Свято-Успенский мужской монастырь — Страница 4 — Воргол.Ру

Свято-Успенский мужской монастырь

План Древне-Успенской церкви архитектора Терпугова
План, фасады, разрез Древне-Успенской церкви и ситуационный план. Архитектор Н. Терпугов. 1887 г.

Успенская церковь неизменно привлекала и привлекает всех своей древностью и необычной архитектурой. Удивительно притягателен не только храм, но и само место, где он находится. В путеводителе по Липецким минеральным водам 1881 г. можно прочитать следующее: «Красивая очень местность — это Верхний сад минеральных вод, с примыкающим к нему ущельем, называемым Монастыркой. Здесь как будто из-под ног ваших вырастает древняя церковка очень живописной архитектуры; на обрыве между зеленью торчат камни старого кладбища и внизу под горою, на берегу озера, бьют ключи живой воды с такою силою, что можно бы при них построить мельницу. Отсюда по берегу озера пролегает дорога в другой, Нижний сад минеральных вод» [59]. Путеводитель 1904 г. вторил предыдущему: «Из горной породы выбивается целая речка превосходной, чистейшей холодной пресной воды. Воды вытекает несколько миллионов вёдер в сутки» [60].

В начале XX в. вновь начались хлопоты липчан о восстановлении при Древне-Успенском храме мужского монастыря, поддержанные епископом Тамбовским и Шацким Иннокентием. В связи с этим в 1906 г. преподавателем Липецкого духовного училища Иваном Ионовичем Нарциссовым (08.10.1854 — 24.08.1911) была составлена и издана историческая записка «Древне-Успенская церковь в г. Липецке (бывшая Паройская пустынь)», многие годы служившая наиболее полным источником по истории храма. 19 сентября 1910 г. брошюра Нарциссова была преподнесена в дар Преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому и Шацкому, посетившему в этот день Древне-Успенскую церковь. Приняв книгу, Владыка благословил продолжать начатые хлопоты о восстановлении бывшей некогда при храме монашеской обители.

Вид на Древне-Успенскую церковь с Петровского пруда
Вид на Древне-Успенскую церковь, колокольню и часовню с Петровского пруда. Фото начала 1890-х гг.

В стенах Древне-Успенской церкви долгие годы хранилось множество реликвий, связанных как с историей самого храма, так и историей Липецка. Были целы антиминсы главного Успенского престола, освященного в 1730 г. воронежским епископом Иоакимом (Струковым), и придельного Никольского престола, освященного в 1701 г. Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским). Среди редких богослужебных книг (а всего храмовая библиотека насчитывала в 1916 г. 140 томов) выделялись Евангелие 1694 г., «обложенное синим бархатом с изображениями на серебряных досках в середине Воскресения Христова, а по углам четырёх евангелистов; Октоих в двух книгах 1699 г. и 12 Миней 1705 г.», а также книга, «глаголемая Минея июльская Романовския и Паройския пустыни, что близ Липецких заводов Успенского монастыря, вкладная. Подписал во уверение впредь живущих строитель иеромонах Александр 1754 года сентября <…> дня». По свидетельству князя Кугушева летопись древнего храма в начале XIX в. хранилась у Тамбовского епископа, а архив храма — в его ризнице. К сожалению, установить, что стало с этими бесценными для восстановления во всей полноте истории храма документами, пока не удалось.

К достопримечательным иконам относились находившаяся у правого клироса летнего Успенского храма чтимая чудотворной икона св. Параскевы Пятницы и чудотворная икона Донской Божией Матери.

Титульный лист книги Ивана Нарциссова
Титульный лист книги И.И. Нарциссова

Особо же почиталась верующими икона Божией Матери «Живоносный источник», сохранившаяся, по преданию, от монастыря Паройская пустынь и привлекавшая в день празднования иконы до двух тысяч богомольцев. Во время праздничных торжеств в этот день, кроме обычной службы в храме и у часовни, где чудесно явилась икона в 1700-1701 г. [61], совершалось водоосвящение, служились молебны, панихиды, а освящённая вода употреблялась на месте и разносилась по домам. Известны многочисленные случаи, когда по молитвам у иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершались чудеса исцеления от различных недугов. Очевидец писал: «К сей иконе как явленной — чудотворной притекают с особым усердием не только местные жители города и окрестных сёл, но и дальние посетители города, которых каждое лето привлекают сюда целительные минеральные воды. Некоторые из них вверяют лечение своих недугов не столько водам, сколько благодатной силе Богородичной иконы и ощутительно испытывают ея помощь» [62].

 Иконостас Никольского придела до реставрации
Иконостас Никольского придела до реставрации. Фото 1910 г.

У левой стены храма находился «образ св. Николая Чудотворца, иссечённый из дерева» [63], икона Спасителя, который был изображён во весь рост, на ногах его надеты цепи, а сам образ облачён в парчовую ризу [64]. Об этой последней, не совсем традиционной для православных храмов иконе, сохранилось интересное замечание, сделанное Преосвященным Георгием (Орловым), епископом Тамбовским и Шацким, при посещении храма в рамках обозрения епархии в 1899 г. Тогда Древне-Успенский храм предстал перед правящим архиереем как «…старинная небольшая церковь с 2 престолами, иконостасы которых полиняли от времени, но не поновляются как древность, состоящая в ведении археологической комиссии. Церковь принадлежала бывшей Поройской пустыни, и когда выстроена, неизвестно. В сей церкви есть древняя резная икона Спасителя, помещаемая в нише за живописной иконой Спасителя». Увидев в церкви столь необычную икону, Владыка посетовал, что «…следовало бы эту резную икону или не выставлять на виду богомольцам, или совсем убрать» [66].

Верхние ярусы главного иконостаса до реставрации
Верхние ярусы главного иконостаса до реставрации. Фото 1910 г.

Хранился в храме старинный кипарисовый крест с частицами мощей преподобной Евфросинии. Серебряные потир, дискос и другие серебряные принадлежности были сделаны в 1775 г. [66]

Особый интерес во внутреннем убранстве Древне-Успенского храма представлял старинный пятиярусный иконостас главного престола длиною 2 саж. 1 верш., высотою 3 саж. 1 арш. 5 верш., и придельного — длиною 2 саж. 1 арш. 13 верш., высотою 4 арш. 14 верш. [67]. Придельный иконостас был выполнен в 2 яруса. «Оба иконостаса старого устройства, деревянные, в главном иконо-стасе есть резьба, пришедшая в ветхость, позолочена… Царские двери о двух створках с изображением Благовещения и четырёх евангелистов, в придельном иконостасе гладкие, а в главном — резные вызолоченные. Форма верхушек Царских врат полукруглая» [68]. Необычным было расположение икон в этих иконостасов, что хорошо видно на фотографиях, сделанных в 1910 г. Дело в том, что первый ярус начинался прямо от пола. Над Царскими вратами, по воспоминаниям дочери последнего настоятеля — о. Стефана — С.С. Красильниковой, вместо традиционной иконы «Тайная Вечеря» помещалось изображение «Коронования Мадонны» фра Филиппи». Иконы алтарной преграды были древними, и к началу XX в. «выгнулись и покоробились» [69]. «Почти на всех досках, по её воспоминаниям, были великолепно исполненные копии великих мастеров средневековья».

Вход из трапезной в храмовую часть
Вход из трапезной в храмовую часть. Фото 1910 г.

В метриках Древне-Успенской церкви также подчёркивается древность икон: «Десять икон старинного письма в главном иконостасе; три иконы Божией Матери в особых киотах тоже старого письма и очень замечательны по кисти живописца, а все остальные иконы по всей церкви поновлены… Оставшиеся без поновления 9 икон очень ветхи — покоробились, другие дали седину и все полиняли, так что на некоторых даже вблизи трудно различить лики святых… Иконостасы столь ветхи, что для поддержания их в дальнейшем существовании следует безотлагательно реставрировать…»

В иконостасах было только по одной — северной — двери дьяконника. Перед главным иконостасом была устроена солея без амвона высотой 4 вершка, перед придельным же алтарем солеи не было.

Иконостас Успенского придела до реставрации
Иконостас Успенского придела до реставрации. Фото 1910 г.

Любопытно описание престолов, сделанных в том же 1887 г. и дающих представление, как выглядел храм внутри. Престол в главном алтаре «позднего устройства», «в ширину 1 арш. 8 верш., в длину 1 арш. 4 верш,, в вышину 1 арш. 4 верш.». В придельном алтаре престол «рубленный», «в длину 1 арш. 9 верш., в ширину 1 арш. 6 верш., в вышину 1 арш. 4 верш. Над престолом главного храма <…> четырёхугольная парусиновая висячая сень с изображением Святой Троицы без всяких украшений и надписей. Горнего места нет. Жертвенники деревянные и устроены в алтарях, поставлены на открытом месте у стены. Жертвенник главного храма имеет в ширину 1 арш. 1 верш., в длину 1 арш., в вышину 1 арш. 6 верш., а в придельном — в ширину 13 верш., в длину 15 верш, и в вышину 1 арш. 5,5 верш.». Кафедры старого устройства нет [70].

Икона из Древне-Успенской церкви до реставрации
Икона из Древне-Успенской церкви до реставрации. Фото 1910 г.

В начале XX в. необходимость реставрации храмовых иконостасов уже ни у кого не вызывала сомнения. Всё началось с прошения причта и старосты церкви в Тамбовскую духовную консисторию. После этого Тамбовская духовная консистория отправила отношение за подписью протоиерея М. Озерова в Императорское археологическое общество в Санкт-Петербург, в котором сообщила, что на средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, предполагается исправить «ветхости иконостаса <…> укрепить их, так как они расшатались и потрескались, фон иконостасов вновь закрасить в прежний светло-голубой цвет, возобновить в прежнем виде позолоту, которая полиняла и отпала, добавить резьбу там, где она утрачена. Работы не будут касаться живописи икон и только те, которые покоробились и выгнулись, будут осторожно поправлены. Будет возобновлён красками один только образ Господа Саваофа в самом куполе главного храма. Так как вследствие жара, копоти и пыли краски почти пропали, так что трудно различить само изображение» [71].

Икона из Древне-Успенской церкви до реставрации
Икона из Древне-Успенской церкви до реставрации. Фото 1910 г.

Реставрация храмового иконостаса по предложению Императорского археологического общества проводилась в московской мастерской иконописцев братьев Чириковых. Предварительно, по рекомендации археологического общества, иконостас был обследован реставратором Г.О. Чириковым. Вот во всей полноте акт осмотра иконостаса Древне-Успенской церкви г. Липецка: «Комиссией в составе: благочинный Липецкого городского округа священник Иоанн Васильевич Смирнов, священник Древне-Успенской церкви Стефан Фёдорович Востоков, псаломщик Стефан Сергеевич Талинский, церковный староста Николай Васильевич Хализов и московский иконописец-реставратор Григорий Осипович Чириков.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Липецка
Обновлено: 04.08.2025
Поделиться в социальных сетях: