Отречение ельчан от царя Бориса Годунова — Воргол.Ру

Отречение ельчан от царя Бориса Годунова

Продолжение книги «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».

Ни один царский дом не начинался так необыкновенно,
как начался дом Романовых…
Последний и низший подданный в государстве
принес и положил свою жизнь для того,
чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою
связал уже неразрывно государя с подданными.

Н.В. Гоголь
Выбранные места из переписки с друзьями

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВРЕМЯ ВОЙН И СМУТ (1604-1618)

Одним из главных событий Смутного времени 1604—1618 годов стало становление новой династии Романовых в 1613 году. Избранный на царство Михаил Федорович, получил поддержку ельчан, и ельчане немало потрудились для того, чтобы династия Романовых утвердилась на престоле. Многие жители древнего города «положили свои жизни» за Михаила.

«В прежние времена войн и смут» — так елецкие дворяне на смотре 1622 года вспоминали период кровавой гражданской войны и интервенции начала XVII века. Смутное время было порождено социально-экономическими проблемами Московского государства и кризисом поместно-служилой системы. Важное место играли и политические события. Пресечение династии Ивана Калиты в 1598 году, правившей русскими землями «из старины», произвело большое впечатление на современников. Заметную роль в событиях Смуты сыграла самозванческая интрига, связанная с появлением человека, который с большой уверенностью выдавал себя за царевича Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного.

Отречение ельчан от царя Бориса Годунова

В 1604 году отношения между Россией и Крымским ханством резко ухудшились, былое затишье на степном фронте было нарушено. В таких условиях военное ведомство России, Разрядный приказ, распорядился направить воеводу М.Б. Шеина с тремя полками на юг, в районы Мценска и Новосиля. Затем с отборными войсками выступили в Ливны П.Н. Шереметьев и М.Г. Салтыков [102]. Наконец, сам царь Борис Годунов вышел с войском в Серпухов. Однако нападение татар не состоялось, и служилые люди были распущенны по домам.

Этой же осенью Борису Годунову докладывали о другой опасности: в польско-литовском государстве Речь Посполитая самозванец под именем царевича Дмитрия готовится в поход при тайной поддержке самого короля Сигизмунда. Об этом «Дмитрии», или как его стали называть впоследствии Лжедмитрии, было известно и ранее, но Борис Годунов не очень верил в возможность авантюрного вторжения самозванца. Да и польский король Сигизмунд уверял Бориса в своей верности и дружбе.

Лжедмитрий знал, что укрепления границ не происходит и, будучи человеком решительным и смелым, не хотел медлить. С другой стороны, он надеялся на поддержку населения пограничных уездов, зная обстановку в этом регионе и непопулярность здесь Бориса Годунова. Именно этот социальный, а не военный фактор играл важную роль в задуманном походе. Сама психология населения, в сознании которого не укладывалась мысль, что Россией правит выборный, а не природный монарх, способствовала успеху рискованного предприятия.

Агитация в пользу Лжедмитрия по южным уездам шла уже несколько лет. По городам ходили слухи, что «истинный» и «добрый» царевич — законный наследник престола — жив и имеет все права царствовать, а царь Борис — узурпатор, и власть его неугодна Богу. Недавние климатические несчастья и голод были очень ко времени, они объяснялись Божьей карой.

В 1604 году воеводой в Ельце был князь А.В. Хилков. Пост головы занимал Тимофей Павлов, который был вскоре заменен Богданом Селиверстовым [103]. Здесь же находился князь Ф.П. Барятинский, присланный в Елец во главе особого войска на случай нападения татар. А.В. Хилков и Ф.П. Барятинский вынуждены были бороться со слухами о Дмитрии. Воеводы понимали, какую опасность для собранных в Ельце служилых людей представляет подобная агитация.

С военной точки зрения авантюра Лжедмитрия имела мало шансов на успех. У него не было ни достаточного числа войск, ни артиллерии, да и поддержка поляков была нерешительной.

13 октября 1604 года войско Лжедмитрия перешло русскую границу и двинулось к ближайшей русской крепости — Монастырский острог. Здесь самозванцу удалось избежать военных действий, жители русской крепости связали своих воевод и сдали их Лжедмитрию. Вскоре все окрестные земли захлестнули слухи о приходе «истинного царевича».

Царь Борис Годунов начал собирать большое войско, чтобы одним разом покончить с самозванцем. В его составе присутствовали и ельчане: два отряда конных казаков по 200 человек каждый. Первый возглавил голова Семен Ивашкин, второй — Аксён Ходыров. Кроме того, в действующие полки была отправлена сотня пеших елецких стрельцов [104]. В самом начале вторжения «царевича» ельчане выступили на стороне законного царя.

Крупным городом на пути самозванца был Чернигов, жители его с радостью встретили «Дмитрия», они подняли восстание и отреклись от царя Бориса Годунова. Черниговские воеводы были избиты и брошены в тюрьму, город был разграблен поляками и местной чернью. Народ ликовал, приветствуя вернувшегося «царевича». Далее армия самозванца направилась к Новгороду-Северскому, ожидая, что и там вспыхнет восстание. Но этого не случилось. Оборону города возглавил приехавший туда накануне воевода П.Ф. Басманов. Под его командование поступили дополнительные силы из Брянска, Кром, Белева и других городов [105]. Воевода Лжедмитрия, польский магнат Юрий Мнишек вскоре начал осаду города, а в ночь с 17 на 18 ноября состоялся штурм крепости, который закончился провалом. Поляки решили отступать.

Теперь Лжедмитрий остался с небольшим войском. В этот катастрофический для него момент пришла весть о восстании в городе Путивле и переходе на его сторону местного населения. Путивль был важным стратегическим пунктом, он имел каменную крепость, и с самого начала вторжения Лжедмитрий не смел напасть на него. Кроме того, этот город был и важным торговым центром. Из Путивля восстание перешло на соседние уезды. Местные власти ничего не могли поделать и признавали царевича, присягая ему на верность.

25 ноября к восстанию присоединилась Брянщина. Местные жители за несколько дней свергли здесь воевод царя Бориса Годунова. Плененных воевод доставили в лагерь Лжедмитрия 1 декабря. А 3 декабря 1604 года стало известно о переходе на сторону Лжедмитрия города Кромы. От Кром шла дорога на Орел, и вскоре восстание против Бориса Годунова вспыхнуло в Орле, которое однако было подавленно.

Сражение между войсками Годунова и Лжедмитрия состоялось 21 декабря 1604 года. Убедительную победу одержали полки Бориса Годунова. Армия самозванца спешно отступала с поля боя. После поражения Лжедмитрий был вынужден отступить, но на помощь ему прибыла армия запорожских казаков. Уже в начале 1605 года Дмитрий занял Севск, который сдался без боя, открыв ворота.

В это же время самозванец пытался склонить к активным действиям против Бориса Годунова крымских и ногайских татар, и те не упустили возможность пограбить русские рубежи. В начале 1605 года был совершен крупный татарский набег на южные границы страны. Существуют данные о русских пленных, захваченных татарами. Среди них был и ельчанин, сын боярский Афанасий Золотухин, которого татары угнали в город Кафу, а позже продали в рабство в Турцию. Но Золотухину удалось вернуться в Россию, и в 1617 году он был взят на работу в Посольский приказ как знаток восточных языков [106].

21 января 1605 года у села Добрыничи в Комарицкой волости состоялось очередное сражение армий Бориса Годунова и Лжедмитрия. Вновь победу одержали войска, верные Годунову [107]. Рушились надежды Лжедмитрия на удачный исход задуманной авантюры. Он спешно бежал в Рыльск. Правительственная армия жестоко расправилась с восставшими областями [108]. Продолжалась осада Кром, сюда на помощь царским войскам подошла новая армия князя Ф.И. Мстиславского. Из Ельца в эту армию были посланы 400 казаков и 100 стрельцов [109]. Ельчане пополнили царские полки, вероятно, зимой 1605 года.

Пожар гражданской войны разгорался все сильней. Многое зависело от позиции населения, проживающего по соседству с мятежными регионами. Большие надежды связывал царь с населением южных уездов. Эти территории, имевшие большие гарнизоны и рас-положенные недалеко от военных действий, могли существенно повлиять на ход войны. В апреле 1605 года во время осады Кром в Ельце прошли смотр служилых людей и раздача им денежного жалования [110].

Но надежды на лояльность ельчан царской власти не оправдались. Весной 1605 года иезуиты из лагеря самозванца сообщили о мятеже Ельца и Ливен и признание ими «царевича Дмитрия» [111]. Сообщение датировано 7 марта 1605 года. Это противоречит известному событию — раздаче жалования ельчанам в апреле этого года. Вероятно, либо дата иностранных источников неверна, либо не все сразу отреклись от Бориса Годунова, и тогда разница в датах может указывать на то, что ельчане сильно колебались.

И все же ельчане нарушили клятву верности Борису Годунову, избранному на царство в 1598 году. С восстанием Ельца и других южных уездов чаша весов опять склонилась в пользу Лжедмитрия.

Воеводы в восставших городах обычно приводились населением к «Дмитрию» силой. Так случилось в Ливнах и Белгороде [112]. Существует большая вероятность того, что и елецкий воевода Хилков разделил общую участь. Отречение ельчан от законного царя положило начало «воровству» ельчан. Под воровством в XVII веке понимались политические преступления, какие-либо действия против законной государственной власти.

Царь Борис Годунов скончался 13 апреля 1605 года, а в мае 1605 года в Москве произошло восстание в пользу Лжедмитрия. «Народ безмолвствовал», и 20 июня 1605 года «Дмитрий» торжественно въехал в Москву. Здесь же состоялась его встреча с «матерью» Марией Нагой, которая на глазах у собравшегося народа со слезами на глазах обнимала «своего сына».

Гражданская война остановилась. Первым официальным представителем новой власти в Ельце стал новый воевода Григорий Тимофеевич Долгорукий [113]. О воеводстве его в Ельце практически ничего неизвестно.

Поскольку ельчане получали уже денежное жалование при Борисе Годунове в апреле 1605 года, то правительство не стало выдавать жалование вновь. Есть основания считать, что во время правления Лжедмитрия ельчане не пахали государственную десятинную пашню [114]. В это время была возобновлена торговля с Доном, прекращены переводы в дворяне из низших чинов.

Одним из важнейших мероприятий правления Лжедмитрия стал задуманный поход на турецкую крепость Азов. Базой для похода был выбран Елец. Этому способствовало географическое положение города, верность новому государю его жителей, а также военный потенциал Ельца. Вероятно, было принято решение подготовить город для принятия армии. Руководство в этом деле возлагалось на присланного из столицы Г.П. Акинфова. Иностранный современник писал по этому поводу: «всю зиму посылали великое множество амуниции, припасов и провианту в Елец, город на татарской границе… так что к весне запасли много муки, пороху, свинцу, сала и всяких других вещей на 30 тысяч человек». Об этом событии сообщают и другие источники[115].

По некоторым данным, в Ельце собиралось войско в 30 000 человек. Хотя полных оснований для доверия этим данным нет. Очевидно, что провианта и «пушечного наряда», собранного в Ельце, должно было хватить на большую армию. Для обеспечения судоходного пути по реке Дон самозванец приказал строить речной флот на реке Воронеж [116].

Существует сообщение о том, что весной 1606 года на одной встрече с послами Лжедмитрий обмолвился об армии, стоящей под Ельцом. По тем же данным, численность войска под Ельцом составляет сто тысяч человек [117]. Реальность этой цифры, конечно, сомнительна.

8 мая 1605 года состоялась свадьба Лжедмитрия. На этой свадьбе был представлен весь цвет русской аристократии. На нее был приглашен и елецкий воевода Долгорукий, который даже принял участие в царском «свадебном поезде» [118]. Вся страна толковала о торжестве и пышности свадьбы молодого государя. По случаю свадьбы народ ждал милостей от царя. Но история первого самозванца уже подходила к концу.

Лжедмитрий был убит 17 мая 1606 года в результате боярского заговора, который возглавил клан Шуйских. Тело его было выброшено нагим на рынке в грязь на всеобщее обозрение. После труп царя положили на прилавок и били кнутом. На труп кинули так же скоморошичьи вещи. По всей стране прокатилась новость о том, что «царь и великий князь Дмитрий» на самом деле оказался мошенником, расстригой, холопом Григорием Отрепьевым, продавшим душу дьяволу, занимавшимся чернокнижием. Он был проклят православной церковью.

Можно только предположить, как встретили ельчане эти новости. Оказывается истинный царь, за которого они выступали, был никакой не царь, а колдун и беглый холоп. Теперь официально признавалось, что ельчане выступали за холопа и расстригу и сделали его своим государем. Какие чувства может испытать человек, сам посадивший себе в цари вора, шута, чернокнижника и холопа в одном лице? Более того, Дмитрий, кто бы он ни был, был знаменем и символом южных служилых людей, которые ради него еще совсем недавно отреклись от законного царя Бориса. Все это вызывало крайнее недовольство.

Новым царем был объявлен боярин Василий Шуйский.

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/otrechenie-ot-godunova/

 

Примечания:

102. Разрядная книга 1598—1638 гг… С. 163.
103. Разрядная книга 1548—1604 гг… С. 169.
104. Роспись русского войска, посланного против самозванца в 1604 г. // Станиславский А.Л. Труды по истории государева двора. М., 2004. С. 383, 384, 395.
105. Маржарет Ж. Состояние Российской империи и великого княжества Московии // Россия глазами иностранцев XV-XVII вв. Л., 1986. С. 265.
106. Лисейцев Д.А. Татарский фактор во внешней политике Московского государства в начале XVII в. // Сборник РИО. Т. 10. М., 2006. С. 124.
107. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985. С. 200.
108. Буссов К. Московская хроника… С. 102.
109. Боярские списки… Ч. 2. С. 33.
110. РГАДА. Ф. 388. Кн. 862. Л. 305. В данном месте находятся выписки из елецкой десятни, сам источник не сохранился.
111. Скрынников Р.Г. Указ. соч.. С. 210.
112. Белокуров С.А. Разрядные записи… С. 5.
113. Там же. С. 7.
114. Со времени царя Бориса Годунова десятинная пашня была заброшена. См.: «Десятня государевой десятинной пашни» // Миклашевский И.Н. К истории хозяйственного быта Московского государства. М., 1894. Ч. I. С. 266.
115. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1937. С. 125; Петрей П. История о великом княжестве Московском. // О начале войн и смут в Московии. М., 1997; Палицын А. Сказание. М-Л., 1955. С. 114.
116. Там же. С. 122. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1931. С. 125.
117. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990. С. 207.
118. Белокуров С.А. Там же… С. 80.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание», изданной в 2011 году под редакцией Н.А. Тропина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе.

Разделитель
 Главная страница » История Ельца » История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков
Обновлено: 21.04.2014
Поделиться в социальных сетях:

Оставьте комментарий