Преемники о. Досифея совмещали с управлением монастырём должность инспектора Тамбовской духовной семинарии, а само настоятельство служило для них переходной ступенью к архимандритству в Чернеевом монастыре. Постоянно живя в Тамбове, они редко бывали в Лебедяни и не могли поддерживать монастырь на прежнем уровне.
Из череды этих настоятелей выделяется игумен Никон (Конобеевский), управлявший обителью с 1835 по 1840 г. Он был сыном протоиерея Димитрия Афанасьева. Закончил Шацкое духовное училище, Тамбовскую духовную семинарию, в 1828 г. поступил в Шацкий Николаевский Чернеев монастырь, где в 1829 г. накрыт рясофором. Преподавал в Тамбовском приходском училище, 29 декабря 1829 г. пострижен в монашеский чин, а с 25 ноября 1834 г. определён на должность смотрителя Лебедянского приходского и уездного духовного училищ. В декабре 1834 г. о. Никон назначен на должность казначея Лебедянского Троицкого монастыря, а 28 июля 1835 г. – его строителя. С 12 апреля 1836 г. о. Никон – в игуменском сане [71].
Игумен Никон не только занимался ремонтом монастырских строений, но и возвёл в 1836 г. новый каменный корпус для кухни и братской трапезы, в 1839 г. пристроил придельный алтарь к Успенской церкви, в нижнем этаже настоятельского корпуса уничтожил кухню и ледники, вместо которых устроил братские кельи, обновил монастырскую ограду и выстроил в ней новые святые врата в 1840 г. При игумене Никоне улучшилось и материальное обеспечение Троицкой обители [72].
В настоятельство игумена Сергия (Доримедонтова, 1844-1858 гг.) обновлены были Троицкий собор и Успенская церковь. В 1861 г. при игумене Иосафе III в Троицком монастыре братии состояло с послушниками 17 человек. Следующий ремонт лёг на плечи игумена Павла в 1877 г. Прежде всего отремонтировали Ильинскую церковь. На храме была выполнена новая кровля, устроены полы, сооружена с северной стороны закрытая галерея, установлен новый вызолоченный иконостас. После этого обновлены Троицкий собор и Успенская церковь, в которой заменены иконостасы, завершён начатый строительством в 1854 г. новый настоятельский корпус, исправлена «в прежнем древнем виде» монастырская стена, у которой «разрушился гребень с бойницами». При игумене Павле приведено в порядок всё монастырское хозяйство.
В дальнейшем комплекс Троицкого мужского монастыря не претерпел существенных изменений, так как другого значительного строительства во второй половине XIX – начале XX в. не велось. По-прежнему основу монастырского комплекса составляли и составляют в настоящее время постройки XVII столетия, делая ансамбль Лебедянского Троицкого мужского монастыря уникальным архитектурным памятником.
В центре его находится однопрестольный соборный храм Пресвятой Троицы, построенный в русско-византийском стиле. Размеры его составляют: в длину с папертью 10 саж., в ширину 5,5 саж. и в высоту до карниза 6 саж. [73] Кубовидный объём храма с позакомарным покрытием венчают пять главок. Центральная главка – световой барабан с четырьмя узкими окнами (около 6 вершков шириной), остальные – глухие. Фонарь – световой барабан – украшен снаружи двумя полукруглыми поясками и двойным карнизом. Кресты на главах железные, шестиконечные, без цепей. Своды, кроме куполов над главками, коробовые с распалубками по краям. Покоятся они на подпружных арках. С восточной стороны Троицкого собора до половины высоты стен выступают три полукруглые апсиды, отделённые друг от друга полуколоннами и соответствующие трём нефам четырёхстолпного храма. В правой апсиде размещалась ризница, в левой – жертвенник. У западного фасада храма располагалась паперть, а к южному и северному, вероятно, в 1763 г. были пристроены «крыльца с фронтонами». Навес над крыльцами опирался на четыре круглых колонны. С северной стороны собора был устроен вход в большие сводчатые подвалы [74].
Четырёхстолпный, трёхнефный объём собора с фасадов членится пилястрами на три равных прясла стен. Эти членения на южном и северном фасадах не соответствуют внутренним нефам. Ввиду несоответствия внутренних членений наружным, архитектору пришлось выбирать, как размещать оконные проёмы: по центру внутренних членений или наружных прясел. Эту проблему он решил в пользу симметричности интерьера. Именно поэтому так странно смотрятся теперь фасады собора с сильно смещёнными от центра прясел окнами [75]. Асимметрия увеличилась после растёски окон в XIX в.
Первоначальные внутренний вид, интерьеры и утварь Троицкого собора сегодня можно представить по сохранившимся описаниям 1690 и 1702 гг.
Итак: «Церковь Живоначальные Троицы каменная о пяти главах, главы опаены белым железом, кресты железные кованые, опаены железом белым с чепми. У церкви с трёх сторон рондуки каменный с сводами. Под церковью Живоначальныя Троицы погребы каменныя с выходам. Окола церкви паперти деревянные. Своды и паперти покрыты тёсом сасновым. В паперти крест большой, пред ним лампада медноя, полужена… Церковь крыта тёсом сасновым. У церковных дверей трои затворы деревянные, с лица обиты досками железными и кладены полосы железные ж.
В церкви Божие милосердие двери Царские деревянные резные, залочены, прописаны серебром и красками. На дверях в кругах резных образ Благовещение Пресвятые Богородицы да четыря евангелисты; столицы резные, залочёны, на них писоны лик святителей; сень резная, залочёна, на ней три крута: в среднем образ Отечества, по старанам образ Тайные вечери, по старанам же, в дву кругах, ангели Господни с репидами.
Над сенью каруна резная, залочёна. На ней в кругу на кресте роспятие Господа нашего Иисуса Христа. Да месных образов на правой стороне: образ Всемилостивого Спаса, писан на золоте, венец и цата серебреные чеканный, залочёны. В венце и в цате три камени вареников да четыре камени достаканов лазоревых веницейских. В венце жив цате в адну нить низано жемчюгом кафимским, поля обложены серебром кованым гладким, золочёным. На той же иконе прикладу три креста серебреных с финифтью; на нём четыре жемчюжины да три копейки залочены. В подножии Спасова образа в молении образ Алексея Митропалита да Алексея человека Божия. На них венцы чеканный, золочёны. Киот деревяной, на нём с лица травы литы оловенные. Под исподом слюда на резных красках.
У того ж образа пелена объярь серебреная, травы золотые с разными шёлки, крест кружива золотная опушка, дороги червчетые, подложена крашениною; тринатцать кистей шолк красной з золотом. Пред образом лампада зеленой меди с крышкою на чепях, под нею кисть нитноя.
Образ Живоначальные Троицы: писан на золоте, венец и цата серебреные чеканные залочёные, в венцах и в цатах пятнатцать камней смазней красных и зеленых; на тех же цатах привешена три плащика серебреные сканные золочёныя с мелкими камешки, да прикладу четыре креста серебреных: на одном четыре жемчюжины, да крест аспидной в серебре. На той же иконе на Авраме и на Сарре венцы серебренный чеканныя, золочёны. В венцах шесть каменей смазней. Поля обложены серебром босемным золочёным. Полена бархот персидцкой червчат. На ребре опушка отлас золотной. По углам камка белая, в середине крест круживо золотноя. Копие и трость и слова голун золотной же. Пятнатцать кистей розных шолков з золотам, подложена выбойкою. Перед образом лампада медноя с крышкою на чепях, полужена (согласно описанию 1702 г. на иконе было уже «двенадцать крестов серебряных, на одном четыре жемчюжины, весу во всех двенадцать золотников. Два креста аспидных, один красной, на нем распятие на сребре, по концам обложено серебро с чернью, другой зеленой в сребре в привесе ж рубль десять копеяк золочёных» [76]).
Образ Успения Пресвятыя Богородицы: писон на золоте; на Спасове и на Богородицыне образех венцы серебреные резные, золочёны обнизоным земчюгом. В них четыря камени берюзы, три камени вореников красных. На ангелех и на опостолех и на прочих святых шездесят венцов серебреных, золочёны, и в том числе два венца с каменьем з бирюзы и смазни, поля облажены серебром басем- ным золочёным. Пелена барход персидцкой залоченай травчетай. Опушка дороги зеленые. В середине крест круживо золотное, подложена крашениною. Семнатцать кистей шелковых. Перед тем же образом лампада медноя с крышкою на чепях, полужена.
На южной двери, что в олтаре, написан Данил Пророк, с ольвы на краске.
Образ Покрова Пресвятые Богородицы: писан на красках; венцы писаны золотам, пелена бархот персицкой золотной травчетой. Опушка дороги таусинныя. В середине крест круживо золотноя. Семнатцать кистей толковых, подложена крашениною.
Образ Алексея человека Божия: писан на красках, венцы писаны золотам. Пелена камка червчетая куфтерь. Опушка дороги двоеличныя. В середине крест голунцовай. Адиннатцать кистей толковых, подложена крашениною.
Образ Тихона Чюдотворца да великомученника Никиты: писан на золоте. В молени к образу Пресвятые Богородицы Знамение.
На левой стороне Царских врат образ Пресвятые Богородицы Одигитрия. У Спаса и у Богородицы венцы и цата чеканные золочёные. В венце у Спасова образа каменья берюза да два вареника красных да зеленой. У Богородицы в венце и в цате три камени смазни червчеты, три зелёных. На главе у Богородицы убрус низан жемчюгом по красному отласу с канителью и з вескими и с каменьем. Серьги серебреные сканные, золочёны, на них каменья бирюски да виниски. Прикладу семь крестов серебреных, три копейки, золочёны.
Да по обе стороны ангелы, на них венцы серебреныя чеканныя, золочёны. Оклад басемнай золочёной. Киот деревяной, писан красками. Пелена бархот персицкой зеленой травчетой. Опушка дороги зеленыя. Крест золотной голунцовай. Тринатцать кистей шелковых, подложена крашениною. Пред образом лампада с крышкою зеленой меди на чепях (образ Пресвятые Богородицы Одигитрия (в 1702 г. прикладу «восемь крестов серебреных, четыре копейки золочёны, две копейки серебреных. А в крестах весу тринатцать золотников» [77]).
Образ Воскресения Господня. На Спасове образе венец с коруною и цата серебреныя, золочёны, обнизаны жемчюгам. В венце четыре камени бирюзы, шесть каменей смазней червчетых и зелёных, два достакана лазоревых турских, прикладу три креста серебреных.