Из истории Липецкой и Елецкой епархии — Страница 2 — Воргол.Ру

Из истории Липецкой и Елецкой епархии

Общий вид Липецка от казенной гостиницы начала XX в.
Общий вид Липецка от казенной гостиницы. Слева — Покровская церковь, в центре — Троицкая, справа — Вознесенская церковь. Фото начала XX в.

Следующим шагом в борьбе советского государства против Церкви и всякого влияния её на общество явилась кампания по закрытию церковноприходских школ и уничтожению духовного образования. С января 1918 г. прекратили выплату зарплат преподавателям, здания передавались в народную собственность. Церковь лишили права вести метрические книги, выражаясь по-новому, записи актов гражданского состояния. Взамен церковной советская власть в Липецком уезде 12 февраля 1918 г. организует отдел гражданской регистрации [22]. В липецких храмах в январе 1919 г. изъяли метрические книги и передали их в новые отделы регистрации. А священников к записи актов гражданского состояния вообще запретили допускать [23]. В новых паспортах было запрещено указывать вероисповедание [24]. В соответствии с декретом СНК от 7 декабря 1918 г. не только храмы, но и кладбища к маю 1919 г. передали в ведение совдепов. Был проведён учёт всей церковной утвари с составлением описей в 4-х экземплярах [25].

Фрагмент плана города Липецка 1908 года
Фрагмент плана г. Липецка 1908 г. Под №1 — Вознесенская церковь, №2 — Троицкая церковь, №3 — Покровская церковь, №4 — Никольская церковь, №5 — Христорождественский собор, №6 — Петропавловская часовня

Местную власть специальными циркулярами подталкивали к закрытию церквей. «Закрытию и использованию в других целях эти здания подлежат только в тех случаях, 1) если не окажется граждан, желающих взять эти здания в пользование на условиях, изложенных в п. 5-8 инструкции Народного комиссариата юстиции, или 2) если в силу нужды в соответствующем помещении для общеполезных целей местный совдеп, отвечая запросам трудящихся масс (лучше всего на пленарном заседании), примет соответствующее решение» [26].

Началось планомерное поругание, и даже уничтожение православных святынь. В первую очередь это так называемая кампанию по вскрытию святых мощей. В Задонском Богородицком мужском монастыре честные мощи Святителя Тихона — главная святыня для всего нашего края — были вскрыты и поруганы, а затем изъяты и переданы в антирелигиозный музей. После этого последовало упразднение самих монастырей, которые исстари на Руси были островами духовности, твердынями духа и оплотами Православия. Интересен в этом отношении текст письма из отдела юстиции Рязанского губисполкома Раненбургскому уисполкому от 1919 г.: «Ввиду того, что многими уисполкомами неправильно понят декрет об упразднении монастырей и во многих уездах до сих пор монастыри не упразднены, а именно, в некоторых монастырях по-прежнему все корпуса и келии заселены монахами и монахинями, между тем они должны быть давно выселены, а помещения предоставлены для общеполезных культурно-просветительных целей, в других же уездах при упразднении монастырей монастырь передавался монахам как группе верующих, что в корне неправильно и недопустимо… В некоторых же случаях монахи ещё более тонко старались обойти декрет и обманули советскую власть, а именно: организовали или, вернее сказать, заявляли себя, бывшую братию, коммуной… Упразднить существующие в уезде монастыри в месячный срок со дня получения настоящего отношения <…> Монахи же и монахини как нетрудовой элемент должны быть немедленно выселены из монастырских корпусов» [27]. В рамках кампании по закрытию монастырей по всей стране к 1922 г. было упразднено 600 православных монашеских обителей.

Следующий этап антицерковной политики безбожной власти – изъятие церковной утвари. Искусственно был вызван голод в Поволжье, а хлеб эшелонами везли в Германию. «Спасти» голодающих решили за счет ограбления Церкви. Делая ставку на широкомасштабную и хорошо организованную кампанию по изъятию из храмов ценностей, советская власть решала для себя сразу несколько задач. Кроме прямого ограбления Церкви и нанесения ощутимого урона самой её деятельности, власть получала спровоцированные ей поводы для проведения репрессий в отношении священнослужителей и мирян, встававших на защиту своих приходских храмов. Вот как излагал эти задачи Ленин в секретном письме к Молотову: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» [28].

Вскоре с пометкой «строго секретно» вышло постановление Политбюро ЦК РКП(б) «Об изъятии церковных ценностей» с приложением записки Л. Троцкого. Вот выдержки из протокола этого заседания: «Об изъятии церковных ценностей» (Предложение т. Троцкого). Предложенный т. Троцким проект директивы принять <…> Председателем комиссии назначить т. Калинина <…> В каждой губернии назначить неофициальную неделю агитации <…> Агитации придать характер, чуждый всякой борьбы с религией и церковью, а целиком направленный на помощь голодающим <…> Внести раскол в духовенство, проявляя в этом отношении инициативу и взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто выступают в пользу изъятия. Видных попов по возможности не трогать до конца кампании, негласно, но официально (под расписку, через губполитотделы) предупредить их, что в случае каких-либо эксцессов они отвечают первыми <…> В случае, если бы черносотенная агитация зашла слишком далеко, организовать манифестацию с участием гарнизона при оружии с плакатами: церковные ценности для спасения жизни голодающих» [29].

23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Большевики планировали в результате этой акции получить 525 тыс. пудов серебра. При этом имя Троцкого как главного организатора кампании держалась в секрете, а вся публичная работа проводилась через М.И. Калинина. 8 марта 1922 г. постановление ВЦИК предписывало местным советам «…в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных имуществ <…> все драгоценные предметы из золота, серебра и камней». Предварительно новая власть ограбила музеи, изъяв экспонаты, «не имеющие особой ценности» [30].

Постановление ВЦИК 1922 года об изъятии церковного имущества
Постановление ВЦИК об изъятии церковного имущества. 1922 г. ГАЛО

Уже через три дня после постановления ВЦИК, 11 марта 1922 г., Липецкий укомпарт распорядился: «По проверке церковного имущества <…> немедленно приступить к изъятию. Организовать комиссию в составе: предкомголод т. Янкина, председателя уисполкома т. Донковцева и зав. УФО тов. Разорёнова». Комиссии приказывалось «…приступить к изъятию в первую очередь в г. Липецке. Начать с собора». Грабёж начался 16 марта [31]. Весной 1922 года во всех липецких храмах побывали комиссии, описавшие имущество церковных ризниц и проведшие экспроприацию золотых и серебряных предметов утвари. Исполнителям, например, по Кузьминской волости, выдали мандаты, подтверждающие их право «на изъятие ценностей в церквах, монастырях и синагогах»! Откуда, правда, в Кузьминской волости синагоги — не уточняется [32].

Изъятые «богатства» из липецких храмов вывозили пудами на подводах. 3 мая 1922 г. Липецкий уфинотдел сообщал, что с 16 марта по 2 мая было изъято церковных ценностей всего весом «31 пуд 16 фун. 92 зол. 88 дол., драгоценных камней 354 штуки. Из них бриллиантов 181 шт., бриллиантовых осколков 166 шт., алмазов 5 шт., <…> жемчужин 144 шт.» Из этого количества в самом Липецке к 1 мая изъято «…серебра 19 пуд. 28 фун. 72 зол. 11 долей и камней 496 шт.», которые отправлены в Москву [33].

Но, видно, и этого кому-то показалось мало. 17 мая из Тамбова в Липецк было отправлено письмо: «Произведено неполное изъятие ценностей из богатых церквей города Вознесенской, Троицкой, Собора, <…> что объясняется вашим упущением <…> немедленно производите изъятие, строго руководствуясь секретными инструкциями <…> Предупредить уисполкомы, что те из них, которые к 20-му мая <…> не закончат, будут сейчас же преданы суду…» [34].

В отдельных храмах общины смогли спасти часть драгоценной утвари. Согласно сохранившимся актам, утварь «исчезла» в сёлах Ссёлки, Ильино, Малей, Воскресенское, Кузовка и др. [35] Люди понимали, что истинные цели — не спасение голодающих. Ведь ещё в марте 1922 г. ВЦИК уточнял: «замена церковных ценностей хлебом и другими продуктами недопустима».

Изъятие церковных ценностей прошло в три этапа, последний этап — во время закрытия храмов. Но лишение Церкви огромного количества утвари и окладов икон не сделало храмы менее посещаемыми и нисколько не умалило духовной силы соборной молитвы верующих. 12 июня 1922 г. в нарушение декрета «О свободе совести» новым декретом ВЦИК вводился принцип «регистраций» местными органами власти всех религиозных обществ.

В борьбе с Русской Православной Церковью ставка в это время была сделана на раскол и поддержку обновленцев, план деятельности которых разработал Троцкий, санкционировал и обеспечивал 6-й отдел ГПУ по распоряжению и инструкциям Политбюро. «Прогрессивное» духовенство требовало смещения Патриарха Тихона, удаления из Церкви «монархических кругов», проведения широкомасштабных реформ в самой Церкви в духе революционных преобразований в государстве. Первое время, пользуясь поддержкой власти, обновленцы сумели захватить большое количество храмов, активно вели свою противоцерковную деятельность. Проходили даже обновленческие соборы. Но ни идеи, ни дела обновленцев не находили широкой поддержки у верующих, в том числе в нашем крае. Так, в июле 1923 г. после освобождения Патриарха Тихона из-под стражи православные священники и миряне Липецка направили Святейшему «сыновнее изъявление», в котором содержалась такая оценка происходящего: «Затеянная «Живой Церковью» религиозная революция, противная самой природе Христовой Церкви и крепкому ещё русскому здравому смыслу и православному народному чувству, должна окончиться: начало конца положено в том акте, который «Живая Церковь» сочла за полную свою победу. Назвавший себя Российским поместным церковным собором апрельский съезд живоцерковников в Москве своим неслыханным дерзким противособорным постановлением о низложении Вашего Святейшества окончательно выявил протестантский и насильнический лик «Живой Церкви», провел решительную грань в сознании верующих между истиною и ложью, утвердил нас, давно несочувствующих провозглашенному ею церковно-обновленческому движению, резанул по сердцу и заставил отшатнуться от него всех тех, которые относились к этому движению безразлично и под давлением легкомысленно делались живцами» [36]. Вообще в Липецке и уезде обновленцы не достигли тех успехов, которых добились в некоторых других городах Тамбовской епархии — Кирсанове, Лебедяни, Моршанске, Борисоглебске, самом Тамбове. И даже внешнее подчинение большинства духовенства руководящим органам обновленчества, чья власть и сила были основаны на власти и силе карающей десницы революции, не могло изменить ситуацию. Хотя в 1922-1925 гг. в Липецке действовала обновленческая епископская кафедра, которую возглавлял Василий Знаменский — бывший настоятель усманского собора, из вдовых священников, большинство клириков и мирян продолжали хранить верность «монархической и черносотенной» Патриаршей Церкви и возносить соборные молитвы о здравии и благоденствии Святейшего Патриарха Тихона [37]. Показательно в этом отношении стойкое сопротивление липчан попыткам обновленцев захватить городские храмы. Липецкий собор, например, так и остался у приверженцев Святейшего Патриарха Тихона.

Рапорт Липецкого уфинотдела об изъятии церковных ценностей
Рапорт Липецкого уфинотдела об изъятии церковных ценностей. 1922 г. ГАЛО

А вот как описывал ситуацию в Тамбовской епархии в письме Патрираху Тихону от 29 июля 1923 г. священник с. Иншаково, Тютчеве тож, Лебедянского уезда Пётр Алексеевич Шмарин — будущий епископ Липецкий Уар: «В настоящее время вся Тамбовская епархия в руках «живцов», однако настроение духовенства мне хорошо известно, и я смею утверждать, что 99% его состава подчиняется «обновленческому епархиальному начальству» лишь по крайней необходимости, грубо насилуемое, дожидаясь только благоприятного момента, когда оно может открыто порвать свою чисто внешнюю связь с преступной и отступнической организацией… К сожалению, духовенство в провинции настолько запугано, что при всей своей ненависти к установившемуся крайнему деспотизму и безобразию «живоцерковников» оказывается, однако, совершенно неспособным к активному против них выступлению и свержению ига их… Впрочем, в провинции за последнее время начинает выступать против «обновленцев» верующий народ, который доселе стоял как бы в стороне от совершающихся событий в церковной жизни, так как «обновление» его доселе непосредственно нисколько не касалось. В связи с переходом на новый стиль народ пробудился и увидел уже в одном этом прецедент посягновения на свое «святая святых». Духовенство оказалось между двух огней: епархиальное обновленческое начальство предписывает, под угрозой лишения мест, совершать богослужение непременно по новому стилю, а народ грозит расправой и изгнанием из прихода, если священник осмелится нарушить своим служением по новому стилю многовековой церковный быт и распорядок. Чем закончится наступившая церковная анархия, предрешать трудно, но, кажется, одно несомненно, что «живоцерковники», так легко завоевавшие себе господствующее положение, при крайне благоприятных для своей безпринципности внешних условиях, должны будут и в провинции скоро окончательно сдать свои позиции под стихийным натиском крайне враждебно настроенного по отношению к ним народа… Духовенство и жители Лебедянского уезда, оставшиеся верными историческим религиозно-нравственным началам и укладу Православной Церкви, не имеют фактически своего законного епископа и чувствуют себя в духовном отношении в настоящее время крайне сиротливо. Они не знают, как и куда им обращаться в своих неотложных церковно-приходских нуждах. Является крайняя необходимость в своем епископе, который объединил и вдохновил бы разрозненных пастырей и успокоил бы мятущихся пасомых» [38].

В середине 1920-х гг. начался новый этап в истории Православия в Липецком крае. В 1926 г. была создана Липецкая епархия, в которую вошли 6 районов — Липецкий, Боринский, Задонский, Нижне-Студенецкий, Краснинский, Лебедянский и Трубетчинский. При выборе кандидата в епископы выбор священноначалия пал на того самого вдового священника с. Иншаково Петра Шмарина. Свою роль здесь сыграло, видимо, и его письмо Святейшему, и тот факт, что когда-то он служил в Финляндии под началом архиепископа Сергия (Страгородского), возглавлявшего Русскую Православную Церковь в 1926 г. в качестве заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола. 20 августа 1926 г., по предварительном пострижении в монашество с именем Уар, Пётр Шмарин был хиротонисан во епископа Липецкого.

Первый Липецкий епископ родился 11 октября (по ст. ст.) 1880 г. в с. Новая Ситовка Липецкого уезда Тамбовской губернии в бедной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных. Мальчик рано остался сиротой и воспитывала его мать. Лишь при помощи местного священника Константина Васильевича Гиляревского, который взялся помочь способному мальчишке, Пётр Шмарин получил образование. По окончании сельской школы и Тамбовской гимназии он поступил в Иоанно-Богословскую учительскую семинарию в с. Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии. В 1904 г., после женитьбы на Клавдии Георгиевне Стрельниковой он был рукоположен в сан диакона к церкви с. Колояр Вольского уезда Саратовской губернии, а в 1910 г. — во священника к храму одного из островов Валаамского архипелага, где прослужил несколько лет. Потом был приход под Выборгом. После революции 1917 г. семья о. Петра вернулась в родные места, а сам священник оставался в Петрограде. В следующем году скончалась в Ново-Ситовке от тифа матушка Клавдия. Детей взяли родственники из Лебедяни и Липецка, а сам о. Пётр вскоре вернулся из Петрограда. 2 марта 1919 г. он получил приход в с. Иншаково в нескольких километрах от Лебедяни, где начался его исповеднический путь. В начале 1920-х гг. его несколько раз арестовывали, держали в тюрьме, угрожали расправой и требовали отречься от сана. На всё это будущий священномученик отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь, — этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую — тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия» [39].

Диакон Петр Алексеевич и Клавдия Георгиевна Шмарины
Диакон Петр Алексеевич и Клавдия Георгиевна Шмарины. Фото 1900-х гг.

В 1926 г., в сложное и трагическое для Русской Церкви время Владыка Уар возглавил Липецкую епархию. Ему сразу же пришлось столкнуться с целым рядом трудностей и проблем, усиленно создаваемых Церкви советской властью. С 1927 г. начался процесс расторжения договоров с общинами верующих, арендовавшими здания храмов для богослужений [40]. В бюллетене НКВД №26 (245) от 1 октября 1927 г. опубликован циркуляр №351 от 19 сентября 1927 г. «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества», в котором указывались предлоги и способы закрытия храмов, которые и взяли на вооружение органы власти Липецка. Советские органы могли «прекратить публичное пользование верующими молитвенным зданием, если таковое грозит падением или если скопление в разрушающемся здании культа большого количества молящихся является для последнего угрожающим в смысле обвала здания». Давались разъяснения, как изымать оставшиеся в храмах ценности, приспосабливать помещения под хозяйственные нужды и сносить. Указания и инструкции активизировали работу местных администраций. Здания объявлялись аварийными, от общин требовали проведения дорогостоящих ремонтов, брали помещения в аренду под склады для ссыпки хлеба с тем, чтобы больше не возвращать их верующим.

8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных общинах», а 1 октября того же года вступила в силу специальная инструкция НКВД. Эти документы по существу отвергли принципы свободы совести и развязали руки властям для произвола в отношении Церкви. Под видом перерегистрации общин, которую обязали завершить к 1 мая 1930 г., началось массовое закрытие православных храмов [41]. Не решаясь просто взять и опечатать посещаемые тысячами верующих храмы, органы государственной власти стали иезуитскими методами готовить видимость законности такого решения. Для этого фабриковались «наказы избирателей», «открытые письма рабочих», общины верующих громогласно обвинялись в долголетней неуплате налогов, оказывалось давление на членов церковных советов, сами храмы объявлялись находящимися в аварийном состоянии, представляющем опасность прежде всего для самих верующих и т.д. Таким образом, в 1930-е гг. были закрыты все городские храмы Липецка, последней, в 1940 г., — Успенская кладбищенская церковь.

Священник Петр Алексеевич Шмарин
Священник Петр Алексеевич Шмарин (слева). Фото 1910-х гг.

При этом некоторые храмы — Троицкий, Покровский и часовни вовсе были разрушены, а городские власти на собраниях и митингах бодро и радостно рапортовали об уменьшении числа культовых зданий в Липецке, явно «мешавших» построению социализма, докладывали о количестве кирпича, добытого из стен храмов для нового строительства. Рьяные строители светлого будущего накануне закрытия храмов изъяли из них колокола и всю «макулатуру» — богослужебные и метрические книги, церковные архивы, летописи храмов. Наша история и культура погибали на основании распоряжения окрисполкома за №505/с от 10/VII-1929 г. «Об изъятии церковных библиотек и архивов». Варварство это жёстко контролировалось. «В результате обследования некоторых РИКов обнаружено преступно-халатное отношение к выполнению… Учитывая важное значение этой операции как антирелигиозного мероприятия (прекращение религиозной агитации через печать), одновременно дающей промышленности около 4 вагонов бумажной макулатуры и ряд документов для антирелигиозной пропаганды, окрисполком предлагает <…> в 10 дневный срок закончить эту работу и об исполнении немедленно сообщить <…> указав приблизительное ВЕСОВОЕ (! — Выдел. авт.) количество изъятых материалов (отдельно по библиотеке и архиву)… Виновные в неисполнении этого постановления будут привлечены вплоть до предания суду» [42].

К примеру, 30 ноября Данковский РИК докладывал: церковные библиотеки и архивы изъяты «…приблизительно весом около 150 пудов» [43]. И неудивительно, что в архивах страны в наше время невозможно получить полноценных сведений ни по своим родословным, ни по истории церквей и монастырей, ни по истории православной культуры вообще.

Вид на Покровский (слева) и Троицкий храмы Липецка
Вид с Cоборной горы на Покровский (слева) и Троицкий (справа) храмы. Фото конца 1920-хх гг.

После этого в конце 1929 г. была введена кампания по изъятию из храмов «ненужных» предметов из цветных металлов, «необходимых стране для индустриализации» [44].

Постановлением Секретариата ЦИК от 15 декабря 1929 г. горсоветам райисполкомам предоставлялось «право регулирования колокольного звона», а решением СНК СССР за подписью его председателя Рыкова от 8 октября 1930 г. для получения 20 тыс. тонн цветного металла предлагалось «изъять колокола со всех церквей, где колокольный звон запрещён», а в остальных оставить один небольшой колокол. Предполагалось собрать 97950 т колокольной бронзы. 28 ноября 1930 г. по требованию «рабочей и бедняцко-батрацкой части города со всех церквей города Липецка, за исключением церкви Евдокиевского кладбища, все колокола, не исключая и малых, сняты» [45].

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Липецка
Обновлено: 08.04.2025
Поделиться в социальных сетях: