Главная же интрига Успенской церкви связана с историей её необычной трапезной части. Трапезная между колокольней и собственно Успенским храмом, изначально выстроенными отдельно друг от друга, перпендикулярна оси храма восток-запад и распространена на север. В начале своей истории Успенский храм имел небольшую трапезную, отделявшуюся от храмовой части узкой аркой. По отписным и отказным книгам приказа Большого Дворца подьячего Дмитрия Гурьева 1678-1679 гг. и жалованной и меновой грамоте 1680 г., трапезная Успенской церкви существует, но ещё не имеет придельного престола и не является тёплой. В описной книге 1690 г. трапезная палата также не названа тёплой: «Церковь каменная Успения Пресвятыя Богородицы, трапеза и келарская и хлебня и поварня каменныя ж…» Итак, второй этап строительства Успенского храма – расширение его трапезной.
На 1690 г. в церкви и трапезной всего 7 окон, а судя по описи 1702 г. к колокольне уже была пристроена «палата каменная 3 сажени на 3 сажени без аршина» [102]. Так, в конце XVII в. трапезная Успенской церкви была расширена пристройкой с северной стороны, превратившей трапезную в обширную палату, перекрытую общим коробовым сводом [103]. Свод трапезной с изменением его конфигурации стал ниже, о чём можно судить по остаткам старого свода, существовавшим до реставрации храма. Тогда же трапезная была сделана тёплой, что зафиксировано в описи 1702 г. [104]
После расширения трапезной в её в северо-восточном углу был устроен придельный алтарь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, отделявшийся стеной от братской трапезы [105]. В 1839 г. к восточной стене трапезной был пристроен полукруглый алтарь, в который перенесён престол Покровского придела. После этого «в широкой трапезе сей церкви отделена одна половина для тёплого придела, в честь Покрова Богоматери, а другая для братской трапезы» [106].
Возможно, что с перестройкой 1839 г. связано появление на храмовой части каменного барабана, а перед колокольней каменных сеней с двускатной кровлей и фронтоном, украшенных по фасаду полуколоннами, одновременно была заложена арка в первом ярусе колокольни с южной стороны.
При архимандрите Павле в 1881-1884 гг. новый алтарь вновь был перестроен и сделан четырёхугольным с горизонтальным деревянным перекрытием. Между новым алтарём и северной стеной храма устроена ризница, перекрытая сводом. Арка, отделявшая Успенскую церковь от её трапезы, была растёсана. Тогда же в храме растёсаны окна, перемощён деревянный пол, переложены печи, стены покрашены масляной краской, устроены новые золочёные иконостасы. Паперть вымощена каменными квадратными плитами. Иконостас храмовой части имел длину 6 арш. и высоту 7 арш. и такого же размера иконостас находился в трапезной, стены в храме были расписаны клеевыми красками. В 1885 г. на храме были вызолочены глава и крест [107].
Главной достопримечательностью Успенской церкви являлась находящаяся за правым клиросом и почитаемая наравне с большой соборной иконой Святой Троицы «…икона Пресвятой Троицы в явлении трёх ангелов Аврааму, малаго размера». Замечательными в храме были и другие святые иконы: Божией Матери «Скорбящих радости» и святого Николая Чудотворца в прекрасных серебряных ризах превосходной живописи, подаренные обители её благотворителем Лукой Алексеевичем Федотовым, стоявшие в отдельных киотах рядом с иконостасом Покровского придела [108]. Представляли художественный интерес ещё три образа: Распятие (высотой 1 арш., шириной 0,5 арш.), «Воскресение сына вдовы Наинской» и «Заключение Спасителя в темнице», которые, по свидетельству современников, «…были выполнены в высшей степени превосходно» [109].
Третий храм, расположенный к западу от Троицкого собора – церковь святого пророка Илии – самая интересная, загадочная и легендарная. В описаниях храма наряду с указанием на большие размеры кирпича отмечается необычайная «толщина стен, из которых каждая взятая вдвойне превосходит самую ширину церкви» [110]. Мало кому известно, что первоначально Ильинская церковь была надвратной и строилась в четыре этапа. Сначала построена храмовая часть с полукруглой апсидой, перекрытая каменным сводом, затем вместе с крепостной стеной возведены трапезная и каменное крыльцо. Строительство трапезной и каменного крыльца было возможно только при условии, что «надвратенка» отстояла от каменной стены. То есть Ильинская надвратная церковь строилась в контексте другой стены, предшествующей дошедшей до нас каменной. Этой стеной, по-видимому, был тот самый деревянный «тын стоячей», сгоревший в пожаре 1659 г. Следовательно, каменный надвратный храм святого пророка Илии построен до 1659 г. в разъёме прежней деревянной стены. Новая каменная стена расширила территорию монастыря, что видно из писцовых книг 1627-1628 гг., где говорится о его площади. Так надвратная церковь оказалась внутри стен. О последующем нам уже известно: Ильинская церковь была соединена трапезной палатой с отстоящей от неё к западу новой каменной стеной и освящена в 1679 г. Пётр Николаевич Черменский считал, что вся церковь выстроена в 1679 г. [111] Теперь вспомним, что первый монастырский храм Святой Троицы имел придел Ильи Пророка. Не станем исключать такую возможность, что строительство каменного Троицкого собора и каменной надвратной церкви Ильи Пророка проходило по одному плану, синхронно или с незначительным временным расхождением, и стоят оба храма на одной продольной оси. Необходимо также отметить, что карнизный поребрик алтарной апсиды Ильинской церкви, оконные наличники и её северный входной портал указывают на строительство церкви в середине XVII столетия. Перевязочные швы на стенах Ильинской церкви и отсутствие свода над трапезной позволяют с уверенностью утверждать, что храмовая часть строилась раньше, чем трапезная и прилегающая к ней крепостная стена. Таким образом, в 1679 г. вместе с прилегающим участком стены была построена лишь трапезная Ильинского храма.
В описании 1690 г. храм святого пророка Илии в последний раз упомянут в документах как надвратный. Это же описание даёт возможность представить внутреннее убранство храма: «На Святых воротех церковь каменная во имя Илии Пророка с папертью, покрыта тесом дубовым, глава и крест опаян белым железом. В церкви Божия милосердия двери Царския резныя, травы золочены, земля писана красками. Сень и столицы и коруна резныя ж, злачены, прописаны красками. Над Царскими дверми в деисусах образ Спасов Вседержителя, по сторонам образ Пресвятыя Богородицы, Иоанна Предотечи, да архангелов и апостолов восмь икон. Венцы и в ризах прописаны золотом. Пред Спасовым образом поникадила медная о дву поясах, на нём двенатцать шендалов медных…
Месных икон: на правой стороне образ Спасов Вседержителя стояш, над главою ангели, в подножии Зосима и Соватий Саловецких чюдотворцов, венцы и ризы прописаны золотам, пелена тавта черная струйчетая, опушка кумач, по углам кутня полосатая, крест миткалитной белой, шандал железной луженой передвижной.
Дверь южная. На ней образ мученика Христафора, писан красками. Образ Архангела Михаила в ризах, писан золотам, пелена выбойка. Образ Живоначальныя Троицы, поля обложены серебром басемным позлощенным, венцы и цата резныя залочёныя. Образ пророка Илии, обложен серебром басемным залоченым, венцы басемныя. А перед теми двемя иконами пелена выбойчетай, обложна кумачём, два наугольника тавта чёрная струйчетая, два на угольника камка лазоревая, крест тафтяной, шандан перед теми иконами железной передвижной луженой. На левой стране образ Пресвятыя Богородицы, писан на красках, венец и риза писана золотам, пелена тафта голубая, опушка тафта чёрная струйчетая, крест выбойчетай, шендан железной передвижной. На северной двери образ архидиякона Стефана, писан на красках з золотом, пелена выбойчетая, шендал железной.
В олтаре на престоле одежда кутняная полосатая цветная, крест миткалит[ной].
На престоле Евангелие в десть, евангелисты медныя чеканный залочены. Крест Благословенной деревянной, обложен серебром басемным золочным, Роспятие Господне и ангели чеканный. На престоле покров кутняной полосатой, крест миткалитной, опушка кумач красьной. За престолом образ Пресвятыя Богородицы, писан на красках, пред образом лампада белого железа, по другую сторону образ Николая Чюдотворца.
На жертвеннике сосуды оловянныя, два покровца дороги красныя: адин обложен отлас белой, другой облажен миткалит белой ветьхий.
Воздух отлас травчетой, крест миткалитной обложен отлас осиновай, подложен киндяком. Ризы ветхия белыя дорогильныя, оплечья бархот золотной червчетой, крест и звезда тово ж бархоту, опушка дороги двоеличныя подложены киндеком зеленым, кадило медное.
В церкви и в олтаре и в трапезе по местам сорак икон штилистовых неокладных. Да в том же числе образ Архангела Михаила, венец обложен. Да в том же числе на иконе Николая Чюдотворца венец и цата белой басемной. В том же числе икона Илии Пророка, обложены поля серебром гладким с репьи, залочен.
У церковных дверей затвор железной, замок нутреной. В церкви и в олтаре три окошка, в них решётки железныя, окончины слюдвеныя. Да к той же церкви Илии Пророка построена трапеза каменная вновь игуменом Иосифом. А в ней опраз (так в тексте. – Прим. авт.) Всемилостиваго Спаса на престоле седяш, писан серебром, пелена дороги червчетыя, обложена киндеком. Да образ Живоначальныя Троицы, венцы басемныя, адин с цатою, серебреныя, позлощаны, писан серебром, киоть оловяная на слюде. Образ Великомученика Георгия, писан на красках, венец и в ризах писан золотам.
А под тою трапезаю келья каменная, чюлан каменной сходной с паперти деревяной» [112]. Хотя здесь церковь именуется надвратной, но под трапезной уже не существует проёма ворот. Ворота под Ильинской церковью были заложены, и она, таким образом, обрела «таинственный» первый этаж с «кельей каменной», о происхождении которого со временем забыли. Одновременно с закладкой проёма ворот трапезная была расширена на запад. Появившаяся в заложенном проёме ворот под трапезной надвратного храма келья, которую позднее и пытались увязать то с именем покаявшегося разбойника – основателя монастыря, то с именем патриарха Филарета, стала одной из главных достопримечательностей монастыря. А сам Ильинский храм постепенно стали считать самой древней монастырской постройкой.
Здесь же под храмом была устроена кладовая, в которую можно было попасть с паперти, по лестнице, находившейся в стене храма.