Храм Рождества Пресвятой Богородицы — Воргол.Ру

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2008 г.

Расположенную в бывшей Пушкарской слободе Лебедяни у подножия Тяпкиной горы, Рождество-Богородицкую церковь иногда называют «Подгородней» или «Подгоренской». Храм представляет значительный интерес как памятник архитектуры в стиле «московское барокко», и является самым древним храмом Лебедяни, исключая монастырские церкви Троицкой мужской обители.

Уже в конце XIX – начале XX в. в самой Лебедяни никто не помнил времени построения Рождество-Богородицкого храма, и жители города ссылались на предание, согласно которому церковь существовала более 300 лет [1].

И следует признать, что народное предание, как это бывает весьма часто, с большой долей точности сохраняло историческую информацию. Действительно, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг.: «За острогом на посаде, на берегу реки Дону слобода Пушкарская, а в ней церковь древяна клетцки, с папертью, во имя Рождества Пречистыя Богородицы, а в церкви Божие Милосердие образы и сосуды церковные и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, а книги строенья попа Савелия, да псалтирь со следованьем большая печать данье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии жалованье…» [2]

В 1663 г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь сгорела [3], и вместо неё была построена новая, но вот была ли она деревянная или каменная – пока неизвестно. Историк П.Н. Черменский считал, что каменная церковь того же храмонаименования с приделом святых Космы и Дамиана построена была во второй половине XVII в. [4] Но во всех документах второй половины XVII столетия о Рождество-Богородицком храме не говорится как о каменном, хотя факт каменного строительства в это время в Лебедяни был уникальным, несмотря на существовавшие каменные постройки в Троицком мужском монастыре, и следовало бы ожидать, что авторы документов того времени первую городскую каменную церковь обязательно упомянут. Тем не менее, в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. находим следующие сведения о самом храме, количестве церковной земли и прихожанах: «Церковь Рожества Пресвятыя Богородицы в Пушкарскай слободе на посаде. У тое церкви двор попа Андрея. Двор Дьячков. Да двор попа Василия. Церковный земли восмь чети в поли, а в дву патому ж. Сенного покосу и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви: тритцать девять дворов пушкарских, два двора подьячих, один двор посатцкого человека. И всего сорак четыре двора» [5]. В писцовой книге Лебедянского уезда «письма и межевания» стольника Юрия Фёдоровича Шишкина и подьячего Василия Тёмного 1685-1686 гг. значится: «…в Пушкарской слободе церковь Рожества Пресвятыя Богородицы. Около той церкви на кладбища земли в длину по речке Сухой Бороденке подле проезжей улицы тритцать три сажени, по другую сторону в длину подле проезжего переулка тритцать пять сажен, поперешнику по берегу реки Дону осмнатцать сажен, другова поперешнику от пушкарских дворов по проезжей же улице дватцать сажен. У той церкви двор попа Василья, двор дьячка Стенки Кирилова, да место Пономареве, да просвирнике. Да на той же церковной земле за ним, попом, во дворе бобыль Микишка Семенов сын Иноземец з детми с Меркушкою, с Харкою, с Ефимком, з Давыдком…» [6]

Описание Рождество-Богородицкого храма 1627-1628 гг.
Описание Рождество-Богородицкого храма в писцовой книге 1627-1628 гг.

Первое упоминание в документах каменного Рождество-Богородицкого храма содержится в переписных книгах 1710 г.: «Пушкарская слобода, в той слободе церковь во имя Рождества Богородицы, да придел св. чудотворцев Космы и Домиана каменная… В деревне Крутой за Богородицким попом Ияковом Васильевым два двора бобыльских…» [7] Как видим, здесь впервые упомянут и придельный храм святых Космы и Дамиана. Поскольку ранее, в документах 1676, 1678 и 1685-1686 гг. о придельном алтаре ничего не говорилось, можно сделать предположение, что каменный храм в Пушкарской слободе был построен между 1686 и 1710 г.

Натурное обследование ныне существующего Рождество-Богродицкого храма показывает, что собственно храм и северный придел были заложены одновременно с общей для них трапезной, поделённой на две равные части центральным столбом и двумя подпружными арками, расположенными вдоль продольной оси храма. Поэтому продольная ось трапезной не совпадает с продольной осью храмовой части и смещена к северу. Храм построен по типу восьмерик на четверике и был увенчан высоким куполом со световым барабаном, с луковкой и крестом на подкрестном яблоке. С восточной стороны к четверику храма первоначально примыкали три полукруглых апсиды, соединённых между собой переходами. Алтарная апсида была в два раза шире боковых, в которых размещались ризница и дьяконник. Из храма в апсиды вели три дверных проёма с полуциркульными перемычками. Особенностью храма является отклонение алтаря на 20 градусов к северу, а также ступенчатые паруса, три яруса голосников, один в верхней части четверика, два в восьмерике и тябловый иконостас. Под полом северной половины храма было помещение со входом с северной стороны. Колокольня, выполненная в классическом стиле, была пристроена к храму в самом конце XVIII столетия. Венчал колокольню гранёный купол и высокий золочёный шпиль с крестом на подкрестном яблоке.

Фрагмент плана Лебедяни начала XIX в.
Фрагмент плана Лебедяни начала XIX в. 1 — Рождество-Богородицкая церковь, 2 — Казанский собор

По описанию 1856 г., Рождество-Богородицкая церковь «состоит из алтаря, храма и трапезы, в которой находится в пристроенном с севера застенке придел святых Космы и Дамиана. Алтари и трапеза освещаются в один свет, а храм в два света». Космодамиановский придел в это время уже отапливался и служил, по всей видимости, для прихожан зимним храмом. В главном иконостасе «…пять тябл с иконами темного письма. Царские врата резные, вызолочены, с резными вызолоченными изображениями архангела Михайла с ветвью, Божией Матери, четырёх евангелистов и шести херувимских головок. Древняя икона Казанской Богоматери писана по тёмному полю орехового цвета. В приделе заслуживают внимания две иконы святого Николая с мечом в правой руке и с видом храма в левой 1) старинного письма в басменном окладе, на котором вырезано: «174 (1666) год. Москва», а 2) резной, на липовой доске в серебряной вызолоченой ризе» [8].

Вид на Рождество-Богородицкую церковь из-за р. Дон
Вид на Рождество-Богородицкую церковь из-за р. Дон. Фото 1910-х гг.

В 1875 г. алтарная апсида перестроена и расширена. После этого она приобрела прямоугольную, со скруглёнными углами форму, а в самом алтаре вместо трёх сводов сделан один. При этом была растёсана центральная арка входа в алтарь и растёсаны два новых боковых входа, ближе к центральной оси, с сохранением старых. В настоящее время в главный алтарь ведут пять дверных проёмов. Одновременно с перестройкой апсиды были растёсаны двери и окна в первом ярусе храмовой части и трапезной, тогда же срублены барочные наличники, которые представляется необходимым восстановить вместе со старыми проёмами по образцу сохранившихся до настоящего времени барочных наличников и окон второго яруса, что придаст храму первозданный, более интересный и древний вид. После перестройки Рождество-Богородицкая церковь вновь была освящена 15 сентября 1876 г. [9]

План Рождество-Богородицкого храма
План Рождество-Богородицкого храма. Чертёж Г.И. Гунькина, 1969 г.

Через десять лет после этого священник храма Рождества Богородицы о. Димитрий Бажанов заполнил метрику, разосланную Императорским Археологическим обществом по епархиям Русской Православной Церкви для сбора сведений обо всех храмах, построенных до 1800 г. Благодаря ей мы сегодня можем представить себе много из внешнего и внутреннего убранства Рождество-Богородицкого храма, не «пережившего» лихие времена XX столетия: «Наружные стены гладкие, посередине церкви есть пояс, выделанный из кирпича, в средине украшенный зубцами из кирпича (поребрик. – Прим. авт.), на углах стен есть колонки из кирпича гладкие. Других фигур нет. Карнизы есть вверху, под самой крышей, в виде поясков и зубчиков… Кровля на храме несколько выгнута, восьмигранная, покрыта зелёной краской. Фонарь глухой, шестигранный, прямо над сводами, покрыт белым железом, есть на фонаре предглавие и пояс, украшенный золочёными ложечками. Глава одна сделана из белой жести, украшена узорчатым поясом и золочёными ложечками, под самым крестом главка золочёная». Крест на церкви железный, четырёхконечный, вызолоченный. Дверей три, паперть с одной стороны. Колокольня формы четырёхугольной, в три яруса, в нижнем на углах по четыре колонки полукруглые, во втором ярусе по две колонки полукруглых и две гладких, а в третьем ярусе на углах по три колонки полукруглых, кроме того, колокольня украшена карнизами, отливами и зубцами. Колоколов шесть, два больших отлиты в настоящем (XIX в. – Прим. авт.) столетии, а четыре – древние. Стены внутри окрашены масляною розовою краской, не расписаны… Иконостас деревянный, старого устройства, тело его белое, есть местами резьба золочёная, Царские двери из двух створок, с резьбой». В главном иконостасе все иконы были старого письма и кроме образа Спасителя не были поновляемы. В иконостасе же придельного алтаря в тёплой церкви все иконы относились к концу XIX в. Престол в главном алтаре был деревянный с кипарисовой верхней доской. Солея обыкновенная, деревянная, на две ступени выше. Амвон обыкновенный, деревянный. Оба клироса полукруглые, белые, без украшений. Пол везде деревянный [10]

Согласно страховым оценкам 1910 г., Рождество-Богородицкая церковь снаружи была окрашена масляной краской, а внутри оштукатурена и окрашена. Длина её с колокольней составляла 48 арш., наибольшая ширина 19 арш., высота до верха карниза 12 арш., больших окон 14 и малых 8. Иконостас в настоящей церкви длиной 12 и высотой 12 арш. (оценён в 4 000 руб.), в трапезной длина иконостаса 9 и высота 5,5 арш. (оценён в 1 000 руб.), трапезная отапливалась 3 голландскими печами, колокольня в три яруса, высотой до верха карниза 37 арш., ближайшая постройка – кирпичный жилой дом священника Бажанова, в 15 саженях с южной стороны [11].

Достопримечательностями храма в начале XX столетия являлись Казанская икона Божией Матери «весьма древнего письма, особо чтимая за чудотворную» [12], иконы Рождества Богородицы и «Сошествие во ад», Евангелие 1703 г. и медный ковчег XVII в. [13]

Вид с Тяпкиной горы на Рождество-Богородицкую церковь
Вид с Тяпкиной горы. На первом плане – Рождество-Богородицкая церковь, на заднем плане – Покровская церковь. Фото 1910-х гг.

С расцветом ярмарочной торговли и ростом города к середине XIX в. резко увеличился приход Рождество-Богородицкого храма. В начале XIX в. в Пушкарской слободе насчитывалось 100 домов с живущими в них 304 мужчинами и 328 женщинами [14]. В 1856 г., в период наивысшего расцвета лебедянских ярмарок, прихожан было 649 мужчин и 779 женщин [15]. Но постепенно значение ярмарок падает, и количество прихожан уменьшается, и в 1889 г. в приходе насчитывалось 140 дворов, мужчин 374, женщин 412 [16].

По данным 1911 г., в приход входило 67 городских дворов торговцев с проживавшими в них 157 мужчинами и 168 женщинами, а также Пушкарская слобода с 76 дворами земледельцев, 218 мужчинами и 225 женщинами [17]. В 1915 г. в приходе храма Рождества Пресвятой Богородицы 146 дворов с проживавшими в них 391 мужчиной и 402 женщинами [18].

Прихожане и причт Рождество-Богородицкого храма
Прихожане и причт Рождество-Богородицкого храма на отпевании Ф.И. Огарковой. Фото около 1906 г.

Прихожане Пушкарской слободы каждое трёхлетие выбирали из своей среды церковного старосту, который брал на себя заботу по благоукрашению храма за счёт собственных средств и собранных пожертвований. В 1872 г. эту должность исполнял отставной поручик Иванов, в 1886-1889 гг. – губернский секретарь Владимир Александрович Кузьмин19, в 1915 г. – лебедянский купец Митрофан Алексеевич Попов [20].

Ещё более тесным образом была связана с историей храма судьба его священно- и церковнослужителей, многие из которых всю жизнь посвящали служению в одном приходе. Так, почти полвека прослужил настоятелем церкви Рождества Богородицы священник Димитрий Константинович Бажанов. Родился он в 1843 г. в с. Новоуглянское Усманского уезда в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда в 1868 г. и в следующем году был рукоположен во священника к Рождество-Богородицкой церкви Лебедяни. В последующие годы своего служения при храме Пушкарской слободы о. Димитрий Бажанов исполнял обязанности законоучителя нижних военных чинов инвалидной лебедянской команды, в разное время преподавал в женском и мужском приходских училищах Лебедяни, был духовно-судебным следователем 1-го Лебедянского округа, депутатом окружного училищного и епархиального съездов, состоял сотрудником Тамбовского епархиального попечительства. Деятельность о. Димитрия неоднократно отмечалась различными наградами: в 1873 г. за усердное исполнение пастырской обязанности он был награждён набедренником, в 1882 г. – бархатной фиолетовой скуфьей, в 1888 г. – камилавкой, в 1898 г. за заслуги по духовному ведомству награждён наперсным крестом. В 1910 г. за 25-летние труды по народному образованию награждён орденом святой Анны IV степени, в 1915 г. – саном протоиерея [21]. Скончался о. Димитрий Константинович Бажанов 14 августа 1917 г. в возрасте 74 лет, похоронен в ограде Рождество-Богородицкой церкви, настоятелем которой тогда же был назначен его сын – священник Алексий Димитриевич Бажанов.

Говоря о замечательных людях, чья судьба была связана с историей приходского храма Пушкарской слободы, следует отметить известного русского литургиста и канониста, историка Церкви Александра Ивановича Алмазова (1859-1920). Он родился в с. Замартынье Лебедянского уезда в семье причетника Боголюбской церкви Ивана Ильича Алмазова, который в 1866 г. был рукоположен в сан диакона и переведён к Рождество-Богородицкой церкви Лебедяни. Именно здесь будущий богослов учился в 1867-1868 гг. в лебедянском приходском училище. Затем была учёба в Липецком духовном училище, Тамбовской духовной семинарии и Казанской духовной академии, многолетняя учёная деятельность и преподавание в различных учебных заведениях. В последние годы жизни доктор церковного права Александр Иванович Алмазов, чей труд «Тайная исповедь в православной Восточной Церкви» стал значительным вкладом в богословие, преподавал в Московском университете и Московской духовной академии [22].

Кроме священника, в штат Рождество-Богородицкой церкви в XVII столетии входил также дьячок, а в XVIII в. ещё и диакон с пономарём, в XIX – начале XX в. – диакон и псаломщик. Причт храма владел церковной землёй. В конце XVIII – начале XIX в. Рождество-Богородицкому храму принадлежало 100 дес. 424 саж. земли. Из них пашни 70 дес., сенокоса 30 дес., остальная – неудобная [23]. В середине XIX – начале XX в. церковному причту принадлежали всё те же 100 дес. земли, которая сдавалась в аренду за 1 300 руб. в год [24].

На плечах приходского духовенства лежала задача духовного просвещения и обучения посредством церковно-приходских школ. При Рождество-Богородицкой церкви школа была открыта в 1896 г., а в следующем году для неё и церковной сторожки выстроено близ церкви кирпичное одноэтажное здание длиной 10, шириной 8, высотой 3 арш., в котором было 7 окон, 1 дверь и голландская печь [25]. Заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при Рождество-Богородицком храме являлся настоятель его о. Димитрий Бажанов. И при посещении школы в 1899 г. епископом Тамбовским и Шацким Георгием (Орловым) «особое помещение её было найдено приличным… Учащиеся отвечали и пели хорошо, в школе преподаётся рукоделие» [26]. Впрочем, будет неправильно умолчать о том факте, что дело школьного просвещения в приходе Пушкарской слободы ладилось не всегда. Так, во время посещения Лебедяни епископом Тамбовским и Шацким Кириллом (Смирновым) в 1911 г. сопровождавший его ключарь Покровского кафедрального собора г. Тамбова протоиерей Тихон Поспелов составил следующие впечатление о Рождество-Богородицком храме и приходской школе: «Церковь эта бедна и никаких украшений, кроме утвари не имеет. Содержится опрятно. Хор здесь очень плохой – поёт громко и без должного благоговения. Документы церковные найдены правильными. Церковная школа помещается в необыкновенно тесной и грязной церковной караулке; в ней обучаются 18 детей обоего пола; успехи их, несмотря на то, что здесь учитель со специальным педагогическим образованием, найдены весьма плохими по всем предметам, кроме рукоделия у девочек; успехи по рукоделию отличные. Учитель Силявин относится к своим обязанностям очень небрежно…» [27] Возможно, приход поправил вскоре положение с обучением своих детей в церковной школе при Рождество-Богородицкой церкви, но свидетельств об этом пока найти не удалось. Впрочем, прошло всего несколько лет, и после революции 1917 г. все церковно-приходские школы в стране и вовсе были закрыты. Храмы, в том числе и в Пушкарской слободе Лебедяни, вступали в новый этап своей истории, который на первых порах угрожал Церкви отделением от государства, лишением всякой собственности, запретом заниматься просвещением и образованием. Через несколько лет власть добралась и до внутренней жизни Церкви, начав с ограбления храмов и монастырей ради «голодающих Поволжья».

Протокол комиссии по изъятию ценностей из храма
Протокол комиссии по изъятию ценностей из Рождество-Богородицкого храма. 1922 г.

В Рождество-Богородицком храме Лебедяни изъятие ценностей проходило 25 марта 1922 г. В результате приход лишился серебряной ризы с вызолоченным венчиком весом 6 фунтов 9 золотников. Риза эта была снята с чтимой иконы Спасителя, находившейся в иконостасе с правой стороны от Царских врат, и сделано это было по настоянию председателя уисполкома вопреки протестам комиссии [28].

В 1925 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен на учёт отделением музеев Главнауки Наркомпроса [29]. В это время в храме служил протоиерей Иоанн Семёнович Богословский [30].

Рождество-Богородицкая церковь на картине
Рождество-Богородицкая церковь на картине художника Б. Кустодиева. 1926 г.

После 1929 г. Богородицкая церковь закрыта и впоследствии поменяла нескольких хозяев. Сначала здесь была мастерская, до войны работала плодоовощная сушилка, а после войны – колбасный цех, ремстрой участок КБО, размещались склады. В алтаре хранился цемент, и попавшая влага превратила его в многотонный бетонный монолит. Колокольня была разрушена ещё в 1930-е гг., и теперь её можно увидеть лишь на картине Б. Кустодиева и редких фотографиях начала XX в.

Затем Рождество-Богородицкий храм долгое время пустовал, обезображенный и осквернённый. Особенно сильно пострадала от вандализма и времени трапезная. И лишь только под куполом в храмовой части сохранились остатки росписей и лепные украшения начала XIX в.

Рождество-Богородицкая церковь в 1970-е
Рождество-Богородицкая церковь. Фото 1970-х гг.

К восстановлению храма приступили только с началом третьего тысячелетия. Силами прихода Ново-Казанского собора на храме установлена временная железная кровля. В последнее время начались работы внутри храма, в ходе которых наполовину заложена подпружная арка придельного алтаря, а на второй (северной. – Прим. авт.) половине поставлен каменный столб, делящий её пополам. Впереди предстоит полноценная, опирающаяся на комплексные научные исследования реставрация Рождество-Богородицкого храма, являющегося одним из самых древних и интересных церковных сооружений Лебедянской земли.

Рождество-Богородицкая церковь в 1970-е годы
Рождество-Богородицкая церковь. Фото 1970-х гг.
Рождество-Богородицкая церковь. Фото 2009 г.
Рождество-Богородицкая церковь. Фото 2009 г.

СВЯЩЕННО- И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ ХРАМА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Священники:

Савелий – уп. 1627-1628
Андрей – уп. 1676
Василий – 1678-1703
Васильев Иаков – 1710-1731
Данилов Илия – 1764
Ефимов Максим – 1768-1789
Гаврилов Павел – 1790-1796
Климонтов Иоанн Родионович – 1797-1827
Иосифов Василий – 1806
Кадомский Дмитрий Феодорович – 1827-1830
Никольский Иоанн Тихонович – 1830-1849
Болховитинов Иоанн Кириллович – 1849
Жданов Иоанн Арефьевич – 1849-1864
Бажанов Димитрий Константинович – 1869-1917
Бажанов Алексий Димитриевич – 1917-1925
Богословский Иоанн Семёнович – 1926

Диаконы:

Климентов Иоанн Родионович – 1789-1796
Казмин Иоанн Иоаннович – 1806
Казмин Борис Иоаннович – 1807-1813
Иванов Автоном – 1806
Лебедянский Матвей Кириллович – 1813-1837
Лебедянский Алексий Матвеевич – 1827-1840
Простосердов Георгий Иудинович – 1841-1864
Алмазов Иоанн Ильич – 1866-1889
Казанский Владимир Стефанович – 1891-1894
Громогласов Иоанн Андреевич – 1895-1898
Орлов Виктор – 1899-1900
Калугин Димитрий – 1901
Померанцев Феодор – 1903-1904
Цветков Василий Иоаннович – 1905-1907
Голубев Василий Георгиевич – 1908-1913
Голубев Иоанн Васильевич – 1914-1918
Котов Борис Анатольевич с 2005 – по настоящее время

Дьячки:

Кириллов Стенка – 1685-1686
Гурьев Афанасий Гуреевич – 1704-1716
Попов Степан Ильич – уп. 1710
Розов Анисим Алексеевич – 1827-1875

Пономари:

Попов Григорий Фролович – 1710-1716
Климентов Фёдор Иванович – 1818-1828
Баталин Иван Данилович – 1829-1833
Евстратов Илья – 1833-1864
Слободский Николай Ильич – 1871-1880

Псаломщики:

Бредихин Владимир Иванович – 1887-1890
Высоцкий Алексей – 1891-1892
Высоцкий Владимир – 1892-1894
Вишневский Иоанн – 1894-1895
Остроумов Пётр Александрович – 1895-1897
Румянцев Григорий – 1898
Попов Вениамин – 1900-1901
Люстров Садок – 1903
Крылов Николай Петрович – 1904-1913
Исаев Михаил – 1914
Калугин Александр Васильевич – 1915-1916
Антонов Николай1917


Примечания:

1. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6052. Л. 1 об.
2. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Д. 229. Л. 34 об.
3. ПКТГ на 1866 год. Тамбов, 1866. С. 21.
4. Черменский П.Н. Старинные храмы г. Лебедяни // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 50. СПб., 1913. С. 139.
5. ГАРО. Ф. 627. Оп. Доп. 1707 — 1914. Д. 328. Л. 442 об. 570.
6. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 392. Л. 442 об. — 454.
7. Там же. Ч. 1. Д. 1041. Л. 12.
8. ТГВ. 1856. №27. С. 1139.
9. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 29 об.; Ф. 181. Oп. 1. Д. 2237. Л. 290.
10. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6052. Л. 2-7.
11. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 13-13 об.
12. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6052. Л. 10.
13. Черменский П.Н. Старинные храмы г. Лебедяни // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 50. СПб., 1913. С. 140.
14. РГАДА. Ф. 1355. Oп. 1. Д. 45/1612. Л. 1-3 об.
15. ТГВ. 1856. №27. С. 1139.
16. ГАТО. Ф. 181. Оп.1. Д. 1766. Л. 35 об.
17. Там же. Л. 29-30.
18. Там же. Д. 2237. Л. 290-300.
19. Там же. Д. 1740. Л. 35 об.
20. Там же. Д. 2237. Л. 296 об.
21. Там же. Л. 293-294.
22. ПЭ. Т. II. М, 2001. С. 38-39.
23. РГАДА. Ф. 1355. Oп. 1. Д. 44/1611. Л. 2 об.; ГАТО. Ф. 29. Оп. 2. Д. 22. Л. И об. — 13.
24. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 1766. Л. 29 об.
25. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 13-13 об.
26. ТЕВ. 1899. № 39. С. 996.
27. ТЕВ. 1911. № 15-16. С. 915.
28. ЦДНИЛО. Ф. 45. Oп. 1. Д. 465. Л. 1-2.
29. РО ИИМК РАН. Ф. 2. Oп. 1. Д. 46. Л. 170.
30. ГАЛО. Ф. Р-23. Oп. 1. Д. 184. Л. 717.

В статье процитированы материалы книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I» из серии «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 08.07.2022
Поделиться в социальных сетях: