Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь — Страница 12 — Воргол.Ру

Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь

Фундаменты разрушенного Казанского храма
Фундаменты разрушенного Казанского храма. Фото 2006 г.

4 июня 1930 г. теперь уже Президиум исполкома ЦЧО принял решение «о закрытии 2-х женских монастырей Сезёновского Иоанно-Казанского в с. Сезёново и Троекуровского-Иларионовского в с. Троекурово Лебедянского района Елецкого округа в соответствии с пожеланиями населения, нарушением верующими условий договора и отказом верующих от пользования церквями – расторгнуть договор с верующими и монастыри ликвидировать. Использовать здания для местных общественных нужд» [162].

Вскоре газета «Красное знамя» радостно сообщала, что «в результате начатого в декабре прошлого года антирелигиозного наступления ликвидированы последние монастыри Елецкого округа. Сезёновский и Троекуровский монастыри стали центрами коллективизации» [163].

После официального закрытия Сезёновской обители многих монахинь выслали из Сезёново, а всё монастырское имущество распродавалось с торгов, и многие жители окрестных сёл Лебедянского района и сегодня хранят в своих домах вещи, принадлежавшие ранее монастырю и его насельницам. Последними приходскими священниками стали Василий Павлович Климентов, прослуживший в с. Сезёново с 1931 по 1937 г., и Иоанн Васильевич Успенский.

А 13 мая 1932 г. местные власти принялись за разрушение Казанского собора Сезёновского монастыря. По воспоминаниям очевидцев, оставшаяся в селе монахиня Елена Андреевна Ильина призывала при этом женщин «…не допускать ломать собор, говорила «всё равно нам его придётся строить» [164]. Однако главный храм обители был всё-таки разрушен под предлогом использования кирпича для «строительства социалистического хозяйства». Сбросив колокола с колокольни, Казанскую церковь сровняли с землёй, и след её в настоящее время читается только в очертаниях фундамента. В июне 1932 г., когда Казанский храм уже был разрушен, Агриппина Герасимовна Бочарова, жившая при Сезёновском монастыре с 1902 г. и в том же году арестованная и осуждённая за антисоветскую пропаганду, пророчески говорила сельским женщинам: «Господи, Боже мой, что сделали нехристи-коммунисты над монастырём. Не далеко то время, когда монастырь опять будет существовать, и обратно будем служить…» [165]

После этого богослужения стали проводиться в холодном Троицком храме зимой и летом. В 1932 г. местные власти стали держать в нижнем храме скот, и священник Василий Климентов даже запрашивал у своего благочинного протоиерея Вениамина Романовского благословения служить в такой ситуации в верхнем храме с главным престолом во имя Пресвятой Троицы [166].

Арестованный в 1937 г. о. Василий Климентов 19 января 1938 г. был приговорён Рязанским областным судом к 10 годам лишения свободы по ст. 58-10-1167. После этого богослужения в Сезёново прекратились почти на семь десятилетий.

Икона из Царских врат храма
Икона из Царских врат одного из монастырских храмов

Что же касается насельниц, то многие покинули обитель ещё до закрытия, вернувшись в места, откуда были родом, а некоторые оставались в Сезёново и соседних сёлах и деревнях, не пожелав оставить намоленные места. Именно они, судя по всему, и стали первыми жертвами машины репрессий. Так, 15 июля 1931 г. по ст. 58-1 и 58-2 постановлением «тройки» ПП ОГПУ по ЦЧО были приговорены к ссылке на 3 года сезёновские монахини Евфимия Михайловна Иванова, Моисеева Матрона Ивановна, Копытина Евдокия Борисовна, Ксения Фроловна Кожина, Копытина Татьяна Ивановна, Струкова Аграфена Ивановна, Позднякова Анна Степановна и Евфимия Захаровна Струкова. В августе-октябре следующего года к 5 годам лишения свободы, каждая по статье 58-10, были осуждены Агрипина Герасимовна Бочарова, Елена Андреевна Ильина, Анисья Филипповна Калинина и Феодосья Егоровна Логункова. В 1933 г. была арестована и условно осуждена Мария Никаноровна Сергеева [168]. Послушница Надежда Павловна Андреева, покинувшая обитель в 1928 г., в 1937 г. была арестована в родном селе Романово и 30 декабря осуждена на 8 лет пребывания в исправительно-трудовых лагерях [169]. Многие из вышеперечисленных, отбыв в начале 1930-х гг. три года ссылки и вернувшись на родину, в 1937-1938 гг. были вновь арестованы и расстреляны. И это лишь те, о ком хоть что-то стало известно из сохранившихся в архивах документов.

Впрочем, некоторым из бывших сезёновских насельниц, по воспоминаниям старожилов, удалось пережить годы репрессий и стать свидетелями печальной судьбы некогда красивейшего монастыря, намеренно разрушенного и осквернённого безбожной властью.

Новые хозяева не только не заботились о порядке и чистоте, но, наоборот, положили начало разрушению – они завалили святой колодец колёсами от телег и прочим мусором, захламили двор обители. Впоследствии святой колодец был заложен стеной и засыпан сверху землей так, чтобы невозможно было даже найти его место.

Монастырские стены разобрали на кирпич и местами сохранились только фрагменты южной стены да южные монастырские ворота, часть северной стены длиной около 50 метров и 110 м восточной стены. Осколки монастырского кирпича были использованы для устройства дорожного покрытия во время Великой Отечественной войны. Тогда же были разрушены западные ворота монастыря: через Сезёново шли «катюши», их габариты не вписались в размеры монастырских ворот, и ворота пришлось разобрать.

В Христорождественском храме в годы советской власти было устроено овощехранилище, но отсутствие заботы о храме со стороны новых хозяев привело к постепенной утрате главки, кровли, иконостасов, напольного покрытия и сводчатых кирпичных каналов системы отопления. А уже в «перестроечные» 1990-е гг. местные жители практически до основания разобрали на дрова сохранившиеся полы, хоры и все столярные изделия заброшенного храма. Удивительным образом сохранились лишь некоторые росписи, выполненные насельницами обители во второй половине XIX в.

Бывшие монахини Сезёновского монастыря
Бывшие монахини Сезёновского монастыря. Фото 1960-х гг.

Троицкий храм обители в 1930-е – 1980-е гг. использовался для содержания скота. В задней части нижнего, пещерного храма были устроены загоны для молодняка; в средней части – загон для овец на ночь. Правда, содержали овец в храме недолго: с животных стала «сходить шерсть», и их пришлось перевести в другое помещение. В верхнем храме в это время содержались лошади.

В 1960-1965 гг. в нижнем храме решили оборудовать мастерские, для чего потребовалось вывезти из него овечий навоз. При этом парадный вход заложили, а в южной стене сделали большой пролом для проезда техники. При «уборке» помещения бульдозер задел перекрытие захоронения игумении Серафимы. Местные жители вспоминали, как будучи ещё мальчишками, видели в открывшемся погребении кости и старинные пузырьки. Как раз тогда захоронение было частично разграблено. Впоследствии в правом приделе нижнего храма была оборудована мельница; там же работала кузница. В последние годы XX столетия храм использовался для хранения удобрений, которые и разъели штукатурку и кладку стен нижнего храма.

Никольский храм Тульской области
Никольский храм с. Мечнянка Ефремовского района Тульской обл. Фото 2007 г.

К счастью, вся эта разруха не коснулась честных останков блаженного Иоанна, Сезёновского затворника, которые ещё в первые послереволюционные годы насельницы монастыря перевезли в село Мечнянка Ефремовского уезда Тульской губернии и перезахоронили близ Свято-Никольского храма. Но й тут место упокоения блаженного было потревожено. В 1920-е гг. могила затворника была разрыта местными активистами П.С. и В.А. Зубковыми и А.У. Кирюхиным. Известно это стало по воспоминаниям местных старожилов Н.А. Дедовской, М.М. Кузиной и Е.И. Савиновой, записанным пономарём Свято-Никольской церкви села Мечнянка А.О. Еринковым и удостоверенным настоятелем храма о. Владимиром Иванниковым.

В них сообщается, что, когда гроб вскрыли, в нём обнаружили нетленное тело затворника Иоанна. Неизменнными сохранились и одежда его, и обувь. И тогда для подтверждения давности захоронения был вызван врач из участковой больницы села Ступино. По преданию, когда присланный врач захотел тряхнуть тело, в надежде, что оно рассыплется, рука затворника неожиданно коснулась руки доктора, отчего волосы на голове того мгновенно поседели, и он отказался от экспертиз и дальнейшего обследования. А когда один из гробокопателей попытался взять у Иоанна крест, зажатый в руке блаженного, то был также остановлен. И тогда тело затворника снова было захоронено на прежнем месте». В записи рассказа очевидцев упоминается, что «гроб был из красного дерева и помещался во второй, сделанный из железа». По всей видимости, при новом захоронении в склеп бы опущен только деревянный гроб, остатки которого и были обнаружены при обретении честных останков затворника Иоанна в 2007 г.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 11.07.2022
Поделиться в социальных сетях: