Первые краеведы

Продолжение IV главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

Первые краеведы

В предыдущей главе было показано, что интерес ельчан к собственной истории появился в середине XVIII века [17]. Любознательные ельчане, имена которых не дошли до нас, собирали факты и предания об истории города. Уровень развития краеведения в те годы был очень низким, что проявилось в различных видах мифотворчества.

Первым елецким краеведом, имя которого нам известно, был Иван Иванович Уклеин [18]. Он был большим патриотом своего города и очень верующим человеком. Именно эти обстоятельства и оказали определяющее влияние на его сочинение о Ельце, которое было написано в виде небольших разрозненных и не систематизированных заметок в 1846—1848 годы. По сути, эта работа являлась прямым продолжением тех традиций собирательства записей о прошлом города, которое началось в середине XVIII века. Работа Уклеина вобрала в себя все недостатки, присущие стихийному краеведению предшествующей эпохи, но, тем не менее, была большим шагом вперёд.

Источниками работы Уклеина были, конечно, записи елецких старожилов, он сам ссылается на них: «за вероятное считается по записям…» [19]. Но он использовал и работы историков первой половины XIX века. Будучи человеком обеспеченным, Иван Уклеин приобретал и с удовольствием читал исторические труды известных ученых: Н.М. Карамзина, Н.А. Полевого, Е. Зямбловского. В этих работах ельчанин черпал сведения по истории города.

Уклеин как исследователь был достаточно простодушен, принимая на веру все легенды и мифы о Ельце. Отсутствие полноценного образования сказалось на стиле изложения его записей, которые сбивчивы, путаны и трудны для прочтения.

Среди достоинств труда первого краеведа стоит отметить использование исторических документов. Так, он приводит грамоту Марфы Нагой ельчанам от 1606 года, надпись на иконе Елецкой Божьей Матери. Часто Уклеин обращался к преданиям и легендам. В центре внимания книги первого краеведа — строительство Вознесенского собора. В это благое дело автор вложил всего себя. Уклеин закончил рукопись благочестивыми рассуждениями о пользе просвещения и науки: «В настоящее время одно только просвещённое восстание может доставить средства к правильному поддержанию себя в жизни гражданской». Первый елецкий краевед с удовольствием отметил, что в «Ельце с недавнего времени (то есть в 1845—1847 годы — Д.Л.) заведена книжная лавка для любителей чтения». В конце своего труда Уклеин написал «о характере жителей» города: «старики и молодые люди очень набожны, гостеприимны, ласковы и дружелюбны, в торговых оборотах ловки и рыскливы». Здесь Уклеин высказался как типичный представитель купеческого сословия, для которого важно благочестие, хороший дом, семья и торговые успехи.

Таким предстает перед нами Иван Уклеин — честным, искренним, порядочным, но немного наивным человеком, любящим свой город, его жителей и историю. Это подтверждает рассказ ельчанина, вероятно, младшего современника Уклеина, о том, как непросто жилось Уклеину с женой (урожденной Кожуховой), которая вела фривольную жизнь. Но Уклеин никогда не позволял себе грубостей с женой, был всегда подчёркнуто вежлив и любезен. Однако она однажды вывела из себя мужа тем, что побила его ручного сурка. Не выдержав, Уклеин сказал ей грубо единственный раз в жизни: «Если Вы хоть немного уважаете меня, то больше так делать не будете».

Ещё одним знаменитым краеведом Ельца был Михаил Александрович Стахович (1820—1858). Он ничего не знал об Уклеине, во всяком случае, никаких намёков о нём в своём труде не оставил. Стахович принадлежал к старинному дворянскому роду, получил хорошее образование, учился на философском отделении Московского университета, затем продолжил учёбу в Германии. Здесь он женился на немке, но неудачно, и вскоре вернулся в Россию, где разочарованный в европейских ценностях и идеалах, он стал страстным фанатом всего русского.

После официального развода с немкой он женился на простой русской крестьянке. Увлекшись собиранием русских народных песен, Стахович записал четыре тетради песен разного жанра. Так же он занялся литературным творчеством, из-под его пера выходили неплохие пьесы и стихи о жизни простого народа. Либеральный по взглядам, Стахович освободил своих крестьян еще в 50-е годы XIX века. Он буквально боготворил простой русский народ, помогая многим людям. Долгое время он был предводителем елецкого уездного дворянства. Несколько лет Стахович собирал материал о Елецком крае, и в 1858 году, когда труд уже был закончен, его автор трагически погиб. Стаховича ограбили и убили свои же дворовые люди — крестьянский староста и писец.

Произведение Стаховича о Ельце под названием «История, этнография и статистика Елецкого уезда» было опубликовано в том же году и стало достоянием общественности. Но, увы, горожане мало заинтересовались этой работой. И, тем не менее, Стахович стал первым профессиональным елецким краеведом, чей труд был опубликован [20].

М.А. Стахович очень добросовестно и ответственно подошел к своей работе, в которой виден и живой собиратель, и пытливый критик, и наблюдательный исследователь. Собравший ценные этнографические сведения и подробно описавший географию, природу, ландшафт, население Елецкого уезда Стахович мог бы стать хорошим примером для елецких краеведов последующих лет.

К сожалению, древняя история Ельца изложена краеведом довольно сбивчиво и кратко. Отдельную главу Стахович посвятил елецким легендам, к которым отнёсся с определённой критикой. Там, где Стахович писал «может быть», у последующего поколения краеведов вышло «так оно и было».

Третий елецкий краевед — Николай Александрович Ридингер, ветеран Крымской войны, служивший полицмейстером в Орле и, затем, в Ельце [21]. Скорее всего, отец его был известный российский военачальник эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Александр Карлович Ридингер (1782—1825), родом из эстляндских дворян.

Будучи орловским полицмейстером, в 1861—1862 годах Н.А. Ридингер написал небольшой труд по истории и статистике Орла. Получив перевод в Елец, полицмейстер принялся работать с местными статистическими материалами и опрашивать старожилов для написания истории Ельца. Вскоре ему удалось сочинить довольно подробный труд, посвящённый истории и статистике города. Стиль изложения книги — сухой, чёткий, последовательный — отражал точность, пунктуальность, аккуратность её автора. Большой плюс Ридингера как исследователя — обращение к документам. Видно, что он знал своё дело и относился к нему очень добросовестно. Ридингер понимал, что историческая работа должна быть основана на документальных материалах. Свои сведения о Ельце Николай Ридингер опубликовал под названием «Материалы по истории и статистике г. Ельца» в 1865 году в Орле небольшим тиражом.

Итак, зарождение елецкого краеведения пришлось на эпоху, когда старое, размеренное и традиционное общество николаевской России уходило в историю. К середине XIX века всё больше оформлялся тип нового человека — активного, беспокойного, жаждущего новых знаний и развлечений.

 

Ляпин Д.А. История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках. — Саратов, изд-во «Новый ветер», 2012. — 240 с., ил.

Источник http://vorgol.ru/istoriya-eltsa/istoriya-uezda-18-20-v/pervye-kraevedy/

 

Примечания:

17. См. также: Тропин Н.А. Исторические реминисценции и мифотворчество в православном сознании ельчан XVIII — начала XIX веков // Христианство и русская культура: материалы научн. конф. Елец, 2000, с. 112-119.
18. Уклеин И. Краткие исторические сведения о городе Ельце // Елецкая быль, вып. 1. Липецк, 1994, с. 23-63.
19. Уклеин И. Краткие исторические сведения о городе Ельце… С. 28.
20. См.: Ляпин Д.А. Некоторые сведения из истории Елецкого уезда XVII в. в освещении М.А. Стаховича. // Межвузовские научно-методические чтения памяти К.Ф. Калайдовича: сборник материалов. Вып. 6. Елец, 2005, с. 69-75.
21. Благодарю за информацию Н.А. Тропина.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Читать книгу далее

Разделитель нижний
Ельцу — 872 года

Как город Елец впервые упоминается в 1146 году:

…Князь же Святослав Ольгович иде в Резань, и быв во Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону, и в Елце, и в Пронске, и приде в Резань на Оку…Русская летопись по Никонову списку, 1146 г.

Елецкая крепость (макет)

Однако сегодня историки и краеведы исследуют другие источники, в которых факты указывают на появление Ельца гораздо раньше летописной даты.

Подробнее об истории города воинской славы читайте в разделе "История Ельца" >>

Для быстрого доступа к материалам сайта пользуйтесь поиском.

Открытый Липецк. Форум города Липецка
Статистика
Яндекс.Метрика
Получить туристическую карту Воргольских скал
Аллея героев
© 2020, Воргол.Ру — страницы истории города Ельца  ·  © 2011-2020, Разработка WPcore  ·  2006-2020, РЕГ.РУ - хостинг, серверы, домены  ·  Связь с редактором