Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь — Страница 3 — Воргол.Ру

Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь

Храм святого Димитрия Солунского
Храм святого Димитрия Солунского. Рис. И.П. Машкова, 1889 г.

Главки на церкви были обиты «белым листовым железом», крыша покрашена зелёною краской, кресты вызолочены. Двери и решётки на окнах первого яруса кованые. Вокруг церкви до учреждения монастыря существовала каменная ограда. В церкви полы были из мячковского камня, которые в 1857 г. заменили деревянными [24], клиросы были деревянные и выкрашены голубой краской под мрамор [25]. «Иконостас сделан искусною столярною и резною работою и покрыт весь белою, а резьба с колоннами палевою под лак краскою» (позднее колонны вызолочены, а большие сделаны под мрамор)… Царские двери насквозь резные колончатые – палевою краскою (позднее позолочены все). На оных святые образа Благовещения и четырёх евангелистов живописные. Над Царскими дверьми в резном сиянии образ Нерукотворённого Спаса, на коем риза и венец серебряные кованые, вызолочены. На венце и ризе вставлено несколько разных мелких камней».

Сохранилось подробное описание внутреннего интерьера храма, что сегодня позволяет наглядно представить себе, как выглядел он в ту пору:

«Местные образа. По правую сторону: 1-й – Спасителев, на нём риза серебряная, вызлащена, венец серебряный вызлащен и по местам украшен каменьями и стразами 84 пробы 1817 г.; 2-й – святого великомученика Димитрия Мироточивого, храмовый, на нём риза серебряная и венец серебряный вызлащен. Украшен по местам стразами 84 пробы 1819 г. По левую сторону: 1-й – Божией Матери Владимирской. На коем венец с короною и риза серебряная кованая – вызолочены. На венце и ризе по приличным местам вставлено несколько разных камней: средней величины 15 и 28 мелких; 2-й – преподобной Параскевы Сербския, на нем риза серебряная, венец серебряный вызлащен и украшен стразами; 3-й – на северной двери – архангела Гавриила.

Над Царскими дверями – Тайная Вечеря и распятие с предстоящими, живописное, на нём риза и венец серебряные. Выше оного в середине коронование Богоматери, по сторонам… 12 апостолов. Вверху всего иконостаса Восстание Христово от гроба.

Храм святого Димитрия Солунского
Храм святого Димитрия Солунского. Фото 2009 г.

В святом алтаре. Над престолом балдахин на четырёх колоннах, покрыт палевою и белою краскою, в коем над престолом образ Господа Саваофа живописный. Образа: 1-й – Запрестольный Крест; 2-й – Божией Матери Владимирской, на коем венец с подвескою серебряныя позлащены; 3-й – Неопалимая Купина. С другой стороны трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; 4-й – Владимирской Богородицы. С другой стороны Николая Чудотворца».

В приделах: «в первом – над царскими дверями в сиянии Сошествие Святого Духа. Образа по правую сторону: 1-й – Спасителя; 2-й – Св. Пророка Илии. По левую: 1-й – Божией Матери Всех Скорбящих Радости; 2-й – Архидиакона Стефана на двери; 3-й – Великомученика Георгия. Во втором приделе образа по правую сторону: 1-й – Спасителя Нерукотворный, на нем риза и венец серебряные 84 пробы 1827 г.; 2-й – Святого мученика Иоанна Воина. По левую сторону: 1-й – Божией Матери Утоление Печали Смоленской. На нём венец серебряный вызлащенный и риза серебряная 84 пробы; 2-й – архидиакона Лаврентия на двери; 3-й – Николая Чудотворца. На нём риза и венец серебряные, а митра украшена стразами 84 пробы 1828 г. Над оным же иконостасом в 12 клеймах образа 12-ти господских праздников» [26].

«Завеса царских врат малиновой саржи, крест на ней палевый… серебряной насыпью».

В церкви на левой стороне «образ всех святых, а в средине – Спасителя.

Риза на нём серебряная, вызолочена, 84 пробы 1823 г. Рама красного дерева…

На правую сторону в трапезе образ Господа Вседержителя… риза серебряная и венец вызолочен с каменьями 1822 г. …Рама красного дерева. Образ на аналое кипарисовый Иоанна Крестителя. На нём риза серебряная и венец серебряный 84 пробы 1823 г. В храме… две хоругви. На первой образа Спасителя и Божией Матери. На 2-й – Архистратига Михаила и Димитрия Солунского… Пред иконостасом среди церкви три паникадила хрустальные наборные. Одно – 12, а второе – 8 подсвечников. Лампад медных посеребрённых пред местными образами – 8 и одна опускаемая. Подсвечников медных выносных три…

За правым клиросом образ Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста и прочих святых. На нём риза и венец серебряные 84 пробы. За левым клиросом разных святых вверху с Животворящим Крестом. На нём риза и венцы серебряные 84 пробы».

План Димитриевского храма
План Димитриевского храма. Чертёж Г.И. Гунькина, 1969 г.

На хорах «потолок расписан приличными красками, колонны под оными отделаны под мрамор. Освящены оные приделы в 1813 г. 31 дня октября месяца. Алтари… приделов в длину по 5 аршин, в ширину по 6 аршин. Первый – во имя Архистратига Михаила. Второй – во имя Иоанна Крестителя. Иконостасы… столярной работы с оклейкою красного дерева… В первом на царских вратах образ Благовещения Богородицы и Архангела Гавриила. По правой стороне царских врат образ Господа Вседержителя. Второй – Архистратига Михаила. По левую – образ Пресвятой Богородицы Утоление Печали. На северной двери изображение Ветхого Завета. Над царскими вратами – Тайной Вечери. Во втором приделе… по правую сторону образ Господа Вседержителя, Иоанна Крестителя. По левую – Пресвятой Богородицы, нарицаемый Плач. Над царскими вратами Тайная Вечеря. На южных вратах Новая Благодать» [27].

Достопримечательностями Димитриевского храма являлись: святой престол в главном алтаре, все стороны которого сделаны из серебра с чеканным изображением страданий Господа нашего Иисуса Христа; чудотворная Владимирская икона Божией Матери в сребропозлащённой ризе, украшенной драгоценными камнями; Владимирская икона Божией Матери, называемая «Явленная»; икона Успения Божией Матери, украшенная сребропозлащённой ризой с жемчугом и камнями, с 24 частицами мощей различных святых; серебряный вызолоченный крест с частицами мощей различных святых, привезённый И.И. Раевским из Киева и подаренный храму.

Храм святого Димитрия Солунского был богат утварью изначально. Еще в 1811 г. в нём числилось два серебряных престольных креста, один из них – украшенный чернью и позолотой, с изображением Христа с предстоящими и Саваофом вверху. В 1831 г. куплено было ещё два серебряных креста. В храме было три Евангелия с серебряными накладками 1677, 1771 и 1803 гг.; три серебряных с позолотой сосуда; серебряные с позолотой ковчег, дарохранительница и ковш. Была также богатая библиотека с изданиями XVII-XVIII вв. – Апостол 1679 г., Устав 1695 г., Толковое Евангелие 1762 г., Триод цветной 1680 г., Октоих 1699 г., Минеи общие 1796 г., Проповеди 1760 г., Поучения 1777 г., Требник 1689 г., Ирмологии 1697 и 1794 гг. [28]

Игумения Анфиса (Придарогина)
Игумения Анфиса (Придарогина). Фото конца XIX в.

В связи с тем, что Димитриевский храм с 1 марта 1864 г. стал монастырским с ежедневными богослужениями, причт его был увеличен. С этого времени штат Димитриевской церкви состоял из двух священников и двух диаконов. Настоятелем Димитриевского храма тогда был о. Никандр Тимофеевич Андреев – духовный друг затворника Илариона, предсказавшего некогда священнику, что тот будет служить в Троекуровском монастыре.

В ответ на прошение настоятельницы Макарии Троекуровская община 30 сентября 1864 г. получила разрешение Тамбовской духовной консистории на поправку деревянной тёплой бесколокольной Владимирской церкви и достройку монастырской ограды по всему периметру обители [29]. В следующем году иждивением матушки Макарии Владимирский храм был перестроен и 23 сентября 1865 г. вновь освящён по благословению Тамбовского Преосвященного Феофана (Говорова), который пожертвовал в эту церковь иконостас и написал собственной рукою местный образ Владимирской Божией Матери (впоследствии эта икона стояла за правым клиросом у колонны каменного Владимирского собора) [30]. С левой стороны Владимирской церкви был устроен придельный престол, освящённый во имя преподобного Илариона Великого, а на правой стороне вместо престола находился вход в пещерный храм святых Мефодия и Феодосии, где у самого алтаря с правой стороны помещалась резная гробница затворника Илариона. Сверху гробница была покрыта сребропозлащённой доской с чеканным изображением подвижника, устроенной Пелагией Андреевной Уваровой с помощью данковской помещицы Анисьи Андреевны Шишковой. Над гробницей располагался портрет затворника в полный рост.

В том же 1865 г. было завершено строительство каменной монастырской ограды с двумя башнями, часовни в черте ограды и двухэтажного каменного корпуса [31]. Труды по устройству Троекуровской обители подорвали здоровье пожилой настоятельницы, и после шестилетнего управления общиной матушка Макария была уволена на покой в Севский монастырь, где и скончалась в 1875 г.

Третьей настоятельницей Троекуровской общины в 1868 г. стала казначея Сезёновского Иоанно-Казанского девичьего монастыря монахиня Анфиса (в миру Анна Николаевна Придорогина). Новая начальница общины обратила внимание на благолепие и хозяйство обители – усовершенствовала клиросное пение, ввела изящные рукоделия – вышивание гладью и золотом, тканье ковров, уборку икон цветами и фольгой. Всё это составляло занятие сестер в свободные от церковной службы часы и в то же время довольно доходную статью. На хуторе в деревне Мочилки был устроен пчельник на 200 ульев, построен деревянный корпус для сестёр, занимавшихся хуторским хозяйством [32]. А 7 января 1870 г. при Троекуровской общине открылись приют и училище для бедных девиц духовного звания [33].

30 августа 1870 г. Троекуровская обитель по просьбе своей настоятельницы матушки Анфисы получила в дар от архимандрита Герасима и братии русского Пантелеймонова монастыря на Святой горе Афон одну из своих главных святынь – часть Животворящего Креста Господня с частицами мощей апостола Варнавы, великомученика Пантелеймона, святых Космы и Дамиана, мученицы Параскевы Пятницы, мученицы Василисы, мучеников Евфимия, Игнатия и Акакия. Святыня эта по предъявлении епархиальному начальству и получении соответствующего указа была вложена в серебряный ковчежец, запечатанный монастырской печатью, и поставлена для хранения в храме. Дар этот стал лишним подтверждением распространения и упрочения славы Троекуровской обители и её основателя – затворника Илариона – в православном мире [34].

Что представляла собой Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская община в это время? По описанию 1870 г. монастырь выглядел следующим образом: «…30 келий небольшими корпусами красиво расположены каймою по обеим сторонам вдоль ограды. Здесь помещается около 200 сестёр, пред каждой кельей небольшой садик с решетчатым палисадом… Незатейливый одноэтажный дом настоятельницы стоит в общей черте. Середину ограды занимают два храма… Высокие деревья, окружающие храм, доставляют прохладу путнику-богомольцу… Скромный, но уютный корпус, где помещается училище… Оно стоит рядом с кельей о. Илариона, на месте его фруктового садика» [35]. Небольшая деревянная келья старца Илариона стараниями игумении Анфисы сохранялась в том виде, какой она имела при жизни затворника: «Вы входите, и взорам вашим представляется в углу киотка с образами и с теплящейся лампадкой, где старец всегда молился; маленький деревянный диванчик, на котором принимал посетителей; вы до сих пор найдёте в этой келье и шапочку его, и халатик, туфли, войлок, на котором отдыхал затворник; особенно это отрадно для тех, кто его знавал и до сих пор приходят помолиться святым иконам его. Особое чувство благоговения и отрады испытывает посетитель, входя в его убогую келью. Дух благочестивого подвижника кажется до того здесь присущ, что едва перейдёшь порог, невольно преклоняются колена и вспоминаются незабвенные слова старца: «Положим три поклона. Помолимся Пресвятой Владычице!» [36]

Казалось бы, завещание затворника Илариона было полностью исполнено. Но его духовным чадам и почитателям, а главное, настоятельнице и насельницам общины хотелось окончательно утвердить пророчество старца о будущей славной обители в Троекурово – преобразовать монашескую общину в общежительный монастырь. Подавать прошения об этом матушка Анфиса начала сразу же после своего назначения на должность настоятельницы. Долгие хлопоты матушки Анфисы о преобразовании общины в полноценную иноческую обитель увенчались успехом лишь в 1871 г. Высочайшим указом по докладу Святейшего Синода от 6 марта 1871 г. Троекуровская Димитриевская Иларионовская женская община была утверждена как общежительный монастырь. А 27 июля 1871 г. состоялось торжественное открытие монастыря настоятелем Вышинской пустыни архимандритом Аркадием [37]. В ознаменование этого 5 сентября того же года настоятельница монастыря монахиня Анфиса была посвящена в сан игумении.

В 1871 г. указом Тамбовской духовной консистории от 27 июля к Троекуровскому монастырю была приписана построенная в 1841 г. и освящённая 1 ноября того же года каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с условием, что в ней будут совершаться все мирские требы жителей села и окрестностей [38]. Храм ещё с 1859 г. распоряжением епархиального начальства считался приписанным к Иларионовской женской общине. Церковь эта находилась в четверти версты от монастыря на окраине села Троекурово и была окружена каменной стеной. Главный престол Успенского храма с одноярусным иконостасом находился на первом этаже, а придельный во имя святого преподобного Лазаря располагался на круглых хорах посреди храма. Построена Успенская церковь была Иваном Ивановичем Раевским, благодетелем старца Илариона и селившихся близ него послушниц. В ней же, за правым клиросом, благочестивый храмоздатель и был похоронен. Над его могилой на стене храма находилась доска с соответствующей надписью [39].

Достопримечательностями Успенской церкви являлись: образ Успения Пресвятой Богородицы в серебряном вызолоченном окладе с 18 частицами мощей угодников Божиих Киевских; местночтимая икона Нерукотворного Спаса в терновом венце древнего, «но изящного письма» в серебряной ризе с вызолоченным венцом; платиновый киот с иконой Спасителя в серебряной ризе над местом упокоения строителя храма И.И. Раевского; запрестольный крест «великолепной ажурной работы» из разноцветных камней.

После присоединения к монастырю Димитриевской и Успенской церквей в обители начался период активного строительства. Заботами матушки игумении была построена каменная трапезная, приобретён «случайным образом поместительный и прочный дом, вмещающий в себе покои игумении, просфорню, ковёрную и разные другие монастырские службы» [40].

В 1873 г. игуменией Анфисой сооружена была ограда с западной стороны обители, а также заложена и начата постройкой на ней каменная надвратная церковь. О своём желании воздвигнуть храм во имя святого Илии над святыми вратами будущей обители говорил Анне Николаевне и Александре Николаевне Голдобиным затворник Иларион незадолго до своей кончины. Об этом завещании А.Н. Голдобина рассказывала так: «В одно моё посещение батюшки отца Илариона, после обычного благословения, он говорит мне: «Выстрой, Александра, над святыми вратами церковь во имя святого пророка Илии». – «Где же мне взять денег?» – спросила я его. «Фома неверный, – сказал он мне, – …Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; и я приказываю тебе – выстрой! Сила Божия в немощах совершается». На следующий день старец повторил это и младшей сестре и при этом запретил сбор на постройку этого храма, сказав, что «помощь будет приходить не копейками, а тысячами, что кто его любит, будет любить и его верных послушниц и поможет им». Долгое время после этого сёстры Голдобины пытались выполнить волю затворника, но нехватка средств не позволяла приступить к постройке храма. И лишь в 1872 г., после выздоровления от тяжкого недуга, который Александра Николаевна приписала неисполненной воли старца, Голдобины приступили к подготовке строительства, имея только 2 тыс. руб. Благо в Тамбове нашлись почитатели старца Илариона, взявшие на себя обязательство выхлопотать разрешение на строительство храма у епархиального начальства.

Проект был выполнен епархиальным архитектором, причём на утверждение владыке были представлены два варианта, отличавшиеся друг от друга размерами задуманной церкви. Несмотря на просьбу Голдобиных утвердить проект на строительство меньшей по размеру церкви, Тамбовский епископ Феодосий выбрал проект на постройку храма большего размера, посоветовав сёстрам надеяться на помощь Божию. В том же 1873 г. началось строительство надвратной церкви, главными благотворителями при этом выступили сёстры Голдобины и данковский помещик Леон Николаевич Шишков [41].

Анисья и Леон Шишковы
Анисья Андреевна и Леон Николаевич Шишковы. Фото конца XIX в.

В 1875 г. на пожертвованные липецким купцом Василием Козмичём Русиновым 800 руб. были исправлены ветхости Успенской церкви [42]. В следующем 1876 г. обновлена Димитриевская церковь – в ней возобновлена стенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченные иконостасы всех трёх престолов. Кроме того, устроен вновь и освящён епископом Тамбовским Палладием I (Раевым) главный Димитриевский престол [43].

К лету 1879 г. было окончено строительство надвратной церкви на западной монастырской стене, но ввиду затруднений с изготовлением иконостаса и внутренней отделки храма освящение её пришлось отложить на следующий год. Тем временем, в конце сентября 1879 г. друг за другом скончались сёстры Голдобины.

А 2 мая 1880 г. игумения Анфиса подала прошение в Тамбовскую духовную консисторию о рассмотрении проекта строительства в обители новой каменной соборной Владимирской церкви. 14 мая того же года строительное отделение Тамбовского губернского правления по представлению Консистории рассмотрело и утвердило предложенный проект храма45. По данным на 1880 г., в Троекуровском монастыре насчитывалось: 1 настоятельница, 38 монахинь, 151 послушница [46].

Надвратный храм пророка Илии
Надвратный храм святого пророка Илии. Фото 2008 г.

В конце августа 1880 г. Троекуровский Димитриевский Иларионовский монастырь посетил епископ Тамбовский Палладий II (Гонкевич). 25 августа после божественной литургии он совершил торжественную закладку нового соборного храма на месте разобранной ветхой деревянной церкви над могилой старца Илариона. На следующий день – 26 августа – Преосвященный Палладий освятил сооруженный тщанием и иждивением Голдобиных и Л.Н. Шишкова двухпрестольный каменный о трёх главках Ильинский храм над святыми вратами в западной стене обители [46]. Второй придельный престол надвратной церкви был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы [47]. По свидетельству современников, «освящение было великолепное; совершал его Преосвященный Владыка Палладий, епископ Тамбовский в сослужении двух архимандритов и многих священников; храм горел великолепной позолотой иконостаса и сотнями огней в зажжённых люстрах и паникадилах из литой золочёной бронзы, отражавшихся в глянцовитой обкладке стен храма, отделанных под мрамор; живопись и всё прочее убранство церкви соответствовало остальному. Молящиеся лили слёзы умиления, вспоминая, как дивно исполнилась воля старца. Преосвященный Палладий своим благолепным богослужением придал празднеству особую духовную торжественность, всеми глубоко прочувствованную.

План 1 и 2 этажей Ильинского храма
План 1-го и 2-го этажей Ильинского храма. Чертёж Г.И. Гунькина, 1984 г.

После освящения Владыка отслужил панихиду на могиле старца Илариона, а затем на могиле сестёр Голдобиных, посетовав, что они не дожили до этого радостного события. Преосвященный Палладий благословил перенести прах храмоздательниц в специально устроенную под Покровским престолом Ильинского храма усыпальницу.

30 сентября 1880 г. это и было совершено по ходатайству Тамбовского епископа с разрешения министра внутренних дел. Леон Николаевич и Анисья Андреевна Шишковы, завершавшие по духовному завещанию сестёр Голдобиных строительство Ильинского храма, положили на их новую могилу белую мраморную плиту с врезанной в неё иконкой Покрова Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, которой старец Иларион благословил некогда Александру Николаевну [48].

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 11.07.2022
Поделиться в социальных сетях: