Храм Рождества Христова с. Малые Студёнки Липские — Воргол.Ру

Храм Рождества Христова с. Малые Студёнки Липские

Деревянная церковь Рождества Христова — самый первый и самый древний храм в черте города. В церковной истории Липецка ему было отведено две сотни лет жизни и роль предшественника нынешнего каменного Христорождественского собора. Деревянный храм Рождества Христова стал немым свидетелем начала и первых этапов истории самого города Липецка: возникновение в начале XVII в. на границе «Дикого поля» села Малые Студёнки Липские, строительство здесь в начале XVIII в. железоделательных заводов и постепенное развитие сложившегося при них посёлка в город, получивший в 1779 г. название Липецк.

Христорождественский храм с. Малые Студёнки Липские был построен сразу же после основания села, возникшего в самом начале XVII столетия, когда бежавшие из центральных районов от «Борисова разоренья» русские люди осели на самой окраине страны, возводя в новых местах крепости, избы да церкви. Но впервые он упоминается в писцовых книгах Лебедянского уезда 1627-1628 гг. В селе, принадлежавшем в это время боярину Ивану Никитичу Романову, стояла церковь «древяна клецки во имя Рождество Христово, а в церкви Божие Милосердия образа и книги и колокола и всякое церковное строенье мирское». При церкви Рождества Христова на церковной же земле стояли дворы священников Игнатия, дьячка Лучка Игнатьева, пономаря Петрушки Ортемьева и просвирницы Варвары. Храму принадлежало 5 четей пашни, 15 четей перелогу и дикого поля, сена «меж поль и по заполью 40 копен» [1].

Писцовая книга Лебедянского уезда Григория Киреевского
Писцовая книга Лебедянского уезда «Письма и меры» Григория Киреевского. 1627-1628 гг. Подлинник. РГАДА

При церкви было 10 дворов церковных бобылей [2]. В приходе Христорождественской церкви «в том же селе в Малых Студёнках за боярином Иваном Никитичем <…> крестьян и бобылей 25 дворов». Из них 20 дворов крестьян и 5 дворов бобылей [3].

В 1646 г. в с. Малые Студёнки насчитывалось уже 111 крестьянских дворов, в них «…людей — 216, да бобыльских дворов 17, а в них 26 человек» [4].

Следующий по времени документ, в котором дается характеристика Христорождественской церкви — окладные книги Рязанской митрополии 1676 г. В них при церкви Рождества Христова в селе Липских Студёнках показаны «двор попа Лаврентия да Ивана, двор Пономарёв, двор просвирницын, двор церковного бобыля». Храму принадлежало в трёх полях сорок четвертей. Сенных покосов и рыбных ловлей не было. В приходе состояло «сто девять дворов крестьянских, семнадцать дворов бобыльских, а всего сто тридцать один двор» [5].

План Липских железноделательных заводов 1742 года
План Липских железноделательных заводов, составленный С. Бартеневым. 1742 г. Под №43 — Христорождественская церковь. Копия ГАЛО

Вместе со строительством в начале XVIII в. в селе Липские Студёнки Малые Верхнего Липского железоделательного завода в непосредственной близости от него вместо старого деревянного храма была построена новая деревянная церковь Рождества Христова, сохранявшаяся до начала XIX в. Храм стоял в непосредственной близости от плотины Верхнего Липского железоделательного завода и отмечен на планах 1742, 1784, 1787 и 1789 гг. Согласно легенде, в закладке храма принимал участие император Пётр Первый.

Христорождественская церковь являлась главным храмом слободы Липские железоделательные заводы до 1751 г. — времени окончания строительства и освящения нового кирпичного собора в честь Вознесения Господня. После этого церковь выполняла функцию приходского храма г. Липецка, и таковой Христорождественская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы упоминается в документах 1788 г.

С 1787 г. в Христорождественской церкви был введён штат второго священника, а в связи со строительством нового собора, очевидно с 1795 г., появилось третье священническое место. На пропитание причта церкви в это время было выделено 29 дес. 2226 саж. пашенной земли, 3 десятины сенного покоса. С учетом площади под просёлочными дорогами — 1 дес. 166 саж, всего храму принадлежало 33 дес. 2392 саж. земли [7].

Фрагмент плана Липецка 1784 и Христорождественская церковь
Фрагмент плана г. Липецка 1784 г. Под №2 — Христорождественская церковь. РГАДА

В начале XIX в. старый Христорождественский храм, стоявший неподалеку от колодца с минеральными источниками, поддерживался в хорошем состоянии, стены его снаружи были выкрашены красною краскою, отчего и горожане и приезжие назвали его «красная церковь» [8]. По свидетельству очевидцев, у храма любили отдохнуть приходившие из соседних деревень на ярмарку люди, «особливо женщины, которые за должное за самую необходимость поставляют отслушав Всеночную в церкве Рождества Христова отдохнуть севши вкруг колокольни партиями, и непременно, как говорят оне, из усердия выпить один ковш воды» из расположенного рядом минерального колодца.

Вид липецких минеральных источников 1803
Вид липецких минеральных источников. Рисунок И. Пфеллера, 1803 г.

Христорождественский храм привлекал внимание посетителей Липецкого курорта тем, что многочисленные легенды связывали постройку его с именем Петра Великого. И сами стены храма помнили государя, приезжавшего на Липецкие заводы. Князь Н. Кугушев, отдыхавший на липецких водах, и одним из первых составивший описание Липецка и курорта, восклицал: «Спешу преклонить колена в храме Рождества Христова, которому в основание сам Государь положил первой камень!» А вот как описывал сам храм человек, видевший величественные и древние храмы губернских и столичных городов: «Церковь не великолепна, в ней не сияет золото; но при входе почувствуешь священный трепет, тот час исчезает в воображении целый век и думаешь быть пред лицом Петра. Старинный иконостас резной работы показывает, что и в тогдашнее время пеклись о художествах. Образа Спасителя древней живописи с высокой надписью: «Царь Царей и Бог Богам», — и Божией Матери, поставлены оба по правую и левую сторонам Царских дверей. Нынешние живописцы не пишут так как прежде». Упоминаемый князем Кугушевым образ Божией Матери — ни что иное, как чудотворная Страстная икона Пресвятой Богородицы, ставшая почти через тридцать лет спасительницей города от страшной эпидемии. «Подле Богоматери изображены орудия страстей. В лице Марии видны благоговение и сострадательность. Живопись довольно изрядная; без сомнения то писал Русской (так в тексте. — Прим. авт.), может быть, Суздалец, подражатель Рафаэля. Черты правильны и колорит свеж. По окончании службы подошёл я к священнику и говорил с ним долго; он мне показался человеком тихим и, по моему мнению, это первое достоинство в служителе веры. Мне хотелось узнать от него, не хранятся ли там ещё какие достопамятные вещи от времён Петра императора? Он показал мне деревянный крест, поставленный в алтарь за престолом; но прибавил к тому: «Не смею уверять, как давно оный хранится, думаю, лет около шестидесяти». Он сказал это с таким видом, как бы хотел произвести сомнение. Не от времен ли то Великого Государя? <…> Нет! Тогда его уже не было! — Я вышел» [9].

К сожалению, судьба Христорождественского храма трагическая. На плане г. Липецка 1810-х гг. обозначен «вновь выстроенный собор во имя Рождества Христова каменный, построенный на месте ветхой деревянной <…> которую непременно должно было сломать, но оная уже сгорела» [10]. Действительно, Христорождественская церковь погибла в пожаре 11 сентября 1806 г. вместе со стоявшим неподалеку дворцом Петра I. На месте её престола по прошению липецкого мещанина Аслина в 1814 г. была сооружена часовня в виде креста [11]. А в 1872 г., к 200-летнему юбилею со дня рождения императора Петра Великого, заложена новая часовня во имя святых Петра и Павла, стоявшая на месте Христорождественского храма до 1930-х гг. и хорошо известная нам по фотографиям конца XIX — начала XX в.

Старобазарная площадь Липецка и часовня святых Петра и Павла
Старобазарная площадь Липецка. В центре — часовня святых Петра и Павла, построенная на месте Христорождественской церкви. Фото 1910-х гг.

При Христорождественском храме находилось кладбище, сохранявшееся ещё в начале XIX в., хотя в силу известного указа императрицы Екатерины Великой захоронений при городских церквях больше не совершалось.

После того как храм сгорел, вместе с ним исчезли видимые следы могил и границы некрополя. Во время земляных работ здесь несколько раз находили старые захоронения. Липецкая газета в 1883 г. сообщала: «При пробивании шурфа около часовни в 13 саженях разстоянием от колодца Петра Великого определилось существование бывшего некогда кладбища в этой местности. Под нетолстым слоем верхняго насыпного слоя земли было открыто 9 различных гробов, на глубине 1-1,5 аршина с вполне уцелевшими скелетами и частями одежды (лапти, кожаные башмаки). Гробы в виде простых ящиков и долблёные. Оне стояли в одном месте по три, один над другим. Дерево сохранилось довольно хорошо (сосна, дуб). При скелетах оловянные шейные кресты и соломенная подстилка <…> Дворец Петра Великого, построенный в 1707 г., едва ли поместили на кладбище, т.о. остаётся предположить более раннее существование последняго <…> находки <…> были и несколько лет тому назад при постройке лавочек и часовни» [12]. Небольшая глубина захоронений подтверждает, что они совершены в XVII в.

В настоящее время место, где стояла Христорождественская церковь, находится в центре площади Революции, а Петропавловская часовня воссоздана по фотографиям несколько в стороне, на краю Нижнего парка.


СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА СЕЛА МАЛЫЕ СТУДЁНКИ ЛИПСКИЕ
Священники:

Игнатий — уп. 1627
Лаврентий — уп. 1676
Иван — уп. 1676
Степанов Иван — уп. 1720
Нефедов Ефим — уп. 1720
Тарасов Антон — уп. 1720
Васильев Спиридон — 1781-1786
Болховитинов Андрей Яковлевич — 1781-1806
Яковлев Иван — 1785-1790
Климентов Фёдор Афанасьевич — 1787-1797
Софронов Герасим — 1792-1803
Фомин Вакх — 1801—1806
Архангельский Иван Матвеевич — уп. 1803
Двуреченский Иосиф — 1805

Диаконы:

Софронов Герасим — 1781-1791
Мануйлов Трифон — уп. 1782
Мануйлов Дей — 1785-1790
Фомин Вакх — 1792—1800
Максимов Алексей Мануйлович — 1795-1806
Михайлов Матвей — 1802-1806

Дьячки:

Игнатьев Лучок — уп. 1627
Попов Ефим Прокофьевич — уп. 1720
Проскурнин Парфен Иванович — уп. 1720
Фёдоров Иван — 1783-1788
Власов Авраам — 1783-1792
Попов Алексей Максимович — уп. 1787
Спиридонов Иоанн — 1795-1803
Павлов Козьма — 1795-1801
Аврамов Григорий — 1795-1802
Данилов Иван — 1804
Алексеев Иван — 1802-1805
Матвеев Пётр — уп. 1805
Семёнов Герасим — уп. 1806

Пономари:

Ортемьев Петрушка — уп. 1627
Попов Василий Сергеевич — уп. 1720
Попов Архип Ефремович — уп. 1720
Мануйлов Дей — 1781-1784
Фомин Вакх — 1783-1791
Григорьев Иоанн — 1789-1801
Михайлов Алексей — 1795-1802
Михайлов Анисим — уп. 1795
Андреев Тимофей — 1797-1803
Михайлов Тимофей — 1800-1805
Никифоров Фома — 1804-1805
Степанов Акиндин — уп. 1806


Примечания:

1. РГАДА. Ф. 1209. Oп.1. Д.229. Л.215об. — 216; Черменский П.Н. Город Лебедянь и его уезд в XVII в. — СПб., 1913. С.52.

2. ИТУАК. Вып.57. — Тамбов, 1917. С.83-84.

3. Черменский П.Н. Город Лебедянь и его уезд в XVII веке. — СПб., 1913. С.52; Черменский П.Н. Донские вотчины бояр Романовых. — Тамбов, 1915. С.44

4. ИТУАК. Вып.57. — Тамбов, 1917. С.90-91.

5. ТЕВ. 1864. Прибавления. №18. С.179.

6. ГАТО. Ф.29. Oп.1. Д.147. Л.9об.

7. РГАДА. Ф.1340. Оп.2. Д.1871. Л.20об.

8. Кугушев Н. Мой курс в Липецке в 1804 году. — М., 1804. С.31, 39.

9. Там же. С.31-34

10. РГИА. Ф.1293. Оп.168. Д.35. Л.1.; ГАЛО. Ф.114. Оп.4. Д.11-12, 23.

11. ГАЛО. Ф.12. Oп.1. Д.5. Л.3об.

12. Липецкий летний листок, 1883, №5, С.8.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Липецка
Обновлено: 19.04.2025
Поделиться в социальных сетях: