Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь — Страница 6 — Воргол.Ру

Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь

Семья Архангельских
Семья Архангельских. Фото 1905 г.

Не дожидаясь официального закрытия Троекуровского монастыря, ещё в январе или феврале 1929 г., когда жить в Троекурово стало уже невозможно, а угроза нового ареста повисла над о. Тихоном и его семьей дамокловым мечом, семья Архангельских покинула родное село. Начались скитания по городам и весям, где о. Тихон то по нескольку лет, то по несколько месяцев служил на приходах до их закрытия – возле Лебедяни в Волотово, Черепяни, Старом Ракитино или Новом Ракитино, затем были с. Ильино Липецкого района, с. Белоколодск (ныне с. Пады Липецкого района), а с 1933 г. – с. Куймань, лежавшее почти на полдороге между Липецком и Лебедянью. Многие жители этого большого села обрадовались, когда в пустовавшем после ареста прежнего священника храме вновь появился батюшка.

В то время Лебедянь и часть бывшего уезда вместе с городом Липецком и его окрестностями с 1926 г. входили в состав новообразованной Липецкой епархии, управлял которой епископ Уар (Шмарин), близко и хорошо знавший о. Тихона, так как в 1918-1926 гг., вплоть до своей архиерейской хиротонии, священник Пётр Алексеевич Шмарин служил в Никитской церкви с. Иншаково, Тютчево тож, находившемся вблизи с. Троекурово. Видимо, там-то они и подружились. А то, что отношения Владыки Уара и о. Тихона можно охарактеризовать именно таким образом, не вызывает сомнения.

По словам дочери о. Тихона Елены Тихоновны Архангельской, и о. Тихон и Хиония Ивановна не раз ездили к Владыке в Липецк с различными вопросами, порой даже с целью посоветоваться по домашним проблемам. Именно Владыка настоял на том, чтобы вести Елену в Москву, когда у той серьезно заболели глаза [104]. По благословению Владыки Уара отец Тихон и переходил из храма в храм по мере их закрытия властями.

Семья Архангельских в с. Троекурово
Семья Архангельских во дворе своего дома в с. Троекурово. Фото конца 1920-х гг.

В 1937 г., когда по всей стране катилась волна репрессий, в том числе и против священно- и церковнослужителей, ждал ареста и о. Тихон, но ничем не выдавал детям своей тревоги. Продолжал служить в храме как ни в чём ни бывало, работал по хозяйству.

9 августа 1937 г. о. Тихон был арестован уполномоченным Трубетчинского районного отделения НКВД Петровым и на основании постановления от 5 августа препровождён в липецкую городскую тюрьму. По воспоминаниям детей о. Тихона и очевидцев ареста, пришедшие арестовывать священника люди в форме сразу же спросили его: «Оружие есть?» «Есть! – ответил священник. – Крест и молитва!»

Сейчас из следственного дела Т.И. Архангельского ясно, что основанием для ареста священника послужили показания двух жителей с. Куймань, еще 31 июля на допросе засвидетельствовавших, что Архангельский является «злейшим врагом советской власти и систематически проводит среди жителей Куймани контрреволюционную агитацию» [105].

А 4 октября 1937 г. «тройка» управления НКВД по Воронежской области на своём заседании приговорила так и не признавшего свою вину и не оклеветавшего никого другого Т.И. Архангельского к расстрелу. Там же, в тюрьме Липецка, или в одном из секретных мест для казней 17 октября 1937 г. приговор о применении высшей меры социальной защиты был приведён в исполнение. Тело мученика за веру было погребено в одной из тайных могил, где нашли свой последний приют многие невинноубиенные.

В день ареста о. Тихона была арестована и Хиония Ивановна, от которой на допросах также требовали признания в антисоветской деятельности, якобы проводимой ей вместе с мужем-священником в Куймани. Но на все угрозы и требования признать себя виновной она отвечала твердо: «В антисоветской деятельности виновной себя не признаю. Свидетельские показания о своей антисоветской деятельности я отрицаю». В обвинительном заключении от 22 декабря 1937 г. в вину Х.И. Архангельской были поставлены «пораженческая агитация», упование на «приход к власти царя», «контрреволюционная агитация против мероприятий по выборам в Верховный Совет» и т. д. Решением «тройки» от 31 декабря 1937 г. Хиония Ивановна Архангельская была приговорена к 8 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, которые провела в городе Шацке Рязанской области. Вскоре, уже в тюрьме, Хионии Ивановне был поставлен диагноз тяжелой болезни, но освободили её лишь осенью 1945 г., когда стал очевидным смертельный исход её недуга. Она поселилась в деревне Кривушкино на окраине с. Тютчеве, где дочь Ирина Тихоновна купила небольшой домик на деньги, вырученные от продажи двух каучуковых галош. «После приезда в Кривушкино мама совсем свалилась… Через месяц она умерла с диагнозом рак горла. Хоронить её пришлось мне» [106]. Погребена Хиония Ивановна была на кладбище близ приходской Никитской церкви с. Тютчево. Той самой, в которой несколько лет до этого служил священномученик Уар (Шмарин), первый епископ Липецкий, поддерживавший в трудные времена семью Архангельских. К сожалению, сегодня могила исповедницы Хионии Архангельской на заброшенном кладбище у полуразрушенного и осквернённого храма безвозвратно утеряна.

Священномученик Тихон и Хиония Архангельские
Священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские

Лишь в 1989 г. заключениями прокурора Липецкой области от 12 июня и 23 августа Т.И. и Х.И. Архангельские были реабилитированы, а ещё через 11 лет мученическая смерть и исповедничество отца Тихона и матушки Хионии стали основанием для прославления их на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в лике святых среди множества других новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру в XX столетии. Память священномученика Тихона и исповедницы Хионии Архангельских празднуется 17 (4) октября и в соборе новомучеников и исповедников Российских в первое воскресенье после 7 февраля (25 января) и в возрождённом Свято-Димитриевском Иларионовском женском монастыре.

Тем временем закрытый Димитриевский храм Троекуровской обители, как и другие храмы и постройки монастыря, примерно в начале 1940-х гг. стали цехами, складами и другими подсобными строениями предприятия по переработке плодов и ягод совхоза «15 лет Октября» [107]. Забелённые росписи и дыры в иконостасах на месте святых образов долгие годы взирали на то, как в храмах обители изготавливали и упаковывали различные консервы. По свидетельству жителя села Троекурово Якова Михайловича Ковырялова, выломанные из иконостасов и снятые со стен монастырских храмов иконы послужили материалом для строительства забора вокруг Владимирского собора, ставшего одним из цехов завода.

В 1948 г. на балансе совхоза «15 лет Октября» стояли 87 бывших монастырских келий. Постройки эти использовались по разному назначению: квартиры работников конторы, кладовщиков, директора, агронома, клуб кирпичный, баня кирпичная, дом социалистической культуры им. Пушкина, винзавод с подвалами, солевой цех (бывший Владимирский собор); вареньеварочный цех. Отдельно упомянуты колокольня и ограда [108]. В Ильинской церкви на первом этаже разместилась пекарня, на втором – общежитие. Монастырские постройки при этом постепенно приходили в ветхость, перестраивались, частично разрушались. Так, в 1956 г. были разобраны верхние ярусы колоколен церкви святого Димитрия Солунского. Однако основная часть монастырского комплекса в с. Троекурово все-таки устояла во времена безбожного лихолетья, что позволяет с надеждой смотреть на перспективу скорейшего возрождения монастырских храмов и других строений.

Троекуровский монастырь
Троекуровский монастырь. Фото 1960-х гг.

Пострадали в советское время практически все троекуровские святыни. Даже часовня на святом колодце, стоящая в глубокой балке на краю леса в трёх верстах от села, была разрушена в 1930-х гг. Как вспоминала Наталия Васильевна

Проскурина, в 1950-е гг. проживавшая в Троекурово, в то время ещё сохранялись остатки часовни. Были целы и каменные ступени, ведшие в часовне к колодцу. По её словам, «…в тёплое время года там всегда стояли букеты цветов, на кирпичах были огарки свечей и даже мелкие деньги. Каждый год летом на местный престольный праздник Владимирской иконы Божией Матери на святом колодце проходил молебен и освещение воды приезжими священниками. Людей на торжество собиралось по нескольку сотен. Особо верующие приезжали в Троекурово накануне и проводили ночь в лесу в молениях. На сам молебен привозили болящих, в основном нервными заболеваниями. Люди с пением молитв подходили к колодцу. Видела я процедуру изгнания бесов. Это зрелище не для слабонервных. Освящённую воду люди набирали в ёмкости, которые затем хранили до следующего года. За это время вода не портилась, не мутнела. Этой водой окропляли жилище, пили или брызгали при некоторых заболеваниях. Некоторые верующие омывались у святого источника, одевали новую одежду, а старую выбрасывали в лесной овраг. В 1960-е гг. по указанию районных властей директор совхоза «15 лет Октября», на землях которого находится источник, депутат Верховного Совета В.С. Топильская распорядилась засыпать колодец. Однако родник пробил землю вновь. Вскоре колодец был восстановлен…» По сохранившимся среди старожилов преданию, директор Топильская, лично севшая за руль трактора для уничтожения святого колодца, вскоре погибла в автокатастрофе на трассе Липецк-Лебедянь.

Но все эти страшные для Церкви и верующих годы многие жители Троекурово и всего нашего края продолжали верить в возрождение славной монашеской обители.

И сегодня возрождение Троекуровского монастыря происходит не на пустом месте, это радостное и долгожданное для верующих событие было приуготовлено сокровенными молитвами местных жителей, по-прежнему чтивших затворника Илариона, и многочисленных паломников, приезжавших посмотреть на святыню, пусть даже изуродованную консервным заводом. Не переставали посещать верующие и святой источник вблизи монастыря, который несколько раз во времена безбожного лихолетья пытались «закрыть» – засыпали землей, заливали бетоном. Но каждый раз святая вода пробивала себе путь наверх – к свету, к жаждущим исцеления людям. Хранились у местных жителей и две святыни Троекуровской обители – чудотворные Владимирские Троекуровские иконы Божией Матери.

Троекуровский монастырь в начале возрождения
Троекуровский монастырь в начале возрождения. Фото 2004 г.

Начало возрождению прославленной Троекуровской обители было положено в 1993 г., когда местные жители создали приходскую общину при Михайло-Архангельском храме, который более других сохранился на территории бывшего монастыря. Первая служба в Архангельской церкви состоялась 14 апреля 1993 г.

Тогда же на средства местной агрофирмы, возглавляемой Николаем Дмитриевичем Еремеевым, ставшим главным попечителем и благотворителем возрождаемой обители, началось его восстановление. Попечением Н.Д. Еремеева в эти годы был восстановлен Михайло-Архангельский храм, завершена его внутренняя отделка, стены украшены живописью, отреставрирована надвратная колокольня. После открытия прихода возобновились в праздники многолюдные крестные ходы к святому источнику, вернулись в Михайло-Архангельский храм его святыни – иконы Божией Матери – Владимирская Троекуровская Явленная и храмовая Владимирская Троекуровская. На последнюю икону через несколько лет изготовили ризу знаменитые елецкие мастерицы – схимонахиня Серафима (Захарова) и монахиня Ангелина (Немцова).

И всё это время прихожан волновал вопрос – сохранились ли честные останки угодника Божия затворника Илариона, покоившиеся ранее в пещерном храме под Владимирским собором. К сожалению, время хозяйствования в монастыре консервного завода многое либо изменило до неузнаваемости, либо вовсе погубило. Слава Богу, бывшая насельница обители, которую пригласили в Троекурово, уверенно указала то место, где следует искать гробницу старца. И вот 13 июля 1999 г. состоялось обретение честных мощей Илариона Троекуровского. Останки старца были перенесены в Михайло-Архангельский храм, где они сегодня покоятся в специально устроенной для этого раке и вновь являют чудеса чудотворений и исцелений. Епархиальной Комиссией по канонизации святых готовится общецерковное прославление преподобного Илариона Троекуровского, уже прославленного в качестве местно-чтимого в Соборе святых Липецкой, Воронежской, Тамбовской и Рязанской епархий. Вместе со священномучеником Тихоном и исповедницей Хионией Архангельскими преподобный Иларион является небесным покровителем Троекуровской обители.

Архимандрит Иосиф (Пальчиков) и попечитель обители Еремеев
Духовник монастыря архимандрит Иосиф (Пальчиков) и главный попечитель обители Н.Д. Еремеев. Фото 2005 г.

В 2003 г., после создания Липецкой и Елецкой епархии, необходимость скорейшего восстановления в Троекурово монашеской обители стала осознаваться всеми. Этого требовали и торжество Православия и Церкви Христовой, и сама историческая справедливость. По благословению Преосвященного Никона (Васина), епископа Липецкого и Елецкого, стало готовиться возрождение монастыря. А 6 октября 2003 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии в с. Троекурово Лебедянского района Липецкой области Свято-Димитриевского Иларионовского епархиального женского монастыря. Духовником обители указом Владыки Никона был назначен архимандрит Иосиф (Пальчиков), имеющий богатый духовный опыт иноческого общежития и принимавший непосредственное участие в возрождении другой прославленной обители – Задонского Богородицкого мужского монастыря. В июле 2004 г. Троекуровский монастырь был официально зарегистрирован органами юстиции.

С 2004 по 2006 г. обязанности настоятельницы обители исполняла монахиня Митрофания (Овчинникова). С мая 2006 г. во главе троекуровских насельниц указом Преосвященного Никона, епископа Липецкого и Елецкого, поставлена монахиня Матрона (Брыксина). В настоящее время в монастыре проживают 3 монахини, 5 инокинь, 3 послушницы и несколько трудников.

К моменту официального открытия монастыря в Троекурово уже проложили дорогу многочисленные паломники, уповающие на молитвенное заступничество преподобного Илариона, Троекуровского затворника. Именно они по мере сил помогали приводить в порядок обширную территорию монастыря, который постепенно обустраивался, принимая всё более благолепный вид. Заботами основного попечителя обители – Н.Д. Еремеева – благоустраивается территория монастыря, восстанавливаются келейные и хозяйственные здания, в 2005 г. начата реставрация Димитриевской церкви, в 2008 г. – Владимирского собора, готовится восстановление надвратного Ильинского храма. На средства Николая Дмитриевича и его семьи в 2003 г. приобретены и установлены новые колокола на монастырской звоннице. Деятельным помощником Николая Дмитриевича в попечении монастыря стал его сын – генеральный директор агрофирмы «15 лет Октября» Дмитрий Николаевич Еремеев, награждёный к Пасхе 2007 г. орденом святого Сергия Радонежского III степени. В 2007 г. Еремеевы пожертвовали 7 колоколов для восстанавливаемых звонниц Димитриевской церкви.

Иконостас Архангельского храма
Иконостас Архангельского храма Троекуровского монастыря. Фото 2007 г.

В 2006 г. обновлён снаружи Михайло-Архангельский храм – на нём восстановлены кровля и купола по первоначальному замыслу архитектора. Кроме Н.Д. и Д.Н. Еремеевых, значительную помощь при этом оказал благотворительный фонд ОАО «НЛМК» «Милосердие» при содействии председателя Липецкого городского Совета депутатов Валерия Ивановича Синюца.

Рака с мощами преподобного Илариона
Сень над ракой с мощами преподобного Илариона Троекуровского. Фото 2007 г.

9 июня 2007 г. архимандритом Иосифом (Пальчиковым) освящён колодец на источнике, обустроенном местными жителями на территории бывшего Голдобинского хутора, принадлежавшего некогда Троекуровскому монастырю.

Долголетние непрестанные труды Николая Дмитриевича Еремеева во славу Русской Православной Церкви отмечены высокими церковными наградами: архиерейскими грамотами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) в 1998 г. и епископа Задонского, управляющего Липецкой и Елецкой епархией Никона (Васина) в 2003 г. В 2005 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Н.Д. Еремеев награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.

Такой же наградой Русской Православной Церкви отмечены в 2007 г. заслуги в деле восстановления Троекуровского монастыря его духовника – архимандрита Иосифа (Пальчикова).

Отрадно, что на примере восстановления Троекуровского монастыря наглядно проявляется возрождение доброй русской традиции благотворительности и храмоздательства. Всё больше и больше людей стремятся в обитель не только за духовной помощью, но и с желанием самим помочь возрождаемой святыне. Так, за благотворительную помощь Троекуровской обители к Пасхе 2006 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был награждён орденом Преподобного Серафима Саровского III степени другой попечитель монастыря директор ЗАО «Красная Пресня» Виктор Иванович Таранин. Епископ Липецкий Никон наградил В.И. Таранина в 2007 г. архиерейской грамотой за личный вклад в дело возрождения Троекуровской обители. Посильную, но значительную помощь оказывают монастырю многие люди, проживающие на Липецкой земле и за её пределами.

Разделитель
 Главная страница » Храмы и монастыри Лебедяни
Обновлено: 11.07.2022
Поделиться в социальных сетях: