника, «весьма изящного фасада, покрыты железом, обнесены палисадниками, в которых видятся разнородная растительность, цветы и деревья, придающие красоту и жизненность каменистой местности».

Настоятель Знаменского собора Иоанн Соколов с матушкой Агриппиной
Настоятель Знаменского собора обители о. Иоанн Иосифович Соколов с матушкой Агриппиной. Фото 1910-х гг.

К лучшим зданиям монастыря относились Знаменский храм, колокольня и двухэтажный трапезный корпус. Всего на территории монастыря насчитывалось 150 построек! Келейные корпуса были выстроены по периметру монастырских стен. Собор находился в южной части монастыря, против ворот. В верхнем этаже храма престолы были освящены в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы, св. Димитрия Ростовского (правый), св. преподобного Варлаама Хутынского и св. Тихона Задонского (левый). В нижнем этаже два престола — св. Митрофана и св. Николая. [43]

Сохранившиеся документы позволяют представить внутренний вид Знаменского храма после ремонта 1890 г. Через западный вход посетитель попадал в обширную светлую трёхнефную трапезную с колоннами коринфского ордера. Решётки между колонн отделяли центральный неф, где во время богослужения стояли богомольцы, от боковых нефов, предназначенных для инокинь.

Священник Знаменского собора Исидор Павлов с семьёй
Священник Знаменского собора обители о. Исидор Васильевич Павлов с семьёй. Фото 1910-х гг.

На западной стене трапезной в трёх отдельных рамах располагались мозаики с видами старого Иерусалима и горы Голгофы с подробным изображением на ней от дельных сцен из страданий Христа Спасителя, а «в кувуклии храма Иерусалимского изображено Господа Нашего Торжественное Воскресение». Картины эти были выполнены схимонахиней Марией.

С правой стороны у стены стояла в форме изящной вызолоченной гробницы под стеклом превосходная плащаница, шитая золотом; художественное изображение Спасителя, венец и опоясание сделаны из серебра, усыпаны жемчугом и цветными камнями. Гирлянды же из роз и слова кругом: «Благородный Иосиф…» вышиты золотом. Это работа выполнена монахиней Лидией в 1892 г.

По обе стороны арки — иконы в серебряных с позолотой ризах и вызолоченных киотах. Замечательна икона, расположенная с левой стороны от арки, — Божия Матери Иверская в сребропозлащённой ризе, украшенная жемчугом и дорогими камнями, в бронзовом киоте. Пожертвована она в монастырь московским купцом Ивановым. С противоположной стороны — точно такого же размера Иверская икона Божией Матери в сребропозлащённой ризе, присланная в обитель братией Афонского Пантелеимонова русского монастыря 20 августа 1870 г. Размер иконы — высота 2 арш., ширина 1,5 арш. Риза на ней сделана усердием монахини Тавифы. На левой стороне, рядом с Иверской, иконой большой образ с изображением свв. Николая, Сергия, Тихона Задонского и других. Риза на ней серебряная с такими же венцами. Икона пожертвована послушницей монастыря Татьяною Семёновной Савковой. Много было и других икон в серебряных с позолотой ризах и в киотах.

Иконостас главного нефа — трёхъярусный с резьбой и позолотой. Местные иконы в серебряных с позолотой ризах: с правой стороны — Спаса Вседержителя, с левой — Божией Матери «Троеручица», уцелевшая от пожара в 1769 г. Вверху иконостас венчало изображение Вознесения Христова. Посреди храма — люстра из 30 свечей, перед иконами — красивые металлические подсвечники. На среднем престоле, освящённом в честь Знамения Пресвятой Богородицы, находился изящной работы большой серебряный с позолотой ковчег. На горнем месте в проёме центрального окна — изображение Воскресения Христова на тонком полотне, а выше окна – «Тайная Вечеря». Над жертвенником – «Снятие со креста Спасителя», а с правой стороны – «Спаситель, молящийся в Гефсиманском саду».

Иконостас правого придела во имя святителя Димитрия Ростовского — одноярусный с позолотой. В алтаре этого придельного престола были следующие замечательные вещи — большой деревянный Животворящий Крест с предстоящими на горнем месте) сребропозлащённый ковчег в форме кувуклии на престоле, устроенный усердием монахини Тавифы, а также большой бронзовый ковчег с частицами мощей многих святых, среди которых свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст, вмч. Пантелеимон, вмч. Димитрий Солунский, равноапостольная Мария Магдалина, святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский и другие. Ковчег этот был устроен в 1885 г.

Третий престол храма посвящен св. Варлааму Хутынскому, частица святых мощей которого находится в иконе этого святого, издревле хранящейся в обители. А в 1861 г. после обновления Знаменского храма этот престол был посвящен ещё и новопрославленному святителю Тихону Задонскому, при жизни очень любившему эту обитель и много сделавшему для её восстановления. Почитание же Святителя среди сестёр Знаменского монастыря всегда было столь велико, и престол, посвященный ему, стал едва ли не первым в России.

Монахини и послушница Знаменского монастыря
Монахини и послушница Знаменского монастыря. Фото начала XX в.

Самые чтимые и древние образы Знаменской обители находились в специальных вызолоченных киотах у опорных столбов храмовой части. Это и главная святыня — чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Знамение», принесенный на Каменную гору монахом Савватием. Размеры его: высота 1 1/4 арш., ширина 13 1/2 верш. Существовало предание, что образ до этого был в Курской Коренной пустыни. [44] Он благополучно сохранился в огне пожара 1769 г. и стал с тех пор особо почитаем насельницами обители и всеми жителями Ельца. От Знаменской иконы произошло много чудотворений, а благодарные ельчане дважды устраивали для чудотворного образа сребропозлащённую ризу, пред которой всегда теплилось несколько сребропозлащённых лампад. Вот что писал о почитании иконы Божией Матери «Знамение» церковный историк Алексей Константинович Воскресенский: «Многочисленные привески — дар усердных и благодарных богомольцев, исцелившихся от святой иконы от своих многоразличных недугов и болезней, суть безмолвные, но красноречивые свидетельства чудотворений святой иконы». Икона спасла обитель от сильного пожара 1847 г., истребившего большую часть Ельца. По свидетельству А. Воскресенского, каждую среду чудотворный образ выносился на середину храма, где перед ним совершалось молебное пение и читался акафист иконе Божией Матери «Знамение». [45]

Вид с лестницы Знаменского монастыря
Вид с лестницы Знаменского монастыря. Фото начала XX в.

К числу наиболее почитаемых икон относился и образ Христа Спасителя, также чудесным образом уцелевший в огне пожара 1769 г. Лик иконы в нескольких местах носил как бы следы ожогов, а образ долгое время оставался без ризы. До тех пор, пока однажды утром 1839 г. инокини не нашли за воротами обители две сребропозлащённые ризы, одна из которых была как раз по размерам этого образа. Другая риза точно подошла на ещё один почитаемый ельчанами образ — икону Божией Матери «Троеручица». Эту икону тоже не смог уничтожить огонь пожара 1769 г., и она находилась в иконостасе Знаменского престола слева от Царских Врат. Как и образ Спасителя, икона Божией Матери «Троеручица» была написана в славяно-сербском Хиландарском монастыре на святой горе Афон.

Древний образ иконы Божией Матери «Живоносный источник», расположенный за левым столпом в храме обители, несколько отличался от общеизвестного: на нём вместо болящих неисцелимыми недугами людей под изображением Богоматери и Богомладенца были изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Откуда и как попала в монастырь написанная в начале XVIII в. икона, уже никто и не помнил. Размеры её — 12 1/2 x 7 1/2 верш. Была украшена сребропозлащённой ризой.

Вид на Знаменский монастырь начала XX века
Вид на Знаменский монастырь. Открытка начала XX в.

Почитались сестрами обители и богомольцами два вышеупомянутых образа Иверской Божией Матери, первая — из Афонского Пантелеимонова монастыря, вторая была точной копией с московского списка и передана в дар московским купцом Ивановым. Икона эта помогла Ельцу во время эпидемии холеры в 1870 г. — её носили по домам, и она помогала жителям в исцелении недуга. В 1890-х гг. на лике этого образа несколько раз появлялись слезы, следы которых были заметны и позднее. Свидетельства о чудотворениях и исцелениях, случившихся при этом, были записаны в монастырской летописи.

Точной копией древнего образа была и Фёдоровская икона Божией Матери, известная многими случаями чудотворений по молитвам ельчанок, моливших Богоматерь о благополучном чадорождении. Икона размером 15 х 20 верш, в сребропозлащённом окладе помещалась за правым клиросом Знаменского собора.

Среди чудесно уцелевших в пожаре 1769 г. были и две иконы святителя и Чудотворца Николая. Первая из них — древний образ святителя размером 1 арш. 3 верш., на 12 верш., известный под именем «Можайского», раскололась пополам, но была позднее соединена и украшена сребропозлащённой ризой. В начале XX столетия этот образ был перенесён в специально устроенный на вокзале железнодорожной станции Ельца киот, где возле него постоянно несла своё послушание одна из сестёр Знаменского монастыря. Другая икона святителя Николая, размером 1 1/2 x 1 арш., после пожара долгое время оставалась потемневшей от огня и лишь в 1860-х гг. была почищена и также украшена ризой.

Знаменит был образ в вызолоченной ризе Страстей Господних. В средине его находился серебряный четырёхконечный крест с частицами мощей нескольких святых — апостола Андрея Первозванного, первомученика архидиакона Стефана, великомученика Иоанна Воина, благоверного князя Александра Невского, преподобного Алексия, человека Божия, царевича Димитрия и др. Крест этот был пожертвован обители елецкой помещицей Екатериной Ивановной Тарасовой 5 марта 1854 г.

В нижней церкви Знаменского собора за левым клиросом в киоте под стеклом находилась замечательная икона Елецкой Божией Матери. Согласно сохранившемуся описанию этого образа, «Царица Неба и земли — Матерь Божия стоит на облаках, окружённая воинством Ангелов. Десною рукою Она указует на изображение внизу, с правого угла иконы, — сонма Святителей у стен Московского Кремля торжественно сретающих образ Богоматери, принесённый из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 1 аршин вышины и 13 вершков ширины в вызолоченном киоте. Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери в иконостасе в Елецком Троицком монастыре и в церкви Аргамаченской слободы». [46]

Знаменский монастырь, пользовавшийся особым расположением святителя Тихона Задонского, имел у себя и «существенный памятник его благовнимания к себе» — живописный портрет архипастыря. На нём Святитель изображён незадолго до своей кончины, облачённым в мантию, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом в левой руке. Портрет был подарен самим угодником Божиим Матроне Солнцевой, будущей монахине Олимпиаде.

А в 1861 г. епископ Феофан (Говоров), посетивший Знаменскую обитель после торжественного открытия мощей святителя Тихона Задонского, прислал в память своего пребывания в Ельце игумений Павлине собственноручно написанный им образ Казанской Божией Матери в сребропозлащённом окладе — точную копию Вышенской иконы размером 7 x 6 вершков, который вскоре стал одним из самых почитаемых в Ельце.

Хор Знаменского монастыря начала XX в.
Хор (предположительно) Знаменского монастыря. Фото начала XX в.

К достопримечательностям обители относился также бронзовый ковчег, в котором хранились: икона Воскресения Христова, написанная в Иерусалиме на части стропилы с храма над Гробом Господним, икона св. великомученика Георгия, вырезанная на обломке каменной плиты, более тысячи лет покрывавшей гробницу с мощами святого, части древа Животворящего Креста и камня гроба Господня, частицы св. мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Митрофания Воронежского и Тихона Задонского; священномучеников Дионисия Ареопагита, Агафангела, Харлампия, Феодора Тирона, Димитрия Солунского, Нестора, Антипы, Конона, Василиска, Феодота Анкирского, архидиакона Лаврентия, целителя Пантелеимона, Варвары, Марины, равноапостольной Марии Магдалины; преподобных отцов Саввы Освященного, Евфимия Великого, Моисея Угрина, Дионисия и Нила Афонских, Агапита, врача печерского, и преподобного Иоанна Пустынника. [47] В 1912 г. в монастырь была пожертвована икона новопрославленного святителя Иоасафа Белгородского с частицей его облачения. [48]

Знаменский монастырь в начале XX в.
Знаменский монастырь. Фото начала XX в.

Кроме своих многочисленных святынь, Знаменская обитель привлекала ельчан и паломников ежегодными крестными ходами с иконами и хоругвями к святому источнику из монастыря в день Преполовения по Пасхе, 1-го августа (старого стиля), в пятницу на Светлой седмице с иконой Божией Матери «Живоносный источник» и в 9-ю пятницу по Пасхе. Во вторник на Светлой седмице с Иверской иконой Божией матери, хоругвями и св. артосом ход совершался вокруг Знаменского храма.

В начале XX в. Знаменскому монастырю принадлежал так называемый Крестовоздвиженский скит с хутором, двумя прудами, садом, огородом, 85 аршинным колодцем, 40 десятинами леса, домовой церковью Воздвижения Честного Креста, способной вместить более сотни человек, в селе Крутом Елецкого уезда. [49]

Рассказ о славном прошлом Знаменской женской обители будет далеко не полон, если обойти вниманием великую елецкую подвижницу — затворницу Меланию, прославившуюся далеко за пределами монастыря своей праведной жизнью и христианскими подвигами.

Затворница Мелания. Литография
Затворница Мелания. Литография XIX в.

Родилась она в 1759 г. в семье однодворцев Ламской слободы города Ельца Памфила и Феодосии Пахомовых. Воспитывалась Мелания в строгом православном духе и с самого детства чувствовала влечение к иноческой жизни. Часто посещая Знаменский монастырь, расположенный вблизи её дома, будущая подвижница желала поступить туда монахиней. Однако брат её не хотел и слышать о монастыре и намеревался выдать Меланию замуж. В день, назначенный для помолвки, Мелания убежала из дома и несколько дней скрывалась в доме соседей. Вскоре она всё-таки добилась согласия брата и в 1778 г. поступила в число женщин и девиц, проживавших в стенах упразднённой Знаменской обители, где вместе с другими сестрами удостоилась общения со святителем Тихоном Задонским во время его пребывания в Ельце. Впоследствии Мелания неоднократно посещала Святителя в Задонском Богородицком монастыре, сохранив до конца своих дней к нему глубокую любовь и уважение. Именно при Тихоне Задонском, как считается, Мелания приняла монашеский постриг с именем Мирония.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » Храмы и монастыри Ельца
Обновлено: 01.05.2022
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий