Тем временем нарастала волна антимонастырской кампании, развёрнутой местными властями. В декабре 1928 г. были организованы письма рабочих типографии и механического завода за ликвидацию монастыря, а 6 января 1929 г. елецкая газета «Красное знамя» сообщила, что «собрание рабочих спиртоводочного завода единодушно высказалось за закрытие женского монастыря и организацию в нём рабочего поселка». Эта же газета поставила вопрос: «Кто следующий?» [62] На призыв откликнулись в основном домохозяйки, собравшиеся в библиотеке на лекцию «Женский монастырь и его вредная деятельность». На ней 120 человек единогласно постановили: «Просить горсовет разогнать осиное гнездо поповства, укрепившееся за стенами монастыря». [63]. После этого газета, прикрываясь политическими заголовками «Классовый враг в рясе наступает», «Монастырь мешает культурному строительству, являясь рассадником суеверия и религиозного дурмана», развернула грязную клеветническую кампанию против монастыря и его насельниц. Статьи в газетах, захлебываясь от дикой злобы по отношению к церкви, доходили до откровенной лжи и даже абсурда: «…монастырь не только является местом различной контрреволюции, но и местом, где находят приют различные проходимцы и мошенники. Монастырь, как это установлено, является ничем иным, как публичным домом, сеющим заразу среди окрестного населения». Требования закрыть монастырь «единогласно» поддержали рабочие типографии и механического завода, а также коммунальщики, пищевики, совторгслужащие и пр. [64]
14 марта 1929 г. пленум Елецкого горсовета единогласно принял решение о закрытии Знаменского монастыря и передачи его зданий под культурно-просветительские цели. Окрисполком вскоре утвердил это решение. [65]
В мае того же года монахинь начали выгонять из келий, хотя строили они их на собственные деньги. Но закон гласил: «Все бывшие церковно-приходские дома, независимо от того, на чьи средства (государственные, частных лиц, церковные и т. п.) они выстроены, согласно декрету СНК от 23.01.1918 г. и инструкции народного комиссариата юстиции от 24.08.1918 г., являются национализированными и составляют имущество государства». [66] 29 мая газета «Красное знамя» радостно доложила, что все обитатели монастырских келий в полном составе выселены из монастыря. Среди последних насельниц при этом упоминались «три сестры Тарасовы, Евдокия Гнездилова, мать Трофея…». Сразу же началось заселение опустевших 120 квартир семьями рабочих. [67]
Наступил черёд дележа монастырского имущества. 21 июня 1929 г. «комиссия по ликвидации церкви бывшего женского монастыря» приняла по акту церковное имущество. Предметы «исторической и художественной» ценности предполагалось передать в музей, «богослужебные вещи» по заявкам верующих могли быть переданы в другие храмы. Колокола, мебель, чугунные памятники и решётки должны были поступить в Окр-ФО для реализации «в установленном порядке». Комиссия решила также снести чугунную часовню на могиле затворницы Мелании «как не представляющую музейного значения и мешавшую движению в городке». [68]
Священник Исидор Васильевич Павлов, служивший в Знаменском соборе монастыря с 1917 г., сумел спасти два святых образа — Спасителя в терновом венце и икону Божией Матери, которые позднее семьёй Павловых были переданы в Казанскую церковь и Вознесенский собор. Сам о. Исидор был вынужден покинуть Каменную гору и впоследствии служил в различных храмах города. Будучи духовно близок к священномученику Сергию (Звереву), архиепископу Елецкому, о. Исидор несколько раз в 1920-1940-х гг. подвергался арестам и тюремным заключениям на различные сроки.
Ещё более трагичной была судьба последней настоятельницы Знаменской обители — игумении Антонии (Криворотовой). В 1929 г. она была арестована вместе с протоиереем Владимиром Кавказским и выслана на три года в Казахстан, но после окончания срока ссылки вернулась в родные края. По воспоминаниям старожилов, бывшая настоятельница в конце 1930-х гг. приняла мученическую смерть. Могила её ныне находится на старом городском Казанском кладбище, за ней ухаживают сестры восстанавливаемого монастыря, а священнослужители совершают панихиды по всем насельницам, убиенным и замученным в годы богоборческого режима. [69]
По-разному, но в основном так же тяжело сложились судьбы других насельниц Знаменской обители. Многие из них были арестованы по сфабрикованным делам и приговорены к расстрелу или длительным срокам заключения. Отбыв срок, часть монахинь вернулась в Елец, где некоторые из них продолжали служить церкви в роли алтарниц, певчих и уборщиц Вознесенского собора или Казанской церкви. Им старались помогать чем могли архимандрит Исаакий (Виноградов) и протоиерей Николай Овчинников.
Так же печально сложилась и судьба всего монастырского комплекса. Постройки монастыря после его закрытия использовались под жильё, постепенно приходя в упадок. Вся территория монастыря стала официально именоваться на карте города Рабочим городком. Знаменский собор был разрушен. В 1937 г. начался процесс разрушения храма: «29 апреля власти приняли решение: «Учитывая крайне медленное поступление фондируемых стройматериалов на строительство школы и детского сада … разрешить ГОРОНО произвести разборку железной кровли, междуэтажных перекрытий, балок и пола в закрытой и подлежащей слому монастырской церкви в рабочем городке … стоимость их зачислить в доход бюджета…». [70] По другим сведениям, храм разбирали во время Великой Отечественной войны. Скорее всего, в это время он был просто окончательно разрушен. Сломаны были также трапезный корпус, часть келий, часовня на святом источнике под Каменной горой. Выстояла лишь колокольня, некоторые кельи, в которых проживали ельчане, да мощные монастырские стены, продолжавшие стоять среди разрухи и запустения как символ духовной крепости…
Остатки монастырского комплекса решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. и постановлением Совета министров РСФСР от 1974 г. были поставлены под охрану как памятник истории и культуры. Но никаких мер к его спасению тогда принято не было. В последующие годы продолжали осыпаться стены и башни, ветшать колокольня, разрушаться жилые дома — бывшие кельи. Наконец, в конце 1980-х гг. были предприняты попытки ремонта южной монастырской стены и лестницы, ведущей к святым воротам. В субботниках на восстановлении стены принимал участие липецкий общественный клуб реставраторов «Русь».
В 1997 г. комплекс монастырских строений был передан Русской Православной Церкви в лице общины Вознесенского собора города Ельца. К этому времени сохранилось лишь несколько келий, монастырские стены, колокольня и спуск к святому колодцу, имеющие очень живописный вид. Силами верующих ельчан и общины Вознесенского собора за несколько лет был расчищен фундамент разрушенного Знаменского собора, у алтаря которого установлен крест с лампадой и уложены сохранившиеся могильные плиты с древнего монастырского кладбища. На этом святом месте и на благоустроенной могиле затворницы Мелании постоянно служились панихиды.
В 1998 г. власти города отдали верующим участок земли под Каменной горой у южной лестницы для восстановления надкладезной часовни и устройства купальни, проект которых выполнил А.В. Новосельцев. В 2001 г. Вознесенскому собору были переданы три домика из числа бывших монастырских келий, в которых была устроена временная домовая церковь. Но полномасштабные восстановительные работы и возрождение самого монастыря стали реальностью только после учреждения Липецкой и Елецкой епархии, когда необходимость возрождения святой обители стала осознаваться всеми — и священноначалием, и жителями Ельца, и городскими властями, ведь один из древнейших русских городов — Елец, славившийся до революции на всю Россию своими общежительными монастырями, десятками храмов и многочисленными светильниками веры и благочестия, до сих пор оставался без иноческой обители. И торжество православия и церкви Христовой требовали возрождения Елецкого Знаменского женского монастыря.
В пасхальные дни 2004 г. по благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, на территории монастыря начались постоянные богослужения.
В июне того же года при участии главы администрации города Ельца В.А. Соковых и благочинного второго Елецкого округа протоиерея Георгия Гостилина под стенами монастыря над святым колодцем была заложена часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Тем временем готовилось официальное открытие иноческой обители и шли приготовительные мероприятия. Летом 2004 г. по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона на территории монастыря в нескольких бывших кельях поселились два десятка монахинь и послушниц, чтобы под духовным руководством архимандрита Севастиана (Щербакова) вести восстановительные работы на территории обители.
На заседании Священного Синода 6 октября 2004 г., которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в числе других вопросов был заслушан рапорт Преосвященного Никона, епископа Липецкого и Елецкого, о благословении на открытие в городе Ельце Липецкой области Знаменского женского монастыря. И Синод определил открыть Знаменский женский монастырь. Исполняющей обязанности настоятельницы обители указом Преосвященного епископа Никона была назначена монахиня Херувима (Гончарова). А 10 декабря 2004 г. в престольный для возрождаемой обители праздник иконы Божией Матери «Знамение» после литургии в Вознесенском соборе Ельца на Каменную гору проследовал многолюдный крестный ход во главе с Владыкой Никоном и всем духовенством епархии. Все участники крестного хода смогли воочию убедиться, что восстановление Знаменского монастыря становится делом реальным и осуществимым. Об этом красноречиво говорили те огромные свершения, которые наблюдали сотни участников крестного хода, завершившегося торжественным молебном у стен монастырской звонницы, во время которого Владыка Никон освятил новые колокола, подаренные обители её благотворителями.
В январе 2005 г. Знаменской обители был передан для совершения службы Спасовский-Христорождественский храм, находящийся на другой стороне Ельчика и хорошо видимый с территории монастыря. Он в короткое время был приведён в надлежащий вид внутри, и сегодня в храме постоянно совершаются богослужения для насельниц Знаменского монастыря и прихожан.
В 2005 г. завершены работы по восстановлению часовни над святым источником у подножия монастыря, построена купель и благоустроена прилегающая к ним территория. В том же 2005 г. началось восстановление Знаменского собора по найденным архивным чертежам. К декабрю 2006 г. полностью восстановлен и перекрыт кровлею объём трапезной части, восстановлен четверик храма, в цокольном этаже трапезной устроено отопление.
Весной 2006 г. по проекту архитектора А.В. Новосельцева в древней части монастыря, там, где до пожара 1769 г. стояла Никольская церковь, заложен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца. Он выстроен за один строительный сезон и освящён Владыкой Никоном 31 декабря того же года.
В настоящее время ведётся расчистка и благоустройство огромной территории монастыря, окончена реставрация колокольни, восстанавливается монастырская ограда, построены новые трапезный и келейный корпуса, выкуплены и приведены в порядок несколько бывших келий. И с каждым днём священнослужители и насельницы Знаменского монастыря со всем тщанием и усердием приближают время полного возрождения славной своей историей и духовными подвигами Знаменской обители.
Настоятельницы Знаменского женского монастыря:
Иулита, игумения – 1683-1697
Капитолина, игумения — уп. 1700-1701
Вера, игумения — уп. 1706
Пелагия, игумения — уп. 1751-1757
Иулита, игумения — уп. 1764
Глафира (Таранова), игумения — 26.03.1823-1837
Павлина (Толстая), игумения – 1837-февраль 1867
Клеопатра (Головачёва), игумения — февраль 1867-1889
Валерия (Тарновская), игумения – 1889-1900
Рафаила (Бредихина), игумения – 1900-1914
Антония (Криворотова), игумения – 1914-1929
Священно- и церковнослужители храма Знаменского женского монастыря:
Священники:
Соломин Иоанн – 1822
Панов Иоанн – 1822
Барсов Иосиф — …
Попов Иоанн Хариторович – 1829-1846
Соломин Иоанн Яковлевич – 1839-1848
Барсов Иоанн Иосифович – 1844-1874
Воскресенский Михаил Алексеевич – 1850-1851
Невский Иоанн Петрович – 1852-1888
Рязанов Пётр Павлович – 1874-1894
Невский Николай Иоаннович – 1888-1897
Рязанов Иоанн Петрович – 1894-1897
Вуколов Михаил Иосифович – 1897-1904
Соколов Иоанн Иосифович – 1900-1916
Павловский Владимир – 1905-1917
Кавказский Владимир – 1917-1929
Павлов Исидор Васильевич – 1917-1929
Диаконы:
Троицкий Иоанн — 1822
Посельский Иоанн Васильевич – 1839-1858
Гассанов Иоанн Александрович – 1853-1869
Рязанов Пётр Павлович – 1859-1874
Николаевский Фёдор Александрович – 1870-1884
Бобров Павел — 1874
Попов Василий Онисимович – 1874-1896
Кузнецов Игорь Иоаннович – 1886-1905
Архангельский Григорий – 1897-1917
Соколов Пётр Иоаннович – 1906-1917
Токарев Николай — 1926-1929
Дьячки:
Федосеев Иван — 1797
Гассанов Иван Александрович – 1839-1852
Псаломщики:
Архангельский Владимир Григорьевич – 1905-1906
Примечания:
1. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 16 об. Геронтий. Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе. Елец, 1895. С. 12-14.
2. Геронтий. Указ. соч. С. 23.
3. Геронтий. Указ. соч. С. 24-29,31-32.
4. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 16 об.; Труды ОУ-АК. 1895. Вып. 1. — Орёл, 1895. С. 37-48.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп 1. Кн. 137. Л. 15-16.
6. Геронтий. Указ. соч. С. 35-37.
7. РГИА. Ф. 799. Оп. 55. Д. 307. Л. 1-4.
8. Воронежская старина. Вып. 5. — Воронеж, 1905. С. 96.
9. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 108.
10. Геронтий. Указ. соч. С. 37.
11. Геронтий. Указ. соч. С. 43.
12. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). Елец, 1999. С. 110-111
13. РГВИА. ВУА 18903. Л. 12.
14. Труды ОУАК. Вып. 2. Орёл, 1890. С. 17-19.
15. Воронежская старина. Вып. 10. Воронеж, 1911. С. 207.
16. Геронтий. Указ. соч. С. 44-45.
17. РГИА. Ф. 799. Оп. 55. Д. 307. Л. 1-5.
18. Геронтий. Указ. соч. С. 44-45.
19. Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. — Орёл, 1899. С. 442-443.
20. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 16 об.
21. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 16 об.
22. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1, Д. 25. Л. 17.
23. Ридингер Н. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 78; Геронтий. Указ. соч. С. 50-51.
24. Геронтий. Указ. соч. С. 51-52.
25. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10, 22; Геронтий. Указ. соч. С. 53.
26. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 1.
27. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 2-5.
28. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10.
29. РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 20-22; Труды ОУАК. Вып. 2. 1895. С. 16-23.
30. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1 Д. 25. Л. 16 об.
31. Геронтий. Указ. соч. С. 53.
32. РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 102. Л. 3.
33. Ридингер Н. А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец. 1993. С. 78. Очерки по истории Елецкого уезда. — Елец 1993. С. 78.
34. РГИА. Ф. 799. Оп. 9. Д. 25456. Л. 1-7.
35. РГИА. Ф. 797. Оп. 9. Д. 25456. Л. 1-9.
36. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 17.
37. Геронтий. Указ. соч. С. 65-66.
38. Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 78.
39. Геронтий. Указ. соч. С. 68.
40. Горлов В., Новосельцев А. Елец веками строился. Липецк, 1993. С. 246-247.
41. Геронтий. Указ. соч. С. 70.
42. ГАОО. Ф. 220. Oп. 1. Д. 95. Л. 3 об.-4.
43. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 107.
44. Геронтий. Указ. соч. С. 83.
45. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. С. 464-465.
46. Геронтий. Указ. соч. С. 78.
47. РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 462-466; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 107.
48. Голос порядка. 1912. № 639.
49. ОЕВ. 1912. № 23. С. 670-672; Геронтий. Указ. соч. С. 66-67.
50. ЕКМ.
51. ГАОО. Ф. 220. Oп. 1. Д. 95. Л. 1 об.-2.
52. Геронтий. Указ. соч. С. 73.
53. ГАОО. Ф. 304. Oп. 1. Д. 3.
54. ОЕВ. 1918. 3 18. С. 473.
55. Соха и молот. 1919. № 87.
56. Красное знамя. 1929. № 49. С. 2.
57. ГАЛО. Ф. Р-149. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
58. ГАЛО. Ф. Р-687. Oп. 1. Д. 118. Л. 126.
59. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 19664. Л. 236 об.
60. Морев Л. Закрытие Елецкого Знаменского женского монастыря / В кн.: Записки Липецкого областного краеведческого общества. Вып. V. Липецк, 2006. С. 130.
61. Морев Л. Елецкий Знаменский женский монастырь на Каменной горе. Задонск. 2007. С. 69.
62. Красное знамя. 1929. № 5. С. 3.
63. Красное знамя. 1929. № 3. С. 3.
64. Красное знамя. 1929. № 49. С. 2.
65. Красное знамя. 1929. № 64. С. 2; ГАЛО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 166. Л. 71 об.
66. ГАОО. Ф. Р-79. Oп. 1. Д. 49. Л. 86.
67. Красное знамя. 1929. № 138. С. 4.
68. Красное знамя. 1929. № 138. С. 4.
69. Доценко A.M. Святые лики над Ельцом. Елец, 2006. С. 44-45.
70. ГАЛО. Ф. Р-664. Oп. 1. Д. 9. Л. 1.
В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»