Среди монастырских достопримечательностей выделялись также несколько крестов и Евангелий. Первый «крест напрестольный, серебряный, вызолоченный, чеканной работы, величиной 7 вершков, осьмиконечный. На задней стороне его имеется… надпись: «Мощи м. Архидиакона Стефана, м. Пантелеймона, м. Меркурия, м. Христофора, м. Феодора Стратилакта, м. Иакова Персскаго, м. Анастасия, м. Лукиана, м. Феодосии девицы и многих святых». На рукояти креста, с той же стороны, вырезано: «168 (1660 – Прим. авт.) году приложил сий Животворящий Крест Господень вкладчик, того же монастыря и постриженик, старец инок-схимник Адреан, прозвище Десятой, в церковь Живоначальныя Троицы монастыря Яблоновой пустыни, по себе и по своих родителех в вечную память». Также крест серебряный, с позолотой и чернью, немного больше вершка, с мощами преподобного Симеона Столпника, Иоанна Милостиваго, муч. Феодосия и муч. Феодора Стратилакта, пожертвованный лебедянским купцом Карчагиным. Крест деревянный, украшенный серебром, с надписью на задней стороне: «1740 г. построил сей крест благословенной монах Епифаней Л. Т. М. Я. П.». Крест деревянный, осьмиконечный, в один аршин, замечателен древней надписью: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа… Пресвятыя Живоначальныя Троицы, лета 7174 году (1666. – Прим. авт.) июня в 1 день на память святого мученика Иустина философа. При благословенном царе и великом князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя и белыя России самодержце и при сынех его: при благородном царевиче и великом князе Алексее Алексеевиче и при благородном царевиче и великом князе Симеоне Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России, и при архиепископе Илларионе Рязанском и Муромском и при игумене Дионисии» [175].
Примечателен целый ряд Евангелий Троицкого монастыря, иллюстрировавших собой период благоденствия обители в XVII – первой половине XVIII в. Два из них были напечатаны в Москве в 1640 и 1657 гг., в серебряных окладах. Другие… Евангелие, напечатанное в Москве в 1681 г., с серебряной верхней крышкой и надписью по листам: «Лета 7197 (1689 – Прим. авт.) февраля в 18 день, по указу великаго господина Святейшаго Кир Иоакима Московскаго и всея России и всех северных стран патриарха, домовыя казны в Лебедянский уезд в его святейшаго патриарха домовый Троицкий монастырь, в Яблонову пустынь, в церковь Божию безденежно». Евангелие, напечатанное в Москве в 1689 г., в большой лист александрийской бумаги, украшено богато серебряными с позолотой изображениями. Вес его «считают около двух пудов и называют «царским» и «Петра 1-го» [176]. Весит это Евангелие полтора пуда [177].
По данным на 1882 г., в монастыре было ещё несколько интересных Евангелий: «1. Евангелие, изданное повелением всепресветлейшаго, державнейшаго Императора и самодержца Петра В., Отца отечества и благословением Св. Синода 1722 г. Пред каждым евангелистом здесь впредь помещается его изображение с надписью… 2. Евангелие издания 1727 г. с такою надписью по всем евангелистам: (в Ев. Матф.) «Февраля 9-го дня. Книга святое Евангелие приложено (на церковь) в Троицкой монастырь в церковь святыя Троицы при бытии архимандрита Питирима неотъемлемо да пребудет во обители никаким образом да будет зде недвижимо». (в Ев. Мрк.) «Заплачена цена сея книги подаянием всяких чинов г. Ельца людей; да будут их имена написаны в книгах животных в небесных кровех мужеский и женский пол с чады их домочадцы в нынешнем веце – здравие, в будущем венец нетленный». (в Ев. Лук.) «Поминать за упокой епископа Митрофана – схимонаше – святителя, Макария архиепископа, Пахомия митрополита, Иосифа епископа; архимандрита Питирима… Михаила епископа, Адриана митроп., Стефана митр., Сампсона митропол., Григория митр., иерея Афанасия…» (В Ев. Ион.) «Заупокой архимандрита Трифилия, Питирима, иеромонаха Аврамия и прочих братии обители и всех православных христиан мужеска и женска пола и отроки и младенцы зде лежащих и повсюду православных христиан, священнический и монашеский чины». Евангелие это обложено малиновым бархатом. 3. Евангелие, изданное «повелением благочестивейшего Феодора Алексеевича, благословением святейш. Патр. Иоакима в лето 1677 г.». По листам Евангелия такая надпись: «Сия книга святое Евангелие Лебедянского уезда домового Троицкого монастыря Яблоновой пустыни игумен Иосиф подписал своею рукою». 4. Евангелие 1703 г. с такою подписью: «Во град Елец в обитель святыя и живоначальныя Троицы дано святое Евангелие на александрийской бумаги, покрыто бархатом червчетым, евангелисты серебреный, чеканный, позлащённый, и бытии тому Евангелию, неподвижну и неисходну, – игумену Варсонофию, и священникам и казначею, и всей братии тоя святыя обители, души отшедших поминать без лености по росписи, какова написана в сем Евангелии. И кто будет впредь по нём игумене, в той святой обители игуменом, иеромонахом, священноиноком и братии всея обители, пожаловать поминать души отшедших неотложно без лености, по росписи». 5. Евангелие, изданное «по повелению Петра 1-го… 1698 г.»
К концу XIX в. из книг, пожалованных Троицкому монастырю царём Алексеем Михайловичем, уцелели только вторая часть бесед святителя Иоанна Златоустого на евангелиста Матфея, подписанная на листах «Лета 7173 (1665. – Прим. авт.) году генваря в 24 день, сию книгу, глаголемую Беседы святого апостола и евангелиста Матфея, пожаловал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России самодержец, Лебедяни города Яблоновой пустыни в монастырь Пресвятыя Живоначальныя Троицы во веки неизносимо из церкви Божией. При игумене Дионисии. А кто сию богодуховную книгу вон из церкви вынесет и того судит Господь Бог на страшном суде» [178].
Сохранялся в Троицкой обители и древний монастырский синодик, написанный полууставом не поздее 1688 г. при игумене Иосифе III, под заглавием: «Сенадик святыя соборныя и апостольский церкви, сиречь поминание прежде отшедших душ к Богу». Длина книги составляла 30 см, ширина 20 см, а толщина – 7 см, переплёт кожаный, доски дубовые. На лицевой стороне первого листа написано: «Сию книгу переплетал города Лебедяни Христорождественской церкви пономарь Иоанн Гаврилов. Марта 19-го дня 1818 году». Синодик состоял из 310 листов, из которых первые 23 заняты были картинками. Предисловие синодика заканчивалось следующими словами: «Аще иерей чреду держа Божественный литургии, рекше неделю, леностию и небрежением не поминает зде написанных, сам непоминовен будет пред Богом: в нюже меру мерить, вознамерится сему праведным судом Божиим». За вступлениями следовал собственно помяник [179]. Пётр Николаевич Черменский, подготовивший в 1910-х гг. публикацию о синодике Троицкого монастыря, передал в музей ТУАК 24 фотографических снимка миниатюр синодика [180].