У левого алтаря строящегося храма находился колодезь, устроенный ещё старицей Дарьей по пророчеству Иоанна Сезёновского [85]. Копал этот колодезь крестьянин княжны Несвицкой Тит Назаров. Теперь перед строительством Троицкого храма над этим колодезем были устроены своды с арками, украшенными изображениями «Исцеление водой расслабленного» и «Беседа Иисуса Христа с самарянкою при колодезе». Посредине сделали надпись, рассказывающую об истории источника: «В 1854 году вырыт сей колодезь благословением затворника Иоанна, трудами старицы Дарии и по предсказанию затворника Иоанна, что сей колодезь будет целительным, и действительно оказалось проречение его так, а в 1864 году при строении нового храма возобновлён сей источник иждивением игуменьи Серафимы». Глубина колодезя была внушительная: около двадцати четырёх саженей – свыше 50 метров. Вода поднималась с помощью специального устройства и была замечательно вкусна.
Поскольку запроектированный и начатый постройкой новый храм был значительно крупнее прежнего Преображенского, то келья затворника Иоанна оказалась под папертью строящейся церкви. В связи с этим гробница подвижника была перенесена к левому клиросу нижнего строящегося храма. Могила старицы Дарии также оказалась под его сводами и была отмечена каменным надгробием у правого клироса нижнего храма.
К 1866 г. кладка летнего Троицкого храма вчерне завершилась, и скопинскому кузнецу Акиму Антоновичу Рудакову были заказаны связи для верхней части стен. Тогда же куплены 1 200 пудов алебастра, оконное стекло, заказаны 5 вызолоченных риз для образов, а ряжский купец Семён Семёнович Черкасов получил заказ на иконостас [86].
Для завершения кладки и устройства карнизов в 1867 г. монастырь купил у венёвского купца Ивана Ивановича Глухова белый камень, тогда же начали штукатурить стены. В 1868 г. кладка была полностью завершена, штукатурили, делали кровлю, настилали полы, устанавливали на церковь пять глав. Главы и кресты Троицкого храма вызолочены С.С. Черкасовым [87].
Размеры Троицкого храма: длина 13 саж., ширина 11,5 саж., высота до карниза 10 саж. На церкви пять глав, окон 15 больших и 15 малых – в нижнем этаже, в верхнем этаже резная работа и позолота, а также иконы были выполнены лучшими московскими мастерами. В верхнем этаже одна лишь резная работа с позолотой стоили 15 000 руб.88 Иконостас в верхнем этаже храма был длиной 12 саж. и высотой 6 саж, оценён в 1910 г. в 10 000 руб. В нижнем этаже иконостас длиной 12 саж. и высотой 1 саж., оценён в 1 500 руб. [89]
В нижнем, углубленном в землю и называемом пещерным храме были погребены основатель обители затворник Иоанн (с левой стороны от главного алтаря), старица Дария (с правой стороны алтаря) и игумения Серафима (старица Евфимия). Лишь неугасимые лампады, горящие над могилами основателя и строителей Сезёновской обители, освещали храм. Над гробницей затворника Иоанна, ограждённой решёткой и украшенной балдахином, располагалось его изображение «во весь рост, в подножии поставлены образа с неугасаемой лампадой, коим он молился во время затвора, и Корсунской Божией Матери, тот самый образ, из которого кн. Ф.Н. Несвицкому» явился младенец. Этот образ княжна Надежда Николаевна Несвицкая пожертвовала монастырю. Оклад на образе был серебряный с позолотой. Здесь же, у подножия изображения затворника, в особом киоте находилась его полумантия. Могилы стариц Дарии и Серафимы также были оформлены декоративными надгробиями, поверх которых были положены серебрёные с позолотой изображения сезёновских стариц в полный рост. По свидетельству священника монастыря о. Василия Княжинского, серебрение металлических надгробий выполнялось в 1910 г.
Нижняя церковь Троицкого храма с престолом в честь Рождества Богородицы освящена была Преосвященным Феодосием II (Шаповаленко), епископом Тамбовским и Шацким, 10 сентября 1869 г. [90], верхняя – во имя Пресвятой Троицы – освящена Преосвященным Палладием I (Раевым), епископом Тамбовским и Шацким, 29 июня 1875 г. [91]
Любуясь завершённой постройкой в день освящения храма, Владыка Палладий много расспрашивал о том, как удалось с таким вкусом его обустроить, и в конце разговора с искренностью заметил: «Если бы возможно было перенести этот храм в Тамбов, я постоянно служил бы в нём!» Действительно, окрашенный в небесно-голубой цвет интерьер Троицкого храма производил на современников чарующее впечатление. Очевидцы, посещавшие храм в начале XX столетия, так описывают его: «Внутри храма много света и воздуха. Очень хорошая живопись, иконостас хорошей резной работы. Внизу иконы выполнены в византийском вкусе, в верхнем храме резьба и позолота сделаны лучшими московскими мастерами». В алтаре верхнего храма находилась картина, изображающая Святую Троицу, которую подарила монастырю императрица Мария Александровна.
Но главным храмом Сезёновской обители по-прежнему оставалась Казанская церковь, выстроенная на месте, указанном затворником Иоанном. В 1877-1879гг. Казанская церковь была заново перекрыта железом и оштукатурена, а в 1880 г. храм расписал живописец Алексей Семёнов [92]. Будучи окончательно завершённой, Казанская церковь снаружи смотрелась величественно: «железные вызолоченные кресты блистали на главах храма, которые были вызолочены на полимент, а кровля окрашена зелёной краской». Общий торжественный вид усиливала построенная ещё в первой половине 1850-х гг. каменная, четырёхъярусная колокольня высотой 16 саж. [93] Ширину колокольня имела 6 саж. 3/4 арш., длину – 3 саж. 9 верш. С западной стороны колокольню украшал фронтон на четырёх колоннах длиной в 4 арш., а шириной 18 арш. 6 верш. [94]
В 1854 г. для монастырской звонницы был приобретён колокол стоимостью 151 руб. 20 коп. у елецкого первой гильдии купца Алексея Матвеевича Криворотова [95]. По данным 1858 г., на колокольне находились следующие колокола: 262 пуда, 42 пуда, 17 пудов, 9 пудов 17 фунтов, 3 пуда 25 фунтов, 1 пуд 37 фунтов и 27 фунтов [96].
В монастырских храмах были свои достопримечательности и ценности: Библия 1779 г., Евангелие в серебряном окладе 1791 г., Евангелия 1836 г., 1847 г. и 1857 г. в серебряном вызолоченном окладе, Евангелие 1858 г. в серебряном вызолоченном с чернью окладе, Евангелия 1839 г., 1850 г., 1859 г., 1867 г., 1875 г. с серебряными накладками – клеймами; 15 серебряных напрестольных крестов: 1846 г. весом 1 фунт, 1847 г. весом 1 фунт, 1842 г. с чернью весом 1 фунт, 1819 г. с финифтью весом 1 фунт 24 золот., с финифтью весом 1 фунт 57 золот., с финифтью весом 85 золот., 1865 г. с позолотой весом 1 фунт 66 золот., с позолотой весом 1 фунт 24 золот., с позолотой весом 1 фунт 48 золот., с позолотой весом 1 фунт 93 золот., с позолотой весом 88 золот., с позолотой весом 95 золот., с позолотой весом 56 золот., с позолотой весом 55 золот., с позолотой и стразами весом 54 золот.; 17 серебряных с позолотой сосудов с приборами весом 5 фунтов 46 золот., 5 фунтов 39 золот., 2 фунта 72 золот., 2 фунта 70 золот., 2 фунта 43 золот., 2 фунта 34 золот., 2 фунта 24 золот., 2 фунта 24 золот., 2 фунта 18 золот., 2 фунта 16 золот., 2 фунта 6 золот., 1 фунт 85 золот., 1 фунт 72 золот., 1 фунт 70 золот., 1 фунт 53 золот., 1 фунт 48 золот.; сосуд с двумя ковшиками весом 1 фунт 48 золот. и четыре ковшика весом 60 золот.; 9 дарохранительниц: серебряная вызолоченная весом 6,5 фунтов в виде балдахина на четырёх колоннах с сиянием вверху, в коей изображено на финифти Воскресение Христово с четырьмя предстоящими ангелами. Внутри гробница с изображением лежащего на ней Спасителя с предстоящими двумя ангелами, держащими репиды, серебряная вызолоченная в виде церкви с сиянием вверху, в коей изображено Распятие Спасителя с предстоящими ангелами, внизу – положение Спасителя во гроб и по сторонам моление о чаше, серебряная вызолоченная весом 2 фунта 35 золот. под чернью в виде церкви, внутри коей гроб Господень с предстоящими серебряными ангелами и два образа Положение во гроб и Воскресение Христово; серебряная вызолоченная весом 2 фунта 20 золот., на ней два образа: вверху Воскресение Христово, а внизу Положение во гроб Спасителя, оба на финифти; серебряные с позолотой весом 6 фунтов 66 золот., 4 фунта 30 золот., 3 фунта 24 золот., 1 фунт 43 золот.; 5 кадил; лампада серебряная, вызолоченная, с привесками, общий вес 62 золот., пожертвованная Преосвященным Феофаном, лампада серебряная, вызолоченная, весом 1 фунт 31 золот., пожертвованная Василием Александровичем Проскуриным, лампады серебряные весом 46 золот. и 42 золот., пожертвованные Михаилом Ивановичем Штейном, две лампады серебряные весом по 95 золот., пожертвованные помещицей Загрятцкой, лампады серебряные, вызолоченные, весом 88 золот., 58 золот., 52 золот., лампады серебряные весом 1 фунт 22 золот., 1 фунт 15 золот., 85 золот. [98]
Казанская церковь, считаясь главным соборным храмом Сезёновской обители, вместе с тем выполняла и функцию приходской церкви. Здесь совершались таинства крещения, венчания и отпевания жителей всего прихода, который включал в себя село Сезёново и окрестные деревни – Отскочный Верх (Дубинина), Гнилой Отвержек (Зуево), Знаменская (Чернышовка), Гнилая, Сезёновские Выселки, Евсеевка, Радушкина, Новопанино (Устиновка), Хохловка, Четвертная и три хутора. В приходе Казанской церкви в 1886 г. насчитывалось 275 дворов, мужчин – 949, женщин – 910; в 1891 г. – 323 двора, 1 126 мужчин и 1 118 женщин; в 1901 г. – 337 дворов, мужчин – 1 122, женщин – 1 142; в 1905 г. – 364 двора, мужчин – 1 173, женщин – 1 212 человек».
В Казанском соборе монастыря проходили самые торжественные богослужения, связанные с посещением Сезёновской обители правящими архиереями и постригами сестёр. Так, 24 июня 1861 г. во время архиерейского богослужения Преосвященного Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого, им было произнесено слово на Рождество Иоанна Предтечи. «При этом служении строитель Лебедянского Троицкого монастыря иеромонах Иосаф за благоразумное управление вверенною ему обителью посвящён в игумена и пять послушниц Сезёновского монастыря пострижены в рясофор» [100].
Неся великие труды по устройству и благоукрашению обители, старица Серафима немало сделала и для устроения внутренней, духовной жизни в общине. Сделавшись начальницей обители, Серафима своею кротостью сумела приучить всех к должному поведению, так что каждая данное ею послушание выполняла не только без ропота, но с видимым удовольствием. Серафима была внимательна и выражала свою любовь не одним лишь насельницам обители, но и всем приходящим. «Она горе каждого сама оплакивала, старалась всегда плачущего утешить, в нуждах бедняку помочь», – говорится в её жизнеописании. Однако многотрудный подвиг свой старица проходила не без искушений со стороны лукавого и, кроме молитвы наедине, в часы внутренних борений она находила большое утешение в чтении Псалтири. Постнические труды несла игумения Серафима не для всех доступные, и они нередко доводили ее до изнурения, что было особенно заметно в посты. При этом постничество её было открыто лишь ближним, а посторонние и не подозревали о нём. Когда порой физическое расслабление доходило до того, что она не могла уже ходить, то, прикрываясь христианским смирением, говорила так: «Со мною недуг приключился». Заметим, что и обычно вкушаемая ею пища была чаще всего только растительная, не очень-то ласкающая вкус. Больше всего она любила капусту и нечищеный картофель. «С говением игумения соединяла молитву. Молитва Иисусова и Пресвятой Деве Богородице была постоянно на её устах. С чётками она никогда не разлучалась. Иногда заведя разговор при сёстрах или при посторонних о чём-нибудь, как бы прося совета в своих делах, она настолько углублялась в умную молитву, что уже не внимала никаким внешним советам и говору. С 6-ти часов вечера ей постоянно читали жития святых. Это чтение продолжалось до полуночи. Причем игумения всегда просила читать громко и внятно. С 12-ти часов начинали читать правило, а когда Серафима не бывала в церкви, то вычитывали ей вечерню келейно. Затем она оставалась одна и молилась Богу, часто по целым ночам. Нередко ходила в «пещерную церковь», как именовался нижний этаж Троицкого собора и там предавалась молитвенному воздыханию у гробов затворника Иоанна и старицы Дарии» [101].