Во втором поясе по правую сторону царских врат в клеймах, вызолоченных на полимент образа: Исцеление больного. Изображение въезда Спасителя в Иерусалим. Образ святой Мученицы Софии и трёх дщерей её – Веры, Надежды и Любви. Образ страдания Спасителя. Изображение проповедующаго Спасителя. Образ обручения Пресвятой Девы Марии с Иосифом. Образ Введения Пресвятыя Богородицы во храм. Образ Крещения Спасителя. Изображение Спасителя обличающаго Фарисеев в их лукавстве. Образ Крещения Господа нашего Иисуса Христа.
Во втором поясе по левую сторону царских врат в клеймах, вызолоченных на полимент образа: Образ Спасителя беседующаго с Самарянкою у колодезя. Образ исцеления слепого.
Образ Воздвижения Животворящаго Креста. Образ поклонения волхвов. Изображение двенадцатилетняго Спасителя поучающаго во храме. Образ Спасителя опровергающаго фарисеев. Изображение Ангела возвещающаго жёнам о Воскресении Христове. Изображение Божия Матери беседующей с Апостолами по Воскресении Христовом. Образ св. Великомученика Георгия Победоносца. Образ св. Троицы в виде трёх Ангелов.
В третьем поясе по правую сторону образа: Образ Св. Илии Пророка, большого размера.
Образ Св. Иоанна Крестителя, большого размера. Образ Спасителя проповедующего, малого размера. Образ Св. Николая Чудотворца, малого размера. Образ Св. Митрофания, малого размера. Над сими возвышается изображение Тайныя Вечери.
В третьем поясе по левую сторону образа: Образ Св Моисея Пророка, большого размера.
Образ Св. царя Давида, большого размера. Образ Божия Матери, малого размера. Образ Спасителя, малого размера. Образ св. Иоанна Крестителя, малого размера.
Иконы в храме: На южной стороне устроен балдахин на 4-х колонах с резьбой, вызолоченных на полимент, внутри его вверху изображен резьбой в виде голубя Святой Дух. (На балдахине представлена резьбой эмблема Нового Завета). Под балдахином устроена гробница и на ней за стеклом плащаница… с изображением лежащаго во гробе Спасителя…
Над плащаницею, на стене образ Спасителя в серебряной ризе с вызолоченным венцом в вызолоченной на полимент раме.
С правой стороны южных дверей храма два образа на полотне: Образ св. Иоанна Богослова. Образ св. Зосимы и Савватея Соловецких Чудотворцев.
С правой стороны от северных дверей храма между двух колонн вызолоченных на полимент образ Казанския Божия Матери, с серебряным вызолоченным венцом, в вызолоченной на полимент раме.
С левой стороны от северных дверей храма на полотне образ (большого размера) Воскресшаго Спасителя с Мариею Магдалиною, в вызолоченной на полимент раме». У образа серебряная лампада.
«Пред южными дверями иконостаса крест перламутровый в раме, убранный по сторонам фольгою. Пред северными дверями иконостаса крест столярной работы вызолоченный на полимент. На обороте сего креста написано чернилами, хранятся мощи: Преподобных Илариона – 28 авг., Дамиана – 5 окт., Эразма – 24 февр., Агапита – 1 июня, Ипатия – 28 июня и Священномучеников Харлампия и Власия. В средине того креста вложен серебряный вызолоченный крест мерой в 3 ? вершка… На правой стороне арки, отделяющей главную церковь от трапезной образ Иверския Божия Матери большого размера с серебряным вызолоченным венцом, в вызолоченной на полимент раме за стеклом. На левой стороне арки на холсте образ Святой Троицы большого размера в вызолоченной на полимент раме.
Против иконостаса с правой стороны устроен на возвышении клирос столярной работы, с вызолоченной по сторонам резьбой. Против иконостаса с левой стороны устроен на возвышении клирос столярной работы, с вызолоченной по сторонам резьбой. Весь иконостас и клиросы покрыты белой краской. Подле правого клироса поставлена хоругвь на холсте оттиснена золотом. Подле левого клироса поставлена хоругвь на холсте оттиснена золотом. Алтарь с солеями отделен от храма железной решёткой окрашенной голубой краской. Хоругви бронзовые вызолоченные с эмалью: у правого клироса с образом Нерукотворённаго Спаса и с обратной стороны образ Иоанна Предтечи. У левого клироса – с иконой Казанския Божия Матери и с обратной стороны образ Святителя и Чудотворца Николая.
В трапезе: на южной стороне придел во имя Покрова Пресвятыя Богородицы.
Алтарь: в нём престол из дубового дерева, …на престоле св. антиминс на жёлтом атласе, освящённый Преосвященным Николаем епископом Тамбовским в 1842 г. 20 сентября.
На северной – жертвенник в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину и ширину – 1 аршин 1 вершок… Запрестольный крест живописный с резьбою, вызолоченною на полимент.
Запрестольный образ Божия Матери – так же живописный, на нём с другой стороны образ Святителя и Чудотворца Николая. На горнем месте образ Божия Матери Ахтырская, обложен фольговой ризой. Над жертвенником образ Усекновения главы Иоанна Крестителя.
Предъалтарный иконостас: столярной работы, окрашен белой краской. Царския двери с резьбой, вызолоченною на полимент, на них образа: Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырёх Евангелистов в клеймах. Над царскими дверями изображён резьбою, вызолоченною на полимент, в виде голубя Святой Дух с сиянием. Над оным образ Тайныя Вечери, вверху всего – арка с вызолоченною на полимент резьбою.
По правую сторону царских врат образа: местный образ Спасителя. Образ Архистратига Михаила. Оба в вызолоченных на полимент рамах.
По левую сторону царских врат образа: Местный образ Божия Матери с Предвечным младенцем. Образ Архангела Гавриила. Храмовый образ Покрова Пресвятыя Богородицы. Всё в вызолоченных на полимент рамах.
На северной стороне иконостаса образа: Образ Успения Пресвятыя Богородицы. На северной двери образ Святителя и Чудотворца Митрофания. Образ Сергия Радонежскаго Чудотворца. Образ Иоанна Лествичника. Все в вызолоченных на полимент рамах.
Над местными образами в клеймах образа: Образ Рождества Христова. Образ Крещения Спасителя. Образ Рождества Христова. Образ Введения во храм Богородицы. Образ Святой Троицы в виде трёх странников. Образ Преображения Господня. Образ Сретения Господня.
Все эти образа малого размера и в вызолоченных на полимент рамах. Над местными образами два резных Ангела вызолоченных на полимент.
На северной стороне придел во имя Святителя Николая Чудотворца.
Алтарь: в нём престол… дубового дерева… На престоле антиминс на голубом атласе, освящённый преосвященным Николаем епископом Тамбовским в 1844 г. февраля 27 дня.
На северной стороне жертвенник дубового дерева. В вышину 1 аршин 7 вершков, в длину и ширину 1 аршин 1 вершок… Запрестольный крест живописный с резьбою, вызолоченною на полимент. Запрестольный образ Божия Матери так же живописный, с резьбою, вызолоченною на полимент. На горнем месте образ Моления о чаше. По правую сторону престола образ Божией матери с серебряным вызолоченным венцом, в раме за стеклом…
Предъалтарный иконостас: Столярной работы, окрашен белою краскою. Царские двери с резьбою, вызолоченною на полимент, на них образа: Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырёх Евангелистов в клеймах. Над царскими дверями изображён резьбою вызолоченною на полимент в виде голубя Святой Дух с сиянием. Над царскими дверями образ Тайныя Вечеря. По сторонам от него два резные Ангела, вызолоченные на полимент. Выше сего образа Тайныя Вечери и поверх всего арка с резьбою вызолоченною на полимент.
По правую сторону царских врат образа: Местный образ Спасителя. Образ Архангела Гавриила, представляющаго Новый завет. Храмовый образ Святителя и Чудотворца Николая. Все оные образа в вызолоченных на полимент рамах. Местный образ Божия Матери. На северной двери образ Ангела, представляющаго Ветхий завет. Оба образа в вызолоченных на полимент рамах.
На южной стороне иконостаса образа: Образ Божия Матери Печерския. Образ Св. Иоанна Предтечи. На южной двери образ Архидиакона Лаврентия. Образ Св. Димитрия митрополита Ростовского. Образ Св. безсребренников и Чудотворцев Космы и Дамиана.
Над местными образами в клеймах и вызолоченных на полимент рамах образа: Образ Успения Пресвятыя Богородицы. Образ Благовещения Пресвятыя Богородицы. Образ Вознесения Господня. Изображение въезда Спасителя в Иерусалим. Образ Господа Саваофа.
Образ Коронования Пресвятыя Богородицы. Образ Воздвижения Креста Господня.
Образа в разных местах трапезы: Образ Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе небольшого размера. Образ Спасителя в терновом венце в фольговой ризе, …в раме за стеклом. Образ Божией Матери в ризе… в раме за стеклом. Образ Спасителя в фольговой ризе, в раме за стеклом. Образ Св. Пророка Илии в раме за стеклом. Образ Божией Матери с медным венцом в раме за стеклом. Образ Св. Великомученика Георгия Победоносца.
На хорах, устроенных над трапезой: Южный придел во имя Святыя Великомученицы Варвары.
Алтарь: В нём престол пропорциональный пространству алтаря, дубового дерева… освящён преосвященным Николаем епископом Тамбовским в 1842 году сентября 20 дня. На северной стороне жертвенник в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину и ширину 1 аршин… Запрестольный крест Спасителя живописный, простой столярной работы. Запрестольный образ Божия Матери живописный, простой столярной работы, на нём с другой стороны изображено Всевидящее Око. На горнем месте образ Преображения Господня…
Предалтарный иконостас: Столярной работы, покрыт белою краскою. Царские двери с сиянием столярной работы, на них образ Благовещения Пресвятыя Богородицы в двух клеймах в серебряных ризах. Над царскими дверьми образ Тайныя Вечери в сиянии.
Вверху онаго Распятие Спасителя с предстоящими.
По правую сторону царских врат образа: Местный образ Нерукотворённого Спаса, малого размера, в серебряной ризе с позолоченным венцом в вызолоченной на полимент раме.
Храмовый образ Св. Великомученицы Варвары в вызолоченной на полимент раме за стеклом.
По левую сторону царских врат образа: Образ Божией Матери небольшого размера в серебряном окладе по сторонам, с серебряным вызолоченным венцом в вызолоченной на полимент раме. На северной двери образ Ангела представляющаго Ветхий Завет.
Образ Св. Великомученицы Варвары в серебряной ризе с позолоченным венцом, в вызолоченной на полимент раме за стеклом.
С правой стороны от иконостаса: Плащаница на холсте в футляре за стеклом, над ней образ Божией Матери в полукруглой раме за стеклом.
С левой стороны от иконостаса: Образ Божией Матери среднего размера в серебряной ризе с позолоченным венцом, в вызолоченной на полимент в раме за стеклом. Образ Божией Матери малого размера в серебряной ризе с позолоченным венцом в раме за стеклом. Образ Покрова Пресвятыя Богородицы большого размера.
На северной стороне придел во имя Рождества Предтечи господня Иоанна.
Алтарь: В нём престол пропорциональный пространству алтаря, дубового дерева… На престоле Св. антиминс на голубом атласе, освящён преосвященным Николаем епископом Тамбовским 1844 году февраля 27 дня. На левой стороне жертвенник в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1 аршин… Запрестольный крест Спасителя простой столярной работы.
Запрестольный образ Божией Матери простой столярной работы, на другой стороне онаго в виде голубя Святой Дух…
Предъалтарный иконостас: Столярной работы, покрыт белою краскою. Царския двери столярной работы с сиянием, вызолоченным на полимент, на них образ Благовещения Пресвятыя Богородицы в двух клеймах, в серебряных ризах малого размера. Над царскими дверями образ Тайныя Вечери в сиянии, вызолоченным на полимент. Вверху оного Распятие Спасителя с предстоящими.
По правую сторону царских врат образа: Местный образ Спасителя небольшого размера в серебряной ризе с позолоченным венцом, в вызолоченной на полимент раме. Образ Усекновения главы Иоанна Предтечи небольшого размера, в серебряной ризе с позолоченным венцом, в вызолоченной на полимент раме.
По левую сторону царских врат образа: Образ Божией Матери небольшого размера, в серебряной ризе с позолоченным венцом, в вызолоченной на полимент раме. На северной двери образ Архидиакона Стефана.
На правой стороне от иконостаса образа: Образ Св. Троицы большого размера в раме за стеклом. Образ Божией Матери среднего размера в серебряной ризе, в вызолоченной на полимент раме за стеклом. Образ Божией Матери в фольговой ризе, в раме за стеклом.
На левой стороне от иконостаса образа: Образ Божией Матери на холсте большого размера.
Вся настоящая церковь с трапезой украшена живописными образами и альфресковой работой» [46].
Здесь же следует перечислить святыни и достопримечательности Казанского храма: с правой стороны от северных дверей храма, между двух колонн, находился образ Казанской Божией Матери, почитавшийся чудотворным. На иконе был крест с частицами мощей. Кроме того, в ризнице хранились Евангелие, обложенное малиновым бархатом, с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырёх евангелистов; живописный крест с деревянной золочёной подставкой, пожертвованные обители в 1855 г. императрицей Марией Александровной, и присланные в 1857 г. напрестольный крест, Евангелие, чаша, дискос, лжица. Замечательна была икона Успения Божией Матери в серебряном вызолоченном окладе и киоте с резьбой, находившаяся над Царскими дверями. Икона, висевшая на блоках и во время молебного пения опускавшаяся вниз, была прислана через Святейший Синод митрополитом Киевским Филаретом [47].
Почти все эти святыни появились в Сезёново благодаря множившейся славе женской монашеской обители. Труды же по её официальному открытию по завещанию затворника Иоанна легли на плечи Евфимии Моргачёвой. Именно она ещё в середине 1840-х гг. наряду со сбором средств для благоукрашения строящегося Казанского храма хлопотала в Санкт-Петербурге и об исполнении ещё одной воли покойного затворника Иоанна – открытии в Сезёново женского монастыря. В 1845 г. она подала в Святейший Синод прошение об учреждении в Сезёново монашеской обители, возлагая надежду на молитвенную благодатную помощь блаженного Иоанна. Прошение было направлено через посредство епископа Тамбовского и Шацкого Николая (Доброхотова), но Синод счёл прошение необеспеченным материальным подтверждением, считая, что таковой монастырь не сможет благополучно существовать и себя обеспечивать. Получив отказ, Евфимия, тем не менее, не смутилась и дела не бросила и уже в 1846 г. просила Святейший Синод открыть в Сезёново монашескую общину, объяснив при этом, что строительница каменной приходской церкви Дария Кутукова приобрела 25 дес. земли для устройства на ней келий, ограды и нужных зданий. К этому прошению были приложены уже все требуемые Синодом справки.
Действительно, Дария в то время заботилась об устройстве в Сезёново для монашествующих келий, а в 1847 и в 1848 гг. обнесла будущую обитель с трёх сторон – южной, западной и северной – довольно высокой каменной оградой, с такими же с каждой стороны воротами; а так как местность эта почти безводная, то невдалеке от храма ископала колодезь [48]. Ею же дополнительно были приобретены для будущего монастыря 72 дес. земли.
И вот за несколько дней до освящения главного престола Казанской церкви, что уже было для почитателей памяти затворника Иоанна событием огромной радости, в Сезёново было получено сообщение о том, что 1 октября 1849 г. с высочайшего соизволения была открыта женская община под названием Сезёновской Иоанновской [49]. Начальницей своей сёстры новоучреждённой общины единогласно избрали старицу Дарию Кутукову [50].
В конце того же 1849 г. сезёновские старицы имели на руках утверждённые планы на построение еще двух церквей: тёплой во имя Рождества Христова и храма на месте кельи затворника Иоанна, который предполагалось освятить в честь Преображения Господня.
Впрочем, первоначальный строительный план Преображенской церкви, выданный Тамбовской строительной комиссией в 1849 г., пришлось поменять. 9 сентября 1852 г. по благословению Преосвященного Николая (Доброхотова) был составлен новый план на преобразование келейного строения затворника Иоанна в церковь. План был рассмотрен в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и выдан Святейшим Синодом 23 января 1853 г. для выполнения его под надзором архитектора [51].