Продолжение книги «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».
Послесловие
Пришло время оставить лежащий среди полей и лесов город Елец, стремительно уходящий в новую эпоху — XVIII век.
История старого Ельца имеет много славных страниц, достойных того, чтобы их помнили. Не менее интересны и последующие столетия жизни города, когда здесь начала проявлять себя особая культурно-историческая среда. В этой среде появилось много выдающихся личностей, но ее истоки берут начало в XVII веке.
Заканчивая эту книгу, хочется верить, что читатель уловил особый колорит и образ эпохи XVII столетия. Ведь иногда так важно почувствовать себя, свою собственную историю, остановить стремительный бег своей жизни и задуматься о том, куда мы движемся и что оставим мы своим потомкам.
Незнакомый современному человеку образ далекой эпохи старого Ельца очень хорошо отразился в людях того времени, навсегда запечатлелся в их сознании, в душе, в поведении. Консервативный сельский мир XVII века еще долгое время хранил в себе следы ушедшего времени. Ельчанин старого века не отделял себя от природы. От того, наверное, его жизнь текла, будто по кругу, и, на первый взгляд, люди жили так просто, что время их бесследно кануло в Лету. Но именно эти люди своей простотой, верой в Бога, в природу, в жизнь, сумели создать особый мир, в котором черпали вдохновение И.А. Бунин, М.М. Пришвин, Тихон Задонский, Иннокентий Херсонский, В.В. Розанов и Сергей Булгаков.
Заканчивая эту книгу, дадим слово ельчанину, который имел особый дар чувствовать мир, людей, время, историю. Вот что писал И.А. Бунин о своих впечатлениях от соприкосновения с сельским миром Елецкого уезда:
«Мужики суходольские навещали Лунево не с теми целями, что дворовые… Они кланялись отцу в пояс, целовали ему руку, затем, тряхнув волосами, троекратно целовались с ним… Они привозили в подарок мед, яйца, полотенца. И мы, выросшие в поле, чуткие к запахам, жадные до них не менее, чем до песен, преданий, навсегда запомнили тот особый, приятный, конопляный какой-то запах… Запомнили и то, что старой деревней пахли их подарки: мед — цветущей гречей и дубовыми гнилыми ульями, полотенца пуньками, курными избами времен дедушки… Мужики Суходольские ничего не рассказывали. Да и что им и рассказывать-то было! У них даже и преданий не существовало. Их могилы безымянны. А жизни так похожи друг на друга, так скудны и бесследны! Ибо плодами трудов и забот их был лишь хлеб… Так что же тянуло нас всех даже к голому выгону, к избам и оврагам, к разоренной усадьбе Суходола?» [474].
Бунин умел чувствовать ускользающий мир прошлого и использовать его как источник вдохновения. Может именно от этого, мир Бунина так торжественен, так возвышен и мрачен?
Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание. — Тула: Гриф и К, 2011. — 208 с.
Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-16-17-v/posleslovie/
Примечания:
474. Бунин И.А. Суходол // Собрание сочинений в 9 т. Т.3. М., 1965. С.138.
Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков. Научно-популярное издание», изданной в 2011 году под редакцией Н.А. Тропина. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.