У другова Спасова образа, что написан ниже, венец и цата серебреные резные, золочёны. В венце и в цате два хрусталя, пять смазней червчетых и зелёных да прикладу четыря креста, и в том числе один золочён, копейка золочёна з жемчюжинкою. На той же иконе на Господни и Пресвятыя Богородицы и на ангельских и на опостольских и прочих святых ликах восмьдесят шесть венцов связных и одинаких, поля обложены серебром басемным золочёным. Подпись резная, золочёна. Пелена отлас травной цветной полосатой. Крест золотной голунцовай. Опушка камка белая. Наугольники объерь зелёная, положена крашениною. Семнатцать кистей шолковых. Перед образом свеча деревяная поставная, опаяна железом немецким чеканным, писана через кубак красным кобаном да ярью (в 1702 г. в привесе иконы «… восмь крестов небольших серебреных. Весу в них шесть золотников. Копейка позолочёная с ушками, у неё две жемчюженки» [78]).
Образ Спасов Нерукотвореннай. Венец и цата серебреные, золочёны. В венце и в цате три каменя бирюзы, четыре каменя смазней червчетых. По сторонам два Ангела Господня. На них венцы резныя, золочёны. В венцах шесть каменей бирюз и смазней, поля обложены серебром басемным. Киот деревянной, писан красками з золотам. Пелена объерь серебреная травчетая. Крест голун золотной с серебром и с шелком. Опушка отлас лазорев мелкотравной. Десять кистей шолковых, подложена крашениною. В ысподи под пеленою подшита аршин камки двоеличной куфтерь. Перед образом свеча поставная, писана красками.
Двери северныя. На них написаны образы Авраама и Исака и Якова да благоразумный разбойник, на красках. Венцы писаны золотам. Образ Сошествия Святаго Духа, писон на красках. Пелена дорогильная, шита розных цветов. Опушка дороги осиновыя. Образ Марии Египтенины в молении, на красках. Пелена шахматная дорогильная розных цветов. Образ Живоначальныя Троицы, писан на кипарисной цке, штилистовой в окладе. Да образ Богоявления Господа нашего Исуса Христа, писан на кипарисной цке, штилистовой в окладе. Да дватцать две иконе штилистовых, обложены серебром басемным золочёным. Венцы резныя и басемныя, и в том числе у трёх икон венцы резные белыя. И те все иконы стоят по первому брусу под деисусы. Да по местам стаят тритцать икон штилистовых, не в окладе.
В церкве ж на тяблах в деисусах в нижнем первом тябле: Образ Всемилостивого Спаса, по сторонам Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предотечи, архангелов, апостолов, святителей. Всего шеснатцать икон (в 1702 г. «семнадцать икон», в том числе у «образов Вседержителя Спаса и Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предтечи венцы серебряные гладкие с репьями» [79]). В другом тябле Господьских празников шеснатцать икон (в 1702 г. – семнадцать [80]). В третьем тябле посреди образ Пресвятыя Богородицы, Знамения да пророков. Всего шеснатцать икон (в 1702 г. – семнадцать [81]). В четвёртом тябле образ Отечества (в 1702 г. – девятнадцать икон, в середине Отечества, по сторонам – праотцы [82]).
Во главе образ Спасов Нерукотворенный. Поверх образа поставлен крест. На нём писано роспятие Господа нашего Исуса Христа. По старонам праотцев осьмнатцать образов. Поверх глав их херувимы и серафимы. Тябля и меж образов столицы, писаны красками.
Среди церкве перед деисусы поникадила медноя на чепи, шандалы в три пояса. На нём в первом поясу восмь шандалов, на них привешены бубенцы медныя дутыя, на них кисти золота с серебром. В другом поясу восмь же шандалов. На шендалах поставлены апостоли медныя литыя, да привешены восмь бубенцов. В третьем поясу восмь жа шандалов, поверх поникадила церковь медноя литая, на ней пять крестов, на среднем Роспятие Господне, меж шандалов на перьях травки и птички и звезды, процвечены финифтью. В ысподи яблако большой резноя. Под большим яблаком яблачко небольшое. Под тем яблаком яйцо строкофомиловое. Под ним камень хрусталь. На нём привешена кисть, шёлк белой с серебром. Весу в нём девять пуд осмнатцать фунтов.
На правом крылосе над ыгуменским местом две иконы Богородичны. Киот деревяная. Писан красками. Да складни писаны на красках (в 1702 г. ещё и «…образ Распятие Господне, венцы серебреные, золочены, по полям оклад басемной, позлащены… Образ «Не рыдай мене, Мати» [83]).
У праваго клироса хоругов на стороне писан образ Спасов Нерукотворенный, на другой Михаила Архангела. У праваго клироса у столпа Лестьвица с писателя Иоанна Лествичника, писаны на золоте. В киоте деревяном писаном, пелена шита шелками по отласу. Да в киоте образ Живоначальныя Троицы, писан, на золоте. Киот з затворы, небольшой. Позади праваго клироса у столпа ж икона Страшный суд, длина и ширина по три аршина. На Спасове образе венец с коруною и цата сканныя с финифтью, золочёны. На образе Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предотечи венцы и цаты с финифтью ж, золочёны. Перед иконою лампада зеленой меди с крышкою на чепях. Под нею кисть шёлковая, пелена выбойчатая.
Да на левом клиросе деисус. У левого ж клироса хоругов на стороне писан Спасов образ Нерукотворенный. На другой стороне писан образ Преображения Господа нашего Исуса Христа. Фонарь выносной шестерной слюдной шатровай, наверху крест. По сторонам левого клироса у столпа образ Святых опостол союзом любве, писан красками. Образ Святыя мученицы Порасковии нарицаемы Пятницы, писана на красках. Пелена у апостолов и у Святыя мученицы выбойчетая. Позади клироса у столпа образ Николая Чюдотворца, писан на красках, риза писана на золоте. Венец и цата серебреные басемныя, золочёны. Киот деревиной, писан красками по золоту. Пелена камка осиновой цвет. Крест золотой голунцовай. Опушка дороги зеленыя, по углам камка белая. Пятнатцать кистей толковых. Перед образом лампада зеленой меди с крышкою на чепях, под нею кисть нитноя.
Пред Царскими дверми амвон, покрыт сукном зеленым. Да два налоя, покрыты выбойкою, да налой дощатой шатровай белой, да два покрыты кожами.
В олтаре на престоле одежда: спереди бархат персицкой червчет посереброной земли, крест круживо золотноя, поверх престола бархот цветной персицкой позолотной земли, с трёх сторон камка цветная куфьтерь. На престоле евангилие печатное московской печати 165-го (1656/1657 г. – Прим. авт.) в десть. Верхняя цка обложена вся серебром чеканным золочёным, в средине круг, на кругу Всемилостивого Спаса седяш на престоле по сторонам образ Пресвятые Богородицы, Иоанна Предотечи. Круг престола Госпродня херувими и серафими. Поверх образ Духа Святаго. По старонам ангели с репидами. В подножии Спасова образа образ Иоанна Злотоустаго. По углам четыре евангелисты. Всё литое, золочёно. Застежки серебреныя ж, литыя золочёный. На исподней цке круг всего по краем полосы и науголки и на средине плащ четвероугольной. Все чеканноя, золочёно, оболочено бархотом золотным. На престоле ж крест благословенной (сверху цка литая) Роспятие Господа нашего Исуса Христа.
По сторонам образ Пресвятыя Богородицы, Иоанна Богослова и Жён мироносиц. Поверх ангели и херувими. В подножии образ Николая Чюдотворца. Всё литое, золочёно. Исподноя цка чеканная. По старонам резные золоченые в крест мощи святых. На престоле покров, шит в шахмат из отласов золотных и [и] с камок и и[з] бархотов и из дорогов. Крест круживо золотное. Опушка дороги зеленые. Подклатка крашенинноя. Над престолом голубчик.
У Царских дверей запона кумач вишневай. За престолом образ Пресвятыя Богородицы, обложен гладким серебром золоченым. На Спасове образе и Пресвятыя Богородицы венцы и цата гладкие золоченые, в них четыря камени берюзы, да чатыря смазня червчетых, да вареник пелена дорогильная. На той же цке на другой стороне образ Николая Чюдотворца, обложен серебром басемным золочёным. Венец и цата резныя, золочёны. В венце и в цате три камени смазни да три камени бирюзы.
Другой образ Пресвятые Богородицы, писан на красках. Сверх образа плат турской шелковай. На другой стороне образ Николая Чюдотворца. Посреди Богородичных образов крест выносной, писан на красках.
Перед ыконами за престолом лампада медноя на чепочках, под нею кисть шолковая. Над престолом полатка решедчетая, покрыта крашениною.
Жертвенник, с передней стороны покрыт камкою цветною. Крест отлас золотной по сторонам выбойкою и крашениною. На жертвеннике сосуды церковные серебреные. Потир резной, золочён местами. Поддонак лощатой чеканной, золочён. Дискос и два блюдца серебреныя, в середине подпись и звезда, золочёны. Лжица серебреная, золочёна. Копие железная.
За жертвенником образ Пресвятые Богородицы, писан на красках.
Кадило серебреное белое чеканное на пяти чепях. Поверх глава и крест резное.
Места горняе, покрыта сукном зелёным…
В церкве жив олтаре двенатцать окошак з железными решётками, в них двенатцать оконниц слюдвеных. В главе четыре окошка с аконницы слюдвеными…
В саборной жа церкви Живоначальные Троицы в олтаре в правой стороне зделана ризница. Зобрана дубовыми досками. А в ней церковной утвари…» [84]
Впоследствии Троицкий собор не раз поновлялся. Последний раз в 1874 и 1887 гг., когда храм вновь ремонтировался и был расписан внутри масляной краской. От первоначальных росписей к настоящему времени сохранились лишь росписи в виде травных орнаментов в центральном световом барабане храма. В 1893 г. в соборе поставлен новый вызолоченный иконостас в русском стиле [85]. Размеры иконостаса: длина 13 арш., высота 12 арш. [86]
В соборном храме Лебедянского Троицкого монастыря находилось несколько икон греческого письма, подаренных царём Алексеем Михайловичем в 1665 г. к окончанию строительства и упоминавшихся в описаниях собора конца XIX столетия. Они были «обложены чеканным серебром и цветными камнями». Среди них бывшая местной в соборном иконостасе образ Святой Троицы большого размера, речь о которой ниже.
Икона Спасителя, сидящего на престоле. По сторонам изображение двух ангелов, а внизу Его (что особенно замечательно. – Прим. авт.) в наклонённом положении изображены Алексей, митрополит Московский, и Алексей, человек Божий. В руке Спасителя Евангелие, раскрытое на словах: «Приидите благословении Отца Моего…» На иконе венцы серебряные с позолотой и камнями. Оклад такой же.
Икона Успения Пресвятой Богородицы «со Спасителем, принявшим Пресвятую Душу, с премирными чины ангелов и принесением на облацех святых апостолов». На иконе 60 серебряных вызолоченных венцов [87], некоторые с камнями, серебряный вызолоченный оклад чеканной работы.
Икона «Пресвятые Богородицы, что Тя наречем, о, Благодатная», на которую в 1839 г. по инициативе старца Илариона Троекуровского, пожертвовавшего 300 руб., изготовлена была серебряная вызолоченная риза с венцами, «украшенными каменьями и стразами». Вес ризы – 23 фунта 95 3/4 золот. [88]
Икона Воскресения Христова и сошествия во ад «с вой небесных сил для воскресения мёртвых» в серебряном вызолоченном окладе с 88 венцами с камнями [89].
Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Смоленская» в вызолоченном серебряном окладе с венцами, украшенными камнями.