Продолжение III главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».
Кулачные бои, танки и качели
Посмотрим теперь на развлечения ельчан этой поры [3].
Прежде всего, стоит сказать о кулачных боях, с которыми в своё время боролся Тихон Задонский. Кулачные бои проходили на праздники при большом стечении народа. Первоначально местом их проведения была набережная реки Сосны, которая вообще служила местом для проведения досуга до того, как в городе появились общественные парки. Зимой кулачные бойцы дрались прямо на льду.
Участники боёв делились на группы по месту проживания, т.е. в зависимости от слободы. Чернослободцы дрались с беломесцами (слобода за рекой Сосной еще долгое время после XVII века называлась Беломестной), жители Кузнечной слободы — с «ламскими» и так далее. Ельчане, свободные от дел в праздничные дни, всегда с охотой наблюдали за этим зрелищем. В боях принимали участие, в основном, молодые мужчины, но иногда в дело вступали, не вытерпев вида драки, разгоряченные алкоголем взрослые мужчины. О кулачных боях в Ельце XVII века ничего не известно, но, скорее всего, они существовали как народная забава.
Человеку постороннему могло показаться, что в кулачных боях был только хаос и жестокая игра, но это было не так. Здесь были свои правила и традиции, нарушение которых строго наказывалось. Так, запрещалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Во время боёв использовали только удары кулаками. Обычно во время этой забавы употребляли три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием) и головки основных фаланг (удар обухом). Бить можно было в любую часть тела выше пояса. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступить. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой. Обычно у каждой «стенки» был свой «вожак» или «атаман», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали особые бойцы — «надёжы», они должны были разрывать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов.
Кулачные бои, популярные в старом Ельце, являлись пережитком древних языческих верований. У многих народов, в том числе и славян, практиковались ритуальные поединки в честь умерших предков. Первые упоминания о таких поединках на Руси находим еще в Повести временных лет под 1048 годом.
Другая забава ельчан, известная нам документально, — качели. Качели также служили предметом негодования со стороны Тихона Задонского, пытавшегося запретить их употребление в Ельце, но ельчане очень любили это развлечение.
В старом Ельце качели были самых разнообразных форм и видов. Качели могли подбрасывать вверх или поднимать, переворачиваться. Были круглые перекидные качели на перекладине, на которую, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним кабинами, в которые усаживались люди, желающие покататься. Были и специальные качельщики, которые приводили ось в движение, кабинки взмывали ввысь, а потом опускались вниз. Работа качельщиков оплачивалась, но работали они в праздники и в ярмарочные дни.
Обычно, качели были развлечением женской части общества и детей. Качели существовали еще в глубокой древности. Однако изначально они не были развлечением или детской забавой. У некоторых народов ритуальное качание на качелях символизировало общение с богами «верхнего мира» и являлось ритуальным действием в честь Солнца. Часто древние качели имели форму лодки. В ритуальной ладье хоронили воинов древние германские народы. Качание девушки на качелях было её сакральным браком с Солнцем.
Качели были очень популярны, невозможно представить себе ни одной ярмарки, ни одного праздника в Ельце XVIII века без качелей. В глубокой древности на Руси качание на качелях также носило ритуальный смысл. Считалось, что подъём качелей вверх обладает магической силой, стимулирует плодородие природы, заставляя быстрее расти растения и способствуя размножению домашних животных. Это языческое представление на неосознанном уровне сохранялось и после принятия христианства. Не случайно на качелях больше всего качались весной, когда все наполняется жизнью, особенно с Пасхи до Троицы. В это же время, по представлениям наших предков, качание на качелях помогало девушке удачно выйти замуж.
Кстати, сегодня медики считают, что качаться на качелях очень полезно, потому что качание улучшает настроение, «укачивает стрессы» и помогает справиться с депрессией. Поэтому часто качанием на качелях ельчане поднимали себе настроение, отдыхали от житейских забот.
Стоит отметить, что важным местом проведения досуга в Ельце оставался кабак. Их число в городе росло очень быстро, поскольку государство видело в нем прямой источник дохода. Кабак мало изменился с виду, он остался тем же деревянным зданием. Теперь монополию на производство вина и пива получило и дворянство, поэтому посетителями кабака являлись, в основном, крестьяне, ремесленники и мещане.
До нашего времени дошёл интересный документ, который входил в число бумаг, посылаемых елецкими чиновниками в Орёл. Документ датируется 1848 годом и связан с описанием нравственности ельчан. Его автор — смотритель Елецких училищ Василий Юшков. Описываемые в этом документе обычаи ельчан связаны с серединой XIX века, но они в это время уже уходили в прошлое, а время их рассвета относится как раз к XVIII веку.
Чиновник, составлявший доклад, отметил, что ельчане не очень любили ходить в гости, а общаются, встретившись на улице. Таким образом, важные дела, а также обычное общение происходило во время прогулок по улицам города.
Зато в случае важного события в семье, например, свадьбы, начиналось самое «широкое разгулье», которое заключалось в многодневных пирах. Многие из пиров, отмечает чиновник, сильно вредили здоровью горожан, но ельчан это нисколько не останавливало.
Среди развлечений ельчан Юшков отметил старый обычай. 14 мая, когда церковь празднует день Сошествия Святого духа, и два дня после него, ельчане собирались на берегу реки Сосны. При этом девушки водили хороводы «в безобразных уборах» и пели песни. Эти празднования назывались «водить танки» (отсюда слово — «танцевать»). Танки (ударение на последний звук — прим.) — старое название хоровода и связанных с ним веселий. Начинался такой хоровод так: две-три девушки становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним присоединялись постепенно другие молодые женщины и девушки. Затем, постепенно, подходили молодые мужчины и парни с гармониками, скрипками и бубнами.
Главные участники таких хороводов — молодые девушки, они начинали ходить в хоровод с 12-13 лет. В иных местах ходить в хоровод начинали в более раннем возрасте, но полноправными участницами его девушки считались только с 16 лет. В семьях, где росло две или больше сестёр, при решении о вступлении в хоровод исходили из представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж. Для этого на младшую дочь накладывалось много ограничений, кроме запрета на участие в хороводе. Старшая сестра постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила её обноски. Это определялось далеко не всегда материальными причинами, семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей. Когда приезжали сваты, младшую дочь высылали вон, чтобы они её не увидели. Если же сёстры бывали в хороводе вместе, то младшая (или младшие) не должна была разговаривать с парнями, играть или шутить с ними. Девушки на выданье стремились вести себя в обществе старших скромнее, а в хороводе — веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы местных представлений о приличиях. А местные различия в этих представлениях были довольно велики. Например, в селе Архангельском в Елецком уезде считалось оскорблением, если парень поцелует девицу; такую «поцелованную» никто не возьмет замуж. Было принято, чтобы девушка не выказывала открыто предпочтения ни одному парню — иначе на неё падет подозрение в утрате целомудрия.
«Танки» водили в сельской местности чаще, чем в городе. Мы видим, что к середине XIX века этот народный обычай в Ельце уже угас и сохранился только во время нескольких майских дней.
Участвовать в хороводах могли почти все молодые женщины. Но их выход в хоровод в очень большой степени зависел от отношения к этому в их семье, от мнения мужа, свёкра, свекрови. Некоторые девушки ходили в хороводы вместе с мужьями. Парни также принимались в хоровод с 14-16 лет. Подростки (как мальчики, так и девочки) допускались в хоровод, но к вечеру должны были уходить, хотя иногда они оставались зрителями.
Ельчане старшего поколения присутствовали возле танков в качестве зрителей. Некоторые песни во время хороводов сопровождались разыгрыванием сценок. В праздничные дни было принято также качаться на качелях, что в обычное время считалось грехом. В течение всей пасхальной недели молодёжь развлекалась под открытым небом, пела песни, плясала.
Но вернемся к нашему чиновнику, столь строго описывающему нравы и обычаи ельчан. Он отметил ещё один «весьма древний обычай, который с незапамятных времён ежегодно выполняемый жителями города». Этот обычай заключался в том, что 1 августа с 4-х часов дня почти все жители Ельца отправляются на мост реки Сосны. «Мужчины по одной, а девицы по другой стороне становились в лучших своих нарядах, а иные, перейдя через мост в Засосенскую часть города, становились в описанном выше порядке по большой улице; иные в этом месте прогуливаются, а богатые разъезжают между ними в экипажах».
В данном случае речь идёт о народном праздновании торжества «Спас на воде». В это время считалось, что вода в реке имеет особые свойства, как в Крещенский день. Этот праздник отмечался в XVII веке с особым торжеством. Известно, например, омовение в этот день в 1602 году государя Бориса Годунова [4]. В народе считалось, что первый Спас отмечен некоторыми приметами: «На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь». Особое свойство придавалось в этот день росе. Почему ельчане так любили старый праздник 1 августа и устраивали гуляния у реки, сказать трудно. Во второй половине XIX века праздник, вероятно, ушёл в прошлое.
Такими были развлечения ельчан XVIII века. Конечно, здесь описаны далеко не все увеселения жителей старого Ельца, ведь на Троицу, на Рождество, на Пасху, и в другие большие праздники ельчане веселились различными способами, превратившимися в обычай. Конечно, эти увеселения были характерны не только для XVIII века и, конечно, не только для Елецкого края, и о них читатель может найти сведения в этнографической литературе.
Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках. — Саратов, изд-во «Новый ветер», 2012. — 240 с., ил.
Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-18-20-v/kulachnye-boi/
Примечания:
3. Далее материал излагается по: Статистическое описание г. Ельца. 1849—1850 гг. // www.oldelets.ru; Ляпин Д.А. Собрание обрядов, обычаев и песен русского народа (из рукописного наследия XIX века). Елец, 2010.
4. Степанов Н.П. Спасовки // http://www.hrono.ru.
Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.