Соборный храм Рождества Христова — Страница 2 — Воргол.Ру

Соборный храм Рождества Христова

Фрагмент плана Липецка с показанием Христорождественского собора
Фрагмент плана г. Липецка 1832 г. с показанием Христорождественского собора и отдельно стоящей колокольни. Подлинник. РГИА

Рассмотрев проект, Комиссия проектов и смет Совета путей сообщения и публичных зданий МВД вынесла свое заключение: «Комиссия находит, что как трапезу сию предположено устроить между существующими церковью и колокольней, не изменяя вида сих последних, то проект оной, как приноровленный к стилю церкви и колокольни, Комиссиею допущен быть может» [19]

На своем заседании 23 февраля 1839 г. Синод принял решении о строительстве трапезной Христорождественского собора и отправил 27 февраля все документы в Тамбов [20].

План Христорождественского собора Липецка
План Христорождественского собора. Рисунок Г.И. Гунькина

Еще в 1838 г. был заготовлен кирпич и выполнено «уравнение вкруг церкви земли» для строительства трапезной [21]. Весной 1839 г., после получения разрешения на строительство, началось возведение трапезной. Воплотить проект в соответствии с этими задачами архитектору и строителям вполне удалось. Подрядчиком на строительстве был крестьянин Скопинского уезда Рязанской губернии Фадей Маркелович Шилов. В мае выкопали траншеи под фундамент и начали кладку. За сезон 1839 г. была выполнена основная часть работ. К июлю мещанином Семёном Каратаевым были откованы решётки, а купеческим сыном Иваном Миловановым поставлено связное железо. В августе укладывались карнизные плиты, в сентябре сооружены крыльца, в октябре-декабре были выполнены плотницкие и даже кровельные работы [22]. Уже в следующем году шли отделочные работы внутри здания. В 1841 г. козловский купец Захар Родионович Ефимов выполнял работы по изготовлению иконостасов, для которых живописцу Ивану Павлову были заказаны «6 образов к Царским вратам» [23]. В 1843 г. мещанин Алексей Семёнов занимался позлащением иконостасов, а писец Алексей Михайлов — написанием «образов для трапезной» [24].

Вид на Христорождественский собор с Дворянской улицы
Христорождественский собор. Вид с улицы Дворянской. Литография. 1868 г.

Усердием соборного протоиерея Андрея Ивановича Калугина и церковного старосты Стефана Ларина, заведовавшего строительными работами, к 1842 г. сооружение было окончено. Обширная трёхнефная трапезная построена в два света, на высоком цоколе. Наружный декор повторяет декор ранее троенных объёмов колокольни и левой части. Фасад трапезной украшен пилястрами и карнизами, окна второго света обрамлены полуциркульными дугами, нижние окна — наличниками с треугольным очельем. Размеры трапезной «в длину внутри — 37 аршин, в ширину — 21 аршин, и в высоту 9 аршин». От храмовой части трапезная отделялась перегородкой, в которой были сделаны «стеклянные двойные двери» [25].

Два престола в трапезной церкви освящены протоиереем Андреем Ивановичем Калугиным: 23 ноября 1841 г. — в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (левый) и 22 ноября 1842 г. — в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (правый) [26].

Украшены придельные престолы в трапезной были с неменьшим вкусом и изяществом, чем в храмовой части. В Воздвиженском алтаре «за престолом на горнем месте резной крест <…> на лицевой стороне в середине изображено распятие Господа, вверху Бог Отец, на оконечностях предстоящие Матерь Божия и <…> Иоанн Богослов; рядом образ Божией Матери в вызолоченной раме. Обе иконы вставлены в деревянные столярной работы тумбы, выкрашенные масляной краской под мрамор. Над жертвенником утверждена икона Спасителя 9 вершков вышины и 6 вершков ширины в серебровызлаченной ризе с таковым же венцом <…> Пред иконою утверждена лампадка <…> из тонкой серебряной проволоки <…> украшенная разноцветными хрустальными шариками».

Вид на центральную часть Липецка и Соборную гору 1867
Вид на центральную часть Липецка и Соборную гору. Литография Н. Тарачкова, 1867 г.

12 ноября 1885 г. Преосвященным Виталием, епископом Тамбовским и Шацким, был выдан новый антиминс на Воздвиженский престол, который за ветхостью был заменён вновь освящённым епископом Иннокентием в 1904 г. Перед святым престолом Смоленской иконы Божией Матери находился «крест резной работы, вызлащен <…> и образ Божией Матери <…> Пред жертвенником образ Божией Матери Фёдоровские в серебряной ризе с таковым же венцом». Новый антиминс в этот алтарь был выдан епископом Виталием в 1890 г., а в 1912 г. вновь был заменён Тамбовским епископом Кириллом (Смирновым).

Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма г. Липецка. К 1848 г. в приходе Христорождественского собора насчитывалось 344 двора, в которых проживало 1556 душ мужского и 1563 женского пола, в тем числе 13 дворов дворян с 24 мужчинами и 30 женщинами [27].

Интерьер соборного храма был выдержан в классическом стиле, и сохранилось немало восторженных отзывов о его красоте. Величественно выглядела храмовая часть, перекрытая огромный куполом. Нижний ярус храмовой части украшали расположенные попарно колонны. Над ними во втором ярусе с трёх сторон под арками находились хоры. В основании купола по всему периметру устроены вторые хоры.

Иконостасы собора как в настоящей, так и в трапезной церкви были «старинного устройства с колоннами в два яруса с художественной работой и позолотой». Иконостас главного престола был небольшим, располагался в арке между колоннами, не закрывая их, что придавало храму ещё болей величественный и монументальный вид. Размеры двухъярусного иконостаса главного престола составляли: длина — 8 аршин 8 вершков, высота — 4 сажени 2 аршина 9 вершков. Два иконостаса придельных престолов в храмовой части имели в длину 8 аршин 10 вершков, в высоту — 3 сажени 10 вершков. Размеры двух придельных иконостасов в трапезной: длина — 8,5 аршина, высота — 3 сажени 4 вершка, боковые стороны по 7 аршин 15 вершков» [28].

Благодаря описанию Христорождественского собора 1896 г. у нас есть возможность воочию представить его внутренний вид и прежде всего иконостасы. Позднее вид их не изменялся, и приводимое здесь столь подробное описание дает представление о том, как выглядел собор, поражавший и восхищавший своим внутренним убранством не только липчан, но и многочесленных гостей города на последнем этапе своей истории перед закрытием в советское время.

Вид на Соборную гору от Старобазарной площади 1883
Вид на Соборную гору от Старобазарной площади. Фото 1883 г.

Главный иконостас был выполнен в два става (яруса) из дерева, «…плинтус выкрашен масляною краской под мрамор; тело иконостаса выкрашено белою масляною краскою; карнизы, нижний и верхние, вызолочены червонным золотом <…> Царские врата <…> углублены от местных икон внутрь алтаря на два аршина. В углублении поставлены четыре колонны: с северной стороны две и с южной — две, <…> капители украшены резьбою и все вызлащены… Двери врат деревянные резныя и вызолоченныя червонным золотом на полимент. На них в створе утверждена икона <…> Благовещение Пресвятой Деве. В нижнем ставе по правую сторону врат — образ Господа Спасителя <…> На доске с серебряною вызолоченною ризою 84 пробы <…> вышиною 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 17 фунтов и 77 золотников. Икона вставлена в киот, также вызлащенный. В верху киота резной из дерева наголовник, внизу золочёная арабеска. На южной двери в алтарь на доске нарисован Архистратиг небесных сил Михаил. Между двух резных полуколонн <…> вставлен в золочёную с резьбою раму образ Рождества Господа Иисуса Христа, написанный на полотне. Над ним полукруглый образ Крещения Господня <…> выше образа небольшой фронтон, над вершиною его золочёная резьба. К двум каменным колоннам укреплён <…> в золочёной резной раме образ Господа Иисуса Христа в серебровызлоченной ризе с таким же венцом 84 пробы. Размеры ризы в вышину 1 аршин 12 вершков, ширина 11 вершков. Весом 14 фунтов <…> вверху <…> образ Господа Саваофа. Ниже образа с полу устроено возвышение двухвходное с двух сторон — с северной и южной в три ступени с небольшою квадратною площадкою. Ступени, площадка и решетка <…> чугунные. С левой стороны Царских врат образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем <…> с серебряною вызлаченною ризою и тако-выми же венцами, риза в высоту 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 17 фунтов 77 золотников. Образ вставлен в резную из дерева и золочённую на полимент раму. На икону надет золотой наперсный крест на золотой цепи, весом 31 золотник 66 долей <…> На обратной стороне вычеканено: «Соборному Липецкому протоиерею Иоанну Иоанновичу Несмелову». На северной двери в алтарь на деревянной доске нарисован образ Архангела Гавриила. Между резных деревянных полуколонн с базами и капителями золочёнными червонным золотом <…> вставлен в золочёную с резьбою раму образ Рождества Пресвятыя Богородицы <…> над нею полукруглый образ сошествия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы… Над образом небольшой фронтон с золочёными резными карнизами, над вершиною фронтона золочёная резьба… К двум каменным колоннам <…> в золочёную украшенную резьбою раму вставлен образ Смоленской Божией Матери в золочёной серебряной ризе с таковым же венцом. В венце вделаны 29 камней… В середине венца корона с тремя также разноцветными камнями <…> размер ризы: в вышину 1 аршин 12,5 вершка, в ширину 1 аршин… Выше образа золочёная мелкая резьба и образ Пресвятыя Троицы… Икона признана чудотворною. Пред иконою устроены лампады <…> и возвышение… Во втором ставе над Царскими вратами на полукруглой доске написана «Тайная Вечеря». По правую сторону «Вечери» образ Преображения Господня. По левую сторону — «Вознесение Господне на небо». Над южной дверью в алтарь изображено резьбою из дерева две скрижали… Над северною дверью такою же резьбою изображено: сосуд и Евангелие. Над Царскими вратами и местными иконами утверждён полукруглый, оканчивающийся вверху сводом, утверждённым на четырёх гладких деревянных колоннах, вызолоченных на полимент, балдахин, в средине которого вырезано из дерева <…> изображение распятия <…> по обеим сторонам его два коленопреклонённые ангела. На Спасителе венец и опоясание из серебра, весу в серебре 1 фунт 29 золотников. Лицевая арка и свод украшены золочёною резьбою. Над аркою фронтон, к вершине которого прикреплено вырезанное из дерева живописное «Воскресение Господа из гроба», с резными вызолоченными лучами».

Христорождественский собор Липецка 1883
Христорождественский собор. Фото 1883 г.

В приделе Успения Божией Матери «…иконостас <…> о двух ставах. Царские врата <…> в средине их образ Благовещения Пресвятые Богородицы, живописный. На правой стороне от Царских врат между двух резных деревянных колонн <…> образ Преображения Господня <…> обложенный серебряною незолочёною ризою. Венцы на Спасителе и апостолах вызлащены <…> размер ризы в вышину 2 аршина, в ширину 1 аршин, весом 15 фунтов 69 золотников. Над иконою резные наголовник и внизу арабеска вызолочены… На южной двери в алтарь изображён живописью ангел. К южной стене храма установлен деревянный киот с двумя резными и вызолоченными <…> колоннами, между <…> которыми в резной вызлащенной раме вставлен образ св. мучеников Адриана и Наталии, обложен серебряною незолочёною ризою с вызолоченными венцами <…> размер ризы 2 аршина вышины и 1 аршин ширины. Весу в серебре 14 фунтов. Над иконою вызлащенная на полимент резьба и образ св. апостола Андрея Первозванного: ниже иконы резная вызлащенная арабеска. На левой стороне от Царских врат <…> образ Успения Божией Матери, обложенный серебряною незолочёною ризою, с золочёным венцом; размер ризы вышины 2 аршина, ширины 1 аршин, весу в серебре 14 фунтов 14 золотников. На северной двери в алтарь на доске написан ангел. Во втором ставе над Царскими вратами полукруглая арка с резьбою вокруг ея вызолоченною <…> в вызлащенной же раме утверждена икона «Тайная Вечеря». Над аркою, между двумя резными колоннами вызлаченными, образ Христа Спасителя, сидящего на престоле. С южной стороны Царских врат, над местною иконою, в круглой вызолоченной раме вставлен образ евангелиста Марка. Над южной дверью в алтаре <…> икона евангелиста Матфея. С северной стороны Царских врат над местною иконою и северною дверью в алтарь такие иконы евангелистов Луки и Иоанна».

Витраж в Никольском приделе Христорожденственского собора
Витраж в Никольском приделе собора. Авторы В.Н. и Н.Н. Куликовы, 2000 г.

В приделе св. Чудотворца Николая «иконостас <…> выкрашен белою краскою. Царские врата резной работы, вызлаченные… В средине их образ Благовещения Пресвятая Богородицы. На южной стороне от Царских врат местный образ Христа Спасителя <…> с серебряною незолочёною ризою с серебряным золочёным венцом <…> весу в серебре 13 фунтов, 89 золотников… Риза пожертвована в 1831 г. помещицею Зацепиной. Между двумя резными золочёными полуколоннами в золочёную с резьбой раму вставлен образ Святителя и Чудотворца Николая, обложенный серебряною ризою с золочёным венцом и митрою… Весу в серебре 13 фунтов 89 золотников… На левой стороне от Царских врат местный образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем, обложен таковыми же выплаченными венцами <…> Вес ризы 14 фунтов 40 золотников. Риза пожертвована помещицею Зацепиной в 1836 г. На северной двери в алтарь написан образ св. Григория Богослова. К южной стене храма прикреплён деревянный киот с двумя резными и вызолоченными колоннами. Между ними <…> образ св. Александра Невского, держащего в левой руке хоругвь, на которой изображена глава Христа Спасителя. Вверху икона на круглой доске св. апостола Иакова… Во втором ставе над Царскими вратами <…> икона, Положение во гроб Пречистаго тела Христа Спасителя». Выше, «между двумя резными и вызолоченными полуколоннами <…> образ Господа Саваофа <…> наверху <…> четвероконечный крест. С южной стороны от Царских врат в круглых рамах <…> иконы евангелистов Марка и Матфея. С северной стороны врат <…> иконы евангелистов Иоанна Богослова и Луки».

В приделе Воздвижения Честнаго Креста Господня «…иконостас <…> о двух ставах. Царские врата из тоненьких гладких колонок, вызолоченных червонным золотом… В середине их деревянный трёх вершков ширины гладкий вызолоченный <…> крест, в середине его резное, лучами вызолоченными, сияние. На них живописный образ Благовещения, а внизу четыре евангелиста… Над Царскими вратами образ Тайной Вечери… На правой стороне Царских врат образ Воздвижения Креста Господня. Крест серебряный, вызолоченный 84 пробы. Весу в нём 1 фунт 42 золотника. На икону возложена серебряная вызлащенная риза в высоту 1 аршин 9 вершков, в ширину 15 вершков <…> серебровызлащенные венцы весу в серебре 15 фунтов 42 золотника <…> пред иконою <…> серебряная вызлащенная лампадка на серебряных цепочках <…> весу 90 золотников. Риза на икону пожертвована прихожанкою Надеждою Крюковой… На южной двери в алтаре изображён первосвященник Мельхиседек… На левой стороне от Царских врат образ Божией Матери «Всех скорбящих радость», обложен серебряною вызолоченною ризою с таковыми же венцами. Мера ризы в высоту 1 аршин 9 вершков, ширины 1 аршин, весу 15 фунтов… Пред нею <…> серебряная вызлащенная лампадка на серебряных цепочках. Риза и лампадка пожертвованы купцами прихожанами — братьями Хренниковыми <…> Образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1899 г. прихожанином купцом Гаврилом Дмитриевием Крастелёвым на икону Иоанна Предтечи Крестителя устроена серебряно вызлащенная риза, размер её в вышину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 1 вершок. Весу в ней 16 фунтов… Пред иконою <…> серебряно вызлащенная лампада. На помещённую на аналой икону Скорбящей Божией Матери <…> прихожанкою приложена серебряно вызлащенная икона».

В приделе Смоленской иконы Божией Матери «за левым клиросом икона Божией Матери, св. великомученика Трифона <…> убранные крутом золотою чеканкою… В приделе Воздвижения на аналое <…> икона Воскресения Господня в серебряной вызолоченной ризе. Размер в вышину 5 вершков, в ширину 4 вершка… На другом аналое положена икона «Всех скорбящих радость» <…> на небольшом столике образ Господа Иисуса Христа в серебряной вызолоченной ризе. Размер в вышину 6 вершков, в ширину 5 вершков. В приделе Смоленских Божия Матери в вызолоченной раме святцы… В 1898 г. купцом Михаилом Васильевичем Крюковым на икону Спасителя пожертвована серебряно вызлащенная риза. Размер ризы в вышину 1 аршин 6 вершков, ширины 15 аршин, весом 16 фунтов».

Далее следует описание внутреннего убранства собора. В храмовой части с правой стороны «между двух каменных колонн образ Скорбящей Богоматери <…> над ним полукруглый образ Благовещения Пресвятой Деве <…> на левой стороне <…> образ св. священномученика Харлампия, Власия, св. мучеников Фрола, Лавра, Иоанна Воина, пророка Илии, преподобного Савватия <…> над ним полукруглый образ. В притворе на правой стороне <…> образ Владимирской Божией Матери, обложен серебряною золочёною ризой с таковыми венцами. На венце Богоматери звезда, украшенная набором из страз. На левой стороне параллельно установлен <…> киот, в котором в средине вставлен образ св. великомученика Пантелеймона, в серебряной золочёной ризе с таковым венцом. Риза мерою в вышину 6, в ширину 5 вершков».

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Липецка
Обновлено: 19.04.2025
Поделиться в социальных сетях: