Храм Святой Троицы — Воргол.Ру

Храм Святой Троицы

Троицкая церковь «по своему наружному виду и внутреннему благолепию» по праву принадлежала к самым величественным и красивым храмам не только города Липецка и его уезда, но и всей Тамбовской епархии. Храм находился на Новобазарной площади города, куда в XIX в. переместился городской рынок и где ежегодно 23 апреля проводилась Георгиевская ярмарка [1]. Ныне часть этой площади занимают Коммунальная площадь и улица Барашева, а на месте храма находится футбольное поле стадиона «Металлург».

Западный фасад липецкого храма Святой Троицы
Западный фасад храма Святой Троицы. Фото начала XX в.

История строительства Троицкой церкви начинается 24 января 1828 г. Липецкий купец Хренников от лица доверителей — липецких купцов и мещан — обратился тогда к епископу Тамбовскому Афанасию с просьбой о дозволении построить «на новой Базарной площади вновь каменным зданием церковь во имя Св. Троицы с двумя приделами, первым — образа Божией Матери «Всех скорбящих радость», и вторым — Рождества честного славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна». Проситель сообщал, что некоторые из доверителей и разные благотворители «пожертвовали суммы до десяти тысяч рублей; сверх того приготовлено двести тысяч кирпича». От лица доверителей он обещал обеспечить церковь необходимым количеством земли, в том числе под кладбище, а также построить дома для причта.

Фасад Троицкого храма Липецка 1891
Фасад Троицкого храма. Рисунок И.П. Машкова. 1891 г. ЛОКМ

Вместе с прошением были представлены план и фасад храма. Сообщалось, что «место, предполагаемое для построения церкви <…> удобное и способное <…> на торговой площади от обывательских домов в длину восемьдесят, а в ширину шестьдесят сажен, вольнонаёмный питейный дом состоит в 64 саженях, и тот не в виду — за имеющимися выстроенными по плану торговыми лавками».

Но богоугодное желание липецкого купца не сразу нашло поддержку даже в самом Липецке. Некоторые священники соседних городских приходов высказались против строительства нового храма, не желая уменьшения количества своих прихожан, а следовательно, и доходов. Учитывая это обстоятельство, Тамбовская духовная консистория, прежде чем дозволить купцу строительство, просчитала количество дворов в приходах городских церквей. И только найдя их достаточным, 8 января 1830 г. разрешила строительство.

План Троицкого храма Липецка
План Троицкого храма. Рисунок И.П. Машкова. 1891 г. ЛОКМ

Епископ Тамбовский Евгений отправил доношение об этом в Святейший Синод, которое было получено в ноябре 1830 г. и рассмотрено Синодом 21 января 1831 г. В результате 6 февраля 1831 г. была наложена резолюция: «построить дозволить» и «к Преосвященному Тамбовскому для надлежащего исполнения послать указ».

Предварительно проект необходимо было представить на утверждение в Строительный комитет Министерства внугренних дел. 11 марта чертежи были переданы в Строительный комитет, но не хватало ситуационного плана и привязки на местности. Указом Синода от 24 марта недостающие чертежи были затребованы и получены 22 июня того же года. 20 июля Строительный комитет рассмотрел чертежи и нашел фасад «неблаговидным, а самый план неудобным <…> Вследствие сего оный комитет составил новый проект для построения церкви», выполненный архитектором А.И. Мельниковым в русско-византийском стиле и представленный в Святейший Синод обер-прокурором князем Мещерским [2]. Этот план и был утверждён.

Началу строительства Троицкого храма предшествовал чудесный случай, известный в то время многим жителям города. Зимой 1829 г. в 10 часов утра липецкие купцы и мещане, находившиеся на Старобазарной площади (в полуверсте от Новобазарной, ныне — пл. Революции), в течение получаса наблюдали необычайное явление. То появляясь, то исчезая, в небе ярко сиял позолоченными куполами, усыпанными звёздами каменный пятиглавый храм. И именно на том месте, где позже появилась Троицкая церковь. Свидетелями этого события были около 20 человек, которые, сняв шапки и осеняя себя крестным знамением, благоговейно смотрели на это чудо [3]. Согласно тому же источнику, ничего не знавший об этом видении липецкий купец, потомственный почётный гражданин и купец второй гильдии Алексей Петрович Хренников (родился в бывшем городе Романове в 1788 г., скончался 24 мая 1865 г. в Липецке. — Прим. авт.) и взялся за хлопоты по строительству храма. Хренников вёл торговлю скотом, салом, хлебом, содержал мельницу, получал доход от рощи и распашной земли. В его семье было пять сыновей и две дочери. При этом не обладая большим собственным капиталом и не рассчитывая особенно на скудные пожертвования, Алексей Петрович просил Преосвященного Евгения, епископа Тамбовского, выдать разрешение и план на строительство небольшого храма.

Летопись Троицкой церкви с описанием чудесного случая
Летопись Троицкой церкви, в которой описывается чудесный случай видения церкви в 1829 г. Подлинник. ГАЛО

Каково же было удивление Хренникова, когда консистория выдала ему благословенную грамоту Преосвященного Евгения на строительство огромной пятикупольной церкви, к тому же, как оказалось впоследствии, как две капли воды похожей на церковь, явившуюся липчанам в видении 1829 г. Расценив это как промысел Божий, Алексей Петрович ревностно, не жалея трудов своих и средств, принялся за сооружение храма. И вскоре его капитал чудесным образом начал стремительно увеличиваться, что позволило достаточно быстро вести строительные работы [4]. Такова предыстория сооружения Троицкой церкви, изложенная современником этих событий — священником Гавриилом Васильевичем Делицыным, служившим в храме в 1845-1865-х г.

Строительство храма Хренниковым и прихожанами началось в 1832 г. по благословению Преосвященного Евгения. По архитектуре Троицкая церковь очень напоминала построенный Мельниковым в 1830-1836 гг. Рождественский собор в г. Кишинёве. Проект этого собора был выполнен архитектором в 1826 г., а проект Троицкой церкви в г. Липецке, согласно отчёту Академии художеств, Мельников исполнил в 1831 г. [5]

Однако некоторые легенды, бытовавшие в Липецке в XIX — начале XX в., утверждают, что за образец для храма А.П. Хренников взял Троицкую церковь в г. Борисоглебске Тамбовской губернии. По одному из вариантов легенды, купцу приснился сон, в котором он находился в необыкновенном храме. После пробуждения Хренников и решил построить храм, но не знал, как приступить к строительству. Требовался архитектурный план, но он не мог его предоставить строителям, так как видел великолепный храм только во сне. Поэтому и решил он поездить по городам России, надеясь встретить такой же красивый храм. Как утверждали старожилы, Хренников побывал в Борисоглебске и остановил свой выбор на храме Святой Троицы [6].

Для строящейся на Новобазарной площади церкви уже в 1832 г. был назначен штат. А 20 мая т. г. решался вопрос об отмежевании земли для церковного причта «вновь строящейся церкви» [7].

На плане г. Липецка 1834 г. Троицкая церковь показана как строящаяся. Строительство велось несколько лет и за это время сменилось несколько священников, окормлявших новообразованный приход.

К 1840 г. строительство храма было вчерне окончено. На церкви завершалось сооружение глав, начиналась кладка печей и каменных полов из шлифованных плит, работал мраморщик Пётр Тимофеев Пучков. Иконы для иконостасов писал живописец Афанасий Надежин [8].

Основные работы были окончены к 1842 г. и освящены все престолы, за исключением главного. Продолжалась внутренняя отделка: настилание каменных полов, штукатурка под мрамор и украшение интерьеров [9]. К июню 1844 г. был выложен каменный иконостас главного престола. В 1845 г. велась отделка на хорах и лепка карнизов калужским мещанином Яковом Васильевым Сальниковым [10]. Настенные росписи выполнил в 1846 г. художник Пётр Мартынов [11].

Вид на Троицкую церковь со стороны улицы Воронежской
Вид на Троицкую церковь со стороны ул. Воронежской (ныне — Советская). Фото начала XX в.

Согласно свидетельству того же о. Гавриила Делицына, строитель церкви А.П. Хренников испытывал затруднение в том, кому посвятить престолы, которые предполагалось устроить на хорах с северной и южной стороны. И однажды во сне ему явились Святители Николай Чудотворец и Митрофан Воронежский, которые, осмотрев храм, указали своими жезлами на верх церкви [12]. Так престолы в верхнем этаже были посвящены св. Николаю Чудотворцу (правый), св. Митрофану Воронежскому (левый) и освящены епископом Тамбовским Николаем соответственно 8 и 9 октября 1841 г.13 Посвящение придельного престола святителю Митрофану, епископу Воронежскому, даже учитывая чудесное сновидение Хренникова, не было случайным. Незадолго до этого, в 1832 г., в соседнем Воронеже состоялись торжества по случаю прославления и обретения мощей св. Митрофана, которого издавна почитали и жители Липецка.

Кроме двух придельных престолов на хорах, два престола были устроены слева и справа от главного: справа — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (освящён в 1839 г.) и слева — во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (освящён в 1837 г.) [14] Главный престол был освящен только 28 мая 1848 г. Преосвященным Николаем, епископом Тамбовским, во имя Святой Троицы [15].

Воздвигнутый храм был огромен и красив. Возможно, именно поэтому его часто называли и называют собором. Общая стоимость строительства и отделки храма оценивалась современниками в сумму, равную 190.000 рублей серебром [16].

Внутренний вид Троицкого храма Липецка 1908
Внутренний вид Троицкого храма в праздник Воскресения Христова. Фото 1908 г. ЛОКМ

Объёмно-пространственная композиция Троицкой церкви состояла из двусветного кубовидного объёма, увенчанного пятью главами. В плане храм представлял собой равноконечный крест. Примыкавшие с четырёх сторон к главному объёму здания прямоугольные в плане выступы, восточный, южный и северный, украшали четырёхколонные портики с фризом, украшенным триглифами и метопами и фронтонами с дентикулами, а западный — полуколонны с капителями ионического ордера. Стены храма были расчленены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной, увенчаны карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий декор — окна и проёмы звонов обрамляли лишь карнизы и архивольты.

Пять куполов Троицкой церкви украшали 468 звёзд: 176 на центральном и по 73 — на угловых, а сами купола были выкрашены в голубой цвет [17]. Венчали купола небольшие главки с четырёхконечными крестами. Колокольни у Троицкого храма не было, и колокола размещались в двух западных главах, в которых были устроены специальные звонницы. Среди колоколов выделялся самый большой, весом 512 пудов 13 фунтов, пожертвованный липецким купцом Василием Дмитриевичем Заболотским [18].

По свидетельству современников, Троицкая церковь являлась одной «из великолепнейших в Тамбовской епархии как по архитектуре, так по изяществу и богатству внутренних украшений». А вот другой отзыв об этом храме: Троицкая церковь «по архитектуре и живописи принадлежала к лучшим церквям губернии» [19].

Не менее величественно и изысканно, чем снаружи, выглядел Троицкий храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма были оштукатурены под белый мрамор. Стены, своды и четыре колонны также были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный.

Хоругвь Троицкого храма
Хоругвь Троицкого храма. ЛОКМ

В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6 верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8 верш. [20]

Иконостас главного алтаря был выложен из кирпича и оштукатурен под голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой, резьбой, карниз его поддерживался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом также была выполнена под голубой мрамор, вверху её находился деревянный вызлащенный крест высотой около 2 аршин. Перед крестом — два ангела в рост человека лепной работы, покрытые позолотой. Такие же ангелы, но меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и украшены вызолоченной резьбой. Живопись в иконостасе главного престола была выполнена на полотне, а в приделах — «иконная, в нижних ярусах обложенная серебряными ризами» [21].

По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на парусине, была «новейшего итальянского вкуса». Особенно обращали на себя внимание картины, пожертвованные графом Кушелевым-Безбородко — «Распятие Спасителя между двумя разбойниками», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде по воскресении», а также приобретенная храмоздателем Хренниковым у того же Кушелева-Безбородко картина «Принесение Исаака в жертву» [22]. Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и завершено в 1847 году [23].

В алтаре над главным престолом, отделанным кипарисом, была устроена стеклянная сень, поддерживаемая восемью витыми стеклянными колоннами и украшенная вызолоченной резьбой, висящими хрустальными призмочками. Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цвета, с трёх сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы» херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на коленях, также шитые золотом, оцениваемые в 1000 рублей серебром. Из достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу, как тогда говорили «лучшей работы», серебряные, вызолоченные, большого размера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг бирюзой и другими камнями. Они были изготовлены фирмой Сазикова — лучшего в то время в искусстве изготовления церковной утвари мастера. Всё это стоило 3900 рублей серебром [24].

Троицкий храм в дни престольного праздника Святой Троицы
Внутренний вид Троицкого храма в дни престольного праздника Святой Троицы. Фото начала XX в.

Строитель церкви А.П. Хренников пожертвовал храму плащаницу, вышитую по малиновому бархату золотом и украшенную разными драгоценными камнями, с деревянною, покрытой местами позолотой гробницею, окружённой медной решёткой. Храмовые хоругви также были шиты золотом, а кругом обложены серебром. Поражал искусством своей работы напрестольный ковчег весом 38 и 3/4 фунта из платинового серебра, наподобие каменной горы, внутри которой — гроб Спасителя с предстоящею Марией Магдалиною и сидящими на гробе двумя ангелами. Над ковчегом было изображено Вознесение Христово в сиянии, вылитое из такого же серебра весом 2 фунта 39.золотников. Ковчег пожертвовал в 1848 г. липецкий купец Матвей Богомолов. Стоимость его оценивалась в 1530 рублей серебром [25].

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Липецка
Обновлено: 19.04.2025
Поделиться в социальных сетях: