Строительство храма вчерне было завершено к 1855 г. [67], ещё несколько лет продолжалась отделка тёплого, с обширными хорами храма.
Высота его до кровли купола составляла 13 саж. Размеры храма: длина 13 1/3 саж., ширина 9, высота 8 саж. Церковь была построена в два света: больших окон 13 и малых 12. На церкви одна большая главка без окон. Кровля и главка этого храма были выкрашены зелёной краской. Изначально храм отапливался тремя изразцовыми печами. Для увеличения площади на случай большого стечения народа внутри храма с трёх сторон были устроены хоры.
Главный иконостас в три яруса с четырьмя витыми колоннами устроен на средства московского купца первой гильдии Никифора Васильевича Соколова. Длина иконостаса 12 саж., высота 7 саж.
Договор на изготовление иконостаса был заключён с купеческим сыном Иваном Андреевичем Лесиным из Зарайска, которому в 1857 г. было выплачено 1983 руб. 84 коп. [68] Сам иконостас выполнен резчиками ряжцем Семёном Семёновичем Черкасовым и лебедянцем Капитоном Фёдоровичем Мастрюковым.
В иконостасе Христорождественской церкви иконы располагались в рамах, не скрытые окладами. Иконы для храма, как указывал автор книги о Сезёновском монастыре Н.Ф. Муравьёв, «были написаны в Санкт-Петербурге лучшими художниками» [69]. По другим сведениям, образа для церкви заказывали тамбовскому живописцу Тимофею Андреевичу Винокурову и липецкому живописцу Василию Андреевичу Васильеву [70]. Среди выполненных для Христорождественской церкви икон выделялись образа Рождества Христова, Сретения Господня, Рождества Богородицы, преподобной Марии Египетской, благоверного князя Александра Невского. В правой части иконостаса находилась икона великомученицы Варвары, в киоте, в серебряной ризе, а над жертвенником Сретенского придела – образ преподобной Ксении и мученицы Иулиании.
Первым был окончен отделкой и освящён придельный престол с правой стороны в честь Сретения Господня. Торжество освящения совершил 26 сентября 1859 г. по благословению епископа Тамбовского Феофана (Говорова) благочинный обители архимандрит Козловского Троицкого мужского монастыря Серафим [71]. Антиминс на этом престоле подписан 17 августа 1859 г. Преосвященным Феофаном. Антиминс на главный престол во имя Рождества Христова выдан 3 июня 1860 г., а сам престол освящён 5 июня 1860 г. епископом Феофаном [72].
Позднее, 22 декабря 1897 г., после возобновления главного иконостаса и придела во имя Сретения Господня, Христорождественский храм был повторно освящён по благословению Преосвященного Александра, епископа Тамбовского и Шацкого, благочинным Лебедянского Троицкого монастыря игуменом Митрофаном [73]. В левом нефе храма по-прежнему был подготовлен к освящению престол во имя св. благоверного князя Александра Невского, который так и не был освящён до начала XX в. по неизвестной пока причине. На хорах храма планировалось также устроить ещё два престола, но и эта задумка так и не была осуществлена.
Вот как выглядел Христорождественский храм внутри: главный алтарь «трёхстенный с двумя отделами по правую и левую сторону, в нём на восток два окна и по одному на северную и южную сторону, расписан живописно на клею. Внизу по стенам в большом размере изображены четыре святителя и чудотворца – митрополиты Московские Пётр, Алексий, Иона и Филипп, а вверху образ Спасителя и Пресвятой Богородицы и девять чинов ангельских и двенадцать апостолов.
Посреди алтаря устроен престол в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину 1,5 аршина, а в ширину – 2 аршина… На престоле святой антиминс на голубом атласе, освящён Преосвященным Феофаном, епископом Тамбовским в 1860 г. марта 13 дня [74]. На северной стороне устроен жертвенник, в вышину 1 аршин 6 вершков, в длину и ширину 1 ? аршина… Запрестольный крест кипарисный живописный, на тумбе. Запрестольный образ Божия Матери кипарисный живописный, на нём с другой стороны изображён образ Святителя Николая, на тумбе. На горнем месте живописный образ Св. Троица, большого размера в вызолоченной на полимент раме. На северной стороне над жертвенником образ Моление о чаше не большого размера в вызолоченной на полимент раме. На южной стороне образ Святителя и Чудотворца Николая в серебряной ризе.
На северной – образ Божия Матери в серебряной ризе…» Паникадило в храме было «в 40 стаканов хрустальных» [75].
«Предалтарный иконостас художественной столярной работы на восьми колоннах и четырёх полуколоннах вызолоченных на полимент. В средине иконостаса царские врата резной работы, вызолоченные на полимент, в средине коих образ Благовещение Пресвятыя Богородицы, а по сторонам вверху и внизу в клеймах образа четырёх Евангелистов.
Над царскими вратами образ Тайныя Вечери в клейме, вызолоченном на полимент с сиянием, вверху арка большого размера с резьбой вызолоченной, а в ней образа, вверху три Ангела с Авраамом под дубом Маврийским и по сторонам два Архангела». Пред иконой «Тайныя Вечеря», над царскими вратами висела серебряная лампада весом 35 золотников.
«На правую сторону от царских врат образа: Местный образ Спасителя на полотне художественный в раме, вызолоченной на полимент, на котором венец серебряный вызолоченный. На южной двери образ Архистратига Михаила. Образ Рождества Христова.
Образ Святителя и Чудотворца Николая с вызолоченным венцом.
По левую сторону от царских врат образа: Местный образ Божия Матери на полотне художественный, в раме, вызолоченной на полимент, на котором серебряный вызолоченный венец. На северной двери образ Архангела Гавриила. Образ Святого благоверного князя Александра Невского. Образ Рождества Пресвятыя Богородицы и все образа на полотне, как по правую и по левую сторону, в рамах, вызолоченных на полимент» [76]. В 1910 г. иконостас Христорождественского храма был оценён в 4 000 руб. [77]
«На правой стороне придел во имя Сретения Господня. Алтарь. В нём престол пропорциональный пространству алтаря из дубоваго леса. В этом алтаре одно окно на юг. На престоле Св. Антиминс на голубом атласе, освящён Преосвященнейшим Феофаном епископом Тамбовским в 1859 г. августа 17 дня. На северной стране жертвенник в вышину 1 аршин шесть вершков, в длину и ширину 1 аршин 1 вершок… Запрестольный крест живописный без резьбы. Запрестольный образ Божия Матери, живописный за стеклом, на нём с другой стороны Св. и Чудотворца Николая.
На горнем месте образ Спасителя на полотне.
Над жертвенником образ Преподобный Матери Ксении и мученицы Ульянин, а по углам образа Казанския Божия Матери и Тихвинския и Святителя Николая и Всех Скорбящих радость в серебряном окладе…
Предалтарный иконостас столярной работы окрашен беловою краскою, царския двери с резьбою, вызолоченною на полимент, в средине образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и четырех Евангелистов в клеймах с резьбою, вызлащенною на полимент, над царскими дверьми образ Спасителя в терновом венце.
По правую сторону царских врат образа: Местный образ Спасителя на полотне в раме, вызолоченной на полимент». Пред образом Спасителя висела серебряная лампада.
«Образ Сретения Господня на полотне в вызлащенной на полимент раме. Образ Великомученицы Варвары в киоте, в серебряной ризе.
По левую сторону царских врат Образ Пресвятыя Богородицы на полотне в раме вызлощенной. На северной двери образ Св. благоверного и равноапостольного Князя Владимира. Над местными образами в клеймах образа: Димитрия Ростовскаго и Св. Великомученицы Екатерины.
На левой стороне придел во имя Св. Благоверного князя Александра Невского, который ещё не освящён.
Предалтарный иконостас. Столярной работы, окрашенный белою краскою. Царския двери с резьбою вызлащенною на полимент, в средине образ Пресвятыя Богородицы Благовещение и четырёх Евангелистов в клеймах с резьбою вызлощенною на полимент, над царскими вратами образ Божия Матери.
По правую сторону царских врат образа: Местный образ Спасителя на полотне. Образ Св. Преподобныя Марии Египетския. Образ Рождества Пресвятыя Богородицы.
По левую сторону царских врат образа: Местный образ Пресвятыя Богородицы. Образ Св. Великомученицы Варвары на северных дверях. Над местными образами образ Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Над главным иконостасом во 2 поясе образа: По правую сторону в клеймах вызолоченных на полимент с резьбою Богоявление Господне. Образ Св. мученицы Царицы Александры.
Образ Преподобныя мученицы Евдокии.
Во 2 поясе образа: Полевую сторону в клеймах вызолоченных на полимент с резьбою Воздвижение Животворящаго креста. Образ Св. Великомученицы Варвары. Образ Св. и равноапостольныя Марии Магдалины.
В третьем поясе образа: В средине образ Воскресения Господня в раме вызолоченной на полимент. Образ Св. Апостола Петра по правую сторону в раме вызолоченной на полимент.
Образ Св. Апостола Павла, по левую сторону в раме, вызолоченной на полимент» [78].
У стен Христорождественского храма хоронили благотворителей монастыря и первое время почивших насельниц обители. Сельское же кладбище считалось общим, на нём впоследствии был выделен отдельный участок для сестёр обители.
Сезёновская обитель теперь представала перед очами прибывшего к её вратам следующим образом: «…на пространстве квадратной полуверсты высятся громадные, как Кремль, каменные стены иноческой обители, и из-за них виднеются главы трёх каменных храмов, из коих главный, семипрестольный, поражает своими размерами и внутренним благолепием. На стенах монастырской ограды, как стражи, стоят башни, в которых устроены кельи инокинь, пришедших искать здесь тихого пристанища от бурь житейских. И внешнее, и внутреннее благолепие обители, соединённое с изящной простотою, глубоко поражает посетителя и невольно возбуждает вопрос: какой любитель благочестия и славы Божией пожертвовал своим достоянием, чтобы в столь короткое время и так изящно устроить всё это?» [79]
Помимо впечатляющего храмоздательства, в Сезёновском монастыре шло активное строительство келейных и прочих корпусов. В 1862 г. подрядчиком Романом Ивановичем Ветховым строится двухэтажная гостиница, возводится монастырская больница [80]. В эти годы начинается выпуск и распространение обителью издания Н. Муравьёва «Жизнь Иоанна, Сезёновского затворника, основание Сезёновского девичьего монастыря и краткое сказание о жизни старицы Сезёновской женской обители Дарии», посвящённого духовным подвигам затворника Иоанна и Дарии Катуковой [81]. Уже с середины 1850-х гг. в монастыре продавались портреты затворника Иоанна [82].
Благоустроив храмы обители так, чтобы насельницам и паломникам было удобно пребывать и молиться здесь и в летнее, и в зимнее время, матушка Серафима решила благоукрасить место подвигов блаженного Иоанна созиданием величественного собора. Это было необходимо ещё и потому, что Преображенский храм, перестроенный старицею Дарией из келии затворника, уже не вмещал всех, приходивших на поклонение к месту упокоения затворника. Деньги на завершение отделки Христорождественского храма и строительство Троицкого собора сезёновские монахини и послушницы собирали в 1861 – 1870 гг. по всей стране – в Богучаре, Саратове, Санкт-Петербурге, Томске, Новочеркасске, Старобельске, Москве, Ставрополе, Харькове, Черкасске, Таганроге, Ряжске, Тифлисе, Екатеринодаре, Мелитополе, Бахмуте, Астрахани, Екатеринославле, Ростове и других городах [83].
В 1864 г. Преображенский храм был разобран и на этом месте заложен новый двухэтажный шестипрестольный храм во имя Святой Троицы. Подрядчиком на кладку церкви стал всё тот же Мирон Васильевич Наживин, строивший Христорождественскую церковь. Связное железо покупали у елецкого купца Криворотова, белый камень для карнизов – в Венёве [84].