Храм Покрова Пресвятой Богородицы — Воргол.Ру

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Фото конца 1940-х — начала 1950-х гг.

Покровская церковь Лебедяни относится к числу тех храмов города, которые дошли до нас только в скупых строках исторических документов, на редких фотографиях начала XX столетия и в воспоминаниях нескольких старожилов.

Первая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровской Казачьей слободе впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг. [1], когда в слободе проживало 216 казаков [2]. Покровский приходской храм располагался на нынешней Тяпкиной горе, «на посаде за острогом», то есть у западной стены лебедянской крепости. Позднее, после переноса Покровского храма за Городянку, на Покровскую улицу (современную ул. Ситникова. – Прим. авт.), на месте древнего храма была сооружена часовня, в начале XX столетия располагавшаяся напротив городской больницы.

В окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о Покровском храме, приход которого был самым большим в Лебедяни: «Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы на посаде в Покровскай слабоде. У тое церкви двор попа Ивана, двор дьячков. Церковныя земли семнатцать чети. Сенного покосу на десять копен. Рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви двенатцать дваров драгунских, тритцать чатыре двора казачиих, девять дворов бабыльских. И всего пятьдесят семь дваров…» [3]

Документ 1702 г. красноречиво свидетельствует о материальном положении Покровского прихода в период расцвета петровских преобразований на Руси: «Церкви Покрова Пресвятыя Богородицы за попом Иоанном на церковной земле по переписным книгам 186-го году (1678 г. – Прим. авт.) написано была за отцом ево два двора бобыльских. И те бобыли в прошлых годех тому лет с пятнатцать Марко Иванов з женою и з детми умре. После ево никово не осталось. Обросим Сидоров з женою и з детми бежал безвесно. А он, поп Кондратей, с тех пустых дворов великого государя всякие доходы платит с пуста многие годы и от того платежу оскудал и одалжил. А иных крестьян и бобылей и оброчных никаких статей за ним нет» [4].

Следующее упоминание о Покровском храме и его причте находим в переписных книгах 1710 г.: «…в той слабоде церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы. У той церкви:

(Во дворе) Поп Карп Иванов сын. По ево скаске 55 лет. У него поподья Агрпена Михайлова дочь 57 лет. Да дворовые девки Анна Иванова дочь 8, Анна Самойлова дочь 6 лет. (Во дворе) Поп Кондратей Иванов сын. По ево скаске 40. У него попадья Наталья Иванова дочь 30 лет. (Во дворе) Понамарь Василей Григорьев сын Колесников 45. У него жена Федосья Григорьева дочь 50. Дочь девка Авдотья 13, да сын Афонасей 20. У Афонасья жена Аксинья Лукьянова дочь 22 лет» [5].

В это время Покровский храм находился уже за Городянкой, в новой Казачьей слободе, основанной, по всей видимости, во второй половине XVII в. ввиду роста населения города. Так изображён Покровский храм на «Чертеже города Лебедяни и его слобод, который взят из Военной коллегии, а чертил артиллерии ученик Дмитрий Чертков», составленном около 1720 г. на основе не дошедшего до нас плана Лебедяни конца XVII в. [6]. Рядом с деревянной Покровской церковью в конце XVIII столетия и был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, которому история отвела менее двух веков существования.

Фрагмент плана Лебедяни около 1720 г. и Покровская церковь
Фрагмент плана Лебедяни около 1720 г. 1 — Покровская церковь, 2 — Казанская соборная церковь

Документальных свидетельств о времени построения каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы не сохранилось. По преданию, ходившему среди местных жителей ещё в конце XIX в., построена она «лет за 150 до настоящего времени, колокольня же – в конце прошлого столетия» [7]. Черменский считал, что строительство церкви относится к середине XVIII в. Самые же ранние из хранившихся в начале XX в. в храме и в Тамбовской духовной консистории метрические книги Покровской церкви датировались1791 г. [8]

Поэтому лишь планы Лебедяни конца XVIII в. позволяют сделать предположение о примерном времени построения каменного Покровского храма. На плане 1780-х гг. на Покровской площади показаны старый деревянный храм и расположенная рядом с ним с северной стороны новая каменная церковь [9]. А на плане 1787 г. обозначен уже только каменный Покровский храм. Прежний деревянный храм к этому времени уже, видимо, был разобран, и о нём напоминало лишь старое приходское кладбище, закрытое после указа императрицы Екатерины II. По словам местных жителей, к востоку от храма в церковной ограде в 1930-х гг. стояла каменная часовня, отмечавшая, видимо, место прежней деревянной церкви.

Фрагмент плана Лебедяни 1780-х и Покровская церковь
Фрагмент плана Лебедяни 1780-х гг. 1 — Покровская церковь, 2 — Рождество-Богородицкая церковь

Внешнее и внутренне убранство Покровского храма, разрушенного в годы советской власти, теперь можно представить лишь по редким фотографиям и метрике Императорской археологической комиссии, составленной в 1887 г. настоятелем Покровской церкви о. Иоанном Замятиным. Вот внешнее описание здания: «Церковь построена разносторонним крестом, одноэтажная. Пристроек поздних к храму не было. Покровская холодная, трапезная тёплая, а в ней придел во имя святителя Николая Чудотворца… Церковь в длину с алтарем имеет 7 саженей, в ширину 4 сажени 1 аршин, в высоту 10 саженей, трапезная в длину 5 саженей, в ширину 6 саженей, в высоту 7 саженей. Церковь вся из кирпича на каменном фундаменте. Стены выложены сплошной кладкой, раствор положен тонким слоем. Кирпич продолговатой формы, тяжеловесный, более 18 фунтов, обожжённый. Стены сохранились в своём первобытном виде. В западной стене был проход на колокольню, который в настоящее время заложен кирпичом… Наружные стены не имеют никаких особых украшений, кроме плоских колонн (вероятно, пилястр. – Прим. авт.) по углам церкви и между окон. Карнизы есть близ кровли, а на колокольне и между ярусами сделаны из кирпича. Карнизы плоские, а один ряд зубчиками… Окна храма продолговатые, над цоколем, в алтаре их три, в один свет, в холодной – в 3 света и в среднем свете – на северной и южной стенах – по 3 совершенно круглых окна. Устройство окон очень простое – с прямыми перемычками, гладкими кирпичными наличниками, с железными решетками, без особых украшений. Оконных ставень и оконниц нет, подоконники, деревянные двери устроены в северной, южной и западной стенах, все позднейшей поделки. Паперть устроена позднейшей работы с северной и южной сторон, а с западной выход прямо на колокольню… Кровля над холодной (храмовой частью) дуговая, на 8 скатов, таковая же над колокольней, на 4 ската. Над тёплой церковью кровля на 2 ската. Кровля сделана из жести, издавна была окрашена и в 1885 г. возобновлена. Подзоров у кровли нет, она прилегает непосредственно к карнизам. Вообще кровля старая, а над колокольней возобновлена в 1885 г. из нового железа. Фонарь на сводах холодной церкви глухой, восьмигранный, устроен прямо над сводами, шеи на нем нет, только гладкий без украшений поясок. Глав на церкви 6, покрыты белой жестью, не с сплошной позолотой работы позднейшего времени. Кресты на главах церкви железные, позлащённые, четырёхконечные, без завитков, без цепей и других украшений».

Покровская церковь. Рисунок В. Шпильчика
Покровская церковь. Рисунок В. Шпильчика, 1994 г.

Внутри храмовая часть была «… устроена в виде квадратной палаты, с полукруглой апсидой, алтарь отделяется от храма каменною стеной с тремя пролётами, приделов нет. Трапезная тоже в виде квадратной палаты, но аршина на 4 шире и длиннее главной, имеется в ней алтарь в юго-восточном углу. Притвор отделяется от храма глухою стеной с пролетом посередине. В храмовой части столбов нет, в трапезной 4 деревянных, четырёхгранных, на которые опирается потолок, устроенный в 1886 г. В стенах главной близ сводов есть голосники. Пол в главной деревянный, сосновый. В трапезной в 1886 г. устроен пол из квадратных щитов, сделанных из сосновых и дубовых половых досок. Свод храмовой части восьмигранный, алтарь с одним полукружием с треугольными сводами, в трапезной прямой потолок недавно переделан из коробового, колокольня квадратная… Алтарь без разделения, своды в нём устроены без столбов в 4 ската с полукружием к востоку. Голосников нет, окон – три, помост выше помоста храма на одну ступень. Алтарь изменён расширением дверных пролётов, престол деревянный, покрыт деревянной доской, размером он в полтора аршина длиной, высотой и шириной – такой же и в трапезной размером в один с четвертью аршина. Иконостас нового устройства, с колоннами, резной из дерева, на белом поле. В резьбе есть изображения кругов, звездочек и растений. Четыре яруса. Царские двери из двух створок, резные, позолоченные (из дерева), вверху их форма полукруглая. Солея деревянная, на 5 вершков выше пола в храме, отделена от него решетками. Амвон из дерева. Клиросы деревянные, без украшений» [10].

Устье Городянки и Рождество-Богородицкая церковь
Устье Городянки и Рождество-Богородицкая церковь. На заднем плане — Покровский храм. Фото 1910-х гг.

В середине 1880-х гг. трудами старосты храма подполковника Михаила Петровича Александрова, его личными средствами и «пожертвованиями других лиц храм, приходивший в крайнюю ветхость, капитальным образом возобновлён во всех частях и теперь имеет вполне благолепный вид» [11]. Тогда же, по-видимому, снаружи здания были сделаны «изображения: над алтарём – Покрова Богородицы, на северной стороне – святитель Тихон, на южной – святитель Николай». В 1887 гг., вероятно, по техническим причинам, были разобраны каменные своды над трапезной и сделаны деревянные перекрытия. Проект на эти работы был утверждён 24 ноября 1886 г. технико-строительным комитетом МВД [12].

Достопримечательностями Покровской церкви являлись четыре древних иконы в стенном иконостасе придельного алтаря – Покрова Богородицы, Спасителя, Божией Матери и Николая Чудотворца, сохранённые в первобытном виде и обложенные посеребрёнными ризами. Старостой храма М.П. Александровым в 1880-х гг. были приобретены также большое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, три выносных иконы в серебряных вызолоченных ризах и большое паникадило [13].

На трёхъярусной колокольне Покровского храма находилось шесть колоколов, на самом большом из которых была следующая надпись: «Сей колокол отлит в Туле на заводе Никиты Черникова в г. Лебедянь в церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы усердием доброхотных дателей 1858 года Сентября 1 дня весу 102 пуда 2 фунта». На втором: «Божией милостью отлит сей колокол в городе Ельце в заводе почётных граждан братьев Криворотовых вес 29 п. 10 ф.» Остальные небольшие колокола были без надписей [14].

По данным страховых оценок Покровской церкви 1910 г., снаружи храм был оштукатурен и побелен, внутри стены храмовой части не оштукатурены и покрашены масляной краской, трапезной – оштукатурены и окрашены клеевой краской. Потолок в тёплой церкви был деревянный, оштукатуренный и покрашен клеевой краской. Храм покрыт железом, покрашенным зелёной масляной краской. Длина церкви с колокольней составляла 52 арш., наибольшая ширина – 19 арш., высота до верха карниза – 9 арш. На храме «имеется одна большая глава, больших окон 15, малых 6, дверей наружных створчатых 3, внутренних створчатых 5, иконостас холодной высотой 15, шириной 12 аршин (оценён в 4 500 рублей), тёплой – двухсторонний – высота лицевой 8, длина 6,5 аршина, высота боковой 8 и длина 5 аршин (оценён в 1 000 рублей), церковь отапливается двумя голландскими печами» [15]. В 1912 г. в храме устроено водяное отопление.

При Покровском храме действовала с 1896 г. церковно-приходская школа, размещавшаяся в кирпичной сторожке, построенной в 1888 г. Одноэтажное здание снаружи и внутри было побелено, покрашено масляной краской, длина его составляла 10, ширина 3, а высотой 3,5 арш. [16]

Заведующим и законоучителем Покровской церковно-приходской школы с 1896 по 1916 г. состоял настоятель храма о. Иоанн Димитриевич Замятин, учительницей – Клавдия Ивановна Комягина [17].

Священник И.Д. Замятин с семьей
Священник И.Д. Замятин с супругой Марией Александровной, сыном Евгением и дочерью Александрой. Фото 1910-х гг.

Упомянутый священник И.Д. Замятин навсегда вписал своё имя в историю и культуру города Лебедяни не только как деятельный пастырь, но и как отец выдающегося русского писателя Евгения Ивановича Замятина. Родился он 4 ноября 1853 г. в Липецке в семье причётника соборной Христорождественской церкви Дмитрия Максимовича Замятина, бывшего, в свою очередь, сыном священника Елецкого уезда Орловской губернии. В 1876 г. И.Д. Замятин окончил курс Тамбовской духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда и в том же году назначен был сначала на должность штатного учителя чистописания, а в следующем году и учителя латинского языка Липецкого духовного училища.

Книга, подаренная ученику лебедянской прогимназии
Книга, подаренная ученику 2-го класса лебедянской прогимназии Евгению Замятину за «отличное поведение, прилежание и успехи». 1896 г.

В 1883 г., после женитьбы на дочери настоятеля Покровской церкви Лебедяни о. Александра Платонова Марии, Иоанн Замятин был рукоположен Преосвященным Палладием II (Гонкевичем), епископом Тамбовским и Шацким, в священника к храму Покрова Пресвятой Богородицы. За годы своей службы в Покровском храме о. Иоанн состоял в должностях законоучителя в Лебедянском городском приходском училище и Покровском земском училище в 1883-1892 гг., помощника благочинного в 1886-1899 гг., секретаря и члена Лебедянского отделения Тамбовского епархиального училищного совета в 1883-1892 гг., председателя Лебедянского городского комитета епархиального ведомства по сбору пожертвований в пользу пострадавших от неурожая в 1891 г., законоучителя Лебедянской мужской гимназии в 1892-1909 гг., председателя Лебедянского отделения епархиального училищного совета в 1892-1900 гг., депутата в уездных земских собраниях в 1893-1901 гг., члена уездной комиссии для рассмотрения проповедей в 1896-1907 гг., благочинного Лебедянского городского округа в 1899-1907 гг., члена Лебедянского благочиннического совета в 1886-1916 гг., духовника Лебедянского городского округа в 1908 – г. За свои многолетние труды в указанных должностях и успешную пастырскую деятельность о. Иоанн Замятин был награждён многими наградами по духовному и гражданскому ведомствам: в 1886 г. – набедренником, в 1890 г. – скуфьей, в 1897 г. – камилавкой, в 1904 г. – золотым наперсным крестом, а также серебряной медалью в память императора Александра III и серебряной медалью Российского общества Красного Креста за труды во время Русско-Японской войны. Скончался о. Иоанн Димитриевич Замятин 6 марта 1916г. и погребён в церковной ограде рядом с Покровским храмом, которому отдал более 30 лет своей жизни [18]. Недалеко от Покровской церкви находился и дом Замятиных, в котором 19 февраля (по ст. ст. – Прим. авт.) 1884 г. появился на свет будущий писатель Евгений Иванович Замятин (1884-1937). В Лебедяни, так глубоко повлиявшей на творчество Е.И. Замятина, прошли его детство и юность. В 1893-1896 г. Евгений Замятин учился в лебедянской мужской гимназии, в которой в это время законоучительствовал его отец – иерей Иоанн Замятин.

Покровская церковь. Рисунок Васильева
Покровская церковь. Рисунок Т.П. Васильева, 1937 г.

Кроме священника причт Покровского храма в XVIII – первой половине XIX в. составляли диакон, дьячок и пономарь, во второй половине XIX – начале XX в. – диакон и псаломщик. Причт Покровской церкви пользовался 152 дес. земли: пашенной – 135 дес., сенокосной – 8 дес., леса – 7 дес., неудобной – 2 дес. В 1911 г. церковная земля, находящаяся в 4 верстах от храма, сдавалась в аренду по 10 руб. за дес. [19]

В приходе Покровской церкви считалась вся Покровская (Инвалидная) слобода, насчитывающая в середине XIX в. 760 мужчин и 870 женщин жителей [20]. В 1915 г. Покровский приход насчитывал 182 двора с 622 жителями мужского пола и 588 женского [21].

После революции Покровский храм продолжал действовать.

Покровский храм. Фото 1930-х гг.
Покровский храм. Фото 1930-х гг.

В 1922 г., как и другие лебедянские храмы, под предлогом изъятия церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья, он был ограблен советской властью. Затем для верующих Покровской слободы пришла другая беда. По некоторым сведениям, уже в 1926 г. Покровский храм принадлежал обновленцам, которых представлял священник Иван Васильевич Голубев [22]. Однако уже в сентябре 1931 г. священник Голубев участвовал в торжествах по случаю 100-летия Никольского храма, на котором присутствовал епископ Липецкий Уар (Шмарин) и другие лебедянские священники «тихоновской» ориентации, что может свидетельствовать о его отходе от обновленчества [23].

Но уже в 1935-1936 гг. Покровский приход Лебедяни вновь входил в юрисдикцию Елецкой обновленческой епархии. Именно из доклада священника И.В. Голубева можно узнать, что в это время в приходе им насчитывалось 263 дома, но в праздники храм посещали от 15 до 40 человек. «Тихоновцев», по сведениям Голубева, в Покровском приходе было 30 домов, а их руководителями до июля 1935 г. считались три бывшие монахини Сезёновского монастыря, переехавшие затем в с. Ново-Ракитное. «Их отношение самое враждебное. Обычно «тихоновцы» не посещают храма, не принимают причт в праздники с молебнами и не обращаются за отправлением треб к своему священнику» [24].

В 1937 г., когда был арестован и вскоре расстрелян за антисоветскую деятельность священник И.В. Голубев, власти, по-видимому, закрыли и Покровский храм. А в начале 1950-х гг. Покровская церковь была сломана на кирпич для строительства молокозавода, несмотря на то, что ещё в 1920-е гг. храм был поставлен на учёт Главмузея как памятник архитектуры [25].

Перекрёсток, на котором стояла Покровская церковь
Перекрёсток ул. Ситникова и пер. Молодёжный — место, на котором стояла Покровская церковь. Фото 2008 г.

В 1990-х гг. началась реставрация деревянного дома Замятиных, расположенного на ул. Ситникова. Однако в 2004 г. подлинный дом был разобран по причине плохой сохранности, а на его месте к 2009 г. воссоздан новый дом с целью открытия в нём мемориального музея Е.И. Замятина.

В августе 2008 г. по предложению Липецкого областного краеведческого общества Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области провела археологические исследования на месте уничтоженного Покровского храма с целью локализации его фундаментов. На месте обнаруженных фрагментов фундамента планируется возвести каменный столб-часовню в память храма Покрова Пресвятой Богородицы. Проект часовни выполнил архитектор А. В. Новосельцев.


СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Священники:

Симеонов Конон – уп. 1643
Иоанн – уп. 1670-1678
Иоаннов Кондратий – 1702-1710
Иоаннов Карп – 1709-1716
Казмин Афанасий – 1764-1769
Казмин Иоанн – 1770-1793
Иванов Василий – 1764-1778
Лехницкий Иосиф – 1794-1796
Иосифов Василий – 1797-1818
Петров Андрей – 1819-1820
Спесивцев Гавриил Васильевич – 1823-1864
Платонов Александр Иоаннович – 1865-1883
Замятин Иоанн Димитриевич – 1883-1916
Никифоров Пётр – 1916-1918
Голубев Иоанн Васильевич – 1926-1937 (в обновленческом расколе)

Диаконы:

Казмин Иоанн – 1770-1787
Иванов Автоном – 1802-1810
Селиверстов Андрей – 1819-1824
Лебедев Иоанн Гаврилович – 1826-1859
Назаров Иоанн Яковлевич – 1859-1862
Васильев Иоанн Димитриевич – 1865-1913
Антоновский Иоанн Петрович – 1913-1918

Дьячки:

Верёвкин Афанасий Николаевич – 1818-1834
Покровский Гавриил Андреевич – 1834-1866
Сокольский Дмитрий Матвеевич – 1867-1876

Пономари:

Колесников Василий Григорьевич – уп. 1710
Иванов Автоном – 1800-1802
Попов Гавриил Васильевич – 1802-1820
Васильев Иван – 1825-1857
Казмин Михаил Борисович – 1857-1866
Георгиевский Николай Павлович – 1864-1885
Левитов Алексей Иванович – 1867
Платонов Николай – 1884-1885

Псаломщики:

Георгиевский Николай Павлович – 1886-1905
Алгебраистов Федор – 1907-1911
Райский Александр – 1912-1913
Чалых Сергей Петрович – 1913-1918


Примечания:

1. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Д. 229. Л. 38.
2. Черменский П.Н. Донские вотчины бояр Романовых. Тамбов, 1915. С. 21-22.
3. ГАРО. Ф. 627. Оп. Доп. 1707-1914. Д. 328. Л. 570 об.
4. РГАДА. Ф. 237. Oп. 1. Ч. 1. Кн. 54. Л. 70-70 об.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 1041. Л. 12.
6. РГВИА. Ф. 16178. № 15/1. Д. 25037. ЛОУИА 3. №23.
7. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6053. Л. 1 об.
8. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1740. Л. 39-40; Д. 2237. Л. 304-306.
9. РГАДА. Ф. 55. Oп. 1. Д. 5884.
10. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6053. Л. 2-9.
11. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1д. 1740. Л. 45 об. — 46.
12. ГАТО. Ф. 46. Oп. 1. Д. 1337. Л. 1-6.
13. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 44.
14. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6053. Л. 9 об.
15. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 9-9 об.
16. Там же.
17. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 306 об.; Справочная книжка и адрес-календарь Тамбовской губернии на 1915 год. Тамбов, 1915. С. 418.
18. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 306 об. — 309; ГАЛО. Ф-273. Оп. 5. Д. 333.
19. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 481.
20. ТГВ. 1856. № 27. С. 138.
21. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 303-307.
22. ГАЛО. Ф. Р-23. Oп. 1. Д. 174. Л. 717.
23. ГАЛО. Ф. Р-2210. Oп. 1. Д. 17851. Л. 103.
24. ГАВО. Ф. 3-2565. Oп. 1. Д. 23. Л. 168-18 об.
25. ГАЛО. Ф. Р-23. Oп. 1. Д. 184. Л. 21-22.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 06.07.2022
Поделиться в социальных сетях: