Экономический подъём — Воргол.Ру

Экономический подъём

Продолжение книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

ГЛАВА ПЯТАЯ. ЭПОХА «ЗОЛОТОГО ВЕКА»(1861-1914 гг.)

Экономический подъём
Елец и ельчане
На заседании земского собрания
Самодержавие в камне
Народные промыслы
Образовательный феномен
Нежинский полк
Елецкая медицина
Цветы бездны
Подвижники самодержавия

Освобождение Александром II крестьян в 1861 году положило начало бурному росту экономики России, открыло новую эпоху в жизни Ельца. Крестьяне с этого года перестали считаться крепостными. Помещики были обязаны предоставить им в пользование землю под пашню и двор, за это крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, по соглашению с помещиком, но до осуществления этого выкупа они именовались временнообязанными. Те, кто воспользовался этим правом, назывались «выкупными» крестьянами. До конца царствования Александра II (1881 год) в эту категорию попали 85% бывших крепостных. Появлялись специальные органы крестьянского самоуправления и волостного суда.

После отмены крепостного права последовали и другие либеральные преобразования. Земская реформа 1 января 1864 года передавала вопросы местного хозяйства, взыскания налогов, утверждения бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Земства занимались решением вопросов местного управления. В 1870 году состоялась городская реформа, которая заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Судебный устав 1864 года вводил единую систему судебных учреждений, исходя из равенства всех социальных групп перед законом. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон и были публичными, а ведущие тяжбу стороны могли нанимать для защиты адвокатов.

В ходе реформ 1860-х годов значительный шаг вперед был сделан в области образования. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные училища, в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессуры.

Отмену крепостного права и последующие либеральные преобразования справедливо называли Великими реформами, а Александр II остался в народной памяти как Царь-освободитель. Долго ожидавшее перемен российское общество теперь бурлило и кипело.

Значительная часть русской интеллигенции видела дальнейший путь страны только в социальных преобразованиях. Либерализм, демократия, справедливое, свободное общество казались идеальным путём развития. Но кто думал тогда, что либеральные ценности и свободы надо не просто установить законом, а ещё и заслужить? Что русское, крестьянское по своей сути, общество должно созреть для демократии, что нельзя изменить сознание, психологию народа, дав ему Конституцию и всеобщее избирательное право? Это понимали немногие.

Либерализм и демократия — это вершина долгого и трудного общественного пути. И именно по этому пути устремилась страна после либеральных реформ, сдерживаемая сверху наследниками Александра II — Александром III и Николаем II. Но русская интеллигенция в большинстве своём считала, что страна должна быстрыми темпами подниматься на вершину либеральных свобод, при этом любые попытки остановки на этом пути встречали резкую критику прогрессивного общества, террор со стороны революционеров. В конце концов, русское общество оказалось на вершине этой высокой горы совершенно не готовым к тем вихрям и головокружению, которые ожидали здесь всякого. Либеральные мечты оказались цветами, растущими на краю бездны, в которую и рухнула Российская империя.

Экономический подъём

Божиим провидением и священным законом престолонаследия был призван на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Из манифеста об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года
Александр II

Знаменитый манифест Александра II об отмене крепостного права вышел 19 февраля 1861 года. Он был зачитан во всех церквях и официальных учреждениях Елецкого уезда. Крестьяне и помещики слушали указ, который наносил серьёзный удар по крепкой цепи, связывающей их веками. Указ, несмотря на то, что и готовился долго, и обсуждался активно, стал для многих неожиданным и непонятным. Малограмотные крестьяне считали, что теперь они свободны навсегда и полностью, хотя манифест предусматривал долгий процесс их освобождения.

В Елецком уезде отмена крепостного права прошла без массовых крестьянских выступлений, но небольшие столкновения крестьян с помещиками были. Крестьяне собирались на сходы, часто не вдавались в нюансы реформы и понимали её по-своему. Но хуже всего было то, что в некоторых местах неграмотные крестьяне не собирались идти ни на какие договоры и сделки с помещиками, будучи уверены, что «тут что-то не ладно» и их хотят обмануть. Ради справедливости надо сказать, что некоторые помещики именно этого и хотели. Рассмотрим несколько подобных случаев [1].

Весной 1861 года крестьяне дворян Стаховичей отказались переселяться на отведенные им новые места жительства и земли, несмотря на то, что с ними были заключены предварительные сделки и соблюдены нормы закона. Они вдруг решили, что их обманывают. Крестьяне отказались выполнять работы в имении помещика Стаховича, которые обязаны были делать до времени своего полного выкупа. Они проявляли полное безразличие к судьбе своего бывшего помещика. Когда весной прорвало плотину, они отказались идти её ремонтировать, даже не задумываясь над тем, что на водяной мельнице им нужно будет рано или поздно молоть своё зерно.

Похожая ситуация наблюдалась в имении помещицы Даниловой, сын которой пытался увещевать крестьян, отказавшихся вообще что-либо делать на земле помещиков. Один крестьянин поднял на него вилы, угрожая физической расправой. Помещики были в настоящей панике, не зная, кто теперь будет им сажать хлеб в поле.

Когда бывших крестьян Стаховичей и Даниловых собрали для разбирательства в избе станового пристава, все попытки объяснить им тот факт, что они пока «временнообязанные», ни к чему не привел. Крестьяне разошлись по домам, даже не дослушав представителей власти.

Нескольких крестьян, прямо угрожавших помещикам, когда те пытались заставить их продолжить работы, как полагалось по закону, посадили под арест. Однако эти крестьяне разбили окна и убежали. Другие крестьяне, зачинщики беспорядков, были арестованы и биты розгами, два человека посажены в тюрьму. Очевидно, что причиной рассмотренных случаев было непонимание крестьянами нового закона.

Ряд конфликтов был связан с попыткой обмана помещиками крестьян. В ходе выделения крестьянам участков для ведения хозяйства некоторые помещики умышленно отрезали их от источника воды или леса. Крестьянин был вынужден просить у помещика разрешение поить скотину и рубить дрова.

В селе Александровка крестьяне хотя и согласились на раздел земли с помещицей, но вскоре передумали и стали вновь пахать свою бывшую землю. Помещица обратилась в полицию, и приехавший пристав пытался объяснить крестьянам незаконность их действий и их права на решение дела в судебном порядке. Но крестьяне начали возмущаться, и только арест одного из них заставил их успокоиться.

Крестьяне имели теперь право выкупать свои наделы в полную собственность. Государство помогало им расплачиваться с помещиком, компенсируя до 80% выкупной суммы, что значительно облегчило постепенный переход части земельного фонда к крестьянам.

Однако новые условия для части крестьян и помещиков оказались слишком трудными. Привыкший к крепостному застою уездный мир начал ломаться слишком стремительно, и многие его жители были не готовы к этому. Разорённые крестьяне шли в город в поисках лучшей жизни. Их примеру следовали и некоторые помещики, не сумевшие перестроить хозяйство и распродавшие всё своё имение. Такая ситуация накаляла социальную обстановку, многие были недовольны своим положением и возлагали вину на существующую власть.

Тем не менее, реформа 1861 года, освободившая крестьян, открыла дорогу рыночному развитию России. Елец уже в то время являлся одним из крупных торговых городов империи и значительным центром по переработке сельскохозяйственной продукции. По масштабам промышленного производства и торговой деятельности город и его уезд далеко превосходили губернский Орёл. По общей численности населения Елец в 1863 году занимал 34-е место в России, а по внешнему виду и благоустройству сохранял репутацию одного из лучших уездных городов империи.

Елецкое купечество теперь было более свободно в экономической сфере. Главными отраслями елецкой промышленности по-прежнему оставались мукомольная, кожевенная, маслобойная, винокуренная. Широко славился елецкий кирпич, производство которого резко выросло в эти годы.

Только в течение 8 лет, с 1855 по 1863 годы, число промышленных предприятий в Елецком уезде увеличилось с 79 до 313. Из 313 предприятий, действовавших в 1866 году в Ельце и уезде, 245 были связаны с переработкой сельскохозяйственного сырья и производством продуктов питания, 20 — вырабатывали продукцию легкой промышленности. На долю мукомольной промышленности приходилось 44,5% от стоимости всей выработанной в 1866 году промышленной продукции [2].

Росло и богатело елецкое купечество, в 1865 году в Ельце проживали 13 купцов 1-ой гильдии, 355 — 2-ой и 644 мелочных торговца. Их прибыль достигала в этот период 5 миллионов рублей в год. По сложившейся традиции елецкие купцы считали своей первой обязанностью благоустройство города, поэтому Елец в это время стремительно менялся.

Развитию торгово-промышленной деятельности города способствовало открытие в городе 26 апреля 1863 года первого коммерческого банка, который производил кредитование местных купцов. В 1864 году была открыта первая елецкая уездная сберегательная касса.

Однако уже к концу 60-х годов XIX века экономика Ельца и уезда столкнулась с серьёзными трудностями. Елец вырабатывал больше, чем можно было доставить и продать в других районах. Быстрые темпы развития Ельца способствовали увеличению грузопотока, общий грузооборот через Елец и уезд доходил до 15 миллионов пудов в год. Бывали дни, когда в городе сосредотачивалось одновременно до 15 тысяч подвод и от 10 до 15 тысяч пришлого народа, особенно в базарные дни. Для доставки в Елец зерна и вывоза муки требовалось в год около 200 тысяч подвод! Можно представить, как трудно приходилось осуществлять вывоз товара из города.

В этих условиях по ходатайству елецких дворян, купцов и промышленников государь Александр II 1 марта 1867 года утвердил концессию на строительство железной дороги от города Ельца до станции Грязи Воронежской земской железной дороги. В 1868 году на месте Аргамаченского обрыва открыли карьер по добыче камня, необходимого для строительства железнодорожных линий.

30 августа 1868 года по новой железнодорожной ветке через Липецк открылось регулярное движение. Железнодорожная ветка Орёл — Елец была введена в эксплуатацию в 1870 году, а ветка Узловая — Елец — в 1874 году. Железная дорога обеспечила выход елецкой продукции на рынки Санкт-Петербурга, Риги, Тульской, Смоленской и Витебской губерний.

Конечно, поезда в те годы ездили медленно, со скоростью 15-20 км в час, но дорога требовала постоянного технического обслуживания. Для обслуживания железной дороги в 1869 году было открыто первое в стране технико-железнодорожное училище, получившее имя государя Александра II. Документы, относящиеся к этому училищу, с планом его постройки, хранятся в Государственном архиве Орловской области [3]. Училищем управлял специальный попечительский совет, но подчинялось оно управляющему Орлово-Грязинской железной дорогой.

За строительством железной дороги последовал новый существенный рывок в развитии экономики города. Быстрое торгово-промышленное развитие подтолкнуло и развитие почтово-телеграфных сообщений. Первая телеграфная линия была открыта 1 ноября 1861 года. После 1877 года почтовые станции губернии были переданы на содержание уездного земства, на просёлочных дорогах открыты государственные почтовые учреждения.

Важным событием в истории Ельца явилось строительство в городе элеватора, сооружённого на средства Елецкого уездного земства около станции «Елец-Товарная». Елецкий элеватор — самый первый механизированный русский элеватор, был введен в эксплуатацию 28 сентября 1888 года. Он обладал колоссальной для того времени вместимостью — 400 тысяч пудов хлеба. Элеватор был деревянным, обшитым волновым железом, с его деятельностью значительно улучшились условия хранения зерна, снизились накладные расходы при продаже продукции. Теперь за Ельцом окончательно закрепилась слава хлебной столицы Черноземья.

Центром хлебной столицы стал Елецкий биржевой комитет, учрежденный в 1888 году. На елецкой хлебной Бирже решались важные для страны вопросы хлебного рынка, ранее для этих целей использовали рестораны и трактиры [4]. Биржа разместилась в самом центре города, на Хлебной площади (сегодня площадь Ленина).

К 1890 году елецкое купечество уже не могло удовлетворить свои торговые запросы одной железной дорогой. В этой связи Елецкое Земское собрание решило обратиться к правительству за помощью в строительстве новой Елецко-Донецкой железной дороги, а также об устройстве специального подъездного рельсового пути. Правительство обещало помочь с финансированием, доверяя ельчанам и поддерживая их предпринимательскую активность[5]. В 1894 году было закончено строительство железной дороги Елец — Лебедянь — Астапово, а в 1897 году пущена в эксплуатацию дорога Елец — Валуйки. Город стал центром пересечения важнейших железных дорог.

В 90-е годы началось строительство пассажирского вокзала, закончившееся в 1899 году. Теперь Елец стал станцией 2-го класса, на которой размещался общий зал в 20 квадратных саженей для 1-го и 2-го классов, буфет-столовая для пассажиров 1-го и 2-го классов величиной 44 сажени, отдельный большой в 65 квадратных саженей зал 3-го класса. На станцию ежедневно прибывало 18 пассажирских поездов. Кроме того, здесь размещался ряд вспомогательных сооружений — мастерские, товарная контора, санитарная казарма, две товарные крытые платформы, пять складов материальной службы, три паровозных здания на 62 паровоза.

Таким образом, Елец по меркам того времени обладал очень большим оснащённым железнодорожным хозяйством. К числу замечательных станционных сооружений следует отнести громадный каменный виадук, под которым проходило полотно Рязано-Уральской железной дороги, а над виадуком — пути Юго-Восточной железной дороги.

В 1880-е годы на рынки Европы хлынул хлеб из Америки. Это привело к падению цен на хлеб, и елецкие купцы вынуждены были сократить посевы пшеницы и ржи. С 1887 по 1897 годы посевные площади уменьшились на 10% [6].

К концу XIX века Елец стал процветающим торгово-промышленным центром, обладающим развитой сетью средств сообщения. Его население увеличилось с 31 тысячи человек в 1868 году до 37,5 тысячи человек в 1897 году. В это время в городе насчитывалось 963 каменных дома, в слободах — 2992 деревянных постройки, магазинных складов — 143 каменных и 158 деревянных, каменных лавок — 462 и деревянных — 452.

В 1897 году в городе работали 63 фабрики и завода, на которых было постоянно занято 1308 рабочих. В этот период ведущее место в структуре производства продолжала занимать мукомольная промышленность. Помимо елецкой крупчатки город прославился блинной гречневой мукой, Елец был единственным производителем этой муки на территории империи. Успешно работали три елецких махорочных фабрики (Заусайлова, Романова, Криворотова).

Особую роль в экономической жизни Ельца сыграл купец Александр Николаевич Заусайлов. Получив от отца в 1893 году табачную фабрику, он сумел сделать елецкий табак известным во всей стране. Затем Заусайлов занялся ягодным и яблочным виноделием. Им были устроены в собственном имении Ключ Жизни огромные двухэтажные подвалы для вина, разбиты прекрасные сады и ягодные плантации, создана химическая лаборатория. Здесь создавалось по особым французским рецептам великолепное шампанское [7].

Большим спросом пользовалось елецкое мыло купцов Петровых. Они изготовляли много сортов лучшей в губернии продукции, среди которых самым знаменитым было кокосовое мыло. Его вывозили в города Воронежской и Тульской губернии, а также в Москву и Киев. Елецкое мыло отличалось высочайшим качеством и неизменно пользовалось спросом.

В 90-е годы XIX века в Ельце действовали уже четыре банка, Госбанк, Городской общественный банк, отделение Орловского коммерческого банка, отделение Санкт-Петербургско-Азовского Коммерческого Банка, что являлось наглядным доказательством его экономической мощи.

В 1906 году в России начинается знаменитая столыпинская аграрная реформа. Начатая по инициативе председателя Совета министров П.А. Столыпина, она предусматривала возможность выхода крестьян из общины и закрепления в свою личную собственность участков земли. В Елецком уезде вышло из общины 25,5% крестьянских семей. Однако конкретная экономическая выгода, которая была так очевидна П.А. Столыпину, обернулась тем, что бедные крестьяне стали выходить из общины, чтобы продать свои наделы, пропить и прогулять полученные деньги. Община держала таких крестьян под контролем, консолидировала сельское общество, служила средством сдерживания массового оттока бедных крестьян в город. В Елецком уезде 40% крестьян, вышедших из общины, продали свои наделы [8]. Социальная напряжённость в деревне резко выросла. Реформа Столыпина способствовала усилению разобщенности крестьян, делению их на бедняков и кулаков.

Промышленные успехи Ельца позволили ему занять одно из первых мест в своём регионе. Промышленность давала городу деньги, которые разумно тратились на благоустройство и вкладывались в дальнейшее развитие. Город отличался особой красотой зданий и храмов, развивалось образование, медицина, театры, парки, открывались библиотеки, устраивались развлечения. Всё это стало возможно только благодаря экономическим успехам елецких промышленников.

Мне бы не хотелось, чтобы у читателя сложилось идеализированное мнение о старом Ельце, поскольку уровень жизни низших слоёв населения оставлял желать лучшего. Повести и рассказы И А. Бунина, написанные в 1910-е годы и основанные на воспоминаниях о годах, проведенных в Елецком уезде, рисуют нам беспросветную и мрачную картину местной, уездной жизни. Объективно говоря, социальное расслоение общества в те годы было неизбежным следствием как наследия крепостной эпохи, так и стремительного развития рынка и экономики. В беспощадно реалистичных произведениях И.А. Бунина на тему русской деревни мы видим, что честно работающий человек всё-таки имел возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону, но подавляющая масса крестьян, которых только вчера избавили от рабства, не умела и не хотела много работать.

Как бы мы ни относились к высшим кругам того времени, надо помнить, что если мы беремся судить о людях, то делать это стоит по их делам. Дела елецкого купечества видны до сих пор: величественные храмы, великолепные здания, особый колорит и дух города, которые сохранились и по сей день.

Какие плоды принесло экономическое развитие Ельца в 1860—1914 годы? Это великолепная мужская гимназия, давшая миру столько славных имен; первое железнодорожное училище в России, первый в России элеватор, обилие елецких рынков, изумительной красоты кружево, «елецкая крупчатка», шедшая на экспорт, елецкая рояльная гармонь, знаменитая «Пивоварня Кромберга», елецкое мыло, сало, кирпич, курительные трубки, кожи, колокола, елецкая иконописная школа, табак, поставляемый к Царскому двору; шампанское, изготовляемое в имении А.Н. Заусайлова. Дореволюционный Елец — это 3000 (!) магазинных складов и 900 лавок, в которых можно было купить всякий товар на любой вкус.

Елец до 1917 года был одним из самых благоустроенных провинциальных городов центральной России. Здесь было проложено 10,2 км водопроводных труб (в губернском Орле — 18,5 км), третья часть всей водопроводной воды поступала в дома горожан. В Ельце действовала самая мощная среди уездных городов электростанция в 76 кВт/час. Общая протяжённость тротуаров в Ельце составляла 61 км, из них 37 км были каменные. В городе было 130 уличных электрических ламп и фонарей (в соседних городах губернии — от 30 до 50) [9]. Накануне Первой мировой войны в городе планировалось открыть трамвайное движение, соединяющее Засосенскую часть города с центральной [10].

Я не стану приводить графики и таблицы экономического роста Ельца, утомлять читателя цифрами и статистическими сведениями. Уверен, что приведённые факты говорят сами за себя.

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках. — Саратов, изд-во «Новый ветер», 2012. — 240 с., ил.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-18-20-v/ekonomicheskij-podyom/

 

Примечания:

1. Елец древний и молодой: сборник документов. Липецк, 2007, с. 48; См. также Орлова А.Н. Отмена крепостного права в Елецком уезде (по материалам ГАОО) // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. Вып. 9. Елец, 2010, с. 87-91.
2. См.: Воропаев Р.Н., Палабугин В.К. Очерки истории Елецкой земли. Воронеж, 1985.
3. ГАОО, ф. 621, д. 1.
4. Нечаев Н.Г., Шабалина Т.А. Формирование региональных рыночных систем в пореформенной России (на примере г. Ельца и уезда) // Вестник ЕГУ. Вып. 1. Серия История, право. Елец, 2002, с. 31.
5. См.: Журнал очередного Елецкого Земского собрания 1890 г. Елец, 1891.
6. Палабугин В.К. Елецкая деревня на рубеже XIX—XX веков // Бунинская Россия: уездное. Выпуск 2. Елец, 2007, с. 60.
7. Заусайлов В.А. Родословная елецких купцов Заусайловых // Записки ЛОКО. Липецк, 2007, вып. 6, с. 139.
8. Палабугин В.К. Елецкая деревня на рубеже XIX—XX веков… с. 62.
9. Семёнов А.К., Полякова Т.В. Социальная эволюция елецкого купечества в процессе преобразования городского управления в XIX в. // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича. Вып. 9, Елец, 2010, с. 97.
10. Лопатин В.М. Воспоминания из моей прошлой жизни // Записки ЛОКО. Вып. VII. Сост. А.А. Найдёнов, А.Ю. Клоков, Н.В. Лопатин, В.А. Заусайлов. Липецк, 2009, с. 53. По сведениям В.М. Лопатина, строительство трамвайной линии откладывалось только из-за того, что некоторые члены Елецкой думы боялись, что земля в центре подешевеет.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Читать книгу далее

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веков
Обновлено: 29.01.2014
Поделиться в социальных сетях: