В центре монастыря возвышались три храма: в честь Казанской иконы Божией Матери, Рождества Христова и Святой Троицы, внутреннее убранство которых отличалось особым великолепием. Драгоценные ризы Казанского, добротная живопись Рождественского и Троицкого храмов, не скрытая окладами, изысканная отделка мощевиков – всё это производило весьма сильное впечатление на жителей окрестных селений и многочисленных паломников.
Богослужения в Сезёновском монастыре совершались ежедневно: утреня, литургия и вечерня, после чего сёстрами совершалось установленное вечернее правило. Службы проходили в обители очень торжественно, в большие праздники здесь пели на два хора: женский монастырский и мужской приходской, к поющим присоединялся хор воспитанниц приюта. На Троицу совершался крестный ход от Сезёновского монастыря по многочисленным окрестным селениям, заходя в каждый дом со святыми иконами. Местные жители, встречая главную святыню монастыря – Казанскую икону Божией Матери, – старались украсить свои жилища и дворы, пекли пироги, которые жертвовали в обитель. Широко распространившаяся слава блаженного затворника Иоанна собирала в обители и её окрестностях толпы почитателей, благодарная память которых породила всенародный праздник – «Иваны», отмечавшийся два раза в год: 24 июня и 29 августа (7 июля и 11 сентября по нов. ст.) – во дни праздников Рождества Иоанна Крестителя и Усекновения его Честной Главы. Тамбовские епархиальные ведомости 1912 г. так писали о почитании затворника Иоанна: «Лишь только начинают таять снега… и до глубокой осени в Лебедяни и смежных… уездах… особое оживление – то идут и едут к батюшке «Ивану Ивановичу», почивающему в Сезёновском женском монастыре. И несут все эти люди своё горе и свои нужды и складывают у гроба затворника» [116].
Неподалёку от Троицкого храма стояла небольшая деревянная хижина – та самая баня, в которой когда-то жил затворник Иоанн. Размеры её: длина 14 3/4 арш., ширина 6 арш., высота 4 арш. В келье было 4 окна и одна голландская печь [117]. В ней и размещалось всё, что осталось после смерти подвижника: его вериги, восемнадцатифунтовый посох, иконы, кастрюльки, ряса, туфли, чётки и скуфья. Сюда эти вещи были перенесены из каменной кельи затворника Иоанна, которая была разобрана при строительстве Троицкого храма, сооружённого на месте кельи. Все эти памятные для сезёновских сестёр и многочисленных почитателей блаженного Иоанна вещи хранились с любовью и благоговением. Кроме того, в обители хранилось полукафтанье затворника, отданное старицей Дарией козловскому помещику, губернскому секретарю Фёдору Дмитриевичу Муравьёву, возвращённое в монастырь после его смерти в 1871 г. [118]
По свидетельствам очевидцев, Сезёновский монастырь был очень красив, утопал в цветах, поражал своей благоустроенностью. Вокруг храмов симметричными рядами располагались келии, число которых постоянно увеличивалось: святое место притягивало к себе ищущих духовной чистоты. К 1910 г. кельями была плотно застроена вся территория обители: к западу от Казанского храма кельи стояли всего в 6 саж.; к востоку от Христорождественского – всего в 4 саж. [119] Жили монахини в кельях по три, четыре, а иногда и по пять человек. Аккуратные домики, с маленькими садиками и палисадниками были расположены кольцом около каждого храма, вдоль стены. К ним вели выложенные кирпичом дорожки; дорожки же к храмам были усыпаны песком. Насельницы обители устраивали келии на свой счёт и по своему вкусу. Кельи имели вид отдельных домиков, иные очень красивых. По данным на 1909 г., в Сезёновском монастыре было 111 келий для монахинь в келейных корпусах: трёх каменных двухэтажных, трёх смешанных (верхний этаж деревянный) и три деревянных одноэтажных [120].
По указу Священного Синода от 1853 г. в Сезёновском монастыре положено было быть одной настоятельнице, одной казначее, двадцати монашествующим и двадцати послушницам. Налицо же в обители всегда состояло гораздо больше сестёр. Так, в 1861 г. монахинь и послушниц было 108 [121].
В 1875 г. в Сезёновском монастыре проживало «посвящённых в мантию 36 человек, в том числе и игумения, рясофорных 160, приукаженных послушниц 35 и находящихся на искусе 115. Все проживали в 60 кельях» [122].
В 1890 г. монахинь насчитывалось 66, рясофорных послушниц – 70, послушниц, определённых епархиальным начальством, – 53, определенных указом Тамбовской духовной консистории – 19 [123].
В 1904 г. монашествующих – 72, рясофорных послушниц – 30, определённых в число сестёр епархиальным начальством – 140, на испытании в послушницах – 195, а всего 437, проживавших в 102 кельях [124].
По данным на 1909 г., в обители проживало 158 монашествующих, в том числе и игумения, 9 рясофорных послушниц, 95 определённых в число сестёр епархиальным начальством, 268 находящихся на испытании послушниц, а всего 530 человек, проживавших в 111 кельях [125].
Согласно сведениям на 1914 г., в монастыре числилось: монашествующих – 123, рясофорных послушниц – 7, определённых в число сестёр епархиальным начальством – 112, на испытании принятых в послушницы – 301, всего – 543, проживавших в 112 кельях [126].
Анализ «Ведомостей о монашествующих Сезёновского монастыря» за 1886, 1902, 1904 и 1910 гг. показывает, что большинство насельниц происходило из крестьянских семей не только Лебедянского уезда, но и различных сёл других уездов Тамбовской, а также Рязанской, Орловской, Воронежской и других губерний. Были в Сезёновской обители выходцы из мещанского и купеческого звания, духовного и дворянского сословия. Как показывает статистика, в среднем представительницы крестьянского сословия за разные годы составляли 70-80% от числа насельниц, мещанского и купеческого – 15-20%, духовного звания – около 5%, дворянского сословия – 1-4%. Так, в 1886 г. в числе сестёр состояло выходцев из дворянского сословия 8 человек, духовного – 10, купцов и мещан – 43, крестьян – 152 [127]. Поданным 1902 г., дворянского сословия – 2, почётных граждан – 8, купцов и мещан – 32, крестьян – 123 [128].
Следует отметить, что в число сестёр Сезёновской обители поступали не только взрослые женщины, но и девочки, которые жили либо в кельях у насельниц – своих родных, либо в доме игумении. Многим малоимущим сёстрам оказывалась помощь через благодетелей монастыря, которые по просьбе игумений обители жертвовали нуждающимся материал или деньги, в том числе и на построение келий.
Помимо келий и указанных выше храмов, в пределах монастырской ограды к началу XX столетия возведено множество жилых, хозяйственных и других построек. Поскольку от этого монастырского «городка» мало что сохранилось, стоит подробнее перечислить те строения Сезёновского Иоанно-Казанского монастыря, которые «не дожили» до настоящего времени.
Так, по данным страховых оценок 1910 г. Сезёновской обители принадлежали: двухэтажный смешанный (верх деревянный, низ каменный) дом настоятельницы, построенный в 1850 г., размером 43х16 арш. с 45 окнами. Нижний этаж высотой 4 арш., верхний, обшитый тёсом, высотой 5,5 арш. На доме мезонин 20х16 арш. с 14 окнами. При доме дощатые двухэтажные сени 2×5 саж.
Дом двухэтажный смешанный с 40 окнами, в котором размещалась живописная мастерская. Длина дома 10 саж., ширина 5, высота верхнего деревянного, обшитого тёсом этажа 4,5 арш., нижнего, кирпичного, 5 арш. Построен в 1865 г.
Двухэтажный с 11 окнами смешанный дом, в котором размещалась просфорная. Размером 3×8 саж., нижний этаж высотой 4 арш., верхний – деревянный, обложенный кирпичом – высотой 4,5 арш. Построен в 1900 г.
Дом двухэтажный кирпичный с 35 окнами – трапезная. Размером 8 х 16 1/3 саж., высотой 14 саж. Построен в 1860 г.
Деревянная келья с 12 окнами – псалтырная, размером 4×5 1/3 саж., высотой 4 1/2 саж., и хозяйственные постройки. Сооружены в 1880 г.
Дом деревянный с 10 окнами – богадельня. Размер 5×5 саж., высота 41/2 арш. Построен в 1875 г.
Двухэтажный с 30 окнами кирпичный корпус 19 х 20 арш., высотой 10 арш., построен в 1870 г.
Одноэтажный с мезонином и 12 окнами кирпичный корпус 17×17 арш., высотой 4 ? арш. Мезонин 5×5 арш., высотой 4 арш. Построен в 1870 г.
Двухэтажный с 36 окнами смешанный дом – гостиница. Размером 19х37 арш. Высота первого кирпичного этажа 5 арш., второго деревянного – 4 ? арш. Построен в 1875 г.
Двухэтажный кирпичный с 32 окнами дом – гостиница, размером 15х42 арш., высотой 9 ? арш., с деревянными сенями. Построен в 1875 г.
Деревянный дом 10х13 арш. с 10 окнами. К ней примыкает кухня и кирпичная лавка, изба деревянная.
Из хозяйственных построек – три каменных конюшни, построенные в 1875 г., размером 3 1/3х15 саж. и 2х13 саж.; каменный каретный сарай 3×12 саж., построенный в 1875 г.; каменная кладовая для сбруи 3×4 саж., построенная в 1880 г.; 3 сарая каменных, 2 сторожки деревянных; амбар с мезонином постройки 1885 г.; каменный ледник постройки 1891 г.; амбар двухэтажный постройки 1888 г.; амбар кирпичный постройки 1882 г.; амбар пятистенный деревянный постройки 1899 г.; четыре деревянных амбара; изба в лесном участке постройки 1888 г.; мельница кирпичная высотой 16 арш. диаметром 15 арш. и кирпичный двор; амбар деревянный двухэтажный, построенный в 1890 г.; кирпичная изба при Гниловском хуторе, построенная в 1909 г.; 2 каменные риги, сушилка [129].
Сезёновский монастырь был окружён высокой кирпичной стеной с огромными воротами, обращёнными на юг к р. Сквирня. Большая часть ограды – с южной, западной и северной сторон – была сооружена в 1847-1848 гг. усердием старицы Дарии. Северная часть стены построена игуменьей Серафимой. Строительство стены продолжалось и в 1877 г.
Близ монастырской ограды находились каменный двухэтажный и каменно-деревянный дома для богомольцев, деревянное одноэтажное здание прачечной и деревянный дом с каменной лавкой, сдававшийся в аренду.
За оградою монастыря были устроены одноэтажное с 10 окнами кирпичное здание церковно-приходской школы размером 3 1/3×7 саж., высотой 5 арш., конный двор [130]. За территорией обители находились и дома причта, большей частью деревянные, лишь один из них был выстроен из камня и сохранился до наших дней.