Лебедянский Троицкий монастырь — Страница 12 — Воргол.Ру

Лебедянский Троицкий монастырь

Троицкий мужской монастырь
Троицкий мужской монастырь. Фото 1910-х гг.

В числе братии Лебедянского Троицкого монастыря в разное время состояли будущие настоятели ряда российских монастырей: настоятель Якутского Спасского мужского монастыря архимандрит Иоасаф (в миру Иоанн Троицкий), в 1857 г. зачисленный послушником в Троицкий монастырь; настоятель Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря игумен Иоасаф, с 1839 г. по 1840 г. бывший насельником Троицкого монастыря, настоятель Троицкого-Селенгинского мужского монастыря в Бурятии архимандрит Амвросий, постриженный в Троицком монастыре. Особое место в их числе занимает игумен Феодосий, чьи «Записки… о своей жизни», опубликованные С. Нилусом в книге «Сила Божия и немощь человеческая», хорошо известны многим православным людям. В миру Фёдор Афанасьевич Попов родился в 1823 г. в Саратовской губернии и с детства хотел посвятить себя иноческим подвигам. Но только в 1860 г. он поступил послушником в Лебедянский Троицкий монастырь, где в 1863 г. был пострижен в мантию и наречён Феодосием, в 1864 г. рукоположен в иеродиакона, а в 1868 г. – в иеромонаха. В 1875 г. о. Феодосий перешёл в Оптину пустынь, и по благословению старца Амвросия поместился было в скиту, но в 1877 г. он назначается настоятелем Перемышльского Лютикова Троицкого монастыря Калужской епархии, где и воз-ведён в сан игумена в 1885 г. Находясь в Лебедянском Троицком монастыре, о. Феодосий по благословению настоятеля игумена Иоасафа с самого поступления в монастырь до перехода в Оптину пустынь жил в монастырском саду, в уединённой келье. Как видно из его записок, он проводил строгую подвижническую жизнь: временами по целой ночи проводил в молитве и слезах, но притом очень строго относился в суждениях своих к немощам собратий, начиная с самого отца настоятеля, казначея и т. д. Потому промыслительно попустилось и ему самому впасть в те же погрешности, которые он осуждал в своих собратиях, когда Господь судил ему самому быть настоятелем Лютикова монастыря. Он даже так ослабел в жизни духовной, что приехал однажды к старцу Амвросию и просил у него благословения оставить настоятельскую должность. Но старец сказал ему так: «Живи до тех пор, пока не прогонят». И слова старца не остались без исполнения. В 1893 г., когда Калужскую кафедру занимал епископ Анатолий (Станкевич), в Лютиковом Троицком монастыре украдена была неизвестно кем вся монастырская сумма в несколько тысяч рублей. Скрыть это было нельзя, и хотя деньги вскоре нашлись, тем не менее, Владыка приписал это неосмотрительности настоятеля и велел ему подать в отставку. 10 февраля 1894 г. игумен Феодосий был отставлен от настоятельской должности. Так Промысл Божий указал о. Феодосию самое благонадёжное место – скит Оптиной пустыни. Тут он жил очень скромно и своим простым обращением заслужил любовь братии. Нередко за святое послушание он ездил в Шамординскую женскую обитель для отправления богослужений наряду с другими иеромонахами. Незадолго до своей кончины о. Феодосий желал быть постриженным в схиму, но почему-то это дело не состоялось. В скиту он прожил девять с лишним лет. Любил часто служить Божественную литургию и служил с умилением сердечным. А в свободное время имел привычку удить рыбу, в чём находил всегда большое удовольствие. Вообще он был добрый и благожелательный монах и в своё время гостеприимный настоятель. Смерть застала его неожиданно. Дня за три или за четыре он служил; и это было последним напутствием его в жизнь вечную. 10 октября 1903 г. он мирно скончался на 80-м году от рождения [160].

Иеромонах Филарет (Аплиев)
Иеромонах Филарет (Аплиев). Фото начала XX в.

Некоторые из престарелой и немощной монастырской братии призревалась в богадельне, утверждённой по указу императрицы Екатерины II, последовавшему в 1765 г. для призрения. В 1907 г. в ней призревалось 6 человек, в том числе 2 псаломщика [161].

Богослужения в монастыре в начале XX в. совершались «ежедневно: утреня, две литургии – ранняя и поздняя, после которой по воскресным дням служатся молебны с акафистами попеременно: Святой Троице, Успению и Покрову Пресвятой Богородицы – по числу престолов, находящихся в храмах монастыря, и вечерня, а после вечерней трапезы правило с помянником, которое начинает и оканчивает очередной иеромонах» [162].

Почитаемые иконы из храмов Троицкого монастыря
Почитаемые иконы Пресвятой Богородицы из храмов Троицкого монастыря. Фото 1901 г.

Важное место в жизни монастыря в это время занимала деятельность церковно-приходской школы. Школа при монастыре была открыта 17 января 1893 г. трудами игумена Митрофана в помещении монастырской гостиницы. Законоучителем её стал на безвозмездных условиях иеромонах Иннокентий, учителем – П.И. Хонев [163]. В 1897 г. для неё за оградой обители сооружён отдельный кирпичный корпус с 16 окнами, длиной 25 арш., шириной 13 и высотой 6 арш. [164] Монастырская школа была рассчитана на 70 мальчиков. При ней находилась также квартира для учителя, содержание которому выплачивалось от монастыря [165]. В 1907 г. в школе обучалось 120 мальчиков, а учителем монастырской школы состоял окончивший курс Тамбовской духовной семинарии Александр Фёдорович Высоцкий [166]. Монастырскую школу при своём посещении Троицкой обители всегда осматривали тамбовские епископы. В 1899 г. Преосвященный Георгий (Орлов) нашёл недавно выстроенное здание «…весьма удобным и просторным, с приличною школьной обстановкой и с квартирой для учителя; школьное дело поставлено хорошо благодаря усердию и способности учителя, окончившего курс духовной семинарии, – все ученики отвечали и пели хорошо, отвечали толково даже на серьёзные вопросы по Закону Божию» [167]. Вообще же посещения Троицкой обители правящими архиереями, которые всегда останавливались здесь на ночь, становились событиями в её жизни. В 1895 г. в Троицком монастыре осматривал все храмы и другие постройки: столовую, кухню, братские кельи, богадельню для больных и престарелых иноков, надзорные службы – епископ Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов). По мнению Владыки, «храмы содержатся в благоприличном виде, внутри вполне благолепны, ризница и утварь имеются в достаточном количестве. Все монастырские здания и помещения соблюдаются в надлежащем порядке, в помещениях видна чистота и опрятность. Осмотрел также и хранящийся в небольшом помещении под Ильинской церковью архив бывшего Лебедянского духовного правления и, в видах сохранения важных документов и приведения в порядок находящихся в нём бумаг, поручил иеромонаху сего монастыря Порфирию составить сему архиву подробную опись с указанием бумаг важных по значению и содержанию и бумаг ненужных, подлежащих уничтожению» [168].

Почитаемые иконы из храмов Троицкого монастыря
Почитаемые иконы Пресвятой Богородицы из храмов Троицкого монастыря. Фото 1901 г.

Особенным почитанием пользовался Троицкий монастырь со стороны верующих Тамбовской и окрестных губерний, которые посещали его, чтобы поклониться многочисленным монастырским святыням, главными из которых были два чтимых образа Святой Троицы.

Малая икона Пресвятой Троицы в явлении трёх ангелов Аврааму находилась в Успенском храме. После пожара 1764 г. эта икона несколько раз возвращалась на монастырское пепелище, что побудило святителя Тихона Задонскаго просить о восстановлении монастыря [169]. В честь неё по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Ионы (Василевского) и по ходатайству горожан были устроены в 1814 г. крестные ходы из всех городских церквей в Троицкий монастырь: первый – на другой день Троицына дня (в день св. Духа), а второй – в день святого пророка Божия Илии (20 июля по ст. стилю) [170]. Икона эта написана в Москве в 1665 г. на пальмовой доске, выш. 7 1/2, шириною 6 1/2 вершк. превосходной живописи, на задней стороне её имелась надпись: «Сей /Кивоначальной Троицы образ написан в Москве в 1666 году и отделан был в серебряном позлащённом окладе при игумене Иосифе. А в 1842 г. устроена на него серебреная позлащённая риза, с пожертвованными от разных лиц камениями, которых числом 140, а всех 473; куплены на монастырские деньги на 44 руб. 50 к.; всех камений куплено 333, при игумене Сергии. Серебра в ризе 114 1/4 золотника по 95 к. – 108 руб. 53 к.; в позолоту 45 рублей; за слюду 1 руб. 75 копеек» [171].

Другая икона Святой Троицы, также весьма почитаемая, была большего размера и хранилась в Троицком соборе. Особое прославление и почитание её началось в 1831 г., когда по совершении пред ней молебна прекратилась в Лебедяни свирепствовавшая холера. В благодарность Господу Богу при игумене Никоне на эту икону сделана была серебряная риза весом 30 фунт, и 66 золоти. В 1847 и 1848 гг. холера повторилась, но после молебствия пред той же иконой Святой Троицы эпидемия прекратилась. В память этого при игумене Сергие в 1849 г. серебряная риза на иконе была хорошо вызолочена и украшена серебряными с позолотой венцами со стразами и камнями в количестве 1 512172.

Местночтимый образ Святой Троицы
Местночтимый образ Святой Троицы. Фото 2008 г.

После того как Лебедянь сильно пострадала от пожаров в 1864 и 1872 гг., пред большой иконой Святой Троицы стали служить молебны, и город с этого времени избавился от пожаров. В память сего заступничества святого образа по ходатайству граждан указом Священного Синода от 6 июля 1883 г. установлен был с этой иконой крестный ход вокруг всего города в среду первой седьмицы Петрова поста.

Две эти иконы Пресвятой Троицы были почитаемы не только жителями Лебедяни, но и окрестных селений. Многие из них «…твёрдо верят, что тогда только дела их и предприятия будут благоуспешны, когда будут освящены молитвой пред святой чудотворной иконой» [173].

В 1909 г. встал вопрос о реставрации большой иконы, и в Троицкий монастырь приехал представитель ТУАК А.И. Самоцветов, который 26 декабря осмотрел и сфотографировал икону. Самоцветовым было составлено её точное описание: «Длина иконы 149, ширина 115 сант., обложена серебряно-вызолоченной ризой. На ризе изображено три ангела, сидящие за столом, а сбоку ангелов изображены (стоящими) на правой стороне патриарх Авраам, а слева Сарра. Внизу у стола лежит закалываемый рабом агнец. На столе пред ангелами лежит хлеб, кисти винограда, овощи, ножи, вилки (?) и ложки. В верхней части ризы – изображение дуба (посередине), а налево – церкви и части стены с башнею. Сама живопись сохранилась только в верхней части иконы, но настолько тёмная, что разобрать написанное трудно. Лики ангелов и патриарха Авраама темны, написаны в позднейшее время, во всяком случае, после написания всей иконы. Ниже ликов ангелов никакой живописи нет, а есть только белая грунтовка, да и то местами, а в остальных частях иконы, где нет белой грунтовки, видна доска и притом потемневшая. С иконы сделаны Самоцветовым и доставлены в Комиссию фотографические снимки… Комиссия, по предварительном сношении с местным епархиальным начальством, предложила правлению монастыря оставить икону в том виде, как она есть…» [174]

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 10.07.2022
Поделиться в социальных сетях: