Из икон на стенах церкви обращал на себя внимание образ Тихвинской Божией Матери, украшенный ризой на фольге, унизанной жемчугом, и имевший такую надпись: «Образ Божия Матери дан в кладу от усердия в сию святую обитель Свято-Троицкую, что при Лебедяни яблонов монастырь, от московскаго купца Николая Афонасьева, сына Афонасьева в 1787 г. июня 2 дня при игумене Клименте» [90].
Сохранилось описание Троицкого собора 1880-х гг., сделанное для метрики Императорской археологической комиссии: «Длина церкви с запада на восток до иконостаса 22 аршина, от иконостаса до горняго места 4 аршина. Ширина церкви 13 1/2 аршина. Высота от земли до крыши 18 аршин, от земли до гребня крыши 23 аршина, высота главного фонаря до маковицы 4 1/2 аршина, высота маковицы 3 1/2 аршина. Высота всей церкви 35 аршин. Фундамент сделан из камня (известняк); вся же постройка из кирпича. Кладка стен сплошная кирпичная… Длина кирпича 7 вершков, ширина 4 вершка, толщина 2 вершка. Вес кирпича 18 фунтов. Толщина швов кладки от 1/2 до 1 вершка. В кладке устроены голосники: 2 с северной стороны, 5 с восточной» [91]. Современный внешний вид Троицкого собора соответствует данному описанию, а интерьеры храма, претерпевшие изменения в XIX в., не сохранились. За исключением четырёх написанных маслом настенных икон да отстатков росписей в центральном барабане.
К северу от Троицкого собора расположен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, длина которого с алтарём составляет 31,25 арш., ширина 8 арш., высота 7,75 арш. К его кубовидному объёму с востока примыкает полукружие апсиды, перекрытой конхой. Храмовая часть изначально отделялась от алтаря капитальной стеной с тремя проёмами, позднее растёсанными и заменёнными одной аркой. Трапезная храма, значительно расширенная на север и перекрытая высоким коробовым сводом, имеет ширину 20 арш. [92] Кладка стен выполнена из кирпича длиной 7 верш., шириной 4 верш., толщиной 2 верш. Вес кирпича 18 фунт. [93] С севера к храмовой части примыкает ризница и алтарная апсида придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с запада – трапезная и колокольня. Примыкающий к трапезной придельный алтарь, освящённый в честь иконы Покрова Божией Матери, пристроен в 1839 г. при игумене Никоне [94].
Барабан на Успенском храме «глухой цельный», восьмигранный, на низком восьмигранном основании с горизонтальными нишками по сторонам. Грани барабана по сторонам света были украшены неглубокими вертикальными нишами, а грани диагональные – парными трёхчетвертными колонками дорического ордера, поддерживавшими массивный карниз. В верхней части фонаря виден карниз из параллельных поясков и зубчиков. Фонарь венчал «железный позлащённый шар. Крест на церкви железный 4-конечный с цепями, на подножии креста полулуние». Высота храма от основания до шара на фонаре 19 арш. [95]
Храм был построен до 1678 г., а первые из сохранившихся описаний Успенского храма, в том числе и его интерьера и утвари, относятся к 1690 и 1702 гг.: @Церковь каменная Успения Пресвятыя Богородицы. Трапеза и келарская и хлебня и поварня каменныя ж. Перед трапезаю паперть каменная. На церкви възрублен осмярик дубовай, на нём глава деревянная, крыта чешуею, наверху крест, паян белым железам. Церковь и трапеза и хлебня и поварня крыта тёсом дубавым. В церкви Божия милосердия двери Царские и столбцы и сень писаны на красках (в 1702 г. на них «…писан образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и евангелисты, и на столицах архидияконы и святители, писаны на красках. На сени писано на резьбах Вечера да Живоначальная Троица, дорожники золочёны» [96].
«Над Царскими дверми в верхнем тябле образ Господа Вседержителя седяш на престоле. По сторонам образ Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предотечи да архангелов и апостолов тринатцать икон.
Поверх деисусов празников господских четырнатцать икон. Перед Спасовым образом поликадило (так в тексте – Прим. авт.) медноя о дву поясах, по осми шандалов в поесу. На верху в ысподи яйцо деревяное золочено, кисть шолковая.
Да месных икон: на правай стране Царских врат образ господа Вседержителя стояш, писан на красках. Ризы и венцы писоны золотам, пелена отлас золотной по красной земле, опушка тавта зеленая, по углам камка тоусинная, крест тавта зелёная.
Образ Успения Пресвятыя Богородицы, писон на золоте. Пелена товта, что у Спасова образа, по углам камка белая. Пред Спасовым образом и Пресвятыя Богородицы лампады медныя луженыя на чепях с кистьми, одна нитная, другая шолковая.
Образ московских чюдотворцав Петра, Алексея, Ионы и Филипъпа, писаны на красках. Ризы прописаны золотам, пелена камка желтая, опушка тавта осиновай цвет, крест серебреной голунцовай широкой, шеснатцать кистей шолковых подложена киндеком лазоревым. Киот деревяной, писон золотам и красками.
На левой стороне Царских врат образ Пресвятыя Богородицы Одигитрия на красках. Ризы и венцы прописаны золотам, пелена отлас золотной, опушка тавта зелёная, наугольники камка белая, крест тавта зеленая подложена крашениною. Пред иконою лампада медная на подсвечнике железном.
Образ Всех святых, писан на золоте. Пелена осиновай цвет тавта, опушка тавта зелёная, наугольники камка разных цветов, подложена крашениною.
Образ Преподобного Сергия в молении к образу Господню, писан красками. Пелена кумач красной, крест шолк белой, опушка крашенинная. Пред образом Всех святых и преподобного Сергия шандалцов передвижной железной лужоной, на нем восмь шандалов.
На северной двери написан архидьякон Стефан, писан красками.
В олтаре на престоле индития тафта зелёная, наверху отлас зеленой, спереди бархот персицкой червчетой по серебреной земли, крест отлас зеленой. Евангелие на престоле оболочено бархотом травчетым зеленым по красной земли. Роспятие и евангилисты серебреныя чеканныя позлощены, застешки медныя.
Крест благословящей кипарисной, обложен басемным окладам, роспятия Господне резано на деревя, во главе, выше Роспятие, камень смазень, во главе ж у креста обнизано жемчюгом, престол покрыт пеленою шахматною розных дорогов.
За престолом образ Пресвятыя Богородицы, венец серебреной, залочён. По другую сторону образ Николая Чюдотворца. Пред Богородицыным образом лампада белого железа на чепочках.
Чаша медноя водосвятная большая, другая чаша малая.
Четыре шандала медных больших да четыря менших.
Два кадила медных чеканных, полужены. На жертвеннике сосуды и лжица ловянныя.
Воздух, на воздухе Роспятие и ангели, шиты в лицах шелками розными, по углам у Роспятия камка таусинная, опушка камка белая и тавта зеленая.
Два покровца тавта красная, опушка тавта жолтая.
В олтаре у Царских дверей запона крашенинъная.
В церкви и в олтаре тринатцать икон штилистовых, неокладиыя.
В трапезе на тяблах образ Спасов седяш на престоле, по сторонам образ Пресвятыя Богородицы да Иоанна Предотечи, две иконы архангелов Михаила и Гаврила да опостолов, всех четырнатцать икон.
Пред Спасовым образом поликадила (так в тексте. – Прим. авт.) медноя об одном поясу, на нем шесть шендалов, ейцо деревянноя, кисть шёлковая.
В трапезе ж по правою сторону церковных дверей образ Спаса Вседержителя стояш, да образ Живоначальныя Троицы, писаны на красках з золотом.
На левой стороне образ Спасов вход во Иерусалим, да образ Благовещение Пресвятыя Богородицы, писаны красками з золотом.
Да образ Иоанна Предотечи, писон красками.
В трапезе ж перед теми иконами лампады железа белого.
В церкви и в олтаре и в трапезе семь окошек с решётками железными, в них окончены слюдвенныя. В трапезе у водного окошка затвор железной с репьями.
Перед трапезаю паперть каменная. Да на тропезнай и папертной стене колокольня каменная осмераутольная шатровая, глава опаяна белым железом, крест железнай. На колокольне десять колоколов. На той же колокольне часы с пречасием к тем же колоколам. В большом колоколе весу сорак один пуд с полупудам. Другой колокол тритцать пуд. Третей колокол дватцать пуд. Четвертой колокол десять пуд. Пятой колокол восмь пуд. Шестой колокол семь пуд. Седьмой колокол шесть пуд. Асмой колокол чатыря пуда. В дву зазвонных колоколах чатыря пуда» [97].
Описание 1702 г. называет девять колоколов и часы «большие железные». Общий вес колоколов в это время составлял 142 пуда 33 фунта [98].
При игумене Филарете в 1698 г. в Москве был отлит самый большой колокол весом 96 пудов 4 фунта. Вкладчиками на его отлитие стал царь Пётр Алексеевич и его свита [99]. Колокола, кроме большого, сильно оплавились во время пожара 1764 г. и позднее взамен их игуменом Досифеем были приобретены новые.
Указанная монастырская колокольня не была первой звонницей обители. В описной книге 1690 г. упомянута «у Святых ворот колокольня дубовая рубленая осмероутольная шатровая, без колоколов» [100]. В конце XVII в. её заменила каменная трёхъярусная колокольня, которая изначально строилась как отдельностоящая, поэтому ось её не совпадает с продольной осью Успенского храма, частью которого она является в настоящее время, и смещена к северу от неё. То есть колокольня сразу не была ориентирована исключительно на Успенскую церковь, поскольку задумывалась как общемонастырская. Но близость Успенского храма и в силу этого возникавшее концептуальное единство храма и колокольни сыграл свою роль, и впоследствии колокольня и церковь были соединены трапезной.
Согласно описанию 1887 г. нижний этаж колокольни «квадратный, длина и ширина 10 аршин. 2-й этаж восмигранный, а 3-й пирамидальный. Высота первого этажа 14 аршин, 2-го – 6 аршин и 3-го – 7 аршин. В первом и во втором этажах стены гладкие, с гладкими пилястрами по углам. Этажи отделены один от другого карнизами, составленными из поясков и зубчиков, образовавшихся от кирпичей, положенных наискос. Во втором этаже выведены между пилястрами вверху арки, которые завершают большие слуховые окна, – пилястры с распушкою у карниза. 3-й этаж колокольни заменяет для неё крышу, он представляет правильную восьмигранную пирамиду, сделан из кирпича и ничем не покрыт. На этой пирамиде есть два ряда маленьких слуховых окошек (всего 12). Пирамида кончается железным покрытием, над которым поставлен позолочённый шар и на нём 4-конечный крест без цепей. Высота колокольни 37 аршин. Всех колоколов на колокольне 8. На самом большом из них имеется такая надпись: «Лета 7206 (1698 г. – Прим. авт.) Генваря [26]. Построин сей Колокол Лебедянскаго Уезду В домово Святейшаго Патриарха В Троицко монастырь яблони пустынь Трудами и радением того монастыря Игумена Филарета с братьею и со вкладчиками. Весу 96 пудов 4 фунта» [101].
На втором ярусе колокольни располагались архив и библиотека, куда можно было подняться по наружной кирпичной лестнице. В XIX в. среди богослужебных книг монастыря самыми древними считались Евангелия 1640 г., 1657 г. и 1681 г. (в серебряном окладе, пожертвованное патриархом Иоакимом) и Евангелие 1689 г. (богато украшенное литыми серебряными изображениями, называемым «Царским», или «Петра I»). Особый интерес представлял древний монастырский Синодик, оконченный в 1688 г.