Задонский район. Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь — Воргол.Ру

Задонский район. Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

(Продолжение книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район»)

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Фото 2007 г.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.Фото 2007 г.


Обитель эта, широко известная в настоящее время далеко за пределами Липецкого края, возникала на основе строений Тихоновского мужского монастыря. Ко времени создания Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в стенах бывшей мужской обители уже долгие годы размещался Задонский психоневрологический интернат. В 1989 г. неподалеку от бывших монастырских строений был выстроен новый типовой комплекс, в котором и разместилось лечебное учреждение. А вскоре благодаря настойчивости митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) комплекс зданий Тихоновского монастыря, а вернее то, что от него уцелело, был возвращён Русской Православной Церкви. Обращение Воронежского епархиального управления в апреле 1991 г. к властям Липецкой области инициировало рассмотрение вопроса о восстановлении лесного скита.

Решением Липецкого облисполкома №194 от 29.04.1991 г. здания бывшей обители в пределах монастырской ограды с 13 мая 1991 г. поэтапно, по мере освобождения, стали возвращаться Церкви в лице Задонского Богородицкого монастыря [1]. В частности, в постановлении говорилось: «Передать безвозмездно в собственность Задонскому Богородицкому мужскому монастырю для восстановления и использования по назначению здания и строения бывшего психоневрологического интерната, как ранее принадлежавшие монастырю (Скиту), так и построенные, с прилегающей территорией в пределах бывшей монастырской ограды» [2].

Строителем Скита, созидаемого на руинах некогда славной обители, был назначен архимандрит Пётр (Кучер), прибывший в Воронежско-Липецкую епархию весной 1991 г. [3]. За ним в восстанавливаемый монастырь потянулись его духовные чада, по большей части девицы и женщины, решившие искать спасения души на стезе монашества. Так что уже вскоре числившийся на бумаге «скит мужского монастыря» стал на деле женской общиной, активно добивавшейся статуса самостоятельного монастыря.

Но пока ещё монастырь лежал в руинах. «От красивейшего храма оставили стены на уровне первого этажа и устроили в нём столовую для больных. Монастырская стена полуразрушена, из угловых башен осталась одна, в которой был устроен цементный склад, колокольня со снятым куполом и кровлей треснула пополам под воздействием дождей и ветра. В подсобных и вспомогательных помещениях были выломаны полы, рамы, сорвана кровля, уничтожена электропроводка…» [4]

Разрушенный Троицкий собор обители. Фото 1991 г.

Разрушенный Троицкий собор обители. Фото 1991 г.


Первое богослужение в возрождаемой обители состоялось 19 августа 1991 г. в восстановленном на втором этаже колокольни храме Преображения Господня. В 1992 г. на месте разрушенного Тихоновского храма и уничтоженного братского кладбища была построена деревянная часовня.

В том же 1992 г. началось восстановление практически полностью разрушенного Троицкого собора по проекту липецкого архитектора А.Д. Зарубина [5]. Работы велись в очень сжатые сроки, и уже 17 апреля 1993 г. митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий освятил возрождённый главный храм монастыря. А 2 октября 1993 г. Св. Синод Русской Православной Церкви учредил своим решением Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, официально зарегистрированный в органах юстиции 17 января 1994 г.[6]. В том же году завершилось восстановление надвратной колокольни.

Сохранившийся первый ярус надвратной колокольни. Фото 1991 г.

Сохранившийся первый ярус надвратной колокольни. Фото 1991 г.


В 1995 г. на святом источнике была построена новая купель и закончено строительство начатого в предыдущем году трёхэтажного корпуса из красного кирпича, в котором разместились кельи сестёр и трапезная. В 1996 г. завершено восстановление угловых башен.

Монастырь восстанавливался быстрыми темпами стараниями и трудами первонасельниц (некоторые из них для этого продали свои квартиры. — Прим. авт.) и их духовника — архимандрита Петра (Кучера), при активной помощи многих жителей Липецкой области и различных организаций. Среди них был и Андрей Дмитриевич Белянский, работавший тогда главным инженером ОАО «НЛМК». Будучи глубоко верующим человеком, он быстро проникся сочувствием к заботам и проблемам возрождаемой обители и способствовал установлению тесных контактов монастыря с Новолипецким металлургическим комбинатом, ставшего с июня 1992 г. его главным благотворителем [7]. Сам Андрей Дмитриевич Белянский внёс огромную лепту в возрождение и благоустройство Свято-Тихоновского Преображенского монастыря.

Тысячи людей изо всех уголков Липецкой области и соседних регионов ехали в Скит, как продолжал именовать народ Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь, чтобы прикоснуться к памяти святителя Тихона, освящавшего своим именем это уединённое место в лесном массиве близ Задонска. А святой источник у подножия монастырской горы на реке Проходня постепенно приобретал всё более широкую известность, привлекая в будние дни, а в особенности в праздничные и воскресные, многочисленных паломников чуть ли не со всей Центральной России.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь. Фото 1995 г.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь. Фото 1995 г.


7 марта 1996 г. указом митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) в Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь была назначена настоятельницей монахиня Воронежского Алексеево-Акатова монастыря Дорофея (Ермачкова). Матушка Дорофея стала активно использовать положенные ей по статусу полномочия в деле руководства обителью и за весну-лето 1996 г. её отношения с архимандритом Петром обострились до такой степени, что поддержавшие своего духовника насельницы монастыря решили обратиться к священноначалию с требованием избавить их от новой настоятельницы. Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II было отправлено письмо за 62 подписями сестёр Свято-Тихоновского Преображенского монастыря с просьбой удалить от них настоятельницу [8]. Не получив положительного ответа на своё прошение, наиболее непримиримые противницы м. Дорофеи попытались изгнать её силой.

В конфликт вмешалось епархиальное руководство, по инициативе которого 3 сентября 1996 г. в монастыре состоялось собрание с участием 62 священнослужителей и сестёр обители. Духовенство, рассмотрев конфликтную ситуацию, единогласно осудило архимандрита Петра и его сторонниц, после чего более десятка из них были удалены из обители. Однако о. Пётр не согласился с выводами собрания и в итоге покинул Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, сопровождаемый почти половиной из числа его насельниц [9].

Оставшиеся сёстры под руководством настоятельницы монахини Дорофеи продолжили возрождение монашеской жизни в святой обители, привлекавшей в эти годы всё больше и больше паломников. В эти годы в монастыре велась при помощи многочисленных благотворителей активная строительная деятельность, чему немало, по всей видимости, способствовало то обстоятельство, что матушка Дорофея в миру получила высшее строительное образование.

В 1996 г. при земляных работах на территории обители были обретены останки пяти насельников Тихоновского мужского монастыря, погребённых на монастырском кладбище близ Троицкого храма. Троих из них, с большой долей вероятности, можно назвать. Это иеросхимонах Тихон, иеромонах Мелхисидек и схимонах Спиридон.

Признанием того значения, которое приобретал в эти годы Свято-Тихоновский Преображенский монастырь для всей Русской Православной Церкви, стал визит её предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в лесную обитель, состоявшийся 18 ноября 1998 г. Святейший, ознакомившийся с ходом восстановительных работ и успехами настоятельницы и насельниц в возрождении в этом святом месте монашеской жизни, благословил их иконой Покрова Божией Матери. В 1999 г. в Свято-Тихоновский Преображенский монастырь возвратилась святыня Тихоновской мужской обители — Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне и вывезенная из монастыря вместе с другими его святынями в 1920 г. Вскоре после установки в храме образ замироточил.

Троицкий собор и надвратная колокольня обители. Фото 2004 г.

Троицкий собор и надвратная колокольня обители. Фото 2004 г.


В 2000 г. монахиня Дорофея, настоятельница Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, была награждена саном игумении. Возведение её в этот сан состоялось на третий день Пасхальной седмицы т. г. в ходе посещения монастыря митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием. Правящий архиерей Воронежско-Липецкой епархии совершил служение в храме монастыря божественной литургии, во время которой и состоялась церемония возведения матушки Дорофеи в сан игумении. Настоятельнице вручён был также жезл в ознаменование плодотворности её трудов по возрождению обители и успешности в управлении вверенными её попечению сёстрами [10].

Часовня над святым источником и купальня. Фото 2007 г.

Часовня над святым источником и купальня. Фото 2007 г.


В 2001 г. в монастыре завершена была отделка построенного ещё в начале 1990-х гг. хозяйственно-гостиничного корпуса. Продолжались в это время работы по отделке собора, в ходе которых был восстановлен нижний этаж его и освящены престолы: главный — во имя Успения Пресвятой Богородицы и придельные — святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи. После этого в течение нескольких лет Троицкий собор продолжал благоукрашаться — была заменена кровля, выполнялся ремонт верхнего этажа.

Но в 2002 г. в Свято-Тихоновском Преображенском монастыре вновь случились нестроения внутри общины. Игумения Дорофея, не выполнив благословения правящего архиерея, уклонилась от участия во Всероссийской переписи населения сама и увлекла за собой часть сестёр. Решением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия виновные в нарушении его прямых указаний об участии в переписи были удалены из Свято-Тихоновской обители. Рапорт о произошедшем был представлен Св. Синоду и оглашён на его заседании, состоявшемся 7 мая 2003 г. Рассмотрев «рапорт митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия об освобождении игумении Дорофеи (Ермачковой) от должности настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в городе Задонске Липецкой области», Св. Синод постановил «освободить игумению Дорофею (Ермачкову) от должности» [11].

На этом же заседании Синода был рассмотрен вопрос о разделении Воронежско-Липецкой епархии на две самостоятельные — Воронежскую и Борисоглебскую и Липецкую и Елецкую. С тех пор Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь находится в ведении Липецкого епархиального управления, а заботы об устроении обители легли на плечи епископа Никона (Васина), возглавившего новосозданную епархию.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Фото 2007 г.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Фото 2007 г.


По рапорту епископа Липецкого и Елецкого Никона об утверждении монахини Зиноны (Деевой), бывший до этого времени старшей над сёстрами обители, настоятельницей Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря Св. Синод на своём заседании 17 августа 2004 г. вынес постановление: «Утвердить монахиню Зинону (Дееву) настоятельницей Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря города Задонска Липецкой области с возложением наперсного креста по должности».

После этого жизнь в монастыре снова стала налаживаться. А 8 апреля 2007 г. настоятельница Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря г. Задонска монахиня Зинона (Деева) была удостоена сана игумении. Возведение в сан совершил Преосвященный Никон, епископ Липецкий и Елецкий, в ходе богослужения в Христорождественском кафедральном соборе города Липецка.

В том же 2007 г. были завершены ремонтные работы в Троицком соборе монастыря.

В настоящее время в Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре проживает 47 насельниц, выполняющих различные послушания — обслуживание монашеской и паломнической трапезной, алтарное и клиросное послушание, выпечка хлеба и просфор, пошив одежды и облачений, обновление и реставрация икон.

Обители принадлежит более 200 гектаров земли, часть которой обрабатывается и засевается различными культурами, часть занята огородами, покосами и пастбищами. В хозяйстве у матушек стадо крупного рогатого скота, овцы и козы, а также птичник и пасека. Всё это также требует ежедневных трудов сестёр Свято-Тихоновского монастыря.

У монастыря своя пекарня и оборудованная прачечная.

Но главным для обители по-прежнему остаётся богослужение. В сумерках, после вечернего молитвенного правила, сёстры совершают крестный ход вокруг монастырских стен. Круглые сутки, сменяя друг друга, сёстры читают неусыпаемую псалтирь, поминают прежнюю братию и благодетелей обители, нынешних насельниц и благотворителей. Трижды в год из монастыря совершается крестный ход к святому источнику святителя Тихона — на Богоявление Господне, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник» и на Преполовение Пятидесятницы.

Праздничными днями становится для Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря посещение обители Преосвященнейшим Никоном, епископом Липецким и Елецким.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. Фото 2007 г.

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.Фото 2007 г.


Внутренний вид Троицкого собора. Фото 2007 г.

Внутренний вид Троицкого собора. Фото 2007 г.


Нижний храм Троицкого собора. Фото 2007 г.

Нижний храм Троицкого собора. Фото 2007 г.


Угловая башня монастыря. Фото 2007 г.

Угловая башня монастыря. Фото 2007 г.


Часовня в угловой башне монастыря. Фото 2007 г.

Часовня в угловой башне монастыря. Фото 2007 г.


Внутренняя роспись Троицкого собора. Фото 2007 г.

Внутренняя роспись Троицкого собора. Фото 2007 г.


Часовня на братском кладбище. Фото 2006 г.

Часовня на братском кладбище. Фото 2006 г.


Сёстры обители. Фото 2007 г.

Сёстры обители. Фото 2007 г.

Сёстры обители. Фото 2007 г.

Настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря:

  • Дорофея (Ермачкова), мои., с 2000 игум. — 1996-2003
  • Зинона (Деева), мон., с 2007 игум. – 2004 — по настоящее время

Священно- и церковнослужители Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря

Священники:

  • Пётр (Кучер), архим. — 1993-1996
  • Поликарп (Шарый), иером. — 1997-1999
  • Ражин Виктор Иоаннович — 1999-2002
  • Ремизов Иоанн Васильевич — 2001-2003
  • Есиев Николай Николаевич — 2004-2005
  • Сидоренко Андрей Васильевич — 2005-2007
  • Бардашевич Александр Александрович – 2007 — по настоящее время

Диаконы:

  • Поликарп (Шарый), иерод. — 1995-1997
  • Ражин Виктор Иоаннович — 1998-1999
  • Нарин Владимир Петрович — 2001-2005
  • Есиев Алексий Николаевич – 2007 — по настоящее время

Примечания:

1. Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области.

2. Там же.

3. Иванова И. Обитель над Доном, б/м. б/г. С. 27.

4. Письмо архимандрита Петра (Кучера)//Архив уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Липецкой области.

5. Иванова И. Указ. соч. С. 39.

6. ГАЛО. Ф. Р-2241. Оп. 4. Д. 5. Л. 1.

7. Иванова И. Указ. соч. С. 36.

8. Русь Святая. 1996. № 20.

9. Де-Факто. 1996. № 64; Русь Святая. 1996. № 20.

10. Задонская правда. 2000. № 53.

11. http://www.jmp.ru/jmp/03/5-03/01.htm.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Задонска
Обновлено: 08.06.2019
Поделиться в социальных сетях: